Глава 18 - триумф короля

Вячеслав Толстов
 Глава 18 -   ТРИУМФ КОРОЛЯ Руперта Хентцау, книга Энтони Хоупа
То вещи, которые люди называют "предзнаменования", предчувствия и так далее, являются, на мой взгляд, для большей частью праздные бездельники: иногда это только что вероятные события бросают перед ними естественную тень что суеверные необычные повороты в небеса послали предупреждение; чаще же желание, что дает зачатия выполнение работ, и сновидец видит, что в результате из своего поступка и будет загадочный благоустройство независимо от его усилий. И все же, когда я спокойно и со здравым смыслом обращаюсь к констеблю Зенды, он качает головой и отвечает: “Но Рудольф Рассендиль с самого начала знал, что он снова приедет в Стрельзау и поточнее поговорит с молодым Рупертом . Иначе зачем он упражнялся с рапирой, чтобы во второй раз стать лучшим фехтовальщиком , чем в первый? Неужели Бог не может сделать ничего такого, чего не может понять Фриц фон Тарленхайм ? прекрасная мысль, клянусь жизнью!” И он уходит, ворча.

Что ж, будь то вдохновение или заблуждение, и разница часто стоит на волоске, я рад, что Он был у Рудольфа. Ибо если человек однажды заржавел, то нет ничего невозможного в том, чтобы снова отшлифовать свое мастерство. Мистер Рассендиль обладал силой, волей, хладнокровием и, конечно же, мужеством. Ничто не помогло бы, если бы его глаз не был в совершенстве знаком с его работой, а рука не повиновалась ему так же легко, как засов скользит в хорошо смазанной канавке. Как эта штука стояла, гибкая ловкость и непревзойденный рывок молодого Руперта, но просто не хватало быть слишком большим для него. Он был в смертельной опасности, когда девушка Роза побежала вниз, чтобы принести ему помощь. Его отточенное мастерство позволяло поддерживать оборону. Он больше ничего не пытался сделать, но выдержал яростную атаку Руперта и его хитрые финты в почти неподвижной неподвижности. Почти, говорю я, потому что легкие повороты запястья, которые кажутся ничем, - это все, и служили здесь, чтобы сохранить его кожу целой и жизнь в нем.

На мгновение Рудольф увидел это в его глазах и остановился на этом, когда он легонько нарисовал мне сцену, когда Руперт из Хентцау осознал, что не может сломить охрану своего врага. Удивление, досада, веселье или что-то в этом роде, казалось, смешалось в его взгляде. Он не мог разобрать, как его ловили и сдерживали в каждом усилии, встречая, казалось, железную преграду, неприступную в покое. Его быстрый мозг мгновенно усвоил урок. Если бы его мастерство не было больше, победа не была бы его, потому что его выносливость была меньше. Он был он был моложе, и его тело не было так тесно сплочено; удовольствие отняло у него свою десятину; возможно, хорошее дело идет на что-то. Даже когда он почти нажал Рудольф прислонился к дверной панели, он, казалось , знал, что его мера успеха была полной. Но то, что не могла сделать рука, могла сделать и голова. В быстро продуманной стратегии он начал давать паузу в своей атаке, нет, он отступил на шаг или два. Никакие угрызения совести не мешали его планам, никакой кодекс чести не ограничивал средств, которыми он пользовался. Отступая перед своим противником, он казался Рудольфу малодушным.; он был сбит с толку, но казался отчаявшимся; он был утомлен, но играл более полную усталость. Рудольф продвигался вперед, давя и атакуя, только чтобы встретить защиту столь же совершенную, как и его собственная. Теперь они стояли в центре комнаты, рядом со столом. Руперт, как будто у него были глаза на затылке, обошел вокруг, избегая его на узкий дюйм. Его дыхание было быстрым и прерывистым, вздох переваливался через вздох, но все же его глаз был настороже, а рука безошибочна. У него оставалось еще несколько мгновений усилий : этого было достаточно, если он достигнет своей цели и совершит трюк, на который его ум, плодородный в каждом базовом устройстве был установлен. Ибо именно к каминной полке вело его отступление, казавшееся вынужденным, а на самом деле столь преднамеренным. Там было письмо, там лежали револьверы. Время думать о риске ушло; время ломать голову над тем, что позволяла или запрещала честь, никогда не приходило Руперту из Хентцау. Если он не сможет победить силой и искусством, то победит хитростью и предательством, подвергнув себя испытанию, которое сам же и устроил. Револьверы лежали на каминной полке; он намеревался завладеть одним из них, если сумеет выиграть мгновение, чтобы схватить его.

Устройство, которое он принял, было прекрасно выбрано. Было слишком поздно призывать к отдыху или просить передышки: мистер Рассендилл не был слеп к преимуществу, которое он выиграл, и рыцарство превратилось бы в безумие, если бы оно позволяло себе такую снисходительность. Руперт уже стоял у камина. Пот лился с его лица, и грудь, казалось, вот-вот лопнет от усилия после вдоха; но у него было достаточно сил для своей цели. Должно быть, он ослабил хватку на своем оружии, потому что, когда клинок Рудольфа в следующий раз ударил по нему, оно вылетело из его руки, вывернулось из безжизненной хватки и заскользило по полу. Руперт стоял обезоруженный, а Рудольф неподвижно.

“Подними его, - сказал мистер Уотсон. Рассендил, никогда не думая, что тут был какой-то подвох.

“Да, и ты будешь связывать меня, пока я буду это делать.”

“Ты, юный глупец, еще не знаешь меня?” и Рудольф, опустив клинок, уперся острием в пол, а левой рукой указал на оружие Руперта. И все же что-то его насторожило: может быть, в глазах Руперта мелькнуло презрение к простоте своего врага, а может быть, он просто торжествовал в этом бесхитростном мошенничестве. Рудольф стоял и ждал.

- Ты клянешься, что не прикоснешься ко мне, пока я буду его поднимать? - спросил Руперт, слегка отпрянув и тем самым приблизившись на дюйм или два к камину.

“Я тебе обещаю: возьми его. Я больше не буду ждать.”

- Ты не убьешь меня безоружным?” - воскликнул Руперт в встревоженном, возмущенном упреке.

- Нет, но ”

Речь оставалась незаконченной, если только внезапный крик не был ее концом. И когда он закричал, Рудольф Рассендиль, уронив меч на землю, бросился вперед. Рука Руперта метнулась за спину и легла на рукоятку одного из револьверов. Вся хитрость сверкнула перед Рудольфом, и он вскочил, обхватив Руперта своими длинными руками. Но Руперт держал револьвер в руке.

По всей вероятности, эти двое ничего не слышали и не обращали внимания, хотя мне показалось, что скрипы и стоны старой лестницы были достаточно громкими , чтобы разбудить мертвого. Когда Роза подняла тревогу, мы с Берненштейном или я с Берненштейном (потому что я был первым и, следовательно, мог поставить себя первым) бросились наверх. Следом за нами шел Ришенхайм, а за ним по пятам еще с десяток парней, толкающих, толкающих и топчущих. Мы, шедшие впереди, неплохо стартовали и беспрепятственно добрались до лестницы; Ришенхайм был втянут в шум и поглощен бурной, мечущейся группой , которая боролась за первую опору на ступеньках. Тем не менее, вскоре они догнали нас, и мы услышали, как они достигли первой площадки. По всему дому разнесся смутный гул, и теперь он, казалось, глухим и неясным эхом отдавался от стен снаружи, с улицы. Хотя я и сознавал это Я не обращал внимания ни на что, кроме как дойти до комнаты, где находился король и Рудольф. Теперь я был там, а Берненштейн висел у меня за спиной. Дверь не задержала нас ни на секунду. Я был внутри, он за мной. Он захлопнул дверь и прислонился к ней спиной как раз в тот момент, когда топот ног затопал по верхнему лестничному пролету. А в данный момент револьвер выстрел прозвучал четко и громко.

Мы с лейтенантом замерли, он прислонился к двери, я сделал шаг в глубь комнаты. Зрелища, которое мы увидели, было достаточно, чтобы привлечь нас своим странным интересом. Дым от выстрела клубился вокруг, но ни один из них не казался раненым. Револьвер был в руке Руперта, и его дуло дымилось. Но Руперт был прижат к стене, рядом с каминной полкой. Одной рукой Рудольф прижимал левую руку к стене выше головы, другой держал правое запястье. Я медленно подошел ближе: если бы Рудольф был безоружен ... , Я мог бы справедливо принудить их к перемирию и поставить их на и все же, хотя Рудольф был безоружен, я ничего не сделал. Вид его лица остановил меня. Он был очень бледен, губы плотно сжаты, но мой взгляд привлекли его глаза, радостные и безжалостные. Я никогда прежде не видел его таким. Я перевел взгляд с него на молодого Хентцау. Руперт прикусил нижнюю губу зубами, на лбу выступили капельки пота, крупные синие вены вздулись; он не сводил глаз с Рудольфа Рассендила. Очарованный, Я подошел ближе. И тут я увидел, что произошло. Дюйм за дюймом рука Руперта изгибалась, локоть сгибался, рука, которая указывала почти прямо от него - и мистер Рассендилл указал теперь в сторону от обоих к окну. Но его движение не прекратилось; он следовал по линии круга; теперь он был на руке Руперта; он все еще двигался, и теперь быстрее, потому что сила сопротивления уменьшалась. Руперт был побежден; он чувствовал это и знал, и я прочел знание в его глазах. Я подошел к Рудольфу Рассендиллу. Он услышал или почувствовал меня и на мгновение отвел глаза. Не знаю, что выразило мое лицо, но он покачал головой и снова повернулся к Руперту. Револьвер, который он все еще держал в руке, был у его сердца. Движение прекратилось, точка была достигнута.

Я снова посмотрела на Руперта. Теперь его лицо стало спокойнее; на губах появилась легкая улыбка ; он откинул назад свою миловидную голову и прислонился к стене; глаза его вопросительно смотрели на Рудольфа Рассендиля. Я перевел взгляд туда, откуда должен был прийти ответ, ибо Рудольф не произнес ни слова. Самым быстрым движением он высвободил свою руку. Руперт схватил его за запястье и схватил за руку. Теперь его указательный палец лежал на руке Руперта, а Руперт лежал на спусковом крючке. Я не мягкосердечна, но положила руку ему на плечо. Он не обратил на это внимания.; Больше я не осмеливался. Руперт взглянул на меня. Я поймала его взгляд, но что я могла ему сказать? И снова мой взгляд был прикован к пальцу Рудольфа. Теперь она была изогнута вокруг Руперта, как у человека, который душит другого.

Больше я ничего не скажу. Он улыбался до конца; его гордая голова, никогда не склонявшаяся от стыда, не склонялась от страха. Внезапно в его скрюченном указательном пальце что-то сжалось, что-то сверкнуло, что-то зашумело. Рука Рудольфа на мгновение прижала его к стене.; когда его убрали, он опустился на землю-куча, которая, казалось , состояла из головы и колен.

Но по горячим следам выстрела раздался крик и ругань Берненштейна. Его отшвырнуло от двери, и через нее прорвало Ришенхайм и весь счет после него. Они толкали друг друга и кричали, спрашивая, что происходит и где король. Высоко над всеми голосами, доносившимися из задних рядов толпы, я услышал крик девушки Розы. Но как только они очутились в комнате, то же самое заклинание, которое закрепило Берненштейн и я к бездеятельности наложили свою отупляющую силу и на них. Только Ришенгейм внезапно всхлипнул и побежал вперед, туда, где лежал его кузен. Остальные стояли и смотрели. Мгновение Рудольф смотрел на них. Затем, не говоря ни слова, он повернулся к ней спиной. Он протянул правую руку, которой только что убил. Руперт Хентцау взял письмо с каминной полки. Он взглянул на конверт, потом вскрыл письмо. Почерк изгнал из него последние сомнения; он разорвал письмо поперек, и еще раз на четыре части, и еще раз на мелкие кусочки. Затем он бросил обрывки бумаги в огонь. Я думаю, что все глаза в комнате следили за ними и наблюдали, пока они не свернулись и не сморщились в черный цвет., вафельный пепел. Таким образом, письмо королевы наконец оказалось в безопасности.

Поставив таким образом печать на своей задаче, он снова повернулся к нам. Он не обратил никакого внимания на Ришенхейма, который присел на корточки возле тела Руперта, но посмотрел на Берненштейна и меня, а затем на людей позади нас. Он выждал мгновение, прежде чем заговорить; затем его речь стала не только спокойной, но и очень медленной, так что он, казалось , тщательно подбирал слова.

- Джентльмены, - сказал он, - в свое время я дам вам полный отчет по этому делу. Пока же достаточно сказать, что этот джентльмен, который лежит здесь мертвый , искал встречи со мной по частному делу. Я пришел сюда, чтобы найти его, желая, как он утверждал, желать уединения. А здесь он пытался меня убить. Результат его попытки вы видите.”

Я низко поклонился, Берненштейн сделал то же самое, и все остальные последовали нашему примеру.

“Будет дан полный отчет,” сказал Рудольф. - А теперь позвольте всем покинуть меня, кроме графа Тарленхейма и лейтенанта фон Берненштейна.”

Очень неохотно, с разинутыми ртами и удивленными глазами, толпа потянулась к двери. Ришенгейм поднялся на ноги.

“Оставайся, если хочешь, - сказал Рудольф, и граф снова опустился на колени рядом со своим родственником.

Увидев грубые кровати у стены чердака, я тронул Ришенхейма за плечо и указал на одну из них. Вместе мы поднялись Руперт из Хентцау. Револьвер все еще был у него в руке, но Берненштейн высвободил его. Затем мы с Ришенхеймом уложили его, пристойно разложив тело и расстелив поверх него плащ для верховой езды, все еще покрытый грязью, собранной во время его полуночной экспедиции в охотничий домик. Его лицо выглядело почти так же, как и до выстрела; в смерти, как и при жизни, он был самым красивым парнем во всей Руритании. Держу пари, что многие нежные сердца болели, и многие яркие глаза затуманились для него, когда пришло известие о его вине и смерти. В Стрельзау до сих пор живут дамы , которые носят его безделушки в стыдливой преданности , которую не могут забыть. Даже я, имевший все основания ненавидеть и презирать его, пригладил ему волосы на лбу, в то время как Ришенгейм рыдал, как ребенок, а молодой Берненштейн , опершись головой о каминную полку, не смотрел на мертвых. Один только Рудольф, казалось, не обращал на него внимания и не думал о нем. Его глаза потеряли зрение. неестественный вид радости, и теперь были спокойны и безмятежны. Он взял с каминной полки свой револьвер и положил его в карман, аккуратно положив револьвер Руперта на место своего. Затем он повернулся ко мне и сказал::

- Пойдем, пойдем к королеве и скажем ей, что письмо вне досягаемости.”

Повинуясь какому-то импульсу, я подошел к окну и высунул голову. Меня увидели снизу, и громкий крик приветствовал меня. Толпа перед дверями росла с каждой минутой; люди, стекавшиеся со всех сторон, скоро умножат ее во сто крат, ибо весть, принесенная с чердака двадцатью удивленными языками, распространяется подобно лесному пожару. Через несколько минут он пройдет через Стрельзау, через королевство-через час, через Европу-чуть дольше. Руперт был мертв, и письмо было в безопасности, но что мы могли сказать этому огромному собранию? их король? Странное чувство беспомощного недоумения охватило меня и нашло выход в глупом смехе. Берненштейн был рядом со мной; он тоже выглянул и снова обернулся с оживленным лицом.

“У вас будет королевское путешествие во дворец,” сказал он Рудольфу Рассендиллу.

Мистер Рассендилл ничего не ответил, но, подойдя ко мне, взял меня за руку. Мы вышли, оставив Ришенгейм у тела. Я не думал о нем.; Берненштейн, вероятно, думал, что он сдержит свое обещание, данное королеве, потому что он последовал за нами немедленно и без возражений. За дверью никого не было. В доме было очень тихо, и шум с улицы доносился до нас только приглушенным ревом. Но когда мы подошли к подножию лестницы, то увидели двух женщин. Матушка Хольф стояла на пороге кухни с изумленным и испуганным видом. Роза прильнула к ней, но как только Рудольф подошел к ней, она сказала: Увидев это, девушка бросилась вперед и бросилась перед ним на колени, изливая бессвязные благодарности Небу за его безопасность. Он наклонился и заговорил с ней шепотом; она подняла на него горделивый взгляд. Казалось, он на мгновение заколебался.; он взглянул на свои руки, но на них не было никакого кольца, кроме того, что давным-давно подарила ему королева. Затем он снял цепочку и достал из кармана золотые часы . Перевернув его, он показал мне монограмму Р. Р.

“Рудольфус Рекс, - прошептал он с причудливой улыбкой и, вложив часы в руку девушки, сказал: ”

Она смеялась и всхлипывала, поймав его одной рукой, в то время как другой держала его.

“Ты должна отпустить меня, - мягко сказал он. - У меня много дел.”

Я взял ее за руку и заставил подняться. Рудольф, освобожденный, прошел туда, где стояла старуха. Он заговорил с ней строгим, отчетливым голосом:

- Я не знаю, - сказал он, - насколько вы причастны к заговору , который затевался в вашем доме. На данный момент Я предпочитаю этого не знать, потому что мне не доставляет удовольствия обнаружить измену или наказать старую женщину. Но будьте осторожны! Первое же слово, которое ты произнесешь, первый же поступок, который ты совершишь против меня, короля, повлечет за собой верное и быстрое наказание. Если вы меня побеспокоите, я вас не пощажу. Несмотря на предателей Я все еще король в Стрельзау.”

- Он помолчал, пристально глядя ей в лицо. Губы ее задрожали, глаза опустились.

“Да, - повторил он, - я король Стрельзау. Держи свои руки подальше от зла и свой язык тихим.”

Она ничего не ответила. Он прошел дальше. Я шел следом, но, проходя мимо нее , старуха схватила меня за руку. “Ради Бога , кто он? - прошептала она.

- Ты с ума сошел?” - спросила я, подняв брови. - Разве ты не узнаешь короля, когда он говорит с тобой? И тебе лучше запомнить, что он сказал. У него есть слуги, которые будут выполнять его приказы.”

Она отпустила меня и отступила на шаг. Молодой Берненштейн улыбнулся ей; по крайней мере, он находил в нашем положении больше удовольствия, чем беспокойства. Так мы их и оставили: старуху испуганную, изумленную, сомневающуюся; девушку с румяными щеками и сияющими глазами, сжимавшую в обеих руках подарок, подаренный ей самим королем.

У Берненштейна было больше присутствия духа , чем у меня . Затем, низко поклонившись, он отступил в сторону, пропуская Рудольфа. Теперь улица была полна из конца в конец, и могучий приветственный крик вырвался из тысяч глоток. Шляпы и носовые платки размахивали в безумном ликовании и торжествующей преданности. Весть о побеге короля разнеслась по городу, и все собрались, чтобы оказать ему честь. Они захватили ландо какого-то джентльмена и вывели лошадей. Карета стояла теперь перед дверями дома. Рудольф Выждал минуту на пороге, раз или два приподняв шляпу; лицо его было совершенно спокойно, и я не видел, чтобы у него дрожали руки. В одно мгновение дюжина рук мягко схватила его и потащила вперед. Он сел в карету; мы с Берненштейном последовали за ним с непокрытыми головами и сели на заднее сиденье лицом к нему. Люди были круглые, толстые , как пчелы, и казалось, что мы не можем двигаться , не раздавив кого-нибудь. Однако вскоре колеса повернулись, и они медленно потащили нас прочь . Рудольф то и дело приподнимал шляпу и кланялся то направо, то налево. Но однажды, когда он повернулся, его глаза встретились с нашими. Несмотря на то, что было впереди и позади, мы все трое улыбались.

- Мне бы хотелось, чтобы они ушли немного быстрее, - шепотом сказал Рудольф, подавив улыбку и снова повернувшись, чтобы принять верные приветствия своих подданных.

Но что они знали о необходимости спешить? Они не знали, что ждет их на рубеже следующих нескольких часов, не знали и того важного вопроса , который требовал немедленного решения. Не торопясь, они удлинили нашу поездку на много пауз.; они держали нас перед собором, в то время как некоторые бегали и заставляли звенеть колокола радости; мы останавливались , чтобы получить импровизированные букеты из рук хорошеньких девушек и порывистые рукопожатия от восторженных лоялистов. Все это время Рудольф сохранял самообладание и, казалось, играл свою роль с присущей ему царственностью. Я услышал, как Берненштейн прошептал: держись этого!”

Наконец мы увидели дворец. Здесь тоже был большой переполох. Вокруг было много офицеров и солдат. Я увидел карету канцлера , стоявшую у портика, и дюжину других красивых экипажей, ожидавших, пока они приблизятся. Наши человеческие лошади медленно тянули нас к входу. Хельсинг был уже на ступеньках и побежал к карете, горячо приветствуя короля . Крики толпы становились все громче.

Но внезапно на них снизошла тишина.; это длилось всего мгновение и было прелюдией к оглушительному реву. Я смотрел на Рудольфа и видел , как он вдруг повернул голову и глаза его заблестели. Я посмотрел туда, куда ушли его глаза. Там, на верхней ступеньке широкой мраморной лестницы, стояла королева, бледная, как сам мрамор, и протягивала руки к Рудольфу. Люди видели ее: именно ее приветствовал этот последний восторженный возглас. Моя жена стояла у нее за спиной, а еще дальше-другие ее дамы. Мы с Берненштейном выскочили наружу. Отдав последний салют народу, Рудольф последовал за нами. Он поднялся на одну-единственную ступеньку, опустился на одно колено и поцеловал руку королевы. Я был рядом с ним, и когда он посмотрел ей в лицо, я услышал, как он сказал::

- Все хорошо. Он мертв, а письмо сожжено.”

Она подняла его рукой. Губы ее шевелились, но, казалось, она не могла найти слов. Она взяла его под руку, и так они на мгновение остановились перед всем Стрельзау. Снова раздались радостные возгласы, и молодой Берненштейн бросился вперед, размахивая шлемом и крича, как одержимый: “Боже, храни короля!” Я был увлечен его энтузиазмом и последовал его примеру. Весь народ с нескончаемым жаром подхватил этот крик, и таким образом мы все , повсюду в Стрельзау, в тот день приветствовали мистера Рассендиля за нашего короля. С тех пор такого рвения не было Генрих Лев вернулся со своих войн сто пятьдесят лет назад.

“И все же, - заметил старик. Хелсинг у моего локтя: “Агитаторы говорят, что в доме Эльфберга нет энтузиазма!” Он с презрительным удовлетворением взял щепотку табаку.

Молодой Берненштейн прервал его приветствия коротким смешком, но тут же снова принялся за работу. Я уже пришел в себя и стоял, тяжело дыша, глядя на толпу. Сгущались сумерки, и лица сливались в белое море. И вдруг мне показалось , что из середины толпы на меня смотрит бледное лицо человека с повязкой на голове. Я схватил Берненштейна за руку и прошептал: “Бауэр” , указывая пальцем туда, где было лицо. Но, как только я указал, он исчез; хотя казалось невозможным для человека двигаться в этом прессе, все же он исчез. Оно пришло, как предупреждение циника, через сцену притворного триумфа, и прошло так же быстро, как и пришло, оставив после себя напоминание о нашей опасности. Мне вдруг стало дурно на душе, и я чуть не закричал людям, чтобы они прекратили свои глупые крики.

Наконец мы ушли. Мольба об усталости встречала всех посетителей, которые пробирались к двери и пытались поздравить; он не мог разогнать толпу, которая упорно и удовлетворенно висела вокруг, окружая нас во дворце живой оградой. Мы все еще слышали их шутки и радостные возгласы, когда оставались одни в маленьком салоне, выходящем в сад. Мы с женой пришли сюда по просьбе Рудольфа; Берненштейн взял на себя обязанность охранять дверь. Быстро наступал вечер, и становилось темно. В саду было тихо; отдаленный шум толпы нарушал тишину. в большее облегчение. Рудольф рассказал нам историю своей борьбы с Рупертом Хентцау на чердаке старого дома, стараясь как можно легкомысленнее остановиться на ней . Королева стояла рядом с его креслом и не давала ему встать; когда он закончил рассказ о том, как сжег ее письмо, она вдруг наклонилась и поцеловала его в лоб. Затем она посмотрела прямо на Хельгу, почти вызывающе, но Хельга подбежала к ней и обняла.

Рудольф Рассендиль сидел , подперев голову рукой. Он взглянул на двух женщин, потом поймал мой взгляд и поманил меня к себе. Я подошел к нему, но несколько мгновений он молчал. Он снова сделал мне знак, и, положив руку на подлокотник его кресла, я наклонилась к нему. Он снова взглянул на королеву, казалось, боясь, что она услышит то, что он хотел сказать.

“Фриц, - прошептал он наконец, - как только совсем стемнеет, я должен уехать. Берненштейн пойдет со мной. Вы должны остаться здесь.”

- Куда же ты пойдешь?”

- В сторожку. Я должен встретиться с Зантом и договориться с ним.”

Я не понимал, какой план у него в голове и какой план он может придумать. Но в тот момент мой ум не был направлен на подобные вещи; он был сосредоточен на зрелище перед моими глазами.

- А королева?” - прошептал я ему в ответ .

Каким бы низким ни был мой голос, она его услышала. Она резко повернулась к нам, все еще держа Хельгу за руку. Ее глаза изучали наши лица, и она мгновенно поняла, о чем мы говорили. Она еще немного постояла, глядя на нас. Потом она вдруг прыгнула вперед и бросилась на колени перед Рудольфом, положив руки ему на плечи. Она забыла о нашем присутствии и обо всем на свете, кроме ужаса снова потерять его.

- Только не это, Рудольф, дорогой! Только не снова! Рудольф, я больше этого не вынесу.”

Потом она уронила голову ему на колени и зарыдала.

Он поднял руку и нежно погладил блестящие волосы. Но он не смотрел на нее. Он смотрел в сад, который становился темным и мрачным в сгущающихся сумерках. Губы его были плотно сжаты , лицо бледное и осунувшееся.

Некоторое время я смотрел на него, потом отвел жену в сторону, и мы сели за столик в некотором отдалении. Снаружи все еще доносились радостные возгласы и шум возбужденной толпы. Внутри не было слышно ни звука, кроме сдавленных рыданий королевы. Рудольф гладил ее блестящие волосы и смотрел в ночь печальными, застывшими глазами. Она подняла голову и посмотрела ему в лицо.

- Ты разобьешь мне сердце, - сказала она.