Кстати, о космосе

Сергей Кузнечихин
Кто не слышал  про пуд соли, который надо съесть с человеком, чтобы узнать его?
Соли у нас было намного больше пуда — сорокалитровая фляга, по края. Она, пожалуй, и на три пуда тянула. Съели, разумеется, не всю, что-то и на засолку рыбы потратили, но узнать друг друга успели.
Рыбалку организовал все тот же Мишка. Опять к его председателю нагрянул родственник, который якобы на космос работал. Но уже сам друг явился, свояка прихватил. Видать, не поверили там у них рассказам о нашей рыбалке, так он свидетеля привез.
Сплавлялись на двух лодках. Мишка взял на себя родственника, а я — свояка. Дважды два — четыре. Проще арифметики не бывает. А вот с погодой осложнения случились. Атмосферные осадки напали. Вероломно, как немцы в сорок первом, нарушили мирный прогноз и двинули свои тучи. Люди без всяких враждебных помыслов плывут на лодках: снизу вода, по бокам вода — вроде достаточно, так нет же, надо еще и сверху добавить.
Один раз вымокнуть не страшно, даже полезно для полноты впечатлений. Но когда сырыми становятся все запасы одежды и спальники, и палатка, и неизвестно, сможешь ли их просушить к очередному ночлегу, да какое там неизвестно, когда ясно, что не сможешь — такое не для слабонервных. Родственник попытался после первого дня выйти из положения сухим, все места возле костра своими тряпками занял, так у него быстренько портянки проржавели.
Как проржавели, спрашиваете?
Очень просто. Были –– белыми, стали –– рыжими. Потом рыжие пятна исчезли, но на их местах образовались дыры. Точно так же проржавел мой свитер. И, самое обидное, пока он был совсем сырой, проверял через каждые пять минут, а когда начал подсыхать, место у костра освободилось, повесил поближе к жару, и тут, некстати, носки подоспели, пока переобувался в сухие и теплые, пока те, что с ног снял, пристраивал на сушку... Короче, когда вернулся к свитеру, ржавчина была в последней стадии, чуть тронул  и посыпалось...
Свояк ни одной вещи не подпалил, но и просушить не смог. Ночь промаялся, утром в лодке сидел, как вареный. Был один человек, стал другой. Дома, пока транспорт ждали, энергия через край била, симпатяга парень, анекдоты, как из Юрия Никулина сыпались, всех уморил. Потому и в связчики его позвал. Но просчитался. Потянулся за тертым калачом, а вляпался в манную кашу. Совсем на воде раскис. Но свою-то марку держал. Я пытался его насчет родственника и космоса расколоть — бесполезно. Вроде и не отказывается, но и не подтверждает. Намекнул только, что они вместе работают. Я даже обходной маневр придумал, через кассу. Поинтересовался заработками. Думал, если не вытерпит, похвастается астрономическими цифрами, значит точно — на космос. И опять увильнул — хватает, мол. Не хочет — не надо. Пусть хранит тайну вклада. Так хоть бы анекдоты травил. Еще одна осечка. На таборе, как сорока, а в лодке, как сыч. Первые два дня реки боялся. Чуть где камушек замаячит, вцепится в бортовую веревку, губу прикусит и на меня пялится, чтобы я поживее шестом двигал. Народный контролер выискался. Потом немного пообвыкся. И опять на мою голову, точнее — нервы. Я не могу похвастаться, что очень ловко управляю лодкой. Рыскаю слегка, есть грех. По прямой, пожалуй, не пройду. Да и какая в этом надобность? Я вообще привык доверять реке, она знает, куда нести. А ему — нет. Ему обязательно, чтобы как по линеечке. А если камень на пути, то — по лекалу. Ну, нет у меня чертежных талантов, в нужное время был уже за это наказан, не хватало еще, чтобы и на рыбалке про черчение напоминали. Сидит на носу, и хуже старшины: туда — не туда, речнее — бережнее. Сам дергается и меня дергает. Да еще и голос повышает. А я этого не люблю, во мне в таких случаях ответная любовь начинает закипать. Четыре дня проплыли, и лодка превратилась в пыточную камеру. А когда сходили на берег, он сразу возвращался в свое привычное  состояние якобы веселого парня. Михайло вообще слушал его с открытым ртом. Но я уже старался держаться подальше.
На шестой день нашли хорошую площадку для вертолета и решили дальше не сплавляться. Впереди перекат шумел, а может даже и порожек, на другой стороне речка впадала, так что было где разгуляться. И погода наладилась. Солнышко над горами повисло. Умытое, ласковое. Припоздало, конечно. Так ведь могло и вовсе не появиться. И рыба расклевалась. Мы еще табор доустраивали, а свояк уже учесал со спиннингом по берегу. Пенки снимать. Правда, не ахти какие жирные, таймень почему-то совсем не брал, Мишка в первый день выволок одного, и все, пропала благородная рыба. Но свояк и щукам рад был. Мы палатку поставили и тоже за снастеньки. Мишка с родственником поплыли на другой берег, а я — вниз, туда, где перекат шумел. С полкилометра спустился, смотрю, связчик мой стоит. Меня увидел, руками замахал. Деваться некуда, пришлось подчаливать. Беда у человека. Щука сорвалась. А там вытащить крупную рыбу действительно тяжело. Берег, не сказать, что высокий, около метра, но подмытый, вывести некуда, поднимать приходится. На этом подъеме щука и наставила ему рога, да еще и блесну с собой прихватила. Посадил соблазненного и покинутого в лодку. Снова вдвоем. А вечер, как по спецзаказу. Красотища! Вышли на плес. Ветра почти нет. Вода чуть-чуть рябит, на солнышке переливается. Плес неглубокий, но щук — словно шпаны на бульваре. То впереди плесканет, то за спиной бултыхнется. Меня-то эти игрища не волновали, я на хариуса нацелился, даже спиннинг с собой не взял, чтобы не отвлекаться. А своячок дорвался. Четыре раза кинул, двух штук вытащил. В раж вошел. Хлестал налево и направо. Ладно, думаю, пусть потешится, может первый и последний раз такой клев достался. Свой берег обловил, не насытился. На чужой зарится. Туда, мол, рули. К середине уже подходили, и у меня за спиной щука сыграла. Хлестко ударила. А он в этот момент только что траву с тройника снял. И, не глядя, маханул с разворота на звук. О том, что я на корме торчу, разумеется, забыл. Врать не стану, будто блесна летела в мою физиономию, такого с близкого расстояния разглядеть не успеешь, просто почувствовал, что жизнь в опасности, и кувырнулся за борт. Другого спасения у меня не было. Потом он, конечно, извинялся, заверял, что не специально в меня кидал. Этого только не хватало. Ясно, что не со зла. Но когда я оказался в воде, а у него схватила щука, он даже не посмотрел в мою сторону, только крикнул, чтобы я лодку не дергал, а когда подвел рыбину к борту, заорал:
"Чего телишься, хватай багорчик и помогай вытаскивать!"
Рыба может уйти, а я никуда не денусь, но тут уж не до претензий, на то она и рыбалка. Обидно, что вымок до трусов. Он, конечно, поинтересовался, что я намерен делать: дальше плыть или возвращаться к костру. Спрашивает, а на лице печатными буквами, как на плакате, нарисовано: "Неужели все бросишь?" Да не собирался я возвращаться, не сахарный, не растаю, мне еще перекат хотелось проверить. Вылил воду из сапог, выжал одежду и дальше поплыли.
Когда подошли к перекату, солнце уже к верхушкам деревьев подкрадывалось. Хариус клевал крупный и брал жадно, только времени оставалось маловато, и солнце некстати расшалилось, хлестало по глазам прямой наводкой, мешало вовремя засечь поклевку. И комары словно взбесились. Связчик заскучал. Поторапливать начал. Получалось, будто я виноват, что мы так поздно до места дошли. Хотя резон в его тревоге был. Возвращаться в темноте против течения удовольствия не много. Но ведь меня тоже не просто оттащить от места, когда клюет. Однако азарт против занудства редко выстаивает. Вода огонь тушит. Пришлось сматывать удочки.
Когда плывешь по течению, темнеет намного медленнее. А тут, пока рыбу, раскиданную по берегу, собирали, пока лодку подкачивали, пока поперек плеса гребли, глянули, а вода уже из голубой в черную превратилась. И берега в этой черноте потонули. Темнотища непроглядная. Даже костра  на таборе не видно, потому что русло петляет, как беглый зэк. Оставленный перекат должен вроде бы все тише и тише становиться, а кажется, что он, наоборот, гул наращивает. Пихаюсь шестом, не жалея сил, а ощущение — будто лодку несет назад. Берегов-то не видно, глазу не за что заякориться. Да еще и пассажир нудит, так что предыдущие дни раем кажутся. И вдруг на пути горловина откуда-то взялась. Течение — хоть турбину ставь. Вода между валунами с ревом прет. Когда самосплавом шли, не заметили, как проскочили. Да и мудрено ли — секундное дело. Туда — с ветерком, оттуда — с парком. Шест от напряжения в три погибели, а лодка ни сантиметра вперед. Свояк скулит, что я в приток зарулил — не помнит он этих камней. Еще бы он помнил, когда сидел и на своих щук любовался, сюсюкал над ними, чуть ли не целоваться лез. У меня грешным делом тоже подозрение мелькнуло, что мы не туда плывем, но вовремя образумился. Боковая речка впадала чуть выше нашего табора, мимо костра мы никак не могли проскочить. Еле вразумил паникера. Хотя и не до разговоров было. Упираюсь в шест, своячок советами тиранит, а река гонит в другую сторону, лодку перевернуть норовит. Попробовал бережком проскочить, в камни уперся. Между камней струя мощней лазури, или как там, в школе учили...
Светлей лазури, говорите?
Может и светлей, но разглядывать не было сил.
Все, кричу, шабаш, не одолеть нам эту горловину, вылезаем, лодку в руки  — и пехом по берегу. Свояк ворчит, что я шестом работать не умею. Надо было передать ему инструментик и пусть бы сам попробовал, да опасно, вдруг снова решит, что мы в притоке застряли, и назад развернется. Без лишних слов выскочил на берег и лодку на себя тяну.  Ему ничего не оставалось делать, как подчиниться. И пройти-то пришлось десяток шагов. Сколько сил напрасно угробил. Спустили лодку на воду. Пока мелко было — рядом шли. Потом вижу, что пора усаживаться. Залезай, кричу, а сам еще пару шагов сделал и только после этого закинул ногу за борт, а другой — оттолкнулся. Корма, естественно, вильнула. А пассажир не успел еще угнездиться, ну и бултыхнулся. Я спиною к нему был, не видел, но ведь взрослый же человек, давно пора без няньки обходиться. Понадеялся. А он на глубине чуть выше колена умудрился искупаться по горло. Господи, что тут началось! Оказалось, что я специально это подстроил, в отместку за мое купание на щучьем плесе, для того и на берег его выманил, чтобы потом отомстить. У него нервы, а у меня, что — протезы? Терпеть всякую белиберду я вроде не нанимался. Но ведь молчу. Отшучиваюсь. И уж совсем не потому, что он, якобы, на космос работает или чья-то седьмая кость от колена. Случись такое в городе, нашел бы, чем ответить даже настоящему космонавту, без всяких там "якобы". Но в лодке другие законы. На реке, как в кабаке, ссоры добром не кончаются.
Выдержал.
Выстоял.
Вытерпел.
Но когда они через год снова нагрянули, и Мишка позвал меня в бригаду — отказался. Хотя других шансов попасть на такую нетронутую речку у меня почти не было. Да чего там "почти" — совсем не было.
Поменяться с Мишкой напарниками, говорите?
Можно, конечно. Было бы проще. Но все равно отказался.

Кстати, о космосе. Слышал я, что этих кадров подгоняют и притирают к подельникам до полной психологической совместимости. Может быть и так. О чем не знаю, о том молчу. Знаю другое — когда эти космические пришельцы приземляются среди нас,  они не то чтобы совмещаться, даже вести себя прилично не могут. Видимо, вся их совместимость остается там, наверху. А среди обычных людей они отдыхают от нее. Или экономят для вращения на своих орбитах.