Питер Брейгель. Сенокос

Алина Алексеева-Маркезин
     Питер Брейгель Старший.Сенокос. 1565г.Холст, масло. 117 ; 161 см
Лобковицкий дворец, Прага

     «Сенокос» — картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1565 году по заказу антверпенского купца Николаса Йонгелинка. Некогда украшение столовой в доме Йонгелинка, картина ныне является самым ценным образцом североевропейской живописи в коллекции богемского рода Лобковицы и хранится в их фамильном дворце в Пражском Граде.

   Предполагается, что «Сенокос» входит в цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых утрачена, и представляет в нём два месяца — июнь с июлем, так как в северной Европе времён Брейгеля год делился не на четыре, а на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму.

            Как и на большинстве ранних картин Брейгеля, сцена показана со средней высоты. На переднем плане преобладают красно-землистые оттенки, на среднем — жёлтые и зелёные, на дальнем — голубые.

   Контраст между тёплыми тонами переднего плана и прохладными дальнего позволяет усилить пространственную глубину сцены. Слева на крутой скале виден монастырь, в центре на среднем плане — деревушка с церковью и ветряной мельницей за ней, вдали — пейзаж с конусообразной горой, рекой и голубым облачным небом.

    В правом нижнем углу везут товары на продажу, в противоположном направлении идут три сборщицы урожая, самая молодая из которых смотрит на зрителя. В правом нижнем углу картины крестьянин везёт продавать на рынок овощи и ягоды.

 Люди несут на головах корзины с товаром. По дороге в противоположную сторону идут с сенокоса две женщины с граблями. Они спешат домой, уставшие от жары и работы в поле.

    В левом нижнем углу человек точит косу, хотя видимой необходимости в ней нет, так как луга уже скошены и уборщики заняты стогованием, однако этот персонаж нужен для контраста с динамикой переднего плана.

    Человеческие фигуры кажутся неотъемлемой частью природы, доминируя в ней со спокойствием, без карикатурной деформации и хаотичной сутолоки, иногда свойственной картинам Брейгеля. Кажется, что художник в изображении летней жары стремился передать радость и удовлетворение от работы.

    Стоит июль. Летняя страда наполняет крестьян чувством радости и гордости за свой труд. Мужчины и женщины заняты сбором в стога золотистого сена. Рядом весело резвятся дети. Землю пригревает жаркое солнце. Люди одеты по сезону, на головах крестьян лёгкие головные уборы. Запряжённые в повозку с сеном лошади жадно пьют воду из чана.

    Слева на скале изображён древний монастырь. В центре композиции – деревня с церковью, за которой расположена ветряная мельница. Вдали простирается чудесный горный пейзаж. Художник нарисовал горы, речку, голубое с облаками небо. По реке плывёт лодка. Чувствуется спокойствие и тишина. Гармония Вселенной прекрасна и удивительна!

      В 1594 году Антверпен передал весь цикл «Времена года» в дар эрцгерцогу Эрнсту Австрийскому, штатгальтеру испанских Нидерландов, умершему год спустя. Считается, что при разделе его имущества весь цикл перешёл в собственность короля Рудольфа II.

    В венской описи имущества эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского 1659 года упоминается уже только пять картин цикла. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах «Сенокос» был приобретён родом Лобковицей, и впервые картина упоминается в их собственности только в 1870 году.