Сталин и водка

Александр Никишин
Александр НИКИШИН
"СТАЛИН И ВОДКА"
(несколько глав для интересующихся)


Под копирку Петра Великого

История России насквозь пропахла спиртным. Особенно силен этот запах во времена бунтарские, переходные, эпохально-революционные.
Пьют опричники Ивана Грозного, для которых на Балчуге (б а л ч ы х – болото с татарского) строят первый кабак. Никому другому в кабак зайти нельзя. Пока слабый, но уже стойкий винный аромат.

При Петре Великом, чью определенную схожесть со Сталиным в водочном вопросе мы уже обнаружили, вся страна провоняет парами престранного русско-европейского коктейля под названием «Окно в Европу»: русская водка, немецко-голландская сивуха, отборное французское винцо.
От старинной гравюры, где Софья со стрельцами, готовыми идти бунтовать против ее брата Петра, несет перегаром. Она лично подносит каждому чашу с вином, благословляя на «подвиги».

От Петра, который, усмирив бунт сестры, казнит на Красной площади 770 стрельцов (рубит им головы), а 195 несчастных заговорщиков вешает перед окнами сестры, заточенной в Новодевичьем монастыре, шибает в нос запахом крови и водки.

Что ж, надо честно признать, что этот прорубатель окон в Европу остался славен в веках не только своими делами реформатора, но и в не меньшей степени бесшабашным, поражающим воображение современников пьянством.
Как пишет историк И. Кондратьев: «со дней Петра брага и водка стали в русской семье неизменными спутниками пира, похорон, свадьбы, драки, мировой сделки и скромной благодушной беседы…»

При Петре пьянство приобрело размеры национального бедствия. Некоторые историки считают, что водка помогала царю-строителю снимать стрессы, а поскольку вся его жизнь в ту пору была сплошным стрессом, она же была и сплошной пьянкой.
«Присяжные «питухи» его времени, Зотов и Бутурлин, верно, на свой пай выпили немного меньше, чем вся Русь с 1389 по 1552 год, т. е. по год построения первого кабака на Балчуге, – утверждает И. Кондратьев. – Попойки обыкновенно начиналась выпивкой кубка за царское величество, за царицу и за каждого особо из царской фамилии, потом за патриарха, за непобедимое оружие, за каждого из присутствующих. Не выпить полного кубка считалось непочтением к той особе, чье здоровье пили; хозяин же, обыкновенно начиная неотступною просьбою, убеждал выпивать до капли. При Петре Великом первым тостом был кубок о призвании милости Божией, а вторым – благоденствие флота, или, как его называл сам Петр, «за семейство Ивана Михайловича Головина». За вторым тостом следовали уже другие…»
Пирушки и попойки (особенно при спуске кораблей) длились сутками без перерыва. Так, например, 27 июля 1721 года, когда был спущен корабль «Пантелеймон», очевидцы были свидетелями таких картин: в одном углу из последних сил боролись пьяный князь Кантемир и такой же пьяный обер-полицеймейстер Девиер, в другом – адмирал Апраксин из последних сил нес кубок падающим под стол своим собутыльникам.

Федора Матвеевича Апраксина вообще отличала поразительная способность угощать своих собутыльников.

«Его, – как пишет историк Прыжов, – часто видели… с обнаженною головою, покрытою сединами, стоящего на коленях перед упрямым гостем с просьбою осушить еще последний кубок…»

Пьянство самого Петра Алексеевича, его Сумасброднейший, всепьянейший и всешутейший Собор стали притчей во языцех. Глава Собора – князь-папа и его коллегия из 12 «кардиналов», по свидетельству историка С. Князькова, «все были величайшие пьяницы», особенно князь-папа, «отъявленный пьяница и обжора».
Петр носил в этом Соборе сан «протодиакона Пахома» и был не только заводилой всех соборных пьяных увеселений, но и разработчиком его устава, который до мельчайших подробностей регламентировал процедуры избрания «папы», «рукоположения» на разные степени пьяной иерархии. Он же придумал облачения «соборян», молитвословия и «песнопения».

Первейшей заповедью было «напиваться ежедневно и не ложиться спать трезвым…».
На «святках» этой царской гоп-компании «бывало человек 200, во главе с шутовским патриархом с жезлом и в жестной митре…»
Патриарх Никита Зотов, бывший учитель царя, «со своими кардиналами ездит по всему городу и делает визиты верхом на волах или ослах, или в санях, в которые запрягают свиней, медведей или козлов».
Еще он мог прибыть в бочке, доверху наполненной пивом.
«Делать визиты» означало «устроение гульбищ», о которых потом долго рассказывались ужасные истории – кто-то, упившись, замерз в сугробе, беременная участница попойки разрешилась мертвым ребенком, кто-то был зарезан спьяну, кто-то удавлен и т. д.

Хозяева домов, удостоенных посещением этих милых деятелей, обязаны были не только угощать их, но даже и платить – за «славление».
Как пишут очевидцы, «пили при этом страшно».
Проправительственные историки, оправдывая создание этого дикого Собора, искали оригинальные версии для внедрения в общественное сознание: «Поводом к учреждению его царем был, говорят, слишком распространившийся между его подданных порок пьянства, который он хотел осмеять и вместе с тем предостеречь последних от позора… Как государь мудрый, всячески заботится о благе своего народа и всеми мерами старается искоренять в нем старые грубые предрассудки…»
Ну да, «Мир – это война», «Свобода – это рабство» (Д. Оруэлл, «1984»)? Или, как у М.Булгакова: «подобное лечится подобным…».
На стороне царских бытописателей и знаменитый русский историк В.О. Ключевский. А мне-то казалось, что уж кого-кого, а его-то не упрекнуть в ангажированности. Увы. Оправдывая чрезмерное увлечение Петра водкой, он отмечал, что «в тот век пили много везде в Европе».

Много-то много, но слабо верится, что пили так, как пишет очевидец одной из петровских пирушек: «Рослые гренадеры гвардии несли ушаты простой хлебной водки и предлагали всем выпить по большой чарке за здоровье их полковника; от этой обязательной чарки не избавляли никого, даже дамы должны были выпить, а тех, кто упирался, поили насильно, и под веселую руку лили иному упрямцу вино на голову, пока он не согласится выпить…»

Как я уже говорил, спуск на воду каждого нового корабля Петр сопровождал широкомасштабными пирами. Бережливый во многих государственных расходах, он не жалел средств на «обмывание» любимого его сердцу флота. На корабль приглашалось столичное высшее общество с дамами. Пили на таких презентациях до тех пор, «пока генерал-адмирал старик Апраксин начнет плакать горючими слезами, что вот он на старости лет остался сиротою круглым, без отца, без матери, а военный министр светлейший князь Меньшиков свалится под стол, и прибежит с дамской половины его испуганная княгиня Даша отливать и оттирать бездыханного супруга…»
Главное, считал Петр, чтобы трезвыми не теряли чести, достоинства и патриотизма.
На спуске очередного петровского фрегата присутствовал среди высоких гостей один иностранный посол, оставивший пугающий трезвых людей рассказ о том, как был наказан за опоздание Кубком Большого Орла – обязан был выпить до дна чуть не литр водки.

Выпив малую часть – свалился под стол и уснул. Когда же проснулся с тяжелой похмельной головой, то первое, что увидел перед собой, – это довольное и одновременно понимающе-сострадающее лицо царя Петра и огромный, наполненный до краев кубок с водкой, который прикладывался ко рту несчастного посла в качестве эффективного лекарства.

Пришлось снова «уважить» сиятельного хозяина, после чего посол вновь провалился в глубокий сон.

Укрыться от очередной порции водки он сумел только на высоченной корабельной мачте, куда забрался от греха подальше, но слезть сам не смог и стал призывать на помощь. Помощь пришла, но каково же было потрясение посла, увидевшего, кто шел к нему на помощь, карабкаясь по вантам, – сам царь Петр.
Но что окончательно добило несчастного, так это кубок с водкой в руке спасителя, который предназначался конечно же гостю, после чего иноземец вообще перестал соображать, на каком он свете, и, скорее всего, лететь ему с мачты вниз головой, не привяжи его Петр к своей широкой спине ремнями и не снеси вниз.
Бережно опущенному на палубу послу тотчас поднесли ушат… водки – за успешное возвращение на грешную землю!

У Петра всегда был повод выпить. А главное, всегда было, что выпить. По ревизии 1702 года в Сытном дворе, ведавшем приготовлением, хранением и отпуском напитков «про государев обиход», находилось: 125 бочек рейнского, 299 бочек церковного вина, 795 бочек «водки приказной и боярской», 20 060 ведер вина двойного и простого, 4068 ведер различных медов, 4165 ведер пива, 2761 ведро браги и – для опохмелки – 9320 ведер квасу.

(Для сравнения: запасы допетровского царского двора 1649 года составляли единовременно: двадцать «беременных» (30-ведерных) бочек романеи, три бочки бастру белого и три бочки красного «лучшего», две бочки алкану, две – рейнского вина, две – французского, одна – мальвазии, две – мушкатели.)
Если учесть, что «ведро» времен Петра Великого вмещало все 12 литров, то легко можно себе представить масштаб петровских загулов и попоек, тем более что запасы эти восполнялись регулярно за счет помещичьих поставок, причем каждый из них выполнял отдельное поручение двора в смысле ассортимента.
«Так, крестьяне нижегородских и арзамасских вотчин боярина Б.И. Морозова должны были поставлять «каразинную водку, настоянную на малине», – пишет в «Очерках русской культуры XVII века» историк Л.Н. Вдовина.
В беседе с датским послом Юстом Петр хвалится, что он лично выпил за день почти 40 фужеров водки. В Голландии Петр перепоил на спор компанию знатных и в общем-то интеллигентных людей.

В петровские времена бытовал анекдот про шута Балакирева, в котором тонко подмечены реалии времени.

В беседе с датским послом Юстом Петр хвалится, что он лично выпил за день почти 40 фужеров водки. В Голландии Петр перепоил на спор компанию знатных и в общем-то интеллигентных людей.

В петровские времена бытовал анекдот про шута Балакирева, в котором тонко подмечены реалии времени.

На одной из ассамблей Балакирев так рассердил Петра, что тот в наказание приказал подать шуту Кубок Большого Орла.
– Помилуй, государь! – вскричал хитрый Балакирев, упав на колени.
– Пей, говорят тебе! – приказал мстительно Петр.
Балакирев выпил и, стоя на коленях, стал умолять Петра:
– Великий государь! Чувствую вину свою, чувствую милостивое твое наказание, но знаю, что заслуживаю большего.
– Как это «большего»? – удивился Петр.
– Двойного и тройного наказания. Совесть меня мучит! Вели подать другого Орла, да побольше, а то хоть и такую парочку!

Петра сильно развеселила хитрость шута.
Надо сказать, что, несмотря на свое беспробудное пьянство, Петр старался делать все, чтобы этот порок не распространялся в простом народе. Резон его был прост: казна казной и доходы доходами, но кто будет землю пахать, флот строить, в армии служить, если народ сопьется?

При нем, кстати говоря, были приняты очень жесткие «винные статьи» по «кабацкой части». В них, например, кабацким «головам» и «целовальникам» строго предписывалось смотреть, чтобы «никто через силу не пил и от безмерного питья до смерти не опился». Если же кто-либо «опился» в кабаке до смерти по попустительству кабацкого «хозяина», то последнего наказывали кнутом и большим штрафом в пользу жены и детей опившегося.
Пить надлежало «умеренно и честно в веселие и отраду, а не в пагубу своей души». Злостным пьяницам грозили наказания: битье батогами, сидение в яме, штрафы. Если кто-то просто напивался «до потери соображения», такого «обирали всего», т. е. раздевали догола, укладывали в особый чулан (предтеча первых русских вытрезвителей), чтобы проспался, а когда просыпался, то увещевали его словами, а все «обобранное» возвращали в целости, взяв с него, сколько он пропил.
Видимо, бурные годы пьяной молодости Петра дали о себе знать в зрелости. Что мне дает основание делать такие выводы? Пособие тех лет для обучения и воспитания дворян «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» 1717 года. Оно составлено сподвижниками Петра, и в нем, как я понимаю, не без совета императора-выпивохи звучит призыв к молодежи от пьянства воздерживаться и «от того бегать, ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесные и душевные».

И, что немаловажно, «разорение пожиткам».
«Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаиваться было. И дабы иногда новый его побратеник не напал на него бесчестными и необыкновенными словами, что часто случается, ибо когда кто с кем побратенство выпьют, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своей чести…»

Надо сказать, что с уходом Петра Алексеевича Романова из жизни мало что изменилось в гастрономических предпочтениях русской аристократии. Как пили, так и продолжали пить. Пьяные офицеры-заговорщики, к примеру, по наущению Екатерины убили царя Павла.

Сталин мог не переживать по поводу своего выбора – за сохранение сухого закона при его всевластии выступать было некому. Как и при Петре. «Руси есть веселие пити, не можем без того быти», – сказал когда-то князь Владимир в другом, правда, контексте.

И Петр, и Сталин из этого тезиса сделали свои выводы – без водки нет русской государственности. Будь на месте этих, скажем так, выпивающих людей трезвенники, история России могла бы пойти по иному, трезвому, пути. Не судьба, знать.

Первая водка новой власти

Среди последних работ, связанных с историей русской водки, несомненный интерес представляет фундаментальный «Энциклопедический словарь спиртных напитков», содержащий 3500 названий.
Данный солидный труд сопровождает подзаголовок «История спиртных напитков от глубокой древности до наших дней».
Все 1343 страницы «Словаря» содержат самые разнообразные сведения о водке, коньяке, роме, текиле, сакэ, спирте, настойках, наливках и проч.
Книга, несомненно, полезная, не без претензии на широкую популярность среди специалистов и любознательных потребителей алкогольных напитков, если бы не досадные промахи, допущенные ее составителями или по незнанию, или по нехватке справочного материала.
В разделе «Водка» (сорта и марки водок) читаю статью «Новоблагословенная»:
«Новоблагословенная, – ой, ж., ирон., общеарг. Водка после возобновления ее выпуска в СССР в 1924 году.
Содержание спирта. 30 % об.»
«– Новоблагословенная? – осведомился он.
– Бог с вами, голубчик, – отозвался хозяин, – это спирт, Дарья Петровна сама отлично готовит водку.
– Не скажите, Филипп Филиппович, все утверждают, что очень приличная. Тридцать градусов.
– А водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать…»
(Булгаков М.А. Собачье сердце. 1925).
Син.: рыковка.
СЭ. «Производство водки в СССР, прекращенное еще царским правительством в 1914 г., было восстановлено постановлением ЦИК и СНК СССР от 26.08.1923 г. и фактически началось в 1924 г. Правительство как бы «благословило» возобновление производства водки».
«Благословили», – потому и «новоблагословенная»?
Так ли это? Из каких таких интересных фактов истории исходят авторы «Словаря», делая такое заключение?
Для начала расшифрую сокращения, употребленные в «Энциклопедическом словаре».
«Общеарг.», как поясняет словарь, это «слово, принадлежащее к общеупотребительной арготической (ненормативной) лексике». «Ж» – это женский род. «Ирой.» – это что-то ироническое. «Сии.» – синоним.
С «ж.», как не согласиться, согласен, водка – женского рода. Арготическая лексика? Пусть будет. Но вот «ироническое» ли это название? Попытаюсь поспорить с составителями книги.
В дневнике русского писателя М.А. Булгакова, фрагмент повести которого приведен авторами словаря («Собачье сердце»), о первой водке новой советской власти есть любопытная запись:
«В ночь с 20 на 21 декабря 1924 г. в Москве событие – выпустили 30– градусную водку, которую публика с полным основанием назвала «Рыковкой». Отличается она от царской водки тем, что на десять градусов слабее, хуже на вкус и в четыре раза ее дороже. Бутылка ее стоит 1 р. 75 коп.»
Есть об этом и у Варлама Шаламова, воспевшего героизм и мужество части советского народа, пребывавшего за колючей проволокой сталинских концлагерей («Перчатка, или КР-2»). По его мнению, выпуск водки в тот год был для нашего народа чем-то сродни высадке марсиан на Землю:
«Эта водка-рыковка – первая сорокоградусная (тут В. Шаламов ошибся– 30-градусная. – Прим. А.Н.), которой внезапно стало торговать государство, выпуск ее наделал немало шума и в Москве. Ведь в России с 1914 года, с войны, был сухой закон, а в революцию даже самая мысль, что государство может торговать водкой, отвергалась. После Гражданской Россия знала только самогонку, и немало славных страниц вписано тогдашней милицией в борьбе с самогоноварением…
Я сам помню, своими глазами видел разбиваемый водочный магазин на Тверской пьяной толпой. На Пушкинской площади толпа окружила милиционера, велела ему плясать, и милиционер плясал…»
Авторы «Словаря» приводят синоним первой водки советской власти – «рыковка», не беря на себя труд объяснить появление именно такого названия: как М.А. Булгаков – «с полным основанием», имея в виду дурной вкус этой водки – «слабее» царской, «хуже на вкус», т. е. без энтузиазма и скорее в негативном плане, или же просто по фамилии Предсов-наркома (Председателя Совета народных комиссаров. – Прим. А.Н.) коммуниста Алексея Рыкова, «благословившего» от лица советской власти «возобновление производства водки»?
Что касается арготического названия «новоблагословенная», тут у авторов явные провалы в знании фактического материала. Не потому она прозывалась «новоблагословенная», что ее «благословила» безбожная советская власть в лице Рыкова, который был ответственен за выпуск первой советской водки, а потом – расстрелян. (Как и «рыковку» при Рыкове, прозвали «андроповкой» дешевую водку, выпускавшуюся при Андропове.)
(Кстати, в эти годы церковь признала Советы, но только по причине введения НЭПа. Как пишет тот же М.А. Булгаков в дневнике от 11 июля 1923 года: «Недавно же произошло еще более замечательное событие: патриарх Тихон вдруг написал заявление, в котором отрекается от своего заблуждения по отношению к Сов(етской) власти, объявляет, что он больше не враг ей, и т. д. На заборах и стенах позавчера появилось воззвание патриарха, начинающееся словами: «Мы, Божьей милостью, патриарх Московский и всея Руси…» Но это так, к слову.)
«Новоблагословенной» же называли первую советскую водку по другой причине. И чтобы раскрыть ее, обратимся к коллекции водочных бутылок и этикеток, которую я собираю многие годы. Большой раздел занимают в ней образцы продукции Московского завода «Кристалл», который располагается по адресу: улица Самокатная, дом 4, в районе Лефортово.
«Новоблагословенной» же называли первую советскую водку по другой причине. И чтобы раскрыть ее, обратимся к коллекции водочных бутылок и этикеток, которую я собираю многие годы. Большой раздел занимают в ней образцы продукции Московского завода «Кристалл», который располагается по адресу: улица Самокатная, дом 4, в районе Лефортово.
«Кристалл» стал «Кристаллом», как ни странно, во времена Горбачева. В догорбачевские времена он назывался Московский ликероводочный завод, а до революции именовался Винный склад № 1. Этот винный склад был пущен в эксплуатацию в 1901 году в рамках государственной винной монополии, проводимой С.Ю. Витте. В Москве в тот год было открыто три винных склада монополии – в Лефортово (нынешний «Кристалл»), на улице Лесная и в районе Новодевичьего монастыря.
Здание последнего винного склада снесено, а вот красные кирпичные корпуса Винного склада № 2 на Лесной улице, к счастью, сохранились. Читатель при желании может их обозреть лично. Водку там, правда, давно уже не производят.
Винным заводом склад № 1 на берегу Яузы стал в годы советской власти. Вот коллекционная бутылка «Нежинской рябины», датируемая серединой 20-х годов. Имперская торговая марка стала советской, как и большинство торговых дореволюционных марок, принадлежавших частникам.
Бутылка эта удивительная! Этикетка – советская, а на бутылочном стекле – четыре царских орла и надпись «Товарищество П.А. Смирнова у Чугуннаго моста». Бутылочного стекла советской власти не хватало, брали то, что было под рукой. За такое позже загоняли за Можай как за антисоветскую агитацию и призыв к реставрации монархии.
Смотрим дальше. Завод, судя по этикетке, входил в Комиссариат пищевой промышленности. На этикетке – адрес завода: «г. Москва, ул. Новоблагословенная, дом 4». Сегодня эта улица носит название «Самокатная» по имени отряда героических красных самокатчиков (в старину так называли бойцов-велосипедистов), чья казарма находилась рядом с нынешним заводом «Кристалл».
Адрес «Новоблагословенная, 4» был хорошо известен москвичам как до революции, так и в первые годы после нее конечно же благодаря продукции Винного склада № 1.
Выходит, «благословение» большевиков тут ни при чем?
Вскоре после тридцатиградусной «рыковки» обильно полилась и желанная народом сорокаградусная. Производство русского национального напитка к концу 1920-х годов было доведено до миллиона декалитров в год. Уже через десять лет Сталин санкционировал и роспуск Всесоюзного совета противоалкогольных обществ и фактически свернул трезвенническую пропаганду в стране, опасаясь сокращения бюджетных поступлений от реализации алкогольной продукции.
Как и почему произошел в стране «водочный переворот» и мог ли существовать Советский Союз без водки в то время? Попробуем разобраться в этом вопросе.
С вышеупомянутым сухим законом 1914 года Сталин пытался разобраться еще при жизни В.И. Ленина, который якобы в своем письме заклинал товарищей по партии ни под каким соусом не возрождать водочное дело в России, не идти на поводу у сторонников «пьяных» бюджетных денег, считая, что пьянство революцию погубит.
Почему я пишу «якобы»? Потому что никто и никогда этого знаменитого ленинского письма не видел в глаза, но это уже другая история…
В беседе с иностранцами (тот же 1927 г.) Сталин ссылается на Ленина: «Члены ЦК, в том числе и я, имели… беседу с Лениным, который признал, что в случае неполучения необходимых займов извне, придется пойти открыто и прямо на водочную монополию как на временное средство необычного свойства…»
На беседу с Лениным по поводу водки Сталин ссылается часто. Другое дело, что до недавнего времени из-за нехватки документов середины 20-х годов практически не было возможности осмыслить причины введения водочной монополии и отмены сухого закона именно в связи с вот этим самым «разговором» с Лениным.
Не было и документального подтверждения сталинской водочной инициативы. Завеса неясной секретности тех лет лежит на всем, что касается водки. Подчас такая же, как и в более поздней истории с атомной бомбой, – слышал звон, но не знает, где он, – наши сами сделали или украли ее секреты у американцев?
Сегодня кое-какой свет на тот «водочный» вопрос пролит. Обнаружено письмо Сталина некоему Шинкевичу от 20 марта 1927 года, которое по непонятной причине не публиковалось ни в прижизненном Собрании сочинений Сталина, ни в посмертном, а до недавних пор не публиковалось и в широкой прессе.
Родилось это письмо, как я понимаю, в связи с обвинением Сталина в том, что в водочном вопросе он подверг ревизии ленинизм, предал идеи революции, отойдя от ленинского плана создания человека новой формации.
Конечно же абсолютного трезвенника.
Передовик Стаханов, пьющий только кефир? Кстати, удивительно живуча оказалась легенда о настоящей фамилии героического шахтера – Стаканов. В силу того что никто не попытался ее опровергнуть, закрадывается подозрение, что так оно и есть.
Есть и другая легенда, также никем не опровергнутая, – о том, что его судьбу сломала водка.
С чего началась слава Стаханова? Напомню тем, кто забыл. Рядовой шахтер, он вдруг в одночасье превращается в идола миллионов советских людей, на которого равняются, которому поклоняются, кому завидуют.
«Я очень хотел купить корову», – честно рассказывал Стаханов о начале своего героического пути из зачуханной коллективизацией деревни на шахту Центральная-Ирмино в Донбассе, где в ночь с 30 на 31 августа 1935 года он установит абсолютный рекорд проходки– вместо 7 тонн по норме выдаст на-гора своим отбойным молотком аж 102 тонны угля! В сентябре – 227 тонн! Это были невиданные для того времени и того технического оснащения (точнее, его отсутствия) цифры! Почин Стаханова подхватила вся страна. Рекорды устанавливали трактористы, швеи, железнодорожники, лесорубы, впрочем, не было в СССР такой сферы, где не попытались бы выдвинуть своего Стаханова. Парторганизация шахты смогла указать бывшему крестьянину верную дорогу в жизни. Настоящий русский богатырь с улыбкой на открытом лице стал кумиром миллионов.
Орден Ленина, а потом и одна из первых Золотых Звезд Героя Социалистического Труда, легковой автомобиль в подарок от правительства, личная аудиенция в Кремле и беседа за чаем со Сталиным, выступления на съездах, обмен опытом, пресса, депутатство в Верховном Совете СССР, прижизненное переименование города рекордов Кадиевка в Стаханов, банкеты, тосты, снова банкеты и снова тосты, и – психбольница с диагнозом «поражение мозга».
Не от постоянных ли возлияний? История об этом умалчивает.
Есть непроверенные факты, что, потеряв речь, он изображал оратора, стоя на больничной кровати, как на трибуне, размахивал руками, что-то долго-долго бубнил, а потом сам себе неистово хлопал в ладоши.
Еще он стоял у дверей палаты в ожидании машины, которая отвезет его к Сталину. Что в этой истории впечатляет, так это то, что его и действительно не раз вывозили из больницы, например, на собрание стахановцев в 1975 году, приуроченное к 40-летию его рекорда. В хорошо подогнанном по фигуре костюме, причесанный, он сидел в президиуме, внимательно слушал речи, аплодировал докладчикам. Кто не верит, пусть смотрит телевизионную хронику. Говорят, что рядом с ним постоянно находился врач-психиатр, готовый вколоть больному успокоительное лекарство, случись что. Но не случилось.
При жизни Алексея Григорьевича Стаханова так никто и не узнал о постигшей Героя Труда душевной болезни на почве постоянных банкетов и приемов.
«Извиняюсь за поздний ответ, – объясняет Сталин свою позицию. – Вы ссылаетесь на слова Ленина (см. 26 и 27-й тома) против водки. Слова Ленина, конечно, известны Центральному Комитету. Если ЦК партии, тем не менее, согласился на введение водки, то это потому, что он имел на то согласие Ленина, данное в 1922 году.
Ленин не считал исключенным, что мы сможем при известных жертвах с нашей стороны урегулировать свои расчеты по долгам с буржуазными государствами и получить крупный заем или крупные долгосрочные кредиты. Так думал он в период конференции в Генуе. При такой комбинации нам, конечно, не пришлось бы вводить водку.
Но так как эта комбинация не осуществилась, а денег для промышленности у нас не было, между тем как без известного минимума денежных средств мы не могли рассчитывать на сколько-нибудь сносное развитие нашей промышленности, от которого зависит судьба всего нашего народного хозяйства, – то мы вместе с Лениным пришли к тому, что придется ввести водку.
Что лучше: кабала заграничного капитала или введение водки, – так стоял вопрос перед нами. Ясно, что мы остановились на водке, ибо считали и продолжаем считать, что, если нам ради победы пролетариата и крестьянства предстоит чуточку выпачкаться в грязи, – мы пойдем и на это крайнее средство ради интересов нашего дела.
Вопрос этот стоял у нас на обсуждении ЦК нашей партии в октябре 1924 года. Некоторые члены ЦК возражали против введения водки, не указывая, однако, никаких источников, откуда бы можно было черпать средства для промышленности. В ответ на это 7 членов ЦК, в том числе я, внесли в Пленум следующее заявление:
Вопрос этот стоял у нас на обсуждении ЦК нашей партии в октябре 1924 года. Некоторые члены ЦК возражали против введения водки, не указывая, однако, никаких источников, откуда бы можно было черпать средства для промышленности. В ответ на это 7 членов ЦК, в том числе я, внесли в Пленум следующее заявление:
«Тов. Ленин летом 1922 г. и осенью того же года (сентябрь) несколько раз заявлял каждому из нас, что, ввиду безнадежности получения займа за границей (провал Генуи), необходимо будет ввести водочную монополию, что это особенно необходимо при создании минимального фонда для поддержания валюты и поддержания промышленности. Обо всем этом считаем своим долгом заявить ввиду того, что некоторые товарищи ссылаются на более ранние заявления Ленина по этому вопросу».
Пленум ЦК нашей партии принял решение о введении водочной монополии…
С ком. приветом И. Сталин».
(«Ком. привет» – это «привет коммунистический». – Прим. А.Н.).
Потрясающе интересный документ! И как было проверить – с согласия Ленина или без согласия Ленина вернули русскому народу водку? Того уже не было в живых, а скоординировать показания «великолепной семерки» членов сталинского ЦК (точнее, шестерых, так как седьмым был сам Сталин), – да, мол, это было, когда-то где-то что-то Ленин об этом говорил, не подтвердив, правда, ни одной строчкой из его работ, – вполне было Сталину по силам.
Что называется, и не такое видали. Выпускали же для больного, заточенного на дому В.И. Ленина газету «Правда» в одном-единственном экземпляре, чтобы «не расстраивать» вождя…
Тем более что иного выхода, кроме водки, у Сталина, собственно говоря, и не было. Можно было продать богачу Арманду Хаммеру хоть весь – до последнего гвоздя – Эрмитаж, но от голода даже эти деньги не спасли бы новую власть.
Спасти новую власть могла в тот момент только водка.
Почему же эта тема была окутана покровом тайны?
Потому, что и сам Ленин, и его окружение искренне считали, что введение водки – это серьезный откат революции назад. Покруче, позабористее даже какого-то там НЭПа, который только на словах оказался «всерьез и надолго». И, естественно, было опасение потери авторитета в глазах прогрессивного человечества.
Наконец, это был бы сокрушительный удар по престижу самого Ильича. Неискренний во многом В.И. Ленин совершенно искренне не принимал пьянства, считая его пороком именно капиталистического общества. На дух не переносил пьяниц. (Дальнейшая история социализма, его, правда, сильно подправила, пьянство оказалось пороком универсальным, не имеющим ничего общего ни с одной общественной формацией.)
28 ноября 1917 года новая власть выпустила строжайшее распоряжение, требовавшее неукоснительного – вплоть до расстрела непокорных – исполнения: закрыть, опечатав, все винокуренные и спиртовые заводы.
Владельцы винокуренных заводов Москвы были обязаны свезти на Лубянскую площадь остатки этикеток, тару, материалы рекламного толка, то есть все то, что составляло эту – самую запрещенную теперь – отрасль. Производителей водки, невзирая на звания, награды и достижения, распускали в одночасье по домам.
В мае 1921 года, выступая перед соратниками на очередном партийном собрании, Ленин сказал: «В отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму…»
Смысл великой антиводочной ленинской мысли уловил чутким пролетарским ухом бывший семинарист Владимир Маяковский, отливший такие вот железобетонные плакатные строки (пишу по памяти):
Товарищ,
не пей!
Водка – яд,
пьяные
республику
спалят!..
Или вот эти:
Про пьяниц
Много
Пропето
Разного, —
Из пьяных пений
Запомни только:
Беги от ада
От заразного,
Тащи из ада
Алкоголика.
«Были две знаменитые фразы о времени, – вспоминал Борис Пастернак. – Что жить стало лучше, жить стало веселее и что Маяковский был и остался лучшим и талантливейшим поэтом эпохи… До меня не доходят эти неуклюже зарифмованные прописи…»
Не об этих ли «антипьяных» агитках Маяковского и пишет Пастернак, добавляя: «Удивительно, что никакой Маяковский стал считаться революционным… Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью…» Таков был поэтический приговор «друга Бориса» бывшему «другу Владимиру».
С сухим же законом ситуация в «рэ се фэ сэ ре» выглядит достаточно странно. Большевик Ленин безжалостно, «одним махом семерых побива-хом», физически уничтоживший царя и его семью, такое завоевание убиенного монарха, как сухой закон, защищает с остервенением, буквально до последнего дыхания.
Что он, такой вот фанатичный поборник трезвости? В истории дореволюционной России уже был похожий субъект – депутат предпоследней Государственной думы Челышев. Выскакивал на трибуну и кричал, заламывая руки: «Россия гибнет от водки! Убрать водку!»
Не был ли Ленин из числа его почитателей-апологетов?
История об этом умалчивает. Моя попытка связать ленинское активное неприятие спиртного с чем-то его личным, оставившим, скажем, из детства-юности нехороший след в его автобиографии, плодов не дали. Ничего похожего, порочащего, в жизни Ильича не было, хотя случайностей самого разного толка вокруг него – пруд пруди. Чего стоит только его детское соседство с Александром Керенским – учились в одной школе и жили на одной улице! Отец Керенского был директором школы, где учился Ленин, а отец Ленина инспектировал отца Керенского!
Трудно сказать, повлияло ли землячество на их дальнейшие взаимоотношения, но то, что Ленин без жалости сверг и Временное правительство, возглавляемое бывшим соседом, факт неоспоримый.
Если казнь его старшего брата Александра Ильича Ульянова за антиправительственные деяния подвигла младшего на горское «кровь за кровь» (приведшее, по сути, к слому всего российского мироустройства) и с большой, правда, натяжкой, такой ленинский аргумент мести за брата признать можно, то каких-то связных, мотивированных и глобальных объяснений патологического неприятия спиртного в ленинских трудах я не нашел.
Отыскал, правда, его большую и достаточно занаученную работу, посвященную российской винокуренной отрасли и картофельному спирту в частности. Кстати, на тему спирта писали и Маркс, и Энгельс. Считали, что спирт надо отнимать у частников, что спирт в их руках становится инструментом порабощения пролетария.
Ульяновы, если верить их биографам (таким, к примеру, уважаемым, как ныне покойный Егор Яковлев), до революции вели вполне добропорядочную филистерскую жизнь провинциальных интеллектуалов. В праздники на столе хозяйственной Марии Ильиничны Ульяновой были и наливки, и настойки. Случалась и водка. И Пасху тут отмечали, и Рождество…
По всей видимости, воспоминания о домашних застольях не сильно отягощали мысли В.И. Ленина, который в эмиграции, например, пристрастился к пиву.
Максим Горький оставил бесценное, одно из немногих, свидетельство ленинских предпочтений в деле употребления спиртного: «Ильич не прочь был посидеть за кружкой густого темного пива». Надежда Крупская вспоминала, что «Ильич похваливал мюнхенское пиво с видом знатока и любителя».
Соратник вождя И.И. Попов приводит рассуждения Ленина:
«Знаете, как я люблю мюнхенское пиво? Во время конференции в Поронине я узнал, что верстах в четырех-пяти, в одной деревушке, в пивной появилось настоящее мюнхенское. И вот, бывало, вечерами после заседаний конференции и комиссий начинаю подбивать компанию идти пешком за пять верст выпить по кружке пива. И хаживал, бывало, по ночному холодку, налегке, наскоро».
По словам Крупской, Ильич и его товарищи «подолгу засиживались за кружкой пива» в женевском кафе «Ландольт», а свой исторический тезис, перевернувший Россию, – о превращении войны империалистической в войну гражданскую, Ленин, оппонируя Плеханову, отстаивал с кружкой пива в руке.
«Владимир Ильич совсем испортился. Вместо молока пьет кьянти», – сообщала матери из Италии его сестра Анна Ильинична. Польский революционер Адамович пишет, что, проживая в Польше, Ленин пил и расхваливал крепкую польскую водку «Старка».
Был ли этот напиток искренним пристрастием Ленина или только служил поводом для привлечения под большевистские знамена угнетенных русским режимом польских товарищей, история умалчивает.
Большевик Г.Е. Зиновьев вспоминал, как, проживая в Польше, ездили они с Лениным на велосипедах до венгерской границы, где «купили по бутылке плохонького вина…». В.М. Молотов (1890–1986) делился незадолго до смерти воспоминаниями о своих соратниках.
Затронул он и тему выпивки: «В 1919-м или в начале 1920-го я был у Ленина дома. Он жил в Кремле. Сидели вдвоем, беседовали, наверное, час… чай пили. А вино? Немного. Этим делом он особенно не увлекался… Хотя Дмитрий Ильич – брат Ленина – был «питух» хороший. Выпить любил…»
Затронул он и тему выпивки: «В 1919-м или в начале 1920-го я был у Ленина дома. Он жил в Кремле. Сидели вдвоем, беседовали, наверное, час… чай пили. А вино? Немного. Этим делом он особенно не увлекался… Хотя Дмитрий Ильич – брат Ленина – был «питух» хороший. Выпить любил…»

«Пропойцы народного доверия»

«– Знаете ли, профессор, – заговорила девушка, тяжело вздохнув, – если бы вы не были европейским светилом и за вас не заступались бы самым возмутительным образом… вас следовало бы арестовать.
– А за что? – с любопытством спросил Филипп Филиппович.
– Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина.
– Да, я не люблю пролетариата, – печально согласился Филипп Филиппович и нажал кнопку. Где-то прозвенело. Открылась дверь в коридор.
– Зина, – крикнул Филипп Филиппович, – подавай обед. Вы позволите, господа?..» (.MA. Булгаков. Собачье сердце).
Когда я думаю о подозрительном нежелании Ленина отменять сухой закон и вводить госмонополию на водку, у меня закрадываются смутные подозрения, что и Ленин тоже «не любит пролетариата». А почему его надо любить больше, чем, например, крестьянство? Если содрать с пролетария всю марксистскую шелуху – за что, собственно говоря, за какие такие очевидные или неочевидные заслуги надо было любить русский пролетариат?
Ведь все, что ни делали большевики для его же, пролетариата, пользы, он, этот самый пролетариат, обращал себе и большевикам во вред.
Большевики лезли из кожи вон, борясь за восьмичасовой рабочий день для пролетариата. Борьба, согласитесь, была благородная. Ведь что представлял из себя русский рабочий начала XX века? Тяжкий труд по 10–12 часов в сутки, как правило, плохо устроенный быт, нездоровая пища и водка сформировали его типичные черты – лицо землистого цвета, потухшие глаза, сутулая спина, плохие зубы, слабое зрение. Военные медики били тревогу: рабочих массово отбраковывали, «комиссовали» из армии из-за огромного количества болезней, приобретенных на вредных и тяжелых производствах – сталелитейных, мануфактурных, цементных.
Армию составляли в основном выходцы из крестьян, как более физически здоровая часть мужского населения страны.
И вот рабочему человеку сокращают рабочий день или урезают рабочую неделю. Что происходит дальше? Он гармонично развивается? Ездит на богомолье? Ходит в политические кружки? Бежит в самодеятельный театр? Идет бороться за свои права?
Нет. Рабочий бежит в пьяный разгул близлежащего кабака, где напрочь теряет свое революционное самосознание, а проще говоря – свое лицо. Вот как описал времяпрепровождение городского рабочего инженер М. Ковальский в докладе на Всероссийском торгово-промышленном съезде:
«Кому приходилось бывать в праздничные дни в фабричных центрах, поражается тем разгулом, который царствует среди рабочих. Кабаки и трактиры, составляющие неизбежную принадлежность таких мест, бывают обыкновенно переполнены народом. Водка быстро производит свое действие, начинаются ссоры, драки целыми партиями, причем в дело нередко пускаются ножи, и в результате – несколько человек изувеченных или раненых. Для поддержания хотя бы некоторого порядка среди фабричного населения администрации приходится содержать усиленный состав сторожей и фабричной полиции. Рабочий, проведший таким образом праздник (или выходной. – Прим. А.Н.), отправляется на другой день на работу с тяжелой, больной головой. Само собой разумеется, что работа такого рабочего в первые, следующие за праздниками дни не может отличаться высокими качествами и должной производительностью. В результате… несет убытки и сам рабочий, пропивающий заработанные тяжелым трудом деньги, и фабрика…»
С рабочими, которые составляли всего лишь 7 % населения страны, Ленину и его соратникам приходилось нянькаться, словно их было все 100 %.
Писатель М. Горький вспоминал, как до революции его артель едва не строем водили в публичный дом, лишь бы те не пили. Но что характерно, психология рабочего не изменилась и после революции. В отличие от ненавистного большевикам крестьянина, его опять надо было чем-то занять.
А как же – Бог, вера, православие и прочее? Далеки были рабочие от этих священных понятий?
Или как В. Ерофеев в «Москва – Петушки»: «Что мне выпить еще? Что мне выпить во Имя Твое?..
…Беда! Нет у меня ничего такого, что было бы Тебя достойно. Кубанская – это такое дерьмо! А российская – смешно при Тебе и говорить о российской! И розовое крепкое за рупь тридцать семь! Боже!..
…Беда! Нет у меня ничего такого, что было бы Тебя достойно. Кубанская – это такое дерьмо! А российская – смешно при Тебе и говорить о российской! И розовое крепкое за рупь тридцать семь! Боже!..
Нет, если я сегодня доберусь до Петушков – невредимый, – я создам коктейль, который можно было бы без стыда пить в присутствии Бога и людей, в присутствии людей и во Имя Бога. Я назову его «Иорданские струи» или «Звезда Вифлеема»… Не смейтесь. У меня богатый опыт по созданию коктейлей…»
В истории России не так много рабочих, которые задавались бы вопросами коллеги из СМУ (строительно-монтажное управление) Венечки Ерофеева:
«Но разве это мне нужно? Разве поэтому тоскует моя душа? Вот что дали мне люди взамен того, по чему тоскует душа! А если б они мне дали того, разве нуждался бы я в этом? Смотри вот, Господи: розовое крепкое за рупь тридцать семь…»
Хрен их разберет, чего надо простому рабочему! Того, этого… Какая-то, по Ерофееву, сплошь «мировая скорбь»: «Кому же, как не нам самим, знать, до какой степени мы хороши?»
В 1918 году большевики дали рабочему месячный отпуск. А что получили взамен? Сознательного, продвинутого пролетария, на которого, как на строителя нового общества, возлагались все их надежды? Нет, огромную и достаточно злобную массу мешочников-мародеров, кинувшихся в деревню затариваться продовольствием, которого уже катастрофически не хватало городу. И – самогоном.
При этом пролетариат не изменял своей привычке пить и буянить.
Сергей Голицын, книга «Записки уцелевшего»:
«Вооруженные люди в специальных поездах отправлялись в разные стороны, останавливались на какой-нибудь станции и шли подряд по домам требовать хлеба. Нет-нет, не реквизировать, а покупать за тысячи рублей. Но тысячи-то эти ничего не стоили.
В деревнях гнали самогон, что категорически воспрещалось. Прод-отрядовцы делали в деревнях что хотели. И хлеб отбирали, и самогон пили, и с бабами гуляли. То там, то здесь их убивали. Тогда посылались карательные отряды…»
«Пропойцы народного доверия» – такое яркое прозвище получили городские революционные пролетарии, рыскающие по селам России в поисках заветного алкоголя. Среди продотрядовцев был и Лазарь Каганович, будущий строитель московского метро.
«– Значит, сорок два пуда семян имеешь?
– Все полностью имею, подсеянный и очищенный хлебец, как золотцо!
– Ну, это ты – герой! – облегченно вздохнув, похвалил Нагульнов. – Вези его завтра в общественный амбар… Привезешь, сдашь по весу заведующему, он наложит на мешки сургучевые печати, выдаст тебе расписку…
– Ну, это ты, товарищ Нагульнов, оставь! – Банник развязно улыбнулся, пригладил белесые усы. – Этот твой номер не пляшет! Хлеба я вам не дам.
– Это почему же, дозволь спросить?
– Потому что у меня он сохранней будет. А вам отдай его, а к весне и порожних мешков не получишь… Соберете хлебец, а потом его на пароходы да в чужие земли? Антанабили покупать, чтоб партийные со своими стриженными бабами катались? Зна-а-аем, на что нашу пашеничку гатите! Дожилися до равенства!
– Да ты одурел, чертяка! Ты чего это балабонишь?
– Небось одуреешь, коли тебя за глотку возьмут!.. Зараз пойду и высыплю свиньям этот хлеб! Лучше они нехай потрескают, чем вам, чуже-едам!..
– Свиньям? Семенной?
Нагульнов в два прыжка очутился возле двери, – выхватив из кармана наган, ударил Банника колодкой в висок. Банник качнулся, прислонился к стене… стал валиться на пол. Упал…
– …Ты за это ответишь, Макар Нагульнов!..
– Всяк из нас за свое ответит, но ежели хлеб завтра не привезешь – убью!» (М. А. Шолохов. Поднятая целина).
Прости меня, «кулак» Банник. Прости за мое школьное сочинение 1972 года, в котором я восхищался твоим палачом Нагульновым из продвинутых рабочих. Но что мы могли знать тогда про банников и Нагульновых, какую правду?
На железных дорогах России, и без того полупарализованных войной и разрухой, из-за мешочников возникла реальная угроза коллапса, после чего Совнарком попытался ограничить отпускникам свободу передвижения. Пролетариат воспринял это с глухой злобой, как попытку лишить его завоеваний революции.
…Ленин редко терял присутствие духа. Даже будучи в бегах, порой буквально на коленке умудрялся писать письма, программы, речи и декреты. Однако ноябрь 1917 года вверг его в панику, когда многотысячные толпы революционеров взялись громить винные хранилища Петрограда.
«Эти мерзавцы… утопят в вине всю революцию! – кричал он, и судорога сводила его лицо. – Мы уже дали распоряжение расстреливать грабителей на месте. Но нас плохо слушаются… Вот они – русские бунты!..»
Ильич в растерянности. И было отчего растеряться. Как пишет журнал «Родина»: «В несколько дней сравнявшись с трехсотлетней романовской династией по количеству опустошенных бутылок драгоценного вина, революционные солдаты вспомнили, что помимо царских запасов в городе имеются и другие винные погреба.
…Для юной советской власти наступил самый критический момент ее существования. По улицам бродили пьяные банды, терроризируя население стрельбой… В алкогольном пламени революция грозила сжечь самое себя; комиссары пытались поставить ему заслон, расстреливая штабеля бутылок и бочки из пулеметов, ходили мокрые, насквозь пропахшие букетом лучших вин…»
Лев Троцкий о событиях 1917 года написал очень образно: «Вино стекало по каналам в Неву, пропитывая снег, пропойцы лакали прямо из канав…»
Кстати, более поздние революции на территории СССР опасность пьяной эйфории и предусмотрели, и пресекли в корне.
Вот резолюция № 12 Учредительного съезда Литовского движения за перестройку: «В последние десятилетия огромный размах приобрело пьянство, причем никаких мер в связи с этим не предпринималось. Не было официально санкционировано ни одно самодеятельное общество, реально борющееся с пьянством… Более того – акции подобного рода квалифицировались как едва ли не антисоветская деятельность. Производство спиртного непрестанно наращивалось. В конце концов пьянство достигло такого уровня, что составило угрозу вырождения всего народа… Литовское движение за перестройку… призывает всех предпринять шаги по возобновлению естественного движения за трезвость возрождающегося народа.
Литовское движение за перестройку обращается ко всем гражданам Литвы, особенно к молодежи, с призывом дать обещание на тот или иной срок или навсегда не покупать и не употреблять спиртное.
В пору возрождения народа нам, как никогда прежде, важно сохранять здравый, трезвый ум. В этом залог внутренней свободы человека…»
В этом оказался и залог победы Литвы в борьбе за свою независимость. Ошибки большевиков были учтены современниками и исправлены…
«Гибель буржуазии и победа пролетариата одинаково неизбежны. Неизбежна ваша победа, товарищи!» – пишет Ленин телеграмму. Но не русским пролетариям, а немецким и австрийским. Русские не в счет. «Русским дуракам раздать работу попроще». «Надо не только проповедовать: «учись у немцев…» – но и брать в учителя немцев. Иначе одни слова…»
Если так, то мне становится понятно, отчего так сопротивлялся Ленин идее введения госмонополии на водку, почему был против сворачивания действия сухого закона.
Он просто не верил в трезвость русского пролетария. И боялся именно русского пролетария.
Может быть, изучил труды русского врача В. Бехтерева? «Русский народ, – писал тот, – имел несчастную привилегию потреблять сорокаградусную водку, находиться в гораздо менее благоприятных условиях, чем народы запада, которые главным образом потребляют вино и пиво… Сплошь и рядом у нас практикуется питье водки целым стаканом, часто без закусывания и даже на голодный желудок. А в этом случае алкоголь действует много более вредно…»
Бедный, бедный Ленин! Ему бы родиться где-нибудь в Швейцарии и ее вздымать на революционную дыбу, а не варварски пьющую Россию.
В своих страхах он недалеко ушел от своих классовых врагов. Русские буржуи тоже боялись неуправляемости пьяной пролетарской массы, которой, в отличие от крестьян, нечего было терять, кроме, как известно, собственных цепей…
Как заправский практикующий нарколог, Ленин грудью встает против пьянства своих соратников. Вот «застукан» Серго Орджоникидзе, видный большевик, член Реввоенсовета республики.
Ленин шлет ему «черную метку», но так, чтобы та не стала достоянием масс, под грифом «Секретно»:
«Т. Серго! Получил сообщение, что Вы и командарм-14 пьянствовали и гуляли с бабами неделю… (бл… в цене при любой власти. – Прим. А.Н.) Скандал и позор! А я-то Вас направо и налево нахваливал! И Троцкому доложено…
Ответьте тотчас:
1) Кто Вам дал вино?
2) Давно ли в Рев. Военном совете пьянство?
С кем еще пили и гуляли?
3) – тоже – бабы?
4) Можете по совести обещать прекратить или (если не сможете) куда Вас перевести? Ибо позволить Вам пить мы не можем.
С кем еще пили и гуляли?
3) – тоже – бабы?
4) Можете по совести обещать прекратить или (если не сможете) куда Вас перевести? Ибо позволить Вам пить мы не можем.
5) Командарм-14 – пьяница? Неисправим? Ответьте тотчас. Лучше дадим Вам отдых. Но подтянуться надо. Нельзя. Пример подаете дурной.
Привет. Ваш Ленин».
Трезвенник Ленин разрушил старый русский стереотип. В России, если ты пьяница, то и – без порток, и крыша у твоей избы – худая, и денег в семье нет. Короче, пьяница у нас – традиционно – голь перекатная. Но именно Ленин, трезвый Ленин умудрился пустить по ветру царскую казну.
Кто не верит, вот цифры.
Большевикам достались царские золотые запасы. Огромные запасы! В российском Госбанке было золота на 1 064 300 000 золотых рублей. Куда они-то подевались?
Под чутким руководством Ленина их часть (и довольно значительная) пошла на нужды Коминтерна, на создание новых компартий, на революционизирование европейских и прочих масс, для «подкупа агентов», «на агитацию среди французов и англичан», на «издания и нелегальные поездки», на «помощь народам Востока в борьбе с империализмом», «для поддержки левых организаций», для «дискредитации конкретных лиц», для «подрыва оппозиционных организаций».
«Я умоляю Вас, не экономьте. Тратьте миллионы, много миллионов!» – это Ленин дает санкции своим сторонникам в Европе.
Господи, чем это он опился в тот момент? На Россию надвигается голод, а он, как какой-нибудь перепившийся купец, осмечивает недешевые поездки большевистских агитаторов за рубеж:
Северный Китай – 10 тысяч рублей золотом.
Южный Китай – 20 тысяч рублей золотом.
Корея – 10 тысяч рублей золотом.
Оплата, правда, по возвращению в РСФСР. Не все, видимо, горели желанием вернуться назад.
Не проиграв войны Германии, трезвенник Ленин щедрым пьяным жестом швыряет ей контрибуционные 6 миллиардов марок (в золотом эквиваленте – почти 250 тонн золота). Спрашивается: за что? Не за выпитое ли в Германии (Италии, Англии, Франции) в кредит пиво-вино? За бочки «любимого мюнхенского», кьянти и шампанское? Рассказывают, что трактирщики Голландии и Англии располагают уникальными, не имеющими нынче цены расписками Петра Великого, триста с лишним лет назад совершавшего паломничество в Европу – за съеденное и за влитое в мощные глотки им и его людьми в этих заведениях, но не оплаченное. И – за разгромленные отхожие места, побитую и порубленную мебель. За обиженных ими местных женщин.
Петра Европа помнит еще и поэтому.
Видимо, Ленин также имел векселя, по которым пришел срок расплаты. Что им и было сделано за счет царской казны.
Но сколько же тогда было выпито и съедено этим Гаргантюа вкупе с соратниками, если оплата выпитого-съеденного в кредит исчислялась тоннами золота? Боюсь, никогда нам не разобраться с ленинским дореволюционным меню.
1920 год. На Петроград, Москву и Россию надвигается голод. Ленин исправно клеймит врагов революции, тех, кто организовал блокаду первой в мире республики рабочих и крестьян, оставив народ без прокорма, – мировую буржуазию с ее интервенцией.
Но вот известный художник Юрий Анненков по командировочному удостоверению, подписанному Горьким, едет в южные районы России и сообщает, что «был поражен неожиданным доисторическим видением: необозримые рынки, горы всевозможных хлебов и сдоб, масла, сыров, окороков, рыбы, дичи, малороссийского сала; бочки солений и маринада; крынки молока, горшки сметаны, варенца и простокваши; гирлянды колбас… людская толчея, крики, смех…»
А секрет в том, что город только-только оставили белые. Через какое-то время все это распрекрасное благоденствие канет в Лету, пустят большевики по ветру здешний достаток.
Часть его успеет экспроприировать сам Горький: 2 пуда пшеничной муки, 20 фунтов копченой свинины, 20 банок консервированной осетрины, 10 банок налимьей печенки, а также 15 фунтов шоколада. Все эти припасы будут затребованы специальной бумагой с грифом «срочно», словно бы писателю нужны были патроны или гранаты для ведения скоротечного боя.
А в это время голодные, холодные, злые мешочники штурмом брали вагоны-теплушки, чтобы хоть где-то найти пропитание.
Странно, но факт: поезда с мешочниками почему-то назывались в народе «Максим Горький». С чего бы это?
Ленин любит Горького. Ценит его эпопею «Мать». Не за то ли, что в этой новой пролетарской Библии тот клеймит позором пролетарское пьянство?
«Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармошках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила, пила. Истомленные трудом люди пьянели быстро, и во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода… Люди из-за пустяков бросались друг на друга с озлоблением зверей. Возникали кровавые драки. Порой они кончались тяжелыми увечьями, изредка – убийством…»
«Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармошках, пела похабные, некрасивые песни, танцевала, сквернословила, пила. Истомленные трудом люди пьянели быстро, и во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода… Люди из-за пустяков бросались друг на друга с озлоблением зверей. Возникали кровавые драки. Порой они кончались тяжелыми увечьями, изредка – убийством…»
Ах, как, должно быть, ненавидел Ленин русскую жизнь за ее пьяные традиции! Крестины, поминки, рождения – ни одно событие не обходится у русского без водки. Даже, черт дери, религиозные праздники!
Проклятая «широта русской души»!
«По праздникам молодежь являлась домой поздно ночью в разорванной одежде, в грязи и пыли, с разбитыми лицами, злорадно хвастаясь нанесенными товарищам ударами, или оскорбленная, в гневе или слезах обиды, пьяная и жалкая, несчастная и противная…» (М Горький. Мать)
В Россию из эмиграции видный партиец Григорий Зиновьев прибыл худым и стройным. Через короткое время он получает кличку Ромовая Бабка – за лишний вес, набранный в голодные дни революции. Его соратник Маленков имел кличку Маланья – тоже за лишние килограммы.
Ленину бы в союзники да православную церковь с ее постулатами: «Пить вино во славу Божью, а не во пьянство», «пьяницы царства Божия не наследуют», но к церкви у него свой подход: «Расстрелять десяток попов!» – вот и вся его право славность.
А еще придумали большевики забаву – попов на кол сажать. Как в средние века! Мой дед, Василий Максимович, имевший приход в Орловской губернии, бежал ночью с женой и семью малыми детьми, узнав, что в деревне по соседству большевики весь клир на колья пересажали…
…Мог ли поборник трезвости Ленин в 1923 году помешать пьющему Сталину и не дать отменить сухой закон? Очень и очень сомнительно.
«Когда в 1923 году Ленин заболел, – рассказывал старый большевик Гаврила Волков, бывший шеф-поваром вождя, – было решено госпитализировать его в кремлевском санатории в Горках…»
Чего уж тут кокетничать – госпитализировать! Заточить, лишив возможности общения с товарищами по партии, посадить под домашний арест – вот правильные слова.
Когда здоровье Ленина ухудшилось и говорил он уже с трудом, а иногда, теряя дар речи, изъясняясь просто жестами, Сталин приказал: никому из Горок не выезжать, пока здоровье «любимого товарища Ленина» не улучшится. Никто и не выезжал из Горок. И, соответственно, не въезжал сюда.
Дискуссии на тему водки быть не могло. Ее и не было. Сталин принял решение о водочной монополии самостоятельно.
С одной стороны – потрафил русскому пьющему народу, подорвавшему здоровье суррогатами за годы сухого закона. С другой – именно в те годы испарилась последняя надежда на излечение России от пьянства, о чем так мечтал последний русский император Николай Романов.
«Давайте выпьем за память Владимира Ильича, – поднимает Сталин тост на встрече с югославскими коммунистами, – нашего вождя, нашего учителя, нашего всего!..»
Большевистский цинизм?
В декабре 1931 года на прием к Сталину попал немецкий писатель Эмиль Людвиг, автор книги о Вильгельме II, и задал Сталину такой вопрос: а не носит ли деятельность Сталина черты Петра Первого? Что имел в виду немец – реформы петровские, пьянки его беспробудные или тягу к Германии – не важно. Важен ответ Сталина:
«Что касается Ленина и Петра Великого, то последний был каплей в море, а Ленин – целый океан…»
А он, Сталин, лишь «ученик Ленина», и цель его жизни – «быть достойным его учеником…»
Кинорежиссер Георгий Данелия в книге «Тостуемый пьет до дна» описал Тбилиси в день выноса из мавзолея тела Сталина. Грузины были против этого дела. У памятника Сталину собрался стихийный митинг. Его тут же разогнали водой из пожарных шлангов.
«Утром на второй день (митинг продолжался три дня) к памятнику подъехал грузовик, в кузове которого, обнявшись, стояли Ленин и Сталин, – драматический театр города Гори командировал на митинг актеров в костюмах и гриме вождей пролетариата…
– Пусть Ленин пожмет руку Сталину! – крикнули из толпы.
И Ленин пожал руку Сталину.
– Пусть поцелует! – попросили из толпы.
И Ленин поцеловал Сталина.
– И Сталин тоже пусть поцелует Ленина! – потребовали из толпы.
И Сталин поцеловал Ленина.
– Пока не разденутся и не лягут, у них ничего не получится! – крикнул кто-то.
Все засмеялись…»
Пар выпустили, митинг закончился, все разошлись по домам с сознанием исполненного долга.
У Сталина на Кунцевской даче висела на видном месте посмертная маска Ленина. Ее днем и ночью освещала постоянно горящая лампа. Словно икону. Сталин, уезжая на отдых, брал маску в дорогу. «Все свое ношу с собой?»
«Повесить ее на видное место», – командовал он коменданту Орлову.
Или – «его»?
Итак, подведем итоги. Ленин против отмены в России сухого закона.
Сталин готов отменить сухой закон хоть завтра, но мешает авторитет Ленина. А что в это время происходит в мире? Или там нет проблем, связанных с крепким алкоголем? Проблемы есть, и решают их по-разному.

2006 г.