Биполярка Психологический триллер глава четвёртая

Наталья Качкаева
Знакомство

Сегодня будет насыщенный день — с перерывами на кофе, в лучшем случае.
Вчерашний ужин в рыбном ресторане первого этажа отеля, с небольшим вытянутым залом и  броскими фотографиями на морскую тему, произвёл на меня впечатление.
К моему заказу  из трёх блюд, а в Мишеленлвских ресторанах порции очень маленькие, шеф повар сделал мне три комплимента. Мне удалось полакомится  жаренным сибасом с пюре из цветной капусты, копчёным филе сома, а также какой-то малосольной рыбой на чипсах - сухариках. И феерическим окончанием ужина стал сорбет из ревеня с цитрусовым кремом и муссом из йогурта с миндалём.
Поэтому, после вчерашней трапезы на завтрак я решила ограничится овсянкой с красиво разрезанными ягодами клубники  и чашечкой кофе с миниатюрным кексом... А потом ещё одним.

Не могу сказать, что я с замиранием сердца переступаю порог выставочного зала, но момент таинственности в этом действе всегда присутствует.
За дверями, на серых стенах  индустриального стиля, как сейчас модно, висят не просто полотна. Сюда, на отведённое выставкой время переместился мир создателей. С его угрюмостью, живостью, серыми красками и яркими пятнами переходящими в мазки и снова по кругу — временной бег, полёт мыслей, замирание стрелок часов.
Здесь каждый видит своё — ежегодная выставка-конкурс молодых художников.

Чем отличаются такие выставки скажем от таких-же, но может быть рангом чуть выше аналогичных в Москве — однозначно атмосферой, не путайте с атмосферностью.
Здесь также шумно, но в глазах посетителей можно прочесть восторг от соприкосновения с миром искусства. Первое чувство от презентации в Москве, конечно бизнес и модная тусовка с тётками в нелепых нарядах с натянутыми улыбками.
Здесь этого нет. И что ещё мне нравится здесь — сегодня не звучит академическая музыка. Смесь этники с психоделикой, гармонично вписываются в общий фон мероприятия. Группка из трех человек ненавязчиво погружают посетителей в транс. Но всё-же всё достаточно живо, презентация не затянута и не холодна, не смотря на то, что всё-таки это степенная Балтика.

Здесь представлены все техники, включая масло, акрил, акварель, смешанные и такая модная сейчас цифровая живопись. Две работы от каждого и площадка для высказываний художников со своими новыми работами открыта для кураторов, искусствоведов и журналистов, а если повезёт, то и для коллекционеров.
Я предпочитаю лично встречаться с потенциальными авторами. Замеченные таланты имеют  возможность присоединиться к  рынку современного искусства, а я в данном случае получаю в свою галерею новое яркое имя.
Для его раскрутки я приложу не мало усилий, если увижу в его работах зерно самобытности, но больше  готовность выложить за его живые мазки кругленькую сумму.

— Что я ищу здесь?
Ну, конечно не академизм. Меня столько  лет  учили именно академической технике. Я никогда не любила рисовать натюрморты с графинами, треугольники и головы с выверенными  пропорциями  — отличная база не приносящая лично мне ни капли удовольствия.
 Ещё в годы учёбы мой взгляд магнетически притягивался к репродукциям Мунка, при чём позднего с его нервными срывами  изменившими его восприятие мира и  передачу эмоций. Хотя  по мнению экспертов лучшими признаны его работы написанные до болезни. Конечно, меня привлекает импрессионизм, с его выражением не объективной реальности, а субъективных эмоций, реакций в ответ на запечатленные события, достигаемые с помощью преувеличения, искажения, а иногда и примитивизма. Но обязательно через яркие оттенки или выразительные мазки.

Я подхожу к одному из таких заинтересовавших меня полотен.
Заснеженная улочка  города с невысокими  домами  покатых крыш, купола, много куполов на заднем плане. Одинокий  трамвай  и неспешно прогуливающиеся люди,  написанные  характерными для стиля штрихами в сочных красках. 
Но сколько  удивительной нежности в звенящем от мороза воздухе с изящными линиями тонких деревьев вдоль ярких домиков наполненных солнцем и счастьем.
Счастьем, которого мне так не хватает.

Через пару минут моё погружение в мир автора прерывается приятным тембром стоящего позади меня и пока не видимого для глаз .
— Нравится?,—  спрашивает мужской голос за спиной.
— А вам? —отвечаю я вопросом на вопрос.
Он пропускает свой ответ и задаёт следующий.
— Вы были в Даугавпилсе, в центре Марка Ротко?
Я всё так-же рассматривая картину, — А молодой человек в теме.
Разворачиваясь  лицом к собеседнику, — На мой стыд, могу признаться, что ни разу не посетила этот амбициозный культурный проект двадцать первого века,— думаю, но не произношу в слух.
Но он уже увлечённо продолжает, — Советую. Это единственное место в Европе, где можно ознакомиться с работами Ротко.
И мальчик, а он действительно выглядит гораздо моложе меня, начинает увлечённо рассказывать мне о основателе абстрактного импрессионизма, возбуждённо цитируя  самого Ротко «Что его зритель - это тот, кто видит не смешение красок, а взрыв человеческих эмоций, торжество экстаза и боль трагедии."
Я, конечно могу удивить его процитировав другие не менее хлёсткие изречения известного художника, но мне не хочется  перебивать его  юношеский пыл.

—  Может быть вы станете моим экскурсоводом?,— не боясь отказа спрашиваю я. Для пущей уверенности цитрую: "Эти  полотна мало лицезреть, их надо чувствовать, как живой организм", — одновременно подигрывая ему,  и соглашаясь с высказыванием.

— Быть может послезавтра? Вы сможете выкроить время? —  спрашивает он.
Я забиваю его номер телефона в свой.
У мальчика красивое имя. Его зовут Платон.
— Зоя, представляюсь я.
— Ну, что-ж, Платон. До скорой встречи!
Я не афиширую свою профессиональную озабоченность, но мне не терпится  ознакомится с другими работами авторов представленных на выставке.
Я делаю пометки в заявленном списке имён с названиями работ. Хожу по кругу, то приближаясь к полотнам, то отдаляясь на некоторое расстояние.
Так, я вновь оказываюсь у полотна с трамваем.
Теперь я смотрю на сигнатуру, цвета пиролюзита написанную  в правом углу полотна — чуть наискось ПлатО.
Сверяю с буклетом...
Платон Оверко
Солнечный город
Холст масло
100х65
2019
Мальчик бесспорно талантлив. В авторстве не признался.
Излишне скромен? Не уверен в себе? Или просто не испорчен славой?

Я забиваю фамилию Платона в поисковик. Его картины есть на раскрученных порталах для художников. Они появляются среди первых ссылок в выдаче.
Глядя на фотографии репродукций  могу сказать, что его работы можно отнести в разряд андеграундных. Это одновременно и хорошо и плохо. Не зависимость от арт-рынка и тенденций даёт свободу творчества. Между ремеслом и творчеством он выбирает последнее. А для этого нужна финансовая свобода.Может быть он не всё выставляет? Или занимается чем-то ещё? Непременно  постараюсь разгадать эту загадку. 
Я сравниваю его ранние работы с творениями более позднего периода и вижу его уход от яркой палитры. Следствие профессионального развития или  всё-таки это "уход в себя". С яркими цветами гораздо легче добиться выразительности.
С моногамной, ограниченной в оттенках палитрой работать сложней, но именно она открывает возможность воображения, что я больше всего и ценю в полотнах.
Он определённо талантлив. Я убираю айфон и продолжаю обзор выставочных работ — даже отбираю ещё пару кандидатов. Художницу из Латвии и прекрасного автора из Армении. Но все мои мысли занимает Платон.
Пожалуй,  я пробуду в Риге дольше  запланированного мной времени.

Вечером я не могу дождаться предстоящего "послезавтра".
Позвонить ему на мобильный и встретиться  в каком-нибудь уютном кафе? Пожалуй, не сегодня.
Мой ужин в городе — кусок ростбифа лишённого мраморности — обычного  ресторана, камнем падает в мой желудок.
— Да, я ем мясо на ночь. А бокал  моно-сортового гарнача с насыщенным букетом ягод малины просто обворожителен. Пожалуй, я закажу бутылочку. И лучше,  ещё одну возьму с собой...

Такой длинный день — можно было бы завалиться спать.
Но я приняла лайфак — есть такие работающие лайфаки, чтобы поймать вдохновение. Для кого-то это медитация, для кого-то первые минуты после просыпания, программирующие мозг на творческий процесс — вот уж, не про меня.
То ли дело, совсем не большое количество алкоголя. Он не много расслабляет меня и я вливаюсь в поток.

— На  фиг эти махровые халаты?!  Я вытаскиваю из своей так и не разобранной сумки любимую растянутую футболку — наверное для того, чтобы откупорить  изящную бутылку испанского красного полусухого. А ещё свой новенький графический  планшет  Wacom Intuos Pro Large. Я хочу освоить эту не простую для меня технику досконально. Теперь я понимаю своих предков, которые трясутся над своими кнопочными  Сони Эриксоновскими телефонами, боясь притронутся к более современным гаджетам.
Я просто не замечаю, как маленькими глотками, я постепенно опустошаю стеклянную ёмкость, зажёвывая  лежащими рядом на сервировочном куске фарфора латвийскими  конфетами  Laima — с пожеланием сладких снов красивым шрифтом.
Я выставляю удобный для меня наклон подставки.
При помощи прищепки закрепляю лист формата А-4 к планшету, подсоединяю его к своему макбуку и тончайшей гелиевой ручкой наношу первый штрих .
Планшет должен запомнить и оцифровать мой не замысловатый скетч.

— Вот,  сейчас...
— Ещё Пикассо говорил, что вдохновение должно застать художника за работой!,— бормочу я себе под нос. " Ты ничего не планируешь, а просто наслаждаешься процессом.  Не покидает чувство, что рисуешь не ты"
Я чёркаю ещё  пару линий...
— Б...ть! Что-же я хотела - то набросать? 
Наклоняюсь, ставлю бутылку на пол, неловко облокачиваюсь на стол задеваю планшет.  Плохо закреплённый,  он  падает на стол экраном в низ. 
— Отлично!, — отмечаю я.
— Эта картина непременно продастся, — вспоминаю хорошую примету — у художников падение с мольберта работы считается благоприятным знаком.
Я плетусь к кровати, не  разбирая её я падаю ничком на покрывало. Что- то не приятно упирается мне в живот. Это телефон.  Не послушными пальцами, сквозь слипающиеся ресницы, я ищу номер Платона и набираю текст.
"В 16-00.  Dome Hotel & Spa. Входи без стука. Не заперто. Зоя".
 
Промежуточное  состояние между явью и сном сегодня отсутствует. Всё не  много плывёт, но лиц нет — нет  смешения  бессознательного с моим ещё борющимся  сознанием. Я вздрагиваю всем телом и отключаюсь.



P.S. В заставке использована репродукция  картин Эдварда Мунка "Мадонна" и "Крик".