На пороге писательского круга

Галина Врублевская
Галина Врублевская

На пороге писательского круга

«Жизнь вывела
К писательскому кругу,
Но, Господи, какой в нем был раздрай,
Ужели вы, писатели, друг к другу
Так нетерпимы? В общем, выбирай
Себе по вкусу и по направленью
Любой союз рассорившихся муз,
Иль сам себе пиши по вдохновенью,
Печатайся, коль вытянешь тот груз…»

Владимир Симаков «Писатели»


Не думала, что второй раз решусь войти в ту же реку, начну пробиваться в «писательский круг». Возраст уже  не располагал к пустым прожектам – оставались месяцы до вожделенной пенсии , и уже куплен календарь 2000-го года! Мои  первые попытки стать писателем,  отделенные  от нового века бурным десятилетием 90-х,  благополучно рассеялись. Давно поставлен крест  на занятиях в ЛИТО, заброшены неоконченные юморески, и пожелтели страницы тетрадки с моей единственной,  нигде не напечатанной повести.

Тогда же, десять лет назад, подхваченная ветром перемен, я  забросила не только тщетные попытки что-то писать и печататься, но и оставила «инженерный стул». Теперь я человек свободной профессии. Одной ногой ступила в заповедную страну психологии (получила дополнительное образование), другой – обозначилась в  мире журналистики. Мои репортажи  на социальные темы, как и  просветительские статьи по психологии, публикуются время от времени в городской периодике. При таком свободном графике работ стало больше свободного времени, хотя гонорары невелики и по платным музеям или театрам  не находишься. Зато рядом с домом, на площади Чернышевского открылся Выставочный зал, и я туда иногда заглядываю,  поглазеть на картины современных художников, благо вход бесплатный.
Но один визит оказался для меня судьбоносным.

Я вошла в просторный выставочный зал и остановилась на пороге. Высокий потолок, слева – чередой широкие окна, в простенках стеклянные витрины с сувенирными поделками,  напротив, вдоль другой стены, развешаны  свежие акварели петербургских художников. И где-то у входа в зал приткнулся библиотечный стол-прилавок  с разложенными на нем книжками. Подошла, полюбопытствовала: брошюрки в скромных монохромных обложках – розовых, зеленых, голубых или  просто белых. Названия, характерные для поэтических сборников   – книжки о любви и разлуке,  о солнце,  реке, о мостах.  Фамилии авторов незнакомы. Вдруг  на одной обложке я увидела фамилию автора, которая «рифмовалась» с романтической влюбленностью моих юных лет! Впрочем, имя автора было мне незнакомо. Полистала  книжицу: отдельные строки стихов и редкая фамилия растревожили давно уснувшие чувства.  И тоненькая ниточка духовного родства внезапно потянулась к остальным книжкам, выложенным на столе, к любимой когда-то поэзии,  к литературе. Там же я обнаружила и несколько прозаических книжек.

Смотрители зала (как я определила их статус):  представительный мужчина средних лет с блестящей лысиной, чем-то напоминающий Шекспира и скромного вида женщина,  похожая на школьную учительницу – в брюках и свитерке с глухим воротом, стоя неподалеку, тактично наблюдали за мной,  пока единственной посетительницей. Заметив мой интерес к прилавку, они охотно вступили в разговор, рассказали  о выложенных на продажу новинках и о своих собственных книжках, а также пригласили остаться на литературном мероприятии. Через полчаса ожидалось выступление автора одной из книжек, представленных на столе. Я осталась, и вскоре подошли   другие гости вечера: литераторы и зрители.  Так состоялось мое знакомство с Литературными чтениями (я узнала, что они проходят на регулярной основе по субботам) и постоянными их ведущими Владимиром Симаковым и Марией Амфилохиевой.
***
Итак, я второй раз вступила на порог писательского круга. Походив на встречи литераторов сезон и другой, разобралась, что круг не является монолитным сообществом.  На площадке выставочного зала под эгидой Чтений, как в цветке подсолнуха,  роились многочисленные  любительские литературные группы города. Здесь я впервые услышала о Рубцовском центре,  о Есенинском и Клюевском обществе, о землячестве «Станица Невская», о ЛИТО «Путь на моря» и о множестве других. Встретила представителей «Дворянского собрания», а также членов «настоящих» писательских союзов и союза журналистов. Частью участников объединилась в писательскую Ассоциацию «Соратники» и сплотилась вокруг самиздатного альманаха «Рог Борея», с тем, чтобы спустя  некоторое время вновь распасться на отдельные фракции, новые группы и заново сплотиться вокруг новых альманахов или журналов.

Менялись названия кружков, приходили новые люди, терялись прежние, но неизменным  оставалось место встреч – площадь Чернышевского, дом 6. Продолжались Литературные чтения и оставались на своем посту их организаторы  Владимир Симаков и Мария Амфилохиева – ныне члены Союза писателей России, состоявшиеся поэты, широко известные  деятели в литературной среде Санкт-Петербурга.

Я стояла чуть особняком от бурлящего потока литераторов, ни с кем близко не сходясь и не противоборствуя, но все же оказалась втянутой в  его орбиту и даже примкнула к Ассоциации. Ведь сюда заглядывали чрезвычайно интересные люди, добившиеся высот  в своих профессиях, но в литературном  творчестве – «молодые авторы». Здесь встречались доктора и кандидаты филологических и других наук, заслуженные педагоги, врачи, инженеры. То один, то другой представитель и носитель каких-либо знаний  выступал на этой площадке с лекцией, делясь своими уникальными знаниями. Я и сама, в те годы, «заболевшая психологией » как-то выступила с докладом об архетипах в литературе!

Наконец, подхваченная всеобщим энтузиазмом «молодых авторов» самиздата, тоже выпустила первую книжечку рассказов за свой счет.  Этой книжечкой  я собиралась завершить незадавшуюся писательскую карьеру, поскольку написанный мною к тому времени роман, мне казалось, не имел перспектив найти издателя. Писать второй роман в стол я бы не стала.
Но завершить карьеру оказалось невозможным!  Зараженная  литературным эгрегором, я все же ввинтилась в литературный водоворот. Он все глубже увлекал меня в бездну или – проще говоря – призывал к письменному столу, к компьютеру. А вскоре и мой первый роман чудесным образом обрел издателя! Всего за двадцать лет у меня написано одиннадцать романов и около десятка книг, изданных в издательствах уже за гонорар и дошедших до широкого читателя.

Дальнейший мой писательский путь – начиная от  поиска «своего» кружка литературных единомышленников и до вступления в Союз писателей Санкт-Петербурга –  был тоже не прост. Но, в итоге, сложился успешно, потому что  однажды я перешагнула порог Выставочного зала на площади Чернышевского и попала на Литературные чтения.

Издано в сборнике «По субботам в четырнадцать», Санкт-Петербург, 2020