Первородный грех

Елена Майка
"Так говорит Иегова, сотворивший небо, истинный Бог, Создатель земли и её Творец, который утвердил её, сотворил её не напрасно, а для того, чтобы на ней жили люди:  «Я Иегова, и другого нет".(Исаия 45:18).

Бог образовал землю не напрасно. Он создал её для того, чтобы она была  населена, и первой  человеческой паре, Адаму и Еве, Создатель определил смысл их существования на планете:

"Затем Бог благословил их и сказал им: «Рождайте детей, размножайтесь, наполняйте землю, владейте ею и господствуйте над морскими рыбами, над небесными птицами и над всеми существами, которые живут на суше".

Что такое Божье благословение? Для Адама и Евы оно означало заверение в любви и поддержке (в том числе, в обучении и в наставлении) при условии, что Адам и Ева будут  заботливыми хозяевами  на планете, обустроенной для вечной и счастливой жизни, как и заповедал им Бог.

Где находился рай или Эдемский сад, упоминаемый в Библии? Это был поистине сад наслаждения - именно так переводится слово Эдем. Во второй главе книги Бытие сказано: "Бог Иегова создал из земли человека и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и тот стал живым человеком. Бог Иегова посадил сад в Эдеме, на востоке, и поселил там человека, которого создал... Из Эдема текла река. Она орошала сад и далее разделялась на четыре реки". 

Названия двух из этих рек хорошо известны  современному человеку, они существуют в настоящее время: "Название третьей реки — Хиддеке;ль. Она течёт к востоку от Ассирии. А четвёртая река — Евфрат".

"Бог Иегова поселил человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал его и заботился о нём".

Возделывать и хранить землю,  расширяя пределы рая по мере того, как росла бы человеческая семья - такое  задание дал Бог Адаму, и оно было по силам физически  крепкому человеку. Был ли в радость такой труд? Ведь сейчас, в наше время, у многих людей мысль о том, что надо "обрабатывать землю" вызывает порой отвращение. Знаете, этому есть причина. Но согласитесь, что большинству из нас выращивание растений, забота о живности, будь то кот, кролик или попугай, доставляет истинное удовольствие. Мы любим создавать условия для своих подопечных, нас радует,  когда они сыты, здоровы, ухожены. А как приятно смотреть, когда зверушка кушает из наших рук. А если слушается? А если любит и мурчит? Мирные отношения с природой доставляют истинное удовольствие. Но почему они вообще  возможны и почему гармония с природой радует? Этому есть только одна  причина, которую можно увидеть читая Бытие 1:28: "Затем Бог благословил их и сказал им: «...наполняйте землю, владейте ею и господствуйте ...над всеми существами, которые живут на суше». Способность, а главное, желание заботиться и с добротой управлять животными была заложена в нас при сотворении. Точно также как в животных  была заложена способность подчиняться, приходить к человеку за  помощью и вцелом - всем  жить дружно.

 "Было бы  здоровье, - говорят  многие, -  был бы свой кусочек земли, на который никто другой не будет посягать! И вообще, почему "всё пошло не так?"

А ведь всё было именно "так", в Эдеме на востоке, в том самом  раю, куда Бог поместил человека: плодородная земля давала свой плод, совершенное здоровье и близкие отношения со своим Создателем гарантировали эмоциональную стабильность и уверенность в завтрашнем дне - то, чего так не хватает нынешнему поколению. Хороший климат,  изобилие ресурсов и огромное поле для деятельности: в перспективе вся планета  предназначалась для обитания потомков, произошедших от одного рода человеческого.  Одним словом, совершенный человек в совершенных условиях должен был жить вечно и счастливо в гармонии с природой и в мире с самим собой. А главное - под опекой Творца, выполняя его задание. Не правда ли все  условия  для  полноты и осмысленности каждого прожитого дня? Поистине, Эдем - это был сад наслаждения, где человек переживал  не только  сиюминутные удовольствия, но и глубокую удовлетворенность от того, что соответствовал своему предназначению. Рай процветал. Это было прекрасное время:
"Тогда Бог посмотрел на всё, что он создал, и увидел, что всё это очень хорошо".

Вероятно, вы слышали историю о том,  что Ева, а потом Адам нарушили заповедь и именно поэтому  "всё пошло не так". Что же  это была за заповедь? Что побудило человека пойти поперёк воле  Бога, если всё было так прекрасно? А не мог ли Бог простить Адама?  Примерно так, как мы прощаем своим детям всякое-разное. А может Адам случайно оступился и совершил поступок по своей  слабости  или недопониманию? Как мы, например, по нескольку раз в день что-то делаем не так, как следовало бы. Неужели  нас тоже надо строго наказывать за поступки, совершённые по недомыслию или под действием эмоций? Но...не стоит отождествлять нас, несовершенных людей, обременённых первородным грехом, приумноженным опытом пребывания  в несовершенной системе вещей, с Адамом. Он был совершенным человеком, созданным по образу  Бога. Смерть могла постигнуть его лишь в случае нарушения заповеди: "Бог Иегова велел человеку: «Ты можешь досыта есть плоды всех деревьев в саду.  Только не ешь плоды дерева познания добра и зла, потому что в день, в который ты съешь его плод, непременно умрёшь».(Бытие 2 :17).

***
"И Бог создал человека по своему образу, создал его по образу Бога. Он создал мужчину и женщину".

Что это значит, быть созданным по образу Бога?

Мы можем понимать мышление и намерения Бога. Мы можем постигать его замысел и участвовать в его исполнении. Ведь мы созданы по "его подобию". Вот, что примечательно: в какой-то мере мы обладаем такими же качествами, как у него. Он вложил в нас способность проявлять любовь, преданность, сострадание, милосердие, быть справедливыми и мудрыми. Вечный Бог вселил в нас желание жить без конца. Под вдохновением Бога Соломон  записал такие слова: "Он сделал всё прекрасным в нужное время. Он даже вложил вечность в сердца людей..."(Экклезиаст 3:11). Вот почему никто не хочет умирать. А если кто, пребывая в отчаянии и боли, просит  смерти, то только лишь потому, что не в силах больше страдать.

У нас есть способности к  творчеству. Откуда бы это? Ведь хотя животные, движимые инстинктом, создают, шедевральные конструкции (например, как птицы гнезда), но они всегда действуют по программе вида и никогда не отходят от неё в сторону: не рисуют закат и не  пишут рапсодии.  Бог - Творец, Создатель, Конструктор Вселенной - он, создавая нас по своему образу и подобию, наделил  вдохновением, желанием творить, создавать  новое, а также получать удовлетворение от творчества. Бог наделил человека совестью – то есть способностью смотреть на себя со стороны, и осознавать, что правильно, а что нет.

Большое доверие Бог оказал своему творению, наделив его свободой  воли: люди могли сами решать, как им поступать. Но свобода налагала   ответственность за свой выбор. Мыслительные способности Адама и Евы были таковы, что у них могли возникать самые разные мысли, в том числе и неконструктивные. Почему бы и нет? Но, будучи совершенными, они были способны анализировать и  делать правильный выбор: каким мыслям следовать, а какие отвергать, просчитывая причинно-следственную связь между поступком и его последствиями.  Поступок человек мог выбрать, последствия - нет. Последствия тянулись  за поступком. Как сказано в Библии: "Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнёт". (Послание к Галатам 6:7).

"Он (Бог) сделал всё прекрасным в своё время". (Экклезиаст 3:11).

До согрешения Адам был совершенным. То есть его мозг не был ограничен так, как мозг современного человека. Возможности и способности первого человека по сравнению с наитолковейшими представителями нынешнего поколения были весьма велики. Мы слишком далеко ушли от совершенства, как в  физическом, так и в эмоциональном плане. Мы страдаем, болеем, дряхлеем и умираем и, размышляя о том, что же  произошло в Эдемском саду, порой неразумно сравниваем себя  с первой человеческой  парой. Ведь мы же забывем, путаем, не понимаем, ошибаемся, боимся (пожалуй, больше всего боли и смерти). Вот и жалеем Адама,  как будто маленького и неразумного, также, как пожалели бы и оправдали себя.  На самом  деле ответственность за проступок на Адаме весьма велика. Совершенство в сочетании со свободой  воли не исключало возможности совершить плохой выбор и свернуть на неправильный путь.  Так и случилось с Евой. Она была искушена Сатаной и не выдержала испытания.  Совершенный человек  Адам - здоровый физически  и эмоционально, наделённый совестью – прекрасно разбирался в том, что такое хорошо и что такое плохо, что можно, а что нельзя в рамках  договора  между Творцом и творением. В чём заключался этот договор? Сказно былр:«Ты можешь досыта есть плоды всех деревьев в саду. Только не ешь плоды дерева познания добра и зла, потому что в день, в который ты съешь его плод, непременно умрёшь». (Бытие 2:16 -17).

В Библии не говорится, что это дерево само по себе обладало какими-то особыми или сверхъестественными свойствами. Это было обычное плодовое дерево, и какие именно плоды на нём росли в сообщении не указывается. Важно было то, что именно это  дерево, растущее посреди рая, Бог наделил символическим смыслом. Дерево познания добра и зла представляло исключительное право Творца и Создателя решать, что есть добро и что есть зло. Съесть плод с этого дерева означало  взять запретное, присвоить то, что принадлежит Богу. Ослушавшись и посягнув на запретный плод, Адам тем самым попытался достичь моральной независимости от своего Создателя.

Когда мятежники съели плод, на них не нашло Божественное озарение, или «познание добра и зла», как обещал им обманщик Сатана. Напротив, заявив о своей независимости, Адам и Ева понесли урон, так как нанесли непоправимый вред своим отношениям с Богом. Грех непослушания оставил глубокий след в их телах, отразился на генном уровне  и перешел по наследству всем потомкам. Мы все рождаемся с  этой "генетической болезнью" - первородным грехом. Поэтому стареем и рано или поздно  умираем. Хотя первые люди и прожили после этого сотни лет, но они, подобно ветке, срезанной с дерева, начали умирать «в день» своего согрешения, испытывая душевное смятение, чувство вины, неуверенности и стыда, старея и дряхлея физически. Грех произвел потрясение — за это преступление их стала осуждать совесть.

После мятежа (заявления о своей независимости от Бога),  Адам был изгнан из Эдема. "Бог Иегова сказал: «Теперь человек стал как один из нас и знает добро и зло. И чтобы он не взял ещё и плод дерева жизни, не съел его и не стал жить вечно...» (Бытие 3: 22). С этими словами  Бог выслал человека из рая и поставил у восточной стороны сада Эдем херувимов и вращающийся меч с огненным лезвием, чтобы охранять путь к дереву жизни. Наказание? Похоже, что просто выполнение условия  договора. Пока Адам не посягал на независимость, что символизировалось неупотреблением плодов с дерева познания, он мог употреблять плоды с другого особенного дерева, имеющего также символическое  значение. Речь идёт о дереве жизни, которое также росло посреди рая. Символический смысл  дерева жизни заключался в  гарантии того, что Бог даст вечную жизнь каждому, кому будет позволено вкушать его плодов.
 
Однако, в связи с нарушением запрета относительно дерева познания добра и зла первая человеческая пара утратила возможность жить вечно. Поэтому Бог изгнал людей из Эдема. Таковы были условия первого союза Бога  и человека.

Никто уже не возделывал сад и не заботился о нем. Очевидно, что со временем он зарос и стал местом обитания диких зверей. В конце концов, Эдемский сад был уничтожен водами Потопа, а место, где он находился, было забыто. Осталось лишь библейское свидетельство о его существовании.

Печальная история? "Вот мы бы на их месте! Да никогда, да ни за что!" - могут подумать некоторые люди. "Кто-то из  предков согрешил, а мне теперь последствия разгребать?" - возмущаются другие. Постойте! У нас есть прекрасная возможность показать, что мы-то здравомыслящие, мы-то пережив столько всяческих бед, уж точно ухватимся за любую надежду жить так, как первоначально замыслил Бог. Так, как в Эдеме! И такая возможность  реально есть. Ведь замысел Бога остался прежним. Помните? Этот замысел заключался в том, чтобы наша планета была полностью заселена людьми, благодарными Богу. Люди должны были жить вечно (не старея и не умирая). Бог вложил в наши сердца стремление обрести вечность и желание понять, что это такое (Экклезиаст 3:11), а значит, и даст возможность осуществить желаемое. Несмотря на то, что первая человеческая пара поступила опрометчиво, намерение Бога относительно земли не изменилось.
«Так и слово, выходящее из моих уст, не вернётся ко мне неисполнившимся, но сделает то, что мне угодно, и осуществит то, для чего я послал его». (Исаия 55:11).

Обстоятельства изменились. После согрешения первая человеческая пара не обрела независимость, а напротив попала в рабство греха и смерти. Вся земля находится «во власти Злого» (1 Иоанна 5:19).  Но Бог не изменился. Бог по-прежнему желает, чтобы мы жили вечно. Причём, не в полном жестокости и насилия мире, а в раю на земле.

"И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними". (Исаия 65:21-23).

Это пророчество о счастливом  будущем земли. Оно касается тех людей, которые будут слушаться Бога и жить на земле в соответствии со своим предназначением: заботиться о планете и обо всём, что её наполняет. Они будут жить вечно, не зная старости и смерти. Как говорится в Псалме 36:9-11:  "Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира".

Рай будет восстановлен.