Немецкая сцена краут-рока. Студийный альбом коллек

Владимир Курбалиев
              Музыкальное государство Германия славится своими коллективами и исполнителями в различных жанрах рок-музыке. В этом контексте стоит, прежде всего, сказать о таком направлении немецкой музыкальной мысли, как краут-рок, характеризующийся смешением рока и электронной музыки, яркими представителями которого являются коллективы «Can», «Kraftwerk», «Neu!», «Faust», «Guru Guru», «Amon Duul», «Agitation Free», «Kraan» и «Dzyan», и последнем из них будет идти речь в этой статье.
               За точку отсчёта творчества группы следует взять начало 1972 года в момент её основания в небольшом немецком городе Мангейм. Основателями группы являлись гитарист Дитер Крамер, вокалист Йохан Лешнер, саксофонист Герд Эрманн, бас-гитарист Рейхард Карватки и ударник Людвиг Браум. Усилиями квинтета в начале 1972 года был записан и выпущен одноимённый альбом, представлявший синтез краут-рока, джаза и этнической музыки с довольно высоким уровнем техники инструментальной игры. Однако этот состав просуществовал недолго, по причине ухода Крамера и Браума из группы. К слову через некоторые время их место заняли гитарист Эдди Маррон и ударник Лотар Шарф, и в этом новом составе группа провела несколько концертных выступлений, но, несмотря на это формация просуществовала недолго, поскольку в конце 1972 года из группы ушли вокалист Лешнер и саксофонист Эрманн. Также группу покинул ударник Шарф, однако ансамбль пополнился новым барабанщиком Питером Гегером. Трио, теперь состоящее из бас-гитариста Карватки, гитариста Марона и ударника Гегера приступает к записи второй пластинки «Time Machine», вышедшей в 1973 году и звучание на которой отошло от краут-рока в направление джаза и азиатской музыки. К 1974 году коллектив стал много экспериментировать со стилями, углубляясь в экспериментальную и индийскую музыку, довольно солидно расширяя спектр используемых музыкальных инструментов – на третьем творении группы «Electric Silence» прозвучали такие индийские инструменты как ситар, саз и танпура. Также было выделено место для меллотрона. К слову, на всех этих инструментах играл гитарист Маррон.
                Для начала слушателям предлагается этюд «Back To Where We Come» с глухой перкуссией, вялыми клавишными, и слегка монотонной мелодией в классических традициях краут-рока, в середине подогреваемой гитарными риффами от Маррона, утяжеляющими произведение и создающими иллюзию хард-рока. «A Day In My Life» и «Khali» – это волшебство индийской музыки при главенстве ситара, приятной солнечной мелодией, дарящей духовный баланс и расслабление. Тем не менее, расположенная между ними «The Road Not Taken» довольно мрачное произведение, представляющее синтез краут-рока и психоделии. В целом альбом являет смешение этих двух стилей вкупе с индийской музыкой. В многогранной и сложной «For Earthly Thinking» можно услышать отголоски авангарда, этюд довольно сложен для восприятия. В закрывающей лонгплей одноимённой «Electric Silence», можно услышать классический краут-рок высокого качества.
               После выхода альбома в конце 1974 года группу покидает последний неизменный участник, бас-гитарист Карватки и коллектив распадается. Оставшиеся члены группы Маррон и Гигер совместно с джазовым бас-гитаристом Гюнтером Ленцем создают трио «Giger, Lenz & Marron», где занимаются джазовыми исследованиями. Возвращаясь к истории группы, следует выразить сожалению недолгой историей коллектива и небольшим количеством альбомов, поскольку слушатели оказались лишены прослушивания дальнейших работ коллектива.




                Владимир Курбалиев