Фламандская сцена краут-рока. Студийный альбом бел

Владимир Курбалиев
Музыкальное государство Бельгия знаменито своими коллективами в различных жанрах рок-музыки. В пример можно привести такие хард-роковые команды как «The Show» и «Masterpiece», коллективы арт-рока «Machiavel» и «Jenghiz Khan», представителей зойла и музыки кентербери – «Dun» и «Cos». Также в этой стране было развито направление краут-рок – несмотря на то, что оно являлось изначально немецким национальным направлением рок-музыки, характеризующимся смешением рок и электронных музыкальных структур, оно распространилось и на другие европейские страны, в частности затронув Бельгию и Швейцарию. Примером такого рода группы в Бельгии является команда «Brainticket», о творчестве будет идти речь в этой статье.
             Начальной точкой отсчёта биографии группы следует считать 1968 год, когда она была основана в Швейцарии мультиинструменталистом Йоэлом Вандрогенбруком. В изначальный состав группы помимо Йоэла также вошло шесть человек – гитарист Рон Брайер, бас-гитарист Верни Фрёлих, ударник Коисмо Лампис, вокалист Дон Мьюр, Вольфгангу Паапу была доверена табла, и также в группе был человек отвечающий за звуковые эффекты – Хельмут Кольбе. К слову, сразу же стоит отметить, что состав группы постоянно менялся, каждый альбом был представлен разным составом музыкантов и единственным неизменным участником был лидер Вандрогенбрук. Также стоит упомянуть, что составы группы были интернациональными – в коллективы играли музыканты швейцарского, немецкого и итальянского происхождения (к слову сам лидер был бельгиец с классическим музыкальным образованием). Плодом усилий музыкантов стал выпущенный в 1971 году альбом «Cottonwoodhill», названный в честь швейцарского местечка, в котором и образовался коллектив. Однако, после выхода этого творения явно психоделического толка группу стали обвинять в связи с наркотиками. Ситуацию усугубило послание музыкантов на конверте альбома, гласившее - «Слушать пластинку только один раз в день. Ваш мозг может быть разрушен». В итоге это привело к тому, что альбом был запрещён в некоторых странах, в том числе в США. Однако это лишь укрепило репутацию коллектива в сфере андеграундной авангардной музыки.  После выпуска альбома группу настигает трагедия, связанная со смертью гитариста Рона Брайера. Вечная память музыканту.
                После этой трагедии Йоэл принимает решение о роспуске первоначального состава, перебирается в Италию, приглашая для записи второго альбома гитариста Рольфа Хага и бас-гитариста Мартина Захера, также включая в состав вокалистку Кэрол Мьюриэл. Новообразованный квартет записывает и выпускает лонгплей «Psychonaut», более доступный чем первое творение, стилистически представляющий компромисс между хард-роком, краут-роком и психоделией. После выпуска пластинки, Йоэл снова тасует состав, заменяя Хага и Захера перкуссионистом Барни Пальмом, и трио, теперь состоящее из Йоэла, Мьюриэл и Пальма начинает подготовку к фундаментальной работе «Celestial Ocean», основанной на Древнеегипетской Книге Мёртвых. Сама по себе пластинка это революция в творчестве коллектива с совершенно иным звучанием. Работа над альбомом велась на территориях Швейцарии, Германии и Италии. Инструментарий группы обогатился клавишными, синтезаторами, таблой, конгами, ситаром, цитрой и флейтой. Музыкально творение представляет сплав из краут-рока, психоделии, джаза, электронной, авангардной, этнической и индийской музыки. Стоит отметить высокое качество записи музыкального материала.
       Открывающая альбом концепция «Egyptian Kings», характеризующаяся смешением джаза, психоделии, этники и индийской музыки с превосходным вступлением на табле и перкуссии, в процессе развития подкрепляется уверенной партией синтезатора, баса и скромными наплывами флейты. Также стоит отметить туманно-гипнотическое настроение вкупе со слегка откровенным диалогом, погружающим в концепцию альбома всё глубже и глубже. Если разбираться то в этой вещи помимо перечисленных стилей чувствуется и налёт авангарда в манере Карлхайнца Штокхаузена, Джона Кейджа, Яниса Ксенакиса и Лучано Берио. Уникальное смешение стилей с незабываемой атмосферой переходящее в связанную с ним вещь – «Jardins», представляющую собой классический пример индийской музыки с блаженством струнного индийского инструмента - цитры. Продолжение индийской линии в «Rainbow» сменяется наплывами синтезатора в духе электронной музыки на манер «Ashra Tempel», создающие впечатление просмотра документального фильма о Космосе или исследование в лабораториях НАСА. «Era of Technology» возможно навеянная научно-фантастическим произведением Станислава Лема – «Сумма технологий», представляет собой смешение электроники и индийской музыки с метрономной синтезаторной игрой. «To Another Universe» и «The Space Between» в целом продолжают линию предшественников с добавлением этнической музыки, а «Cosmic Wind» с добавлением ситара возвращает слушателя к Индии. Завершающий трек «Visions» немного выпадает из альбома, для него характерна классическая составляющая с клавишным проходом на манер произведения Фридерика Шопена – «Каприз №24 Ля-Минор». Завершение трека отсылает нас к откровенному диалогу первого этюда, создавая иллюзию концептуальности. Сама вещь представляет смесь классической, психоделической и немного электронной музыки. Сам же альбом является уникальным произведением жанра краут-рок, к слову, в органичном сплетении с разными стилями.
                Альбом был выпущен «RSA Victor» в 1973 году, и после этого группа провела гастроли по Италии с французским джазовым скрипачом Жаном-Люкой Понти. После этого Йоэл принял решение заморозить проект, занявшись написанием музыки для телепередач. Однако в начале 1980-х лидер реанимировал проект, записав в 1980 и 1982 годах пластинки «Adventure» и «Voyage», после этого проект снова был закрыт до начала 21 века. В начале нового столетия Йоэл вновь возрождает проект, записывая пластинку «Alchemic Universe», музыка которой представляет космическое путешествие в духе «Tangerine Dream». После этого группа стала активно концертировать, чем занимается и по настоящее время, однако новые студийные творения пока не выходят. Будем надеяться, что этот бельгийский коллектив порадует слушателей новым творением, которые поклонники хорошей музыки оценят по достоинству.




                Владимир Курбалиев