В поисках восьмого Чуда Света

Иммануил Николаевич
Восьмое чудо света, так называемая Янтарная комната, величайшее сокровище России, утраченное в годы Великой Отечественной войны. Янтарную комнату и все остальные ценности из янтаря собирали еще при царях и императорах российских.
Первый янтарный кабинет был собран в третьем Зимнем дворце с 1743-1745 гг. во времена правления императрицы Елизаветы Петровны. Но Янтарный кабинет не была закончен, так как не доставалась одного элемента это рамы, и только через 6 недель в 1746 году Янтарный кабинет был закончен и стал местом для проведения разнообразных торжеств, приемов и встреч, и официальных аудиенций.
Хронологический порядок, который составил Авенир Петрович:
1758 г. Учреждение должности научного хранителя Янтарной комнаты. Эту должность последовательно занимали Фридрих Роггенбук и Иоганн Роггенбук.

1760 г. Изготовление консольного столика для часов и восьми янтарных щитов между пилястрами. Замена филенчатых панелей под пилястры янтарными. Превращение Царского Села в центр янтарного дела в Российской империи. Прибытие  из Пруссии в Царское Село 435 кг янтаря и двух бочонков с янтарем. Формирование бригады янтарных дел мастеров.

1764 г. Работа над созданием художественного паркета из орехового дерева, палисандра, красного сандала, амаранта, лимонного дерева, дуба и ясеня. Автор проекта В.И.Неелов.

1770 г. Завершение работ по замене деревянных фрагментов янтарными. Их выполнили неизвестные крепостные мастера, живописцы, позолотчики и резчики по дереву и камню.

1830-1833 гг. Создание янтарного десюдепорта (наддверника) над дверью против внешней стены. Реставрация Янтарной комнаты. Руководил реставрационными работами к.Эш.

1850 г. В Янтарной комнате была размещена модель памятника королю Фридриху II. Автор памятника Ф.Д.Раух.

1860 г. В Янтарной комнате были размещены в витринах янтарные произведения (ларцы, кубки, чаши, шахматы, предметы мелкой пластики и другие).

1894-1910  гг. Реставрация Янтарной комнаты. Появление новых фрагментов-стеклянных пластинок с резьбой на ветхозаветные темы.
После 1910 года реставраций Янтарной комнаты не проводилось и ничего не вводилось. Проводились только реставрационные работы мастером И.В.Крестовским (1833-1935 ГГ.) и полное фотографирование фотографом Г.В.Зенкевичем (1940 Г.).
Довольно частые реставрации Янтарной комнаты требовали, много крупноразмерного янтаря, пишет Авенир Петрович.

С каждым годом и реставрацией совершенствовалось мастерство янтарных дел мастеров, появлялись новые методы и способы, формы и приемы работ над этим удивительным камнем.

В 1941 году планировалось провести расширенную реставрацию Янтарной комнаты вместе с янтарными произведениями, которые хранились в ней в специальной большой витрине. Но со сложившимися событиями как Великая Отечественная война, в которой впоследствии будет потеряна Янтарная комната, так и реставрацию не удалось сделать.

В ночь на 17 сентября 1941 года фашистские войска заняли город Пушкин (бывшее Царское Село). Раннее сотрудникам удалось что-то вывезти в сторону Ленинграда и Горький тысячи экспонатов дворцово-паркового ансамбля. Янтарная комната и все остальные ценности были оставлены на произвол судьбы.
По исследованиям Авенира Петровича в большом дворце Екатерины располагался артиллерийский отдел войск СС (Майор Бок) и другие. Из-за плохих условий хранения и угрозы разрушения здания уполномоченный армии граф Солмс отобрал и вывез самые ценные из оставшихся культурно-художественных ценностей дворца. И  тут можно понять, что граф Солмс руководил вывозом Янтарной комнаты и других ценностей в Кенигсберг.

Подчеркивает и Авенир Петрович «ИМ ДЕМОНТРИРОВАНА И ПЕРЕВЕЗЕНА В КЕНИГСБЕРГ ЯНТАРНАЯ КОМНАТА»
Но граф Сомс Авенир Петрович пишет, это не единственный человек, который мог бы повлиять на судьбу Янтарной комнаты. О демонтаже Янтарной комнаты мог повлиять более влиятельная фигура фашистского Рейха-тогдашний гайляйтер и оберпрезидент Восточной Пруссии, начальник Цеханувского и Белостоцкого округов Польши, рейхкомиссар Украины и Москвы (Но если бы Москва была бы взята) обергруппенфюрер Эрих Кох и его берлинские покровители.

Но подтверждается, что не только Эрих Кох решил судьбу Культурных ценностей, на этот шаг его подтолкнул и доктор Альфред Роде. Об этом свидетельствует  его письмо гауляйтеру Эриху Коху от 9 августа 1941 года, когда гитлировские войска были еще на дальних подступах  Ленинграду:

«Гайляйтеру Эриху Коху.
Считаю крайне необходимым обратиться к Вам по следующему вопросу.
В то время как наши отважны е  воины, а в их числе народные гренадеры 217-ой Восточно-Прусской дивизии, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, продвигаются к Петербургу, в огне гибнут многие культурные и исторические ценности мирового значения.
Не исключено, что такая участь может постичь и замечательнейшее произведение рук выдающихся мастеров, Янтарную комнату, национальную гордость Германии, находящуюся ныне в Екатерининском дворце города Пушкина (Царское Село)…
Необходимо принять меры для возвращения этого шедевра в лоно Родины и, поскольку он сделан из прусского янтаря, в Восточную Пруссию, в Кенигсберг.
Как директор Художественных собраний Кенигсберга я гарантирую ее принятие и размещение в одном из помещений Кенигсбергского замка».

Авенир Петрович хочет показать по письму доктора Роде к Эриху Коху, что эти ценности принадлежат Германии и сделаны из прусского янтаря, но и также, чтобы сохранить эти ценности от уничтожения на территории боевых действий на территории СССР.

Защита Культурно-Художественных ценностей была поручена графу Ростмистру Солмсу и 50-му армейскому корпусу. Также известно стало из письма руководителя группы «Остланд» доктора Нерлинга в Министерство оккупированных восточных территорий (Берлин), что Культурно-Художественные ценности, наряду с Янтарной комнатой были помещены в 5 вагонов для вывоза на территорию Кенигсберга.
Впоследствии удалось восстановить, что  железнодорожный состав из пяти вагонов  был отправлен в Кенигсберг по определенному маршруту, писал Авенир Петрович:
Станция Сиверская-Луга-Псков-Рига-Кенигсберг.

К началу 90-х годов, когда Калининград стал открытым, начали ездить всякие иностранцы, у которых было стремление на поиски культурных и утраченных ценностей. Тогда же в то время Калининградский фонд культуры от барона Фальц Фейна из Лихтенштейна был получен архив  германского искателя Георга Штайна. В это же время были открыты и ранее секретные архивы.
Все это явилось причиной создания в 1991 году в Калининградской области Координационного центра по поискам культурных ценностей при комитете по культуре и историческому наследию. (Писал Овсянов Авенир Петрович).

По исследованиям Авенира Петровича, во время войны с Янтарной комнаты была потеряна флорентийская мозаика. Но в 1997 году мозаика с названием «Обоняние и осязание» была найдена у некого Ганса Ахтермана, отец которого, будучи офицером медицинской службы Вермахта и начальником санитарного поезда, похитил ее из Екатерининского дворца еще до демонтажа Янтарной комнаты. Получилась так, что мозаика оказалась в Германии. И находилась среди семейных картин Ахтермана-старшего, не подозревая и не обращая никакого внимания на нее.

После смерти его сын Ганс продал мозаику некому Манхарду Кайзеру. При перепродаже цена возросла, так как Манхард Кайзер знал толк в искусстве, но к продавцу вместе с покупателями появились представители уголовной полиции, которые искали не мозаику, а украденную из дворца Шарлоттенхоф в Потсдаме картину Каспра Давида Фридриха «Вид гавани». Оба экспоната оказались у М.Кайзера.

В Германию сразу же отправился директор «Царскосельской янтарной мастерской» И.Б.Игдалов, который определил подлинность мозаики  не только по технологиям изготовления, но и по количеству мозаичных камней, которые составляли 54 штуки.

В 1967 году 11 марта по распоряжению Совета Министров РСФСР №526 р, была образована комиссия по розыску Янтарной комнаты и других ценностей, похищенных гитлеровцами из советских музеев.
Была также создана рабочая группа от 15 марта 1967 по распоряжению Совета Министров РСФСР приказом Министра культуры РСФСР №161. В состав рабочей группы вошли Глушиков-начальник Калининградского областного Управления культуры, Кучумов-бывший хранитель Янтарной комнаты, Попова-директор Калининградского краеведческого музея и Лернер-корреспондент газеты «Вечерний Ленинград». Руководителями группы был назначен Ермолаев-начальник управления музеев Минестерства культуры РСФСР.
Рабочая группа начала свою деятельность в Калининграде с 17 по 26 марта 1967 года.

Но теперь давайте вернемся, что было еще поставлено Авениром Петровичем…
По изучениям архивов, было выяснено, что Гитлеровская Германия уже планировала захвата культурных ценностей в районе Ленинграда. По справочникам была поставлена цель в сфере действий группы армий «Север» имел хождение с информацией о 17 музеях, 17 архивах, 6 церквах и библиотек. Но вопрос, как же немецкое правительство узнало о богатых  культурных ценностях СССР?
Вышло так, что по приказу Гитлера и командования Вермахта были сформированы нелегальные комиссии, которые собирали информацию о Культурно-Художественных ценностях.

Было изучено, что Янтарная комната пострадала от огня, хотя правда, в 1944 году в Орденском замке произошел пожар, огонь не повредил ценности, кроме того, что только из-за него на янтаре образовался белый налет, но это было не страшно. И в 1944 году англо-американская авиация совершила бомбардировку по Орденскому замку, и вновь Янтарная комната пострадала.
В отчете доктор Альфред Роде сообщает, что «несмотря на разрушение Кёнигсбергского замка взрывными и зажигательными бомбами… Янтарная комната не пострадала, кроме шести цокольных пластинок».
Но по изучению Авенира Петровича вышло так, что ни одного шага о вывозе Янтарной комнаты не было зарегистрировано, за исключением одного-Свидетельства Лотти Роде (дочери доктора Альфреда Роде).
«Янтарная комната была упакована и подготовлена к вывозу в империю(Третий Рейх). Как я помню, в середине января 1945 года ящики с ней были отправлены на главный вокзал (Южный вокзал), но их отправка не состоялась, так как была прервана уже железнодорожная связь и сеть».
Как писал Овсянов Авенир Петрович, что было довольно много найдено различных документов, заявлений и свидетельства, но до сих пор не удалось установить-была ли все таки вывезена из Кенигсберга Янтарная комната?
Но конец Янтарной комнаты не пришел, впервые идея воссоздания комнаты была выдвинута в 60-е годы XX века, когда шли работы по реставрации Екатерининского дворца города Пушкина (Царское Село).
Как сказал ведущий архитектор возрождаемого дворца: «Янтарная комната-это картина Леонардо да Винчи. И воссоздать ее невозможно!»
Однако в 70-е годов XX века на первых полосах газет появились броские заголовки: «Волшебный талант», «Сотворение чуда», «Семья Блиновых создает Янтарную комнату» и т.п.

Семья Блиновых решилась на ответственный и невероятный шаг на возрождение векового шедевра и можно отнести к комнате и сам вензель короля Фридриха I, угловой консольный столик и т.д.
В апреле 1979 года решением Совета Министров РСФСР возрождение Янтарной комнаты первоначально в масштабе 1:5 было поручено республиканской организации «Росмонументискусство» во главе с художником-архитектором Хозацким.
Но за те четыре года эта работа, по существу семейная, организация смогла создать одну уменьшенную панель, далекую, однако от оригинала не только по масштабу, но и по технике исполнения, по технологии обработки янтаря и его цветовой палитре.
Таким образом, писал Авенир Петрович, первые попытки были проведены по воссозданию Янтарной комнаты, хотя и оказалась и не совсем удачным, все же заставили поверить в реальность возрождения шедевра.

Новым решением Совета Министров РСФСР это было поручено научно-производственному объединению «Реставратор» , а датой  возрождения Янтарной комнаты  можно считать с 1983 года. Завершение работ планировалось через 10 лет.
Группой специалистов под руководством Кедринского был разработан план проект воссоздания комнаты. Позолоту деревянных фрагментов занималась женская бригада мастеров, которую возглавила Фомичева.

Экономические трудности России повлияли на сроки возрождения комнаты. Если до начала 90-х годов XX века шло финансирование работ и поставка янтаря была,, то после прекратилось и то и другое. В последствии быстро стали уходить последние резервы янтаря и бывало, что мастера не получали зарплату несколько месяцев.
Весомым вкладом, считает Авенир Петрович в работу коллектива янтарных дел мастеров, вложила Калининградская таможня в 1997 году-свыше тонны янтаря и около двухсот килограммов янтарных заготовок.

В 1999 году в судьбе возрождения Янтарной комнаты произошло важное событие. Германский концерн «Рургаз АГ» принял решение выделить 3,5 миллиона долларов на завершение работ по воссозданию шедевра.
В настоящее время в Царскосельском Екатерининском дворце происходят чудеса. Янтарная комната принимает гостей-экскурсантов и туристов. По всему периметру выставлены цокольные панели, зеркальные пилястры и выполнен живописный фриз.
Благодаря тому, что возродили вековой шедевр, теперь он стал почти как главной культурной ценностью, хоть и потерянной во время Великой Отечественной войны.