Вера и знание

Павел Гурачов
На планете Земля существуют люди, жизнь которых не ограничивается потреблением продуктов питания, покупкой вещей и размножением. Многие задумываются о высших, абсолютных началах. Эта статья для них.
Споры верующих и атеистов бесконечны: были, есть и еще долго будут продолжаться. Мы здесь не будем пытаться стать очередным пазлом в этой бесконечной картине мнений и убеждений просто потому, что зададимся вопросом с иной точки рассмотрения. А именно: а не является ли этот спор просто бессмысленным? Сама его принципиальная неразрешенность не есть ли следствие того, что в своих основах речь идет в разных, не пересекающихся плоскостях? Одни говорят: я (мы) верим, другие — где доказательства? Это совершенно разные подходы. Иными словами, сначала мы должны определиться что такое вера, доказательства и вообще знание, а уж потом говорить о бытии Бога.
Итак, вопрос: что мы обычно доказываем и во что обычно верим? Доказательство — это цепочка логически выстроенных суждений, приводящая к какому-то выводу. Например, для жизни растения необходим свет, потому что в темноте оно гибнет. Или, этот человек убийца, потому что совпадают его отпечатки пальцев с отпечатками на рукоятке ножа, найденного у трупа. Ну и так далее. То есть должна быть связь предметов и явлений в одну логическую цепочку, когда из одного выводится другое.
Другое дело с верой. Говорят: я верю в то-то и то-то. Или: я верю, что... или: он верит, что... И речь здесь идет не о наличии предметов и явлений, а о чем-то таком, что не очевидно или вообще не осязаемо. «Я верю, ты сможешь!». «Я верю в деда Мороза», «Я верю — настанет день и час». Очевидно, что такие суждения совсем другого рода, нежели в случае с доказательствами. Интуитивно мы чувствуем здесь некоторое внутреннее, волевое, т. е. предвзятое участие того, кто верит. Вера, иными словами, это некий внутренний импульс, желание. Я бы определил так: вера — это волевое утверждение чего-либо в бытии. За всякой верой стоит «хочу», т. е. воля. В отличие от доказательства — абстрактного, отрешенного, т. е. объективного — вера субъективна.
Вот собственно и все. Все различие. Таким образом, в этот вечный спор вступают отрешенный аналитик, которому нужно указать так или иначе на наличие Бога, и человек верующий, который как бы «хочет» бытия Божьего.
В основе мы видим принципиально разные типы восприятия и постижения — знание и вера. И, скорее всего, мы имеем дело с разными человеческими типажами. Для одних необходимо четкое понимание, логическая необходимость, для других иррациональный внутренний импульс. Человек знания относится к Богу так же как и к любому предмету или явлению. Если есть слово, значит за ним должно бы нечто, на что можно указать и сказать: «вот, это Бог». Человек веры имеет как бы внутренний силовой центр, узел, ассоциированный с абсолютным, вечным, бесконечным, благим источником всего и вся. И связь с ним — это вера, это причастность к этому началу. Однако же доказывать его наличие, как наличие табуретки или дерева в саду, бессмысленно потому что сразу возникает вопрос: а что за всем этим стоит по истине? Можно пойти дальше и сказать, что для верующего доказательство бытия Божьего разрушительно, так как определение — это ограничение, а Бог вечен и бесконечен. Человек знания надеется, что очередной полет в космос или какое-то открытие поставит точку в вопросе, но совершенно не видит следующего этапа в виде продолжения: а что стоит дальше за всем этим? Но его психика устроена так, что он будет испытывать постоянный дискомфорт, если вопрос не завершен. Для него Бога нет, так как сама возможность его окончательного определения исключена, ибо это и есть природа Бога. Такой парадокс. Человек знания пытается перенести логические конструкции с материального мира на то, что стоит за ним, тогда как человек веры изначально, может быть по своей психике врожденно, ориентирован на надматериальный мир, где владычествует воля, любовь и прочие неосязаемые материи.
Поэтому все диспуты на эти темы имеют смысл лишь с точки зрения интеллектуальной игры, интересного времяпрепровождения, но никак не для разрешения вопроса. То, что люди по своему способу восприятия мира могут быть совершенно разными, вплоть до полного непонимания друг друга, мы попытаемся показать далее.