Пушкин и Окуджава. Часть 1

Светлана Петровская
 
               
  Они не знали друг друга.
 
  Более чем эпоха, разделила их.

  Не похожи ни внешностью, ни характерами, ни судьбой.

  И всё же незримо близки.

    Великое множество людей досконально изучали жизнь и творчество Пушкина. Свой взгляд  имел другой поэт – Булат Окуджава.  «Внутреннее притяжение к Пушкину» - в  его стихах, в неоконченном сценарии фильма, в  интервью.

     Пушкин стал его любовью и болью, частью души и недосягаемым идеалом.

     В моём рассказе не только фантастика, но и реальность, потому что размышления Булата Шалвовича взяты мною из подлинных источников: его песен, стихов, интервью.  А иногда – да, я домысливаю, угадываю… 

    Ведь творчество – это частично и  автопортрет, поверьте мне, как художнику. Творчество – всегда любовь, поверьте мне, как женщине…
                ***
   
               О СЛОВЕ, СЛАВЕ И ЛЮБВИ
               
                Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет...
                Булат Окуджава

       Туман заполнил всё пространство улицы. Он возник ниоткуда, белесые ватные клочки срастались, соединялись в плотную субстанцию. Движение рук и ног  замедлилось, голова поворачивалась с трудом, как во сне.

     Вот невезенье! Выходила из метро – вроде был ясный вечер.  А на подходе к Арбату - сюрприз погоды.
 
    А как хотелось, прощаясь с Москвой, где оказалась по работе, вспомнить студенческие годы,  далёкие, свободные, счастливые…  В нечётких перепечатках мы  читали «Мастера и Маргариту», учили наизусть Есенина, пели Окуджаву…

      Я спешила к его памятнику на Арбате… Скульптор отразил в нём  не только излом эпохи, неуверенность интеллигента перед грозами-угрозами этого мира, но и отвагу, упрямство человека – муравья и кузнечика, и свободолюбивого бродягу, поэта, бунтаря.

       И вот надо же – туман! Обычный  для осени, но сейчас лишний  для меня. Ладно, дойду до Булата, а потом уж – на вокзал, решила я, вглядываясь в  клубящуюся мглу.

     Где же, где же, где же? Вот, вроде здесь! Поворот… И – ничего!
     Странно… Спросить не у кого...


           Фонарь впереди слегка рассеял серость, сделав туман молочным. Под фонарём – мужская фигура,  знакомая по очертаниям. Чуть сутулые плечи, поднятый воротник пальто... Неужели нашла?!

    Но… фигура приближалась ко мне! От неожиданности я отступила.

- Подождите! – он умоляюще поднял руки, взглянул чуть виновато, исподлобья. – В этом тумане так редко встретишь собеседника!

- Булат… Шалвович? - изумилась я, осознавая нереальность происходящего.

- Не бойтесь! Я не призрак.

- Значит - плод моего воображения?

- Я объясню! Понимаете… - он нахмурился, затем по-мальчишечьи рассмеялся. - Мне бы самому кто объяснил! Видите ли, в своей жизни я многого не решил, не завершил, не поставил точек! Это не даёт мне покоя. Я постоянно возвращаюсь на Арбат, что-то вспоминаю, спорю то с собой,  то со случайным собеседником… Время словно остановилось для меня.

- А  этот туман?

- Это и есть время. Оно бывает разным, то быстротечным, то замедленным, как сейчас. Я блуждаю в нём.  Иногда  мучительно одинок… Иногда встречается кто-нибудь …

    Голос его стал глухим, страдающим.  Я изумилась невероятности ситуации. Но, как человек творческий, на время примирилась с ней и поспешила  нарушить паузу:

- А мы поём Ваши песни!  Есть фестивали Вашего имени…

       Он снова поднял руки, но теперь будто защищаясь.

- Это всё так неважно:  слава, почёт, оболочка жизни. Только Вера, она же Любовь, имеет значение.  «Мгновенно слово. Короток век. Где ж умещается человек?»...  Жаль, я больше не пишу стихов и песен…

-  Тех, что вы написали, хватает на множество вечеров. Почему Вы боитесь славы?

- Она нужна в Вашем мире. А здесь думаешь о тех, у кого не успел попросить  прощения…

    Мы шли в тумане тихо, торжественно.

- Вот куда мы пришли, взгляните! - взволнованно воскликнул Булат Шалвович.  – Я так и знал, что снова и снова буду  возвращаться сюда, за ответом… и не найду его!

     Я с недоумением разглядывала угол дома. Не слишком уж шикарный особняк. Хотя в тумане все дома одинаковы…

- А что это за дом?

- Здесь снимал квартиру Пушкин! Представьте, мой сосед, но –  из другого века. Арбат, дом номер 53!  А мой всего через пять домов.  Позвольте побыть Вашим экскурсоводом? В 1831 году, перед свадьбой, Пушкин заключил договор о найме квартиры в особняке Хитрово. Накануне свадьбы,17 февраля, Александр Сергеевич пригласил сюда ближайших друзей на празднование «мальчишника». Среди гостей - князь Павел Вяземский, поэт Николай Языков, герой войны 1812 года Денис Давыдов, философ Иван Киреевский, композитор Алексей Верстовский...  Как Вам компания? 

        Булат Шалвович рассказывал с таким увлечением, что я не осмелилась прервать его.

-  Свадьба была здесь же на следующий день после венчания. А спустя десять дней Пушкины дали свой первый бал. Дипломат Александр Булгаков  вспоминал и прекрасное угощение, и весёлые танцы, и очарование Натали… Два голубка – вот как он их назвал!

  И мне сквозь туман послышалась далёкая музыка и звон бокалов.

     Теперь я по-другому рассматривала это строение. Мелькнула странная мысль, и я не могла не спросить:

- А с Пушкиным…  Вы не встречались здесь… в этом изменённом времени?

- Увы… Но как жаль! Всегда жду этого. Сколько бы я ему задал вопросов!

     Он помолчал и добавил задумчиво:

 – Мне кажется, я понимаю и чувствую Пушкина! Как поэт! И как гражданин. И как человек тоже!

      Мой собеседник выпрямился, гордо подняв подбородок, так что стал виден кадык.

- Его жизнь изучали обычные люди.  Они подходили к нему с обычной меркой: события, даты, связи… А он априори - не такой, как все.

       В голосе -  гордость и восхищение

- Я по-настоящему почувствовал Пушкина в сорок лет и стал перечитывать его другими глазами. Как стихи моего близкого, хорошего знакомого, как стихи дорогого мне человека, чья трагедия аукнулась и во мне… Я вижу в Пушкине для себя идеал. Он недостижим, но как важно стремление приблизиться к нему! Пушкин для меня – колоссальная личность во всех отношениях: и в литературном, и в человеческом. Дитя и гений. Бунтарь и отшельник. Такое притяжение возникло между нами! Словно и он  хотел видеть во мне собеседника. А я и разговаривал с ним! Мысленно!  Верите?

- Верю…

- И в творчестве, и в жизни – гений, - продолжал Булат Шалвович. -   Недосягаем и… прост, всем понятен, не учит, носом не тычет, не романтизирует реальность, а отчаянно любит жизнь. Эта любовь как родник:  всем хватит чистоты и свежести. Он как генератор добра.  Эти строки я написал – о нём. И о себе. О Поэтах!

То ли мед, то ли горькая чаша,
то ли адский огонь, то ли храм...
Все, что было его,— нынче ваше.
Все для вас. Посвящается вам.

   Голос собеседника задрожал гитарной струной:

-  Свобода и добро у него тихие, как раздумья, как разлив души…

        Булат Шалвович поник головой, совсем ссутулившись, уйдя в себя...

             Иллюстрация автора

             Продолжение на http://proza.ru/2021/06/30/687