Мир без романтики

Сергей Хазов
Большой гипермаркет. Толпы покупателей суетятся у прилавков, накладывая продукты в корзинки и тележки по своему вкусу. Один из покупателей, писатель по профессии, смотрит на людей и размышляет.

Возможно, из 300 человек, что вместе с писателем в гипермаркете, только человек 30 слышали про Мэрилин Монро, но никто из них не сможет назвать фильмы с ее участием, только девушка лет 25 у кассы знает Одри Хепберн и фильм с ее участием "Как украсть миллион", а фильм одного из классиков французской "новой волны" в кинематографе Франсуа Трюффо "400 ударов" вообще никто из посетителей гипермаркета не смотрел. Писателю от этого отвратительно. Он не понимает, ему удивительно, как это так: не наслаждаться таким суперским кино!

Но это мнение писателя. Вполне может быть, другие люди в гипермаркете ему скажут: какой Трюффо, нам это не нужно! - они закричат это с возмущением, - нам бы пельмени купить, мы не нуждаемся в кино. А если захотим развлечься, лучше сериал по телевизору посмотрим.

Писатель думает, что многие далеки от искусства, и вообще, век интернета сделал пустым мир постмодерна, мир без романтики.

Почему так романтичны герои фильмов шестидесятых: западных и советских? Романтичны, несмотря на свои профессии, и рабочие, и интеллигенция. Эти фильмы гуманистичнее, они, как глоток свежего воздуха были и тогда, и сейчас. Как прекрасны операторские работы, когда камера перемещается в пространстве, а кадр сфокусирован на актерах. Многие неискушенные в кино зрители не могут смотреть фильмы шестидесятых, потому, что привыкли к хаотичной, быстро сменяющейся картинке в кадре. Таким зрителям интересен не взгляд режиссера, а буйство изображения.

Фильмы шестидесятых наивны и просты, как и люди того времени. Их герои: романтики, созидающие и полные открытий, познающие мир. Сейчас мир сузился до смартфонов и компьютеров, до сублимированных продуктов и эгоцентричного индивидуализма. Герои фильмов шестидесятых открыты и приветливы, чего не скажешь о персонажах современного кино, которые заняты самими собой.

Мир без романтики не может похвастаться таким огромным количеством качественного кино, как шестидесятые годы. И дело не в отсутствии новой "новой волны" или новых гениев режиссуры. Современный зритель искушен: столько всяких фильмов доступно в интернете, столько рецензий и кинообзоров, что даже новый шедевр покажется скучным и неинтересным. Поэтому все предпочитают смотреть "модное" кино, не задумываясь о своем киновоспитании, о культуре восприятия. Главное, чтобы о фильме писали на сайтах.

Студентов ВГИКа обучают снимать кино, в том числе, и с помощью просмотра шедевров мировой киноиндустрии. При советской цензуре многие шедевры действительно, можно было увидеть только в кинозале ВГИКа. Но сейчас, когда благодаря интернету можно посмотреть массу шедевров европейской киноиндустрии, это интересно единицам. Почему российский кинозритель инертен к шедеврам европейского кино, так и остается загадкой. Да и отечественные фильмы шестидесятых современные зрители не любят. Это странно, ведь для понимания сюжета многих картин не нужно особенного образования. Достаточно просто любить кино. Но, то ли киноклассика не внушает доверия, то ли кино любят в России как то по особенному.

Писатель бродит по гипермаркету, пытаясь угадать, о чем думают люди. Ему хочется идеализировать общество, чтобы в нем было место для романтики, без которой прогресс жалок и ничтожен. Парадокс: герои фильмов шестидесятых, снятых во времена относительной свободы в обществе, свободнее и демократичнее героев современных картин.

Где современные Трюффо, снимающие кино не о гаджетах и роботизированной цивилизации, а о сидящем на скамейке на набережной студенте, которого интересует не новый смартфон (хотя и это тоже супер!), а ламповость мира? Этот герой: наивный и чудаковатый, вместо покупки биткоинов отправится в путешествие автостопом, публикуя стримы на YouTube. Или сделает на чердаке своей пятиэтажной "хрущевки" обсерваторию, купив телескоп и мечтая открыть сверхновую звезду. А может, просто будет рассматривать красивого жука, сидящего на парапете набережной. Мимо жука будут проходить спешащие и боящиеся опоздать в гонке за киберпрогрессом люди, не замечающие прекрасное вокруг. Для этого у современных людей, увлеченных чем угодно, кроме романтики, просто нет времени.