На краю света. Школа радости 2. Хор

Анна Алексеевна Золотовская
(из серии заметок «Подруги  юности моей)

Предвижу, что некоторые учителя, читая мои заметки о  нашей  «самодеятельности», скажут:

-А где же здесь урок – основа обучения?

Да, урок, действительно, основа основ школы.  Я же здесь пишу о так называемой внеклассной работе.

Но я думаю, невозможно делить школу на классную и внеклассную работу, а педагога – на учителя и воспитателя.

В нашей школе этот вопрос не был  «вопросом».

Он не был проблемой, которую надо решать раздельно.

Разве не замечательно то, что содержание урока выходит за рамки академического часа, а познавательный интерес ученика продолжается за стенами класса и учитель и вне урока остаётся руководителем в творческом поиске ученика.

И если я здесь рассказываю о внеклассной работе по литературе, музыке, изобразительному искусству, то вывод сам собой вытекает – начальным этапом был урок.

Кстати, чуть- чуть и об уроке…  В моём перечислении школьных дисциплин, за исключением литературы, названные предметы не входили в число главных.  Да что греха таить, для преподавания этих предметов в сельскую школу никогда не присылали специалистов.

Но вот парадокс: мы в нашей школе не делили школьные дисциплины на главные и неглавные.

В процессе узнавания  наших учеников, мы убеждались, что дети, рожденные и выросшие на просторах родной природы, обладают чутьём  понимания прекрасного и неосознанно тянутся к искусству.

Начну с пения…  Так назывался тогда урок  музыки.  Уроки проводились, но помимо уроков в школе был ХОР.  Руководила хором учитель пения, выпускница педучилища Галина Михайловна Малина, самая молодая среди нас.


В хор не надо было загонять. В хоре хотели петь все.

Пели задорные пионерские песни, лирические о Родине. Была у нас и своя песня, сочинённая нашими учителями.

Сейчас смешно вспоминать, как мы её создавали. Как написать музыку, когда нет ни одного музыкального инструмента?  Но и это нас не остановило.

Н.Н. – директор школы, учитель литературы и признанный поэт в нашем кругу – сочинила стихи.

Галине дали задание – «написать» музыку на стихи, то есть  создать песню.
Два дня она сочиняла, ходила и напевала.

Затем собрала нас вместе, напела нам новую песню и велела всем выучить её до выходного.

Весь воскресный день мы исполняли, записывали на магнитофон, стирали, снова записывали…

Наконец, с общего согласия песня была признана.

На следующей неделе Галина на всех урока пения разучивала её с ребятами.

Скоро новую песню пела вся школа.

На протяжении всего последующего времени песня звучала на всех школьных концертах и там, куда мы выезжали.  Об этих поездках я расскажу позже.

Так как же не ходить в такой хор?

Все ребята слушались нашу юную учительницу, все с удовольствием и влюблённо пели с нашим милым композитором и дирижёром.

Невозможно не сказать, что, кроме хорошего голоса и слуха,  Галя была хороша собой.  Брюнетка с выразительными глазами,  располагающей улыбкой, в чёрном платье, подчёркивающем её стройную фигуру, она была выразительна в роли дирижёра.  Дети, конечно, обожали её.

Вскоре Галина поступила заочно на исторический факультет, и через два года ей доверили вести уроки истории.

Говоря о массовости участия учеников в школьных мероприятиях, важно сказать о качестве этих мероприятий.

Да, за неимением многого, кое-что, может быть, и желало бы быть лучше. Но хочу заметить, что на условия мы редко списывали какие-либо недоработки.  Делать тяп-ляп никто не хотел, ибо  за каждое конкретное дело отвечал кто-то один.

И  «этот один» не желал ударить в грязь лицом перед коллегами, наконец, перед ребятами.

Ребята были нашей совестью!


Немного изменю план повествования…

Только что  Анастасия Алейникова прислала мне слова песни о Сумозере.  Она сейчас живёт и работает в заполярье, в городе Апатиты.

А в те годы, о которых я пишу, она была маленькой ученицей нашей школы – Ася из Сумозера.

Все эти долгие десятилетия мы не прекращали с ней общения, как и со многими другими, бывшими учениками Сумозерской восьмилетней школы, а после её окончания «перешагнувшие» вместе со мной в Хвойнинскую среднюю школу, где я с ними снова работала уже в старших классах.

Итак,  «Песня о Сумозере», написанная учителями Сумозерской школы.

«В стороне от железной дороги,
Среди сосен густой синевы,
Есть посёлок, что всем нам так дорог,
Здесь живёт моя юность и ты.

Наш посёлок тепло тебя встретит
Простотою  суровых людей.
Пусть совсем он тебе не приметен,
Ты найдёшь себе верных друзей.

Рано утром тебя он разбудит
Пеньем сосен и шумом пилы.
Кто здесь был, тот уже не забудет,
Не забудет его красоты.

Припев:

Если тебе взгрустнётся,
О Карелии вспомнишь ты,
Ты в Сумозеро,
Ты в Сумозеро,
Ты в Сумозеро  поспеши.


Ася из Сумозера ждёт продолжения – значит,
Продолжение следует.

Фото Анастасии Алейниковой.