Утка по-пхеньянски

Александр Быков 62
 
Вечер был обычным, одним из многих, как например, патрон из пулемётной ленты.
Я заступал на ночное дежурство. Обходя территорию перед посольством, я заглянул в фонтан. Три года этого не делал, а тут на тебе, точнее себе. Все мы когда-нибудь делаем что-либо в первый раз, а потом, в зависимости от последствий, начинаем или благодарить судьбу за неожиданный подарок, или ругать всё и всех подряд.   
Фонтан, кстати, у нас красивый. Сделан в виде большой чаши, которая возвышается посреди круглого бассейна. А вокруг бассейна сплошь по кругу посажены какие-то кустики хвойные, ну и подстрижены они соответственно. Посмотришь со стороны - этакий зелёный бублик лежит. Фонтан включают только во время больших приёмов и визитов высоких гостей. Это ведь не секрет, что журчанье и вид льющейся воды создаёт как раз то, чего так не хватает сухим официальным встречам. Нет, нет, о журчанье шампанского и прочих горячительных напитков я даже не думал.
В этот вечер фонтан был молчаливым и сухим. Но не пустым! Присмотревшись, я к своему изумлению на дне бассейна увидел серенькую уточку, которая, раскинув крылья, пыталась спрятать маленьких испуганных утят. А те лезли наперебой под мамку, выталкивая друг дружку. Куда ж тебя занесло, милая?
Всё дальнейшее происходило как бы в двух мирах сразу: в первом, то есть в посольском, я добросовестным роботом обходил здание и проверял то, что положено по инструкции. Во втором, уже утином мире, я, пребывая вне себя, на высоких тонах обрушил на утку множество вопросов, но, распаляясь от сказанного, не требовал ответов от серенькой мамаши, а сам спрашивал и сам отвечал:
"Ты - мать, или не мать? А если ты - мать, то должна думать головой, но не хвостом своим куцым о жизни утят. У тебя что, навигатор сломался? Куда ты попёрлась? Да ещё и не одна, а потащила спецкоманду в кожаных ластах, которой от роду всего-то неделя, ну, максимум полторы. Ты забыла, что находишься в центре громадного города с трёхмиллионным населением? А уж о полчищах кровожадных машин и думать страшно. Задавят и не заметят. Был бы я уткой, я сделал бы так: со своей эскадрой поплыл вниз по течению. Сразу за городом начинаются рисовые поля, сплошь залитые водой в это время. Это же рай для всех водоплавающих. А ты что наделала?
Закончив обход, я зашёл в дежурку. Пора уже оставлять автограф в книге приёма дежурств и отпускать человека на отдых. После его ухода я уже не смогу выйти из здания, здесь все двери открываются изнутри. Да, да, изнутри. Не надо путать с психушкой, там двери открываются только снаружи. Нет, не был, но знаю.
Стоп! А как же они вылезут из фонтана? Летать-то они не могут. Отсутствие воды и кормёжки, да ещё жаркое корейское солнце за день-два быстренько сделают своё чёрное дело. Решение пришло быстро. Обращаюсь к коменданту, который торопливо собирал свои вещи в пакет с большим нарисованным знаком вопроса:
- Володя, тут неожиданное дельце нарисовалось. Ты пять минут потерпишь?
Знак вопроса чудесным образом перекочевал в глаза коллеги по работе:
- Потерпеть можно, а что это за дело? Нельзя его перенести на завтра?
- Нет, Вова, нельзя. Сейчас объясню – сказал я, торопливо набирая телефонный номер своей квартиры:
- Алло, Катя, давай бегом ко мне в посольство, утят спасать надо.
Откровенно говоря, боялся многочисленных вопросов, но услышал только короткие гудки. Молодец, моя реактивная уже помчалась.
- Володя, у нас перед посольством в пустом бассейне с фонтаном утка с утятами сидит. Видимо, где-то рядом вывела их в гнезде, а сейчас ведёт их к большой воде. Без воды им погибель будет.
- А как они в бассейне очутились?
- Я этого не знаю. Наверное, человек их пуганул, или машина проехала.
- Да, полчаса назад военный атташе выезжал.
- Ну вот. Только на утро это дело оставлять не надо. Некуда им будет спрятаться средь бела дня. Погибнут. Я сейчас достану утят и мамаша за ночь выведет их к Тедонгану, пока темно. Сколько тут от нас до реки?
- Километра полтора – два.
- Хорошо. Вова, я быстро. А вон и моя супруга бежит на помощь. – увидел я в одной из камер знакомый силуэт, отдалённо напоминающий бегущую лань.
- Петрович, вот скажи мне честно, тебе зачем всё это?
- Понимаешь, я охотником был много лет назад. Хорошим охотником, добычливым. Птичье племя прореживал систематически, да и другим братьям меньшим доставалось. А сейчас есть прекрасная возможность исправить минусовую статистику хотя бы немножко в плюс. Да и хрен с ней, со статистикой. Если можно спасти животинку, почему надо проходить мимо? Я так не могу. Ладно, я пошёл. Постараемся побыстрей управиться.
Вышел из здания, по ступенькам спустился к фонтану. Тут и моя супруга подбежала, слегка запыхавшись.
- Кать, ты извини, что потревожил, но нужна твоя помощь.
- Ты хоть объясни, в чём дело.
- Коротко объясняю: утка вывела утят где-то рядом, а сейчас ведёт к реке. Но, видимо, их напугала проезжающая машина. Утята шарахнулись от чудовища в этот зелёный кустик и упали в пустой бассейн. Мамаша, конечно же, за ними. Сами они оттуда не выберутся. Надо их достать и выпустить. Иди, посмотри.
Катя подошла к фонтану и заглянула внутрь.
- Ой, какие маленькие.
- Катя, у нас времени в обрез. Я спрыгну к ним, буду ловить и передавать тебе. Ты выпускай их под ближайший куст.
- А утка?
- А она взлетит и сядет поблизости. Будет на голос собирать.
- Слушай, страшно ведь.
- А ты представь, как им страшно.
Не теряя времени, я спрыгнул в бассейн. Утка недовольно вспорхнула и мгновенно юркнула под дерево. Утята бросились врассыпную. Ну куда же им деться от моих загребущих рук? По одному, а то и по два пушистых комочка ловлю и передаю Кате. Она с причитаниями «ути-пути» тут же отпускает их к мамке. Утята оставляют на моих ладонях что-то мокрое. Я, конечно, догадываюсь что, но думаю о хорошем. А вот и последний. Его я на пару секунд задерживаю в руках, он пищит, трепыхается, как может. Пытаюсь его успокоить, вспомнив волшебную фразу из армейской службы:
- Не ссы, солдат ребёнка не обидит.
Утёнок мне не верит и делает всё наоборот. Ну да ладно, иди с Богом. Будет очень здорово, если я останусь в твоей жизни самым большим ужасом.
Ночь прошла спокойно. В камеры я пытался увидеть, как утка будет выводить свой отряд из посольства. Нет, так и не увидел, она ещё та партизанка. А я всё думал, как она там? Довела своих до большой воды, или не дай Бог …?
Весь следующий год, проходя мимо фонтана, я каждый раз с надеждой заглядывал в него и разочарованно шёл дальше. Причём, делал это и глухой корейской зимой. Ну прям дурдом в загранкомандировке.

 И всё-таки историю с уточкой я не выкинул из головы, а положил в дальний ящичек слева. Почему? Да потому что не все «пазлы» сложились. И не хватало этих самых «пазлов».
Через год, уже перед отъездом в Россию, мы с супругой раненько утром встали и пошли за картонными коробками, чемоданов-то не хватает. Уже рассвело, но посольство ещё досматривало сны. Даже собачников не было. Проходя мимо платанов, Катя толкает локтем и показывает вверх:
- Смотри, утка!
- Да ладно ты.
Но присмотревшись, ё-моё, с удивлением вижу: в кроне дерева застывший пёстренький силуэт уточки. Перешёл на другое место, чтобы получше рассмотреть. Уже нету, растворилась. И не слышно, чтобы взлетал кто-нибудь. Ага, значит, дупло. Так-так, хорошо. Вот они, те самые «пазлы».
Через пару дней сын прибегает с улицы и говорит:
- Папа, в большом бассейне утка с утятами плавает. Откуда они здесь взялись?
- Я думаю, Матвей, эту утку мы с мамой знаем с прошлого года. Она ещё тем летом здесь утят выводила. Около второго дома у неё на дереве   гнездо в дупле. И вообще, она большая умница. Правда, немного безбашенная.
- А как это, на дереве? Ведь утята ещё летать на могут.
- Правильно, не могут. Но они верят своей мамочке. И та их не подводит. Мне сейчас некогда, давай вечером вместо сказки я расскажу вам про это семейство, у которого тоже бывают сказочные моменты.
- Хорошо, только ты не забудь, – и сын убежал на улицу.
Вечером, когда весь мир уже позёвывал, прикрывая ладошкой рот, я уложил Катю и Матвея в кроватки и начал свой рассказ:
- Утки – это очень разнообразный вид водоплавающих птиц. Они бывают большие и маленькие, разноцветные и серенькие, длинноногие и не очень. Бывают крикливые и тихушницы. Помните мандаринок, когда ходили на остров кормить оленя.
- Да, я помню их – защебетала Катя, - они такие красивые и яркие.
- Они потом ещё хлебушек отобрали у павлина, - добавил Матвей.
- Точно, хотя они раз в пять меньше этого самого павлина. Ну так вот, утки в основном гнездятся на берегах рек, озёр и болот, в зарослях кустов и высокой травы. Любят, чтобы вода была рядом, они и кормятся в воде. Делают гнёзда, самочки высиживают яйца, а позднее выводят утят. На второй или третий день утята уже смело плавают.
Маленькая Катя тут же заёрзала в своём гнёздышке:
- Папа, а кто их учит плавать?
- Самое интересное, что они уже с рождения умеют плавать. Они маленькие и пушистые, и лапки у них с перепонками. Помните, как мы с мамой учили вас плавать? Но у нас-то процесс был долгий. А здесь у них всё гораздо быстрей происходит. Мама-утка заходит в воду и показывает, что бояться не надо, а знай греби своими лапками. И вот уже поплыли маленькие пароходики. Но есть ещё один удивительный момент: не все утки гнездятся рядом с водой. Когда гнездо с яйцами или утятами находится на берегу в зарослях, оно практически беззащитно. Утка не может противостоять хищникам. Тут и лиса захочет полакомиться, и хорьки, и горностаи. Да мало ли кто? Слопают запросто. Самые умные и осторожные утки гнёзда делают в дуплах деревьев на высоте 3 - 4 метров. Вот и наша утка уже несколько лет выводит утят в дуплистом дереве на территории нашего посольства. Прошлый год мы с мамой спасали её утят, когда те попали в смертельную ловушку.
- Да, пап, я помню, ты рассказывал. – Матвей оторвал голову от подушки, - но как они из гнезда выбираются? Они же не летают. Их что, утка в клюве переносит на землю? Я видел, так кошка котят перетаскивает. 
- Хороший вопрос. Отвечаю: Утята своей маме доверяют безгранично. Они привыкают за ней ходить и без лишних вопросов делать то, что делает она. И если в один прекрасный вечер (а эти утки ведут ночной образ жизни) мама-утка говорит: «Ну-ка, ребятки, за мной» и выпархивает из гнезда, то утята без всяких страхов прыгают за ней. Они лёгкие и пушистые, как мячики, падают в траву под дерево и бегут за своей мамочкой. Да-да, ходить и бегать они тоже уже умеют, хотя до этого они жили в тесном гнезде и ни разу не выходили гулять.
Катя захихикала в подушку, а я продолжил:
- Но в эту ночь мама-утка не ведёт детей к «Большой воде». Она даёт им немного привыкнуть, показывает, как надо прятаться в кустах, как быстренько перебегать через дорогу. И конечно же, нужно чем-нибудь подкормить детвору, чтобы окрепли немного. Бассейн подвернётся – тоже неплохо. А потом в путь. Всё очень просто, если дуплистое дерево стоит себе где-нибудь в лесу. Там удобней и безопасней. Но бывает и так, что утка выбирает дерево в центре огромного города. И до воды далеко.  Вот тут придётся помучиться всем.
Из темноты слышится Катин возмущённый голос:
- Папа, подожди. Ты же говорил, что утка-мама мудрая и умная. А почему она выбрала дерево в городе? Она, что, дура, что-ли?
- Нет, Катя, так говорить нельзя. Все мамы всегда заботятся о своих детях, не считаясь ни с чем. И очень часто при спасении птенцов даже погибают. Я весной на рыбалке видел, как уточка с утятами плавала на воде, а тут ястреб над ними завис. Так мамка их глупеньких насильно в высокую траву вытолкала, а сама, растопырив крылья кинулась на хищника. Ну куда ей с крыльями на кривые острые когти и загнутый клюв. Схватил ястреб утку в когтистые лапы и улетел довольный.
Я даже не знаю, почему утка выбрала это дерево? И мы никогда не узнаем правды. Мы можем только догадываться. Может быть, несколько лет назад её родили в дупле этого дерева? И она решила своих деток тоже здесь выводить. А может быть…, хотя нет, нет.
Тут же дети подали голоса:
- Папа, рассказывай дальше.
- Ну хорошо, хорошо. Может быть, уточка наша не захотела быть кореянкой.
- Это как? Это почему?
- Я слышал, что тот, кто родился на территории нашего посольства, при желании может стать гражданином России.
- Ну пап, ты шутишь.
- Да, я шучу. Это касается только людей. А теперь спать, уже все дети спят, даже утята. Давайте завтра попробуем найти нашу утку с утятами и понаблюдать за ней. Это будет очень интересно. Ну всё, спокойной ночи.
Матвей уже спал, он всегда первым засыпает. Погладив детей по головкам, я тихонько вышел и прикрыл дверь.

Вот так и случается иногда, что в пулемётных лентах неожиданно попадаются патроны с трассерами.


Трассер - трассирующая (зажигательная) пуля, оставляющая за собой яркий огненный след.