юбилей

Наталья Улитина
Меня позвали на юбилей. Как не крути - 50 лет! С Мишей мы были знакомы с детства. Наши родители жили на одной лестничной площадке и дружили. Ну и мы дружили, хотя Мишка был старше меня. Все советские праздники наши родители отмечали весело и шумно: салатами, домашней выпечкой, песнями и разговорами о светлом будущем. Наевшись на неделю вперед, мы вставали из-за стола и ползли в его комнату. Там он рассказывал какие-то страшные истории, а я всегда громко смеялась вместо того, чтобы пугаться, потом что-нибудь рассматривали под микроскопом, потом он посвящал меня в очередную свою тайну, а я сидела и чувствовала себя заговорщицей, которой сообщают секреты мирового масштаба.
С тех пор прошло много лет. Но мы с ним остались друзьями. Давно живём в разных районах, но созваниваемся по праздникам и дням рождения, а иногда, правда редко, пересекаемся в кафе. Мишка обязательно таинственным голосом выкладывает мне какую-нибудь свою тайну, а я заворожённо его слушаю. Потом хохочем, и мне кажется, что мы опять, как в детстве, сидим на старом диване в темноте, а за дверями балагурят молодые родители. С ним всегда было комфортно, весело и непринуждённо. По жизни он оказался очень удачливым бизнесменом. За какое бы дело не взялся, - всегда в выигрыше. Удивительно, но факт! Его любили за лёгкий нрав. Он умел дружить, умел незаметно помогать. Последнее время мы редко виделись, почти не созванивались, но я знала, что он работал над очередным проектом, что развёлся со своей Нино, женился на молодой девочке. Сейчас это уже никого не удивляет. Но поговорить с ним и познакомиться с его новой женой у меня не получалось. «Вот как раз сегодня на юбилее все увижу и узнаю», - думала я, вылезая из такси у шикарного загородного дома. Меня встретил улыбающийся Миша, и я тут же оказалась в его крепких объятиях.
- Хороша, хороша, моя добрая соседушка из далекого детства!
- Ой, Миша, как я рада тебя видеть!
- И я чертовски счастлив!
Мы еще раз обнялись.
- Вот, рад тебе представить - моя Варюша.
Рядом, за его широким плечом, скромно стояла темноволосая девушка в черно-белом строгом платье. Я обратила внимание, что на её лице не было ни грамма косметики.
- Очень приятно.
Мы протянули друг другу руки с дежурными улыбками на лицах. В этот момент дверь открылась, и Миша переключился на вновь вошедших. Дежурный официант забрал у меня букет и подарок, и я пошла в сад по тропинке к накрытым для фуршета столикам, что стояли на лужайке. Лица всех Мишиных гостей были мне незнакомы, поэтому, взяв фужер с шампанским, я пошла гулять по саду. Вскоре меня окликнул знакомый голос, я обернулась. На тропинке стояла первая жена Миши - Нино. Она выглядела сногсшибательно: шикарные чёрные волосы были аккуратно уложены, прекрасный брючный костюм сидел безупречно на её стройной фигуре. Умелый макияж подчёркивал удивительные тёмные глаза, и в завершение всего образа - браслеты, браслеты и кольца с огромными камнями, что достались ей в наследство от бабушки-грузинки. Она стояла на тропинке такая красивая, что мне захотелось крикнуть: «Мишка, ты дурак! Таких женщин не бросают, даже ради молодых девочек».
- Нино, дорогая, сколько лет, сколько зим?! Как хорошо, что ты здесь! Я ведь никого не знаю, кроме тебя и Миши. – Мы поцеловались.
- Да тут, в основном, нужные люди. Миша не любит топтаться на месте -всё новые знакомства, новые друзья.
Она оглянулась и улыбнулась:
- Из прошлой жизни здесь, пожалуй, только я и ты.
- Как хорошо, что вы остались друзьями.
- Нормально. Видела его жену? Дааа… Вот она дала ему то, что не смогла дать я.
- ???
- Ребёнка. У нашего Миши родился сын. Сначала я ничего не знала, а потом меня встретила Варя и всё рассказала.
- И ты поверила, что это его сын?
- Да там и верить не надо - копия Мишки. Я сама решила: пусть живёт с сыном и Варей. Он мне остался благодарен за то, что отпустила без скандала, что ушла сразу. Ведь он прямо расцвёл на глазах, как стал жить со своим Микки вместе!
- Что за имя – Микки?
- Миша. Ну чтоб не путать: он - Миша, а сын - Микки.
Она достала сигарету. Закурила. Я любовалась ею. Она даже курила выразительно и элегантно.
- Но я тоже долго не грустила, - продолжила Нино. - Вышла, скорее, выскочила замуж. Мы сейчас живём в Испании на вилле, а я приезжаю 2 раза в год сюда. Скучаю... Да и летом там очень жарко.
Мы постояли ещё, поговорили о том о сём, потом нас пригласили к столу. Всё было на высшем уровне: сервировка, меню, вымуштрованные официанты, в меру весёлый тамада и прекрасный оркестр.
К концу застолья Варя вышла к гостям вместе с Микки на руках. Он действительно был копией Миши. Микки был в черном фраке, белоснежной рубашечке с бабочкой. Этот выход был похож на какое-то театральное действо. Я даже не поняла, почему у меня так сжалось сердце. Краем глаза я посмотрела на Нино. Она вся напряглась. В её прекрасных глазах стояли боль и слёзы. Всё-таки она любит Мишку до сих пор. Микки произнёс заученное заранее поздравление, прочитал стихи, все дружно зааплодировали, потом его тихо увела няня. Концерт был закончен, наследник показан, Миша сидел гордый и счастливый. Варя, вся красная от пережитого волнения, всем своим видом показывала: «Ну что, съели? Я здесь хозяйка». Всех пригласили на воздух, пока меняли сервировку. Мы с Нино вышли к пруду.
- Видела? - Она опять закурила.
- Что?
- Микки?
- Хороший малыш. И правда на Мишку похож.
- Хороший... - Она молчала. Затягивалась долго и смотрела куда-то вдаль. - Пойдем. Представление продолжается. Если я правильно понимаю, сейчас Миша будет петь.
- Миша? Петь?!
- Да. Он всегда хотел петь. Брал уроки вокала. - Она помолчала. - Считает, что гениально поёт. По мне, так вести бизнес у него получается лучше.
- А что, поёт совсем плохо?
- Ну, не совсем... сейчас услышишь сама.
Когда мы вернулись к столу, Миша взял слово, поблагодарил при всех Варю за подарок судьбы. Варя таяла от счастья. А потом Мишка запел. Судя по тому, что музыканты ему сразу стали подыгрывать, это было предусмотрено программой. Пел он не плохо, но не на разрыв аорты. Плакать и кричать «бис» не хотелось. Но в конце концов, это его юбилей, хочет – танцует, хочет - поёт. Его право. За пением последовали танцы, ещё выпивка и закуски, громкие и скучные разговоры о работе и конкурентах. А потом мне захотелось домой. Я смотрела на юбиляра - он был счастлив, удачен, умён, красив и обаятелен. И это главное. Все остальные душещипательные моменты, которые возникали у меня на протяжении вечера, я опустила и старалась не думать об этом. Тепло попрощалась с Мишей и Варей, отдельно с Нино, и поехала домой. Дня два я вспоминала юбилей, перебирала в памяти разговоры, лица… А потом жизнь побежала дальше.

Как-то осенью раздался звонок. Я посмотрела - номер неизвестный. Трубку брать не стала. Звонок всё повторялся и повторялся, требовал, чтобы я ответила. Я подчинилась.
- Что трубку не берёшь?!
Я молчала. Хриплый женский голос продолжил:
- Миша умер.
- Кто????
- Миша.
- Нино, ты?
- Ну а кто?
- Не может быть.
- Может. Тромб. Завтра похороны. Пойдёшь?
- Нет.
- Почему?
- Улетаю в Сочи. - Соврала я.
- Ну как знаешь. - Она повесила трубку.
Я сидела на диване, и слёзы лились рекой. Я не хотела идти на похороны - я хотела, чтобы он остался в моей памяти таким, каким увидела его на юбилее: весёлым, здоровым и счастливым. Может, я не права, но я так захотела.
Прошёл год. Я решила позвонить Нино и встретиться с ней где-нибудь в городе. Поговорить, вспомнить Мишу. Она ответила сразу:
- Хорошо. Но сначала на кладбище. Мне будет спокойно с тобой. Я год не ходила к нему, теперь с тобой - пойду.
Мы встретились у метро и пошли. Могила производила печальное зрелище: венки и цветы ещё с похорон. Никто не убрал. И в этом хаосе - портрет улыбающегося Миши. Нино заплакала. Я позвала одного из рабочих, дала денег, и он за несколько минут всё привел в порядок. Мы положили цветы, постояли немного.
- Где же памятник? Ведь год уже прошёл. Наверняка все деньги и бизнес достались Варе, - посетовала я.
- А ты что, не знаешь? Варя-то упорхнула с Микки.
- Куда?
- В Италию. Уже и замуж выскочила.
- Миша никогда не хотел жить заграницей. А она Микки увезла. Теперь он будет итальянцем и не вернётся сюда. - Я замолчала. - Не такого хотел Миша. Это я точно знаю.
- Не хотел. - Эхом ответила Нино.
- Надо всё-таки поставить памятник. Миша не заслужил вот этого всего.
- У меня где-то остался телефон его партнёра по бизнесу. Позвоню.
Мы посидели в кафе и расстались с тяжёлым чувством после увиденного. Через какое-то время позвонила Нино и сказала, что товарищ Миши откликнулся и взял все расходы на себя. Я успокоилась. Теперь по праздникам я созванивалась с Нино, мы поздравляли друг друга и вспоминали прошлое. Однажды она сообщила мне новости от Мишиного партнёра, что Микки растёт смышлёным мальчиком, а Миша, как будто предвидя ситуацию, практически всё переписал на него. А Варя не может распоряжаться его капиталами.
Годы уже не шли, а бежали, а потом и вовсе полетели. Нино практически не выходила из дома. В её старческом голосе всё больше проскальзывали грузинские нотки. И вдруг от неё звонок:
- Он вернулся!!! Плевать он хотел на эту Италию.
- Кто??? Кто вернулся??
- Микки! Микки вернулся! Он подхватил уже угасающий отцовский бизнес, а завтра открывает памятник отцу. Пойдёшь?
- Пойду, - бойко ответила я.
- И я.
- Так ты же не выходишь?
- По этому случаю выйду. Я должна это видеть. Уже со всеми договорилась.
- Встретимся там.
Я купила огромный букет любимых Мишиных пионов. Благо, что сейчас можно купить любые цветы в любое время года. Я шла, и душа моя ликовала. У могилы я увидела Микки и сразу узнала: он был божественно красив, и был копией Миши. Того, молодого Миши, которого все мы знали и любили. Он улыбнулся мне.
- Это она, его любимая соседка, - проскрипел знакомый голос.
Я обернулась. В передвижном кресле сидела, как царица, Нино. Она сидела с выпрямленной спиной, хотя ей это давалось с трудом. Как всегда, была неотразима: с макияжем, в своих любимых кольцах и браслетах. Она улыбалась, она была счастлива. Я посмотрела на могилу: прекрасный памятник в белом мраморе, на нём тот же портрет улыбающегося Мишки. Достойный, красивый, светлый, как сама недолгая жизнь Миши. Я вздохнула:
- Как долго мы ждали этого!
- Дождались. Теперь я спокойна. - Сказала Нино, и слеза скатилась с ее глаз. - Посмотри, видишь вон ту молодую особу? - Она показала мне в сторону, где скромно стояла молодая черноволосая девушка. - Невеста Микки.
Жизнь продолжается. Теперь Миша счастлив. Он там все устроил.