1961-1974 годы

Карпенко Ольга
После окончания Иркутского медицинского института я работала в районной больнице и поликлинике в поселке Усть-Нера, что на реке Индигирка. В них помещались отделения хирургии, терапии, гинекологии, акушерства, детское отделение, биохимическая лаборатория, аптека.

Далее судьба меня перенаправила на повышение. В течение 5-и лет (1967 – 1971) я работала ассистентом кафедры «Нормальная анатомия и оперативная хирургия» на Медицинском факультете Якутского государственного университета (ЯГУ), Республика Саха (Якутия), г. Якутск. Преподавала предмет «Нормальная анатомия». Теперь это Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова — многоотраслевой федеральный университет в Якутске, имеющий филиалы в Анадыре.

В 1971 году я поступила в аспирантуру, в ЦИУВ - Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей в Москве (ЦОЛИУв им. В.И. Ленина), на кафедру «Нормальная и топографическая анатомия». Ныне это Российская Медицинская Академия Последипломного Образования — (РМАНПО).

Руководителем моей кандидатской диссертации стал Борис Владимирович Огнев (1901, г. Саратов – 1978, г. Москва). Он выпускник медицинского факультета Казанского университета (1919 - 1924). Советский топографо-анатом и хирург. Доктор медицинских наук (1935), профессор (1936), действительный член Всемирного общества хирургов, член-корреспондент АМН СССР (1946). С 1931 года и до конца жизни он работал на кафедре «Оперативной хирургии» (ЦИУВ). Опубликовал более 200 научных работ по кровоснабжению органов и систем органов. Борис Владимирович - основатель микрохирургии, сам проводил операции по «пришиванию» оторванных пальцев несчастных производственников.

Борис Владимирович сразу заприметил, что я амбидекстр. Амбидекстр способен одинаково эффективно действовать как правой, так и левой рукой. В детстве левой и правой рукой я писала. Помню, как мама в первом классе повторяла: «пиши правой», и для меня это не было усилием.

Огнев Б.В. дал мне тему «Заживление операционной раны семенника после рассечения излучением лазера непрерывного действия». В рамках темы «Воздействие высокоэнергетического лазера на биологические ткани». В этой работе нами была поставлена цель: изучить специфику действия лазерного излучения на биологическую ткань (в частности, на паренхиму яичка подопытных кроликов). Никаких особых наставлений, как и с чем сравнивать полученные данные, Огнев Б.В. мне не давал, тем более его друзья-коллеги. Была я предоставлена своим собственным инициативам.

Работы Давыдовского И.В. - создателя клинико-анатомического направления отечественной медицины - послужили мне добрую службу. Знаменательна его цитата: «Медицина - это действительно наука о человеке, здоровом и больном, это отрасль естествознания, новая антропология, где биологическое и социологическое слились в единстве и одно без другого непознаваемо». В процессе диссертационной работы я сопоставляла его данные по огнестрельным ранениям разрывным порохом и полученные мною данные от непрерывного воздействия высокоэнергетического лазерного излучения СО2 на паренхиму семенника кроликов. (150 животных).

По экспериментальной тематике диссертационной работы были опубликованы статьи в известных приоритетных медицинских журналах:

(А) Карпенко О.М., Огнев Б.В., Вишневский А.А., Троицкий Р.А., Маковкин В.И., Федоткин Г.Ф. Деструктивные и восстановительные процессы повреждённого лучами лазера семенника в эксперименте. «Экспериментальная хирургия и анестезиология». № 1, 1974, 4 с.

(Б) Карпенко О.М., Огнев Б.В., Вишневский А.А., Троицкий Р.А., Разыгрин В.А. Изучение действия неодимового лазера на паренхиму яичка. «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины». № 2, 1974, 4 с.

В этих 2-х работах описана разница импульсного (неодимового) и непрерывного высокоэнергетического (СО2) лазерного излучения в их воздействиях на биологическую ткань: на паренхиму яичка живых кроликов.

Смысл диссертационной работы заключался в определении степени повреждения паренхимы семенника (кролика) при воздействии непрерывного высокоэнергетического СО2 лазерного излучения. Выяснили: повреждение носит локальный характер.

Что такое локальный характер воздействия непрерывного высокоэнергетического СО2 лазерного излучения? Выяснили: это минимальная область повреждения тканей.

В связи с чем можно отметить преимущество использования непрерывного высокоэнергетического СО2 лазера в некоторых областях хирургии (например, в онкологии)? Выяснили: за счет его щадящего воздействия на окружающие ткани.

Учеба в аспирантуре и защита диссертации заняли 1971-1974 годы. И я, как оказалось, была последней аспиранткой Бориса Владимировича Огнева.