Дипломатия СССР против разжигания 2-й Мировой

Елена Киянка
На Западе и в Украине, сейчас у власти находятся силы, которые заинтересованы в фальсификации истории ХХ века с тем, чтобы затем пересмотреть итоги Великой Отечественной войны и очернить роль Советского Союза в разгроме Третьего Рейха. Эти силы на все лады пытаются обвинить руководство СССР в развязывании Второй Мировой войны наравне с Гитлером. Однако реальная история не имеет ничего общего с выдумками фальсификаторов.
На протяжении 30-х годов прошлого века Советский Союз неуклонно и последовательно предпринимал все возможные действия, чтобы не допустить разжигания Второй Мировой войны.
Лига Наций была создана в 1919 году на Парижской мирной конференции. В эту организацию изначально вошло 44 государства. Лига Наций создавалась как один из инструментов борьбы с молодой Советской Республикой, на территории которой тогда ещё бушевала Гражданская война. Через свою карманную Лигу Наций интервенты координировали свои действия на фронтах этой войны, занимались разжиганием и организацией контрреволюционных мятежей. Но, тем не менее, Гражданская война окончилась победой Красной Армии, и эмиссары западных стран были вынуждены убраться с советской земли вместе со своими местными пособниками. Начиная с 1921 года, участниками Лиги Наций без всякого стеснения начали разрабатываться планы нового вторжения в разрушенную войной Советскую страну. Ввиду всех подрывных действий, совершённых против молодого СССР в 20-е годы при посредстве Лиги Наций, у его руководства не было поводов хоть чуть-чуть доверять этой международной организации.
Но советская дипломатия не упускала ни единой возможности, чтобы стать на пути развязывания очередной войны. Советские дипломаты добились того, что СССР был допущен к участию в работе комиссии Лиги Наций по экономическим проблемам Европы.
5 ноября 1931 года усилиями советских представителей  была одобрена и принята резолюция, в которой была признана «возможность мирного сосуществования государств, имеющих различную экономическую и социальную структуру». По факту принятия этой резолюции советская сторона предложила всем странам-участницам подписать «пакт экономического ненападения».
В 1932 году состоялась Женевская международная конференция. Это мероприятие было организовано Лигой Наций. Будучи участницей конференции, советская делегация внесла предложение о всеобщем разоружении. Однако предложение советских дипломатов было отклонено. Но представители СССР не растерялись и тут же внесли альтернативу первому варианту – конвенцию о пропорциональном и прогрессивном сокращении вооружений. Из стран-участниц конференции в Женеве одна Турция в целом поддержала предложенный вариант, все остальные холодно отклонили его.
После прихода Гитлера к власти, в июле 1933 года, СССР подписал с Афганистаном, Турцией, Ираном, Латвией, Литвой, Эстонией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией конвенцию об определении агрессии. Финляндия подписала эту конвенцию в 1934 г. Крупные западные державы данную инициативу СССР проигнорировали.
Из подписантов конвенции, Польша, первая в Европе, в 1934 году заключила с Гитлером пакт о дружбе, сотрудничестве и ненападении. Финляндия стала сателлитом Гитлера чуть позже, как Румыния и Турция.
На Дальнем Востоке советские дипломаты предпринимали упорные и неоднократные попытки заключить договор о ненападении с Японией. Однако все их усилия ни к чему не привели. Всякий раз Япония надменно отвечала, что время для переговоров ещё не настало. В 1931 году Япония захватила соседнюю с СССР Маньчжурию и вторглась в Китай, оказавшись на границе СССР.
Министр экономики в правительстве Гитлера А. Гугенберг в 1933 году огласил меморандум, в котором Германия требовала возвращения колоний в Африке и новых территорий на Востоке. Вслед за этим подобные притязания озвучил руководитель внешней политики Германии А. Розенберг. В своём выступлении он подчеркнул, что нацисты готовы к соглашению с западными странами для решения «восточной проблемы».
Советское правительство заявило решительный протест, как против данного меморандума, так и против необоснованных притязаний Германии. В центральном печатном органе ВКП(б) газете «Правда» от 14 мая 1933 года была размещена статья «Бредовый план  Розенберга». Данная статья свидетельствует о том, что советское правительство было осведомлено насчёт плана Гитлера и осознавало все риски и угрозы, связанные с усилением Германии. Вот, краткая выдержка из данной статьи:
«Новый план Розенберга сводится к следующему:
1) Германия поглощает Австрию;
2) объединённая Германия и Австрия либо целиком поглощают Чехословакию, либо отторгают от неё Моравию, Словакию и Прикарпатскую Украину;
3)... «исправляются» польские западные границы, причём к Германии отходит не только Польский коридор, но и Познанское воеводство...
4) «попутно» Германия поглощает прибалтийские страны – Литву, Латвию и Эстонию;
5) реорганизованная таким образом Германия... начинает борьбу за отторжение Украины от Советского Союза».
Прогноз был по существу верен, но Германия не смогла его полностью реализовать. И произошло это лишь благодаря усилиям советской дипломатии.
Агрессивность Германии и Японии нарастала не по дням, а по часам. 27 марта 1933 года из Лиги Наций вышла Япония, а 14 октября того же года – Германия.
После этих событий правительство СССР приняло решение о вступлении державы в Лигу Наций. Через неделю после принятия этого решения И.В. Сталин беседовал с корреспондентом «Нью-Йорк таймс» У. Дюранти. В ходе этой беседы он сказал: «…Несмотря на уход Германии и Японии из Лиги Наций – или, может быть, именно поэтому – Лига может стать некоторым фактором для того, чтобы затормозить возникновение военных действий или помешать им. Если это так, если Лига сможет оказаться неким бугорком на пути к тому, чтобы хотя бы несколько затруднить дело войны и облегчить дело мира, – то тогда мы не против Лиги. Да, если таков будет ход исторических событий, то не исключено, что мы поддержим Лигу Наций, несмотря на её колоссальные недостатки».
В сентябре 1934 года по приглашению 30 государств Советский Союз вошёл в Лигу Наций. Против его вхождения в Лигу Наций проголосовали лишь Швейцария, Голландия и Португалия.
После того, как СССР стал страной-участницей Лиги Наций, советское руководство получило дополнительные дипломатические рычаги и возможности, при помощи которых могло усилить деятельность, направленную на предотвращение войны.
ЦК ВКП(б) разработал, а затем 19 декабря 1934 года принял постановление, в котором были определены основные меры для выстраивания эффективной системы коллективной безопасности в Европе. Тогда же на основании этих положений СССР предложил странам, имеющим непосредственную границу с Германией, подписать договор о взаимопомощи в случае агрессии. В первую очередь предложение касалось Франции, но так же было рассчитано и на другие страны Европы.
Но инициатива СССР нашла отклик лишь у министра иностранных дел Франции Луи Барту. Он в своих выступлениях неоднократно подчёркивал, что «малые союзники Франции в центре Европы должны быть готовы смотреть на Россию как на опору против Германии». Однако 9 октября 1934 года Луи Барту был убит фашистами в Марселе. После этого Франция больше не участвовала в процессе создания  Восточного пакта. Однако при этом договор о взаимопомощи с СССР 2 мая 1935 года всё же подписала. А 16 мая того же года аналогичный договор подписала с СССР Чехословакия. На основании этих договоров в Европе мог бы быть создан базис для выстраивания системы коллективной безопасности. Но крупные империалистические державы предпочли этой возможности политику умиротворения агрессора. И международная ситуация стала развиваться по другому сценарию.
Панская Польша выступала за совместный поход с Германией на Восток и бредила захватом Украины, потому выступала категорически против подписания этого документа.
В 1935 году фашистская Италия напала на Абиссинию (Эфиопию) в Африке. СССР тут же выступил в Лиге Наций с предложением осудить эту агрессию и принять суровые санкции против Италии. И, надо сказать, Лига Наций за это предложение проголосовала, но закулисные игры Великобритании, США и Франции помогли оставить все пункты этой резолюции лишь на бумаге.
В мае 1936 года на выборах в Испании победил Народный фронт. А 18 июля 1936 года сторонники генерала Франко подняли мятеж против законно избранного правительства. Лига Наций спустила предложения Советского Союза по защите законного правительства Испании на тормозах, как и в случае с нападением Италии на Абиссинию.
СССР оказался единственной страной, выступившей на стороне законного правительства Испании. В помощь Народному фронту советским руководством была направлена военная техника, авиация и кадровые военные. При этом Гитлер и Муссолини отправили свои армии воевать на стороне генерала Франко. Первое военное столкновение  СССР и держав Оси произошло именно в Испании. Для справки: антикоминтерновский пакт был заключён Германией, Италией и Японией 25 ноября 1936 года.
В Китае СССР помог через Коминтерн объединить усилия Гоминьдана и Коммунистической партии Китая в борьбе с японскими агрессорами. При этом отправил на помощь китайцам советских военспецов и военную технику.
Нельзя обойти молчанием вероломство, с каким ведущие западные хищники Великобритания, США и Франция, а так же их вечная гиена – Польша, способствовали усилению гитлеровской Германии и разжиганию Второй Мировой войны. Пока политики этих стран в зале Лиги Наций лицемерно голосовали за многие советские предложения по укреплению мира и безопасности в Европе, а потом спускали все эти инициативы на тормозах, их финансисты и бизнесмены нашпиговывали Германию средствами и технологиями.
Щедрую финансовую помощь Третьему Рейху оказывали крупнейшие американские, французские, голландские монополии из бизнес-империй Рокфеллера, Моргана, Меллона, «Ройял датч шелл», Виккерса, Болдуина, «Юнилевер». Германский стальной трест «Ферейгигте Штальверке» финансировали англо-германо-американский банк Шредера и нью-йоркский банк «Диллон Рид». Англия поставляла в Германию авиамоторы. «Стандарт ойл» финансировал строительство заводов по производству синтетического топлива. В 1938 г. американский химический трест Дюпона передал германскому тресту «ИГ Фарбениндустри» технологию производства синтетического каучука. Американская компания «Алкоа» и «Британская алюминиевая компания» начали с таким воодушевлением поставлять в Германию алюминий, что сорвали поставки этого металла авиационным предприятиям собственных стран.
Надо подчеркнуть, что именно на западных империалистах, которые полностью обеспечили воссоздание мощного военно-промышленного комплекса Германии, лежит ответственность за разжигание Второй Мировой войны. Неоднократные предупреждения Советского Союза об опасности вооружения Германии, которые его представители озвучивали на переговорах со странами Запада, были оставлены ими без внимания.
В Советском Союзе не просто осознавали, а были прекрасно информированы о том, что ведущие западные страны проводят политику двойных стандартов. В марте 1935 года состоялись переговоры СССР и Великобритании. После окончания переговоров лорд-хранитель печати Великобритании А. Иден подошёл к карте СССР и сказал: «Какая большая страна... А вот Англия совсем маленький остров». На что И.В. Сталин тут же ответил: «Да, маленький остров, но от него многое зависит. Вот если бы этот маленький остров сказал Германии: не дам тебе ни денег, ни сырья, ни металла – мир в Европе был бы обеспечен». Идену возразить было нечего, и он ограничился молчанием.
7 марта 1936 года Германия ввела свои войска в демилитаризованную по Версальскому договору Рейнскую область. Протест западных стран остался на бумаге, на деле ничего предпринято не было.
В марте 1938 года Германия при помощи своих сторонников в Австрии совершила её аншлюс. В этот раз Великобритания, США и Франция не выразили протеста даже на бумаге. Возмущённый голос СССР был гласом вопиющего в пустыне.
30 сентября 1938 года Англия и Франция пошли на заключение позорного Мюнхенского соглашения с Германией и Польшей. В истории это соглашение получило название Мюнхенского сговора. Согласно этому сговору Германия и Польша просто поделили между собой Чехословакию. Германия забрала себе Судетскую область, а Польша – Тешинский район. Великобритания в лице своего премьер-министра Чемберлена в тот же день и за тем же столом, где был заключён Мюнхенский сговор, подписала с Германией договор о ненападении. После возвращения Чемберлена в Лондон Уинстон Черчилль заметил: «Кто, выбирая между позором и войной, выбирает позор, в итоге получает и позор, и войну».
Франция последовала примеру Великобритании в декабре того же года, так же подписав с Германией договор о ненападении.
Отмечу, что перед совершением мюнхенской сделки СССР предложил Польше пропустить через свою территорию советские войска для защиты Чехословакии, но польское правительство в предвкушении дележа добычи и на почве хронической ненависти к СССР отказался это сделать.
После событий в Мюнхене СССР остался один на один с агрессором. Карта Европы стремительно менялась в угоду Гитлеру. Уже было очевидно, что западные страны толкают Германию к прямому столкновению с СССР. Тем не менее, на протяжении первой половины 1939 года Советский Союз прилагал все возможные дипломатические усилия, чтобы всё же создать в Европе силу, способную сдержать Третий Рейх.
15 марта 1939 года Гитлер захватил и присоединил к Германии оставшуюся территорию Чехословакии. А 23 марта того же года аннексировал у Литвы Клайпеду. Сомнений не оставалось: Гитлер будет двигаться дальше, пока его не остановят силой.
Приведу малоизвестный факт, который всячески замалчивается. Руководство Польши  тайно планировало с Гитлером на весну 1939 года совместный польско-германский поход с целью захвата и раздела территории Украины. Но в марте 1939 года Германия потребовала от своего союзника Польши территориальных уступок в виде Данцига и Данцигского коридора к Балтийскому морю. Польша отказалась. Тогда в ответ Германия отменила этот совместный поход.
После этой размолвки Польша, нарушая союзнические обязательства перед Германией, устами своего министра иностранных дел Бека предложила Англии подписать секретное англо-польское соглашение о сотрудничестве. Но ответ на это Чемберлен лишь на словах пообещал Польше, что Англия «окажет польскому правительству любую поддержку, какая имеется в её распоряжении, если на Польшу будет совершено нападение». Таким образом, Великобритания дала понять Польше, что в случае чего никто её защищать не намерен. Обещания, данные на словах, в политике зачастую имеют противоположное по смыслу значение.
Однако советское правительство 17 апреля 1939 года всё же выступило с очередной мирной инициативой, которая касалась заключения пакта взаимопомощи между СССР, Францией и Англией, к которому при желании могла бы присоединиться Польша. Но правительство Чемберлена отвергло это предложение.
Тем не менее, советская сторона, не оставляя попыток добиться создания хоть какой-то антигитлеровской коалиции, продолжила с британской стороной дипломатическую переписку по этому вопросу.
Представитель английской стороны А. Тейлор вспоминал: «Отсрочки были со стороны Запада, а Советское правительство отвечало почти с захватывающей дух скоростью. Англичане внесли первое предварительное предложение 15 апреля; советское контрпредложение пришло через два дня – 17 апреля. Англичанам понадобилось три недели, прежде чем они подготовили ответ 9 мая; Советы тогда протянули 5 дней. Англичанам потребовалось 13 дней; Советам опять 5 дней. Снова англичанам понадобилось 13 дней; Советское правительство ответило через 24 часа. Потом темп ускорился. Англичане постарались управиться за 5 дней; советский ответ пришёл через сутки. Англичанам понадобилось 5 дней, для русских – один день. 8 дней – для английской стороны, советский ответ пришёл в тот же день. На этом обмен практически закончился. Если эти даты что-нибудь значат, то только то, что англичане тянули, а русские хотели добиться результатов».
В тот же период времени советская разведка установила, что на фоне таких проволочек по созданию договора о коллективной безопасности с Советской стороной руководители так называемых западных демократий ведут секретные переговоры с представителями Гитлера с целью направить Германию против СССР.
29 июня 1939 года в газете «Правда» была опубликована статья члена Политбюро ЦК ВКП(б) А.А. Жданова. В этой статье звучал нелицеприятный для западных стран вывод: «Англичане и французы не хотят настоящего договора, приемлемого для СССР, а только лишь разговоров о договоре для того, чтобы, спекулируя на мнимой неуступчивости СССР, облегчить себе путь к сделке с агрессором».
У СССР остался единственный выход, чтобы, насколько возможно, оттянуть войну и отодвинуть свои границы от жизненно-важных центров страны. Этим выходом являлось заключение с Германией пакта о ненападении. И такой пакт был подписан 24 августа 1939 года в Москве. СССР был последней страной в Европе, которая подписала с Германией пакт о ненападении. Благодаря этому договору начало войны удалось оттянуть почти на 2 года.
Через неделю, 1 сентября 1939 года, Германия напала на Польшу, которая на протяжении 5 лет была открытым союзником Гитлера, препятствовала всем мирным инициативам Советского Союза, участвовала в дележе Чехословакии и грезила о совместном походе с фюрером на Восток.
Официально эта дата считается началом Второй Мировой войны. Но, по существу, датой начала Второй Мировой следовало бы считать 30 сентября 1938 года – день, когда произошёл Мюнхенский сговор.
Политика Англии, Франции, США и Польши не позволила осуществиться идее создания коллективной безопасности в Европе, выдвинутой  Советским Союзом, и распахнула двери Второй Мировой войне.
Именно этот факт страны коллективного Запада сейчас пытаются скрыть, и потому усиленно занимаются фальсификацией истории, стремясь свалить на СССР свою ответственность за разжигание той страшной войны.
По планам закулисных магнатов и финансистов Англии, Франции и США гитлеровские армии объединённой Европы должны были уничтожить СССР и народ, в нём проживавший. Но, как сейчас принято говорить, у Гитлера что-то пошло не так. И тогда англосаксы предпочли своевременно записаться в союзники СССР, чтобы принять участие в организации послевоенного мироустройства и сохранить в своих руках достаточные зоны влияния.
Но мы должны знать и помнить, что 22 июня 1941 года не было у наших дедов и прадедов никаких союзников, а на их головы была хладнокровно обрушена объединённая армия всей Европы под руководством немецкого фюрера. И наши предки сумели в этой схватке выстоять и победить, защищая своё Социалистическое Отечество от уничтожения. Для них эта война являлась Великой Отечественной, и для нас она не может быть никакой иной.
А союзники, о помощи и вкладе которых сегодня принято трещать на все лады по всем каналам, появились намного позже, когда Красная Армия была уже на пути к Берлину и особо в их союзничестве не нуждалась.
Да и недолгим было это лицемерное союзничество. Ещё 24 июня 1945 года не были брошены бойцами Красной Армии к подножию Мавзолея знамёна поверженного Третьего Рейха, а так называемые союзники СССР уже разрабатывали в тиши своих благоустроенных кабинетов операцию «Немыслимое», целью которой было уничтожение СССР посредством ядерных бомбардировок. Но это уже следующая страница истории.

Июнь, 2021 г.