Немой укор живым

Леонид Иванов 5
— Что не весел Семен Иванович? — обратился сосед по преисподней Кондрат Фирсович.
• Сегодня праздник. Пасха, как ни как. Дай  слетаю к своим. Что — то мне не весело здесь.
— А кому ж тут весело? Веселиться нужно было на земле. В кругу своей семьи. А мы что?  Работали словно волы. Запрягли сами себя в ярмо. Детишек нужно было поднимать. Выросли дети. У них свои семьи. А мы вроде и не при делах остались. По инерции тянули своё ярмо, пока не свалила женщина с косой! Сразу часто приходили жена и дети на мою домовину. Я слышал, как она со мной разговаривала, а вот ответ и советы мои к ним не доходили.
— Вот и я тоже так подумал, но теперь поздно все менять.
— Поднялся я Кондрат над Знаменкой и не узнал её. Сразу думал, что сугробы на огородах, а то какие то прозрачные строения и люди там снуют словно заключенные: бакланы, огурцы собирают. А где ж думаю мой сад и хата? Напряг своё зрение смотрю по сторонам и ничего не нахожу. Вроде и улицы есть, но ни одного деревца с нашими Знаменскими Сахарками, Морщинками. А виноградников совсем  нет. Голая степь. Дома у кого новые стоят, а у кого совсем повалились. А где же ребятня, которой раньше было на улице пруд пруди. Нет её. Странно. Хату я все —таки свою нашёл, вернее её остатки. Так вот почему ко мне последнее время никто не приходит. А где же соседи? Соседских домов вообще нет. Один заросший травой бугор от их хат остался. Правда, в центре слободы еще кучно не хаты, а купеческие хоромы кой — где стоят. Что же это творится. Вроде люди должны хорошо жить,  а получается от чего ушли к тому и пришли! А плавней тоже нет!
— Да ну! Куда же они подевались?
— А на месте плавней теперь большая вода.
— Наверное, рыбу разводят? Пароходы снуют туда — сюда? Баркасами на Никополь и Херсон свои овощи возят?
— Да нет. Ничего не видно, ни рыбаков, ни пароходов, ни баркасов. Вода спокойно плещется, никто её в своих целях не использует. Зато дороги! Помнишь, какая у нас накатанная грунтовка была. А сейчас такое впечатление, что под обстрел попала дорога. А может и правду это обстрел был, и дома наши разрушил супостат?
А от колхозов, что мы всем миром собирали, сводив и сносив своё добро и следа не осталось! Может, назад наше добро раздали нашим родным? Страшно на это всё смотреть. Ни коровки, ни свинки, ни курочки не видать, а вот в лавке всякого добра хватает. Интересно где они это все взяли?
Расстроился я очень, что даже дети родные не приходят нас проведать. Бурьяны по пояс. Могилы вишняком сиренью позарастали, даже недавно насыпанные.
— А что нам расстраиваться, мы им уже ни чем не поможем. Мы им оставили все, что нажили за свою жизнь. А рабочих мест было! Загоняли на работу. А теперь. Говорят, едут куда глаза глядят, бросая семьи. Мы, правда, тоже ходили по наймам. Но потом все наладилось! Зачем же всё разрушили ничего в замен не предложив. Наверное, опять к власти коммунисты пришли. Это у них они пели: до основания всё разрушим… А может они никуда и не уходили?