Образование смыслов. Открытое письмо в Рособрнадзо

Алексей Салтыков 1
Образование смыслов. Открытое письмо в Рособрнадзор.
Реплика на «массовый провал на ОГЭ» по математике в 2021 году
   Без лука не будет полёта стрелы. Без стрелы бессмысленно само существование лука. "Лук шепчет стреле, отпуская ее: «В твоей свободе — моя»." Рабиндранат Тагор
   В этой статье никого не стану хвалить. Ибо – некого – ни Минобрнауку, ни учеников, ни их родителей. Школа? Сегодня школа превратилась в поле боя, фронтовую полосу, где идёт война за частные интересы, где каждый бьётся, не считаясь с другими. Ибо – всё разделилось, и каждый сам за себя. Дети – не хотят учиться, считая, что школа им только мешает, родители во всём винят школу и учителей. Такого же мнения и РОСОБРНАУКА. Хотя, причём здесь наука? Ну, да ладно, педагогика – тоже наука.
   В общем школу сделали линией фронта, линией борьбы за будущее детей, за будущее, которое так никто и не может себе представить. На фронте идёт война, ломаются жизни, теряются смыслы, стравливаются люди, расходуется энергия. Положительно – когда война ведёт к чьей-то победе, ибо – всё во имя победителей. Но кто кого должен победить в школе? Есть все основания предполагать, что война идёт на уничтожение профессии учитель, который не знает сегодня своих целей, целей общества, целей государства. Ибо истинные цели сегодня заменены в методичках псевдоцелями и псевдоценностями. Это я покажу дальше.
   Вседозволенность и ненаказуемость субъектов обучения сводит на нет всё то положительное, что может привить ученику даже самый обычный учитель. Всё дело в том, что в процессе ломки старой идеологии, которая на первое место ставила воспитание человека коллективного, способного двигать огромные коллективные смыслы, как говорил А. С. Макаренко: «истинный объект воспитательной работы» — это отношения в коллективе, сейчас делается ставка на человека индивидуального, человека западного образца, Илона Маска, вот только, судя по методикам – самого примитивного и уже не актуального вида – потребителя, мещанина, спекулянта и ростовщика.
   А педагог, по мнению Макаренко – обязан раскрыть в человеке всё самое лучшее, возвышенное. «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог обязан это делать». Вот и происходит противоречие смыслов: Обрнаука требует от школ выпускать людей уже с деловой хваткой, могущих просчитать стоимость забора, а учитель мыслит: как же при этом в человеке всё будет прекрасно?
   Учитель, педагог, - это воспитатель, которого все обязаны слушать молча, задания которого выполняются беспрекословно и в полном объёме – и создать такие условия – это дело школы, родителей, Обрнауки, и прочих ведомств и подведомств. Обязанности прочих создать комфортные условия учительского процесса, оградить от вседозволенности учеников.  Настоящий учитель вырастет только в такой среде, это будет бриллиант, который нужно охранять и поощрять, ибо он способен взрастить не одно поколение талантливых людей, которые при прочих условиях собственной неограниченной распущенности никогда не раскроют себя с положительных сторон. Учитель не должен принимать участие в административных мероприятиях. «Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие всех воспитанников и вести как следует свою работу», - писал Макаренко.
   Вы хотите, чтобы ваш ребёнок выучился и поступил куда захочет? Будьте добры – обеспечьте его идеальное поведение и исполнительность. Не можете? Тогда – какие претензии на стадии ЕГЭ? Здесь все хотят, выходит, получить незнамо что, незнамо – зачем, и ничего при этом не делать.
   Давайте посмотрим – какие задания предлагает важнейший предмет – математика на ОГЭ в 2021 году, к которым были основные претензии. Лето 2021 года всколыхнуло всю образовательную общественность подобными высказываниями: «50 двоек по математике на параллель», «Таких позорных результатов никогда не было, 30% неудов». Учителя и родители не могут прийти в себя после провальных результатов ОГЭ по математике. Количество плохих оценок за экзамен резко возросло по сравнению с 2019 годом, в прошлом году экзамен был отменен из-за пандемии. Педагоги винят в случившемся дистанционку и самих двоечников, которые даже не пытались готовиться к ОГЭ и до последнего надеялись на его отмену. Подвели нерадивых учеников и ошибки в ответах, которые слили в сеть накануне экзамена» И так далее.
   Но меня заинтересовало не это. Образование смыслов – так я назвал свою статью. Я открыл ОГЭ по математике и пролистал варианты. Меня не интересовали задачи по геометрии, но на задачах с «Жизненной» формулировкой я остановился. И было зачем. Все типовые задачи формировали определённый набор условий и решений, касаемых определённого уровня жизни, определённого набора навыков, которые по мнению методистов должны пригодиться будущим гражданам страны для выполнения будущих конкретных задач.
   Давайте пролистаем типичные задачи:
Задание 2 № 406274 На сколько рублей покупка дровяной печи, подходящей по объёму парного отделения, обойдётся дороже электрической без учёта установки?
Задание 3 № 383592
Найдите объём парного отделения строящейся бани. Ответ дайте в кубических метрах.
Задание 4 № 383594
На дровяную печь, масса которой 48 кг, сделали скидку 10%. Сколько рублей стала стоить печь?
Задание 5 № 369726
Павел въехал на участок дороги протяжённостью 2,7 км с камерами, отслеживающими среднюю скорость движения. Ограничение скорости на дороге — 60 км/ч. В начале и в конце участка установлены камеры, фиксирующие номер автомобиля и время проезда. По этим данным компьютер вычисляет среднюю скорость на участке. Павел въехал на участок в 11:03:16, а покинул его в 11:05:31. Нарушил ли Павел скоростной режим? Если да, на сколько км/ч средняя скорость на данном участке была выше разрешённой?
Задание 4 № 366894
Найдите расстояние от одного угла овчарни до противоположного в метрах.
Задание 5 № 366895
Хозяин участка планирует провести на участок электричество. Он рассматривает два варианта: купить генератор или продлить до своего дома линию электропередач. Данные о расходе топлива (электроэнергии) и стоимости ценах указаны в таблице.
Задание 2 № 366897
Краска продаётся в банках по 3 л. Сколько банок краски требуется купить, чтобы покрасить потолок в гостиной?
Задание 3 № 406564
Сколько рублей потратил абонент на услуги связи в июне?
Задание 4 № 408190
Сколько минут затратят на дорогу из деревни Ясная в село Майское Полина с дедушкой, если поедут через деревню Хомяково?
Задание 5 № 367106
Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана.
Задание 1 № 366805
Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на рисунке. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр.
Задание 2 № 366806
Ребята решили, что нужно взять в поездку чай в пакетиках определённого сорта. Оксане поручили купить чай на всех. Сколько пачек чая должна купить Оксана, если в компании 8 человек, в день они выпивают в среднем 3 пакетика на одного человека и поездка продлится две недели? В каждой пачке 25 пакетиков чая.
Задание 4 № 366808
Все могут пойти в отпуск с 15 июля, кроме Григория и Марии, которым в этот день нужно работать. Они готовы выехать 16 июля и догнать остальную группу в посёлке Быково, не заезжая на хутор Южный. Найдите расстояние, которое проедут Григорий и Мария от города Гранюк до Быково. Ответ дайте в километрах.
   Думаю, что примеров достаточно.  Прочитав все эти задачи я в них не уловил будущего. Прошлое, сегодняшнее – да. А вот будущего нет.  Я не увидел здесь почвы для будущего Илона Маска (уж простите, но имя — это сегодня на слуху у всех, и, если уж и говорить об индивидуальной успешности, то кого, как не Маска ставить в пример?)
   Я увидел дровяную печь из прошлой жизни, которая вряд ли может пригодиться на Марсе. Я увидел будущих автомобилистов, увёртывающихся от камер, но не увидел полёт Звездолёта. Я увидел овчарню, но не увидел создание русской платёжной системы. Я увидел маляров, красящих потолок, но не увидел строителей Солнечной энергетики. Я увидел едущих на телеге селян из пункта А в пункт Б, но не увидел Вакуумного поезда типа Hyperloop
Я не увидел слов из будущего, которое предстояло бы приближать этим самым девятиклассникам в будущем! Это будущее закладывается вот такими задачками, всем тем, что они мельком прочитают, что врежется в их память и заставит заинтересоваться!  Может ли банка краски или страх перед штрафом создать какое-то будущее смыслов? Вряд ли. Где PayPal, SolarCity, Starlink, Hyperloop, Tesla, SpaceX?
   Смысл наших задач я понял: максимально приблизить расчёты детей к будущим жизненным реалиям, воспитать доброго хозяйственника. А если талант? Ничего кроме тоски и инфантильности он в них не увидит. Будущий физик или математик, чувствую такую безыдейность навострит свои лыжи в США, где мечтают несколько иначе.
   Поражает смысловой примитивизм в задачах: сколько банок кукурузы, какова длина забора, площадь участка, выбор водоснабжения. Мелькают слова: собственник, забор, автономный, максимальный. Слова то сами по себе неплохие. Кем станет выпускник? Индивидуалистом-предпринимателем? Но уже пора одуматься и отходить от труда и мышления индивидуального в сторону коллективного или корпоративного по примеру КНР. Многие серьёзные работодатели указывают в вакансиях такое важное качество – как умение работать в коллективе. Потому, что Масков – единицы, а остальные должны уметь составлять из себя коллектив. Пока мы это не осознаем, ни о каких успехах речи идти не может.
   В одной из задач говорится: у Маши сломался телевизор и включает канал произвольно. Почему задача не про это: «На звездолёте, летящем к альфа Центавра сломался радиопередатчик и стал включать произвольно один и десяти каналов…»
   Или – задача про инвестиции капитала и извлечении прибыли с него в долларах. Всем давно известно, что – это обман. Инвесторы – это те же ростовщики и спекулянты, которых заклеймил ещё Маркс в своём Капитале. И причём тут доллары? Мы что никогда не сможем гордиться собственным рублём?
   Вопросы. Вопросы к Минобрнауки. Кого учим? Кого воспитываем? Где будут черпать вдохновение будущие изобретатели, астронавты, геологи, физики-ядерщики, капитаны, лётчики-испытатели, конструкторы, инженеры, архитекторы марсианских городов? Почему всюду идёт речь о стяжателях, потребителях, скрягах, мещанах? Где вместо спекулянтов честные рабочие отношения? «Один рабочий делает столько-то деталей, другой – столько-то» - это именно те люди, которые производят что-то в нашей жизни. Но что производит спекулянт? Что? Прибыль. Ответят мне. За счёт кого? За счёт того, кто эту прибыль произвёл. Честно? Не очень. Зачем же этому учить детей? О какой честности вообще тогда может идти речь? Ведь общество нечестное в какой-то мелочи – становится нечестным и в остальном.
   Или задача с рабочими там прозвучала. Вроде бы о труде идёт речь. Но! Не тут-то было! Резюме задачи было шокирующим: Сколько дней был закрыт проезд из-за этих рабочих? Сильно! Ничего не скажешь. То есть: сколько дней они мешали проезду людей. Негодяи этакие. Печально
   Ещё одним смысловым трендом является экономия: скидки в магазинах, какие обои дешевле, у какой фирмы выгоднее, и т. д. То есть полным ходом идёт внедрение смысла: не то, что нравится, а то, что дешевле! Подумай! Ты хочешь купить машину, но коза всё-таки дешевле!
   Или вот. Есть в одном задании слово ОДНОЗНАЧНЫЙ. Я уверен, что не все ученики 9-го класса знают о его нескольких смыслах, в том числе и его математическом. В быту чаще всего используется в значении недвусмысленный или одинаковый.
   Или вот ещё. Из варианта №36864491. Задание №14 «Однажды БОГАЧ заключил сделку…» и далее следуют варианты передачи денег и т. д.  И вопрос: кто выйграл от этой сделки? Там ясно, что БОГАЧ проиграл. Да никто не выйграл. И особенно – дети, решившие, что богач этот дурак, а некто – тоже обычный спекулянт. Это пример из рода: кто же выйграл от сделки Раскольникова со старухой-процентщицей?  Почему бы задаче не прозвучать так: «Однажды государство (богач) позвало рабочих построить и наладить производство. При этом оно просило их вкладывать трудом по 1000 рублей, а отдача будет по мере отдачи завода росла в геометрической прогрессии 10, 20, 40, 80 рублей… Так кто бы выйграл от этой сделки? Ответ очевиден: ВСЕ!!!
   Где же экономика? Почему задачи не звучат так: если мы создадим свою платёжную систему… если мы не создадим свой Виндовс, если мы не создадим электромобиль, если мы не перейдём на альтернативные источники энергии, если мы не создадим систему пожаротушения лесов Сибири, если мы не создадим мощные города приамурья, если мы не создадим долгосрочные космические проекты, если мы сегодня не задумаемся о городах на Марсе, если мы не будем учить математику, если мы не будем двигаться в ногу с прогрессом, если мы, если мы! А не какая-нибудь тётя кукурузница или мифический дядя-богач. Тогда и всё вокруг начнёт обрастать реальным смыслом и интересом к жизни и к математике.
   И это я ещё не посмотрел другие предметы. Надеюсь, что и до них дойдёт смысловая историческая очередь. Ищите смыслы. Если их нет – создавайте.