Конная гвардия Кубани ч. 20

Николай Мринский
Он прикрывал левый фланг и тыл 1-й немецкой танковой армии. Особый корпус «Ф» формировался на юге Греции и предназначался для боевых действий только после того, как группа армий «А» овладеет г. Тбилиси. Корпус «Ф» должен был начать наступление на Иран, Ирак, выйти к Персидскому заливу и в Индию. Имея в своем составе три высокоподвижных моторизованных батальона, в каждом по тысяче солдат и офицеров, причём 3-й батальон полностью состоял из арабов - иракцев, сирийцев, ливийцев и других. Кроме указанных батальонов, равных трём полевым пехотным полкам, был ещё отдельный танковый батальон (25 танков), авиаотряд из 25 самолётов, рота связи, сапёрная и миномётная роты, разведотряд, кавэскадрон, взвод метеослужбы, автоколонна. Корпус насчитывал 6 тыс. чел. и имел 120 орудий и миномётов в 4-батарейном артдивизионе, тяжёлом и лёгком зенитных дивизионах и в батарее 105-мм штурмовых орудий. Фактически "Фельми" был не корпусом, а моторизованной бригадой. Таким образом, это специальное соединение, находившееся в непосредственном подчинении верховного командования вермахта, значительно превосходило измотанный в предыдущих боях 4-й ГКККК. 30 КД прикрывала движение главных сил КК и с 5 по 9 октября постоянно отбивала атаки небольших вражеских разведгрупп, располагающих танками и мотопехотой. 9 гв. КД - к 6 октября имела столкновение с разведгруппой противника в районе Савинская Падина. 4-й ГКККК встретил крупную группировку немцев в районе Ачикулак, Правокумское, Левокумское, Будёновск, Архангельское и Степное.

За время рейдовой операции КК имел 7 крупных боев с противником и понёс крупные потери. 4 октября 30 КД вела тяжёлый бой с танками и мотопехотой. 15 и 16 октября бой 9-й и 10-й гв. КД с пехотой противника за овладение сёлами Урожайное и Владимировка. В последнем, буквально в постели был взят в плен командир немецкого сапёрного батальона. Мало кому из вояк. пользуясь темнотой, удалось бежать. Почувствовав на себе силу ударов, немецкое командование поняло, что в глубоком тылу у них появился грозный противник. 17 октября 1942 г. 30-я и 9-я КД вели упорный бой с мотопехотой и танками в районе Андрей Курган и под с. Урожайное. Бой 10-й гв. КД и 13-го ИПТАП с танками, мотопехотой и конницей противника под аулами Камыш-Бурун и Абдул-Газы. Кровопролитные бои двух полков 30-й КД 26, 27 и 28 октября под райцентром Ачикулак. Бой кавкорпуса 1 и 2 ноября в районе Ачикулак. Из рассказа гв. л-нта А.П. Евдокимова: - Наш 36-й гв. кавполк, получив приказ, ранним туманным утром 1 ноября 1942 г. был на подходе к крупному пос. Ачикулак. Когда спешились, коноводы с лошадьми скрылись в тумане. Началась артподготовка, после которой эскадроны пошли в наступление. Ачикулак заговорил сотнями автоматов и пулемётов. Едва успев зацепиться за окраинные постройки, мы были вынуждены отойти, ибо местность, простиравшаяся вокруг посёлка, была ровной, без единого бугорка. Ещё не выйдя из-под огня противника, мы заметили у себя в тылу немецкие танки. Наши артиллеристы перевели огонь на них.

Расчёт "сорокопятки" гв. сержанта Увыжева первым же снарядом подбил головной танк. Другие машины рассыпанным строем ворвались в наши ряды. Окопаться мы не успели. Начался бой в очень невыгодных для нас условиях. Единственным укрытием, да и то ненадёжным, служили буруны. В тяжелейших боях на открытой местности, главным образом с немецкими танками, казаки проявили отвагу, исключительную стойкость и мужество. Выполняя боевую задачу 4-й ГКККК освободил 82 населенных пункта и отбил 16 тыс. голов скота, выгнав его в наши тылы. Далее некоторые выводы командования КК: 1). Противник к ночным действиям не подготовлен и бой вести ночью боится. 2). Разведгруппы врага - 2-3 танка, 3-5 бронемашин и от 2 до 7 автомашин с пехотой ведут себя активно, нащупывая слабые места. 3). В составе танковых групп от 5 до 15 единиц, немцы обязательно имеют 2-3 тяжелых танка. Своими действиями с 15 по 17 октября 1942 г. 4-й ГКККК окончательно завёл врага в заблуждение, который полагал, что казаки имеют главную цель - захват Будённовска. На самом деле истинное направление действий КК было на Степное, Соломенское и он принял на себя почти все силы подходящего с севера Африканского корпуса. Ген. Г. Фельми был вынужден вести поспешные оборонительные работы по северному берегу р. Кума в районе Петропавловское, Ново-Романовское, Николаево-Александровское. 4). Наше ПТР с патроном БС - 141 (противотанковое ружье) эффективно по бортовой и тыльной броне, однако лобовую среднего танка и броню тяжёлого немецких танков не пробивает.

5). Успешно жгут бронемашины наши И-16 и они же достаточно хорошо осуществляют ближнюю авиаразведку. 6). Опыт боевых действий крупных конных масс против танковых и мотопехотных войск врага на открытой равнинной местности подтвердил, что надо иметь в составе подвижную противотанковую артиллерию в виде лаповских 76 мм полков и, хотя бы малое количество танковых подразделений, частей с обязательным включением в их состав тяжёлых танков. 7). Необходимо располагать большим количеством радиостанций, так как те, которые имелись - не справлялись со своевременной передачей важной информации. 8). Имелись трудности, связанные с нехваткой автомобилей и со снабжением, потому как тыл был растянут до 150 км и одна авторота не справлялась с подвозом. Потери 4-го ГКККК за рейдовую операцию с 1 октября по 11 ноября 1942 г. составили: в 9-й гв. КД 115 - убито, ранено - 258, пропало без вести - 40 чел. Лошадей убито 145 (8 - ранено); в 10 гв. КД 119 чел. убито, 241 ранен, пропало без вести - 29. Лошадей убито 144 (74 - ранено); 30 кр. КД - 243 убито, 167 ранено, 374 - без вести. Лошадей убито 498 (6 - ранено); в 40-м истребительно-артиллерийском полку убито 3 чел., ранен - 1; Потеряно 2 бронемашины и 1 самолёт. В общем у противника убито 2 911 чел., захвачено в плен - 38 чел. Уничтожено танков - 75, бронемашин - 59, автомашин - 123, станковых пулемётов - 34, орудий - 6, миномётов - 18, сбито 4 самолёта. Выведено из строя 4 мотоцикла и 285 лошадей.

Вот такое донесение подписывали: нач-к штаба 4-го ГКККК гв. казачьих войск ген. Дуткин и нач-к оперативного отдела гв. казачьих войск подполковник Валюшкин. И всё же несмотря на героизм, проявленный в тяжёлых боях 17 и 27 октября - 3 ноября 1942 г. в районе сёл Владимировка, Урожайное, Ачикулак, Андрей-Курган кубанские казаки, понеся тяжёлые потери были вынуждены отойти в глубь бурунной степи, практически на исходные позиции, так и не выйдя в глубокие тылы 1-й танковой армии врага. Этому положению во многом способствовала недостаточная подготовка операции, плохие погодные условия, а также большой недокомплект личного состава и вооружения (12). Однако, как ни лихи и страшны атаки конников, без поддержки авиации и артиллерии, кавалерия против танков – слаба. Учитывая  понесённые потери личного состава, труднейшие условия выживания для людей и лошадей в Ногайских степях (нехватка боеприпасов, продовольствия, воды, фуража для лошадей), неприступную вражескую оборону, 30 октября командир КК принимает решение отойти к населённому пункту Терекли-Мектеб (Дагестан). Н.Я. Кириченко был подвергнут резкой критике. Командующий СГВ ген. И.И. Масленников обвинил его в медлительности и нерешительности. Вообще, руководство генерала сводилось к постоянным угрозам расстрела. Были случаи, когда Масленников своими действиями грубо компрометировал действия командиров соединений. По мнению офицеров штаба КК в штабе СГВ "истинного положения корпуса не знают, неточно информированы и неправильно информируют фронт" (12а).

Так, 21 октября Н.Я. Кириченко докладывал ген. Масленникову: "Против конницы противник, быстро маневрируя, бросает танковые группы и пехоту на машинах, и вести с ним бой на открытой местности чрезвычайно трудно, что связано с большими потерями людей, материальной части и особенно конского состава. Танки противники сильно его изматывают. Производя очередной налёт, корпус волей-неволей втягивался в тяжёлые бои, оказывался в окружении. Кроме того, из-за затруднений в подвозе (в тылу КК вообще не было дорог) казаки испытывали нехватку боеприпасов, а 9-я гв. КД вообще не имела артсредств и решала задачи "только за счёт своей беспредельной храбрости". Отвергая упреки и начштаба СГВ ген. Я.С. Дашевского, Н. Кириченко утверждал, что "только стойкостью казаков и упорством начальствующего состава, КК продолжает выполнять поставленную задачу, действует смело и дерзко, нанося тяжёлые потери врагу" (12б). Правдивость этого вывода в целом подтверждал и штаб ЗКФ, признавая, что рейдовые действия 4-го ГКККК, угрожавшие тылам Моздокской группировки противника, вынуждали его "оттягивать часть сил на северный берег р. Терек для прикрытия своего открытого фланга" (12в). Таким образом КК невзирая на различные трудности и сложности выполнил основную задачу по прикрытию правого фланга СВГ. В конце первой декады ноября 1942 г., когда советские войска перехватили инициативу в сражении на подступах к Орджоникидзе, фронтовое командование продолжило подготовку к контрнаступлению СГВ, намечая в связи с этим каврейд по глубоким вражеским тылам с выходом на его основные коммуникации в районе г. Георгиевска.

Продолжение следует в части  21                http://proza.ru/2019/02/28/850