ПИЛИКАЛА ГАРМОШКА
- 1 -
…Кто из людей старшего поколения не знает эту частушку-прибаутку про гармошку, аккордеон и маленького Антошку! И стоит только произнести два первых слова, как собеседник улыбается: видимо, вспомнил её и он…
Как-то получилось, что в Валеркином доме появилась и пиликала гармонь, сменившая подаренную родителями на его шестой день рождения балалайку. Валеркина мама, неплохо игравшая на струнных инструментах, особенно на гитаре-семиструнке, решила заинтересовать сына музыкой, и принялась за обучение. Конечно же, без всякой нотной грамоты, «на слух». Через какое-то время они с ней уже исполняли «Светит месяц», «Во поле берёзка стояла», и ещё какие-то простенькие мелодии. Оказалось, что музыкальный слух у Валерки есть, и неплохой. Как и музыкальная память.
Иногда мама с гордостью усаживала его перед родственниками и гостями, развлекая их семейным «ансамблем». Выступали с ней и на школьных утренниках. Но ему больше нравилось петь! В шестилетнем возрасте он подпевал Георгу Отсу, исполнявшему «Новогодний вальс» в последние предновогодние дни и часы: «У вас и у нас, в этот радостный час, звучит новогодний вальс…» И, однажды в первом классе, расхрабрившись после совместного с мамой выступления на утреннике, сам взобрался на сцену и спел «Севастопольский вальс»! Аккомпанировавший на аккордеоне учитель пения Ипполит Матвеевич, сказал тогда маме, что её сын с таким слухом «далеко пойдёт»…
- 2 -
Вскоре балалайка и гитара, на которой мама тоже давала сыну уроки, были напрочь забыты: в его первый «круглый» юбилей родители подарили гармошку. И вновь мама, подобрав на слух какую-то мелодию, обучала Валерку. Затем он и сам стал подбирать мелодии, и делал это довольно успешно. Видимо, воодушевлённые его игрой на гармони, через пару лет родители купили …баян. Хотя сын мечтал об аккордеоне, но он стоил очень дорого для его семьи. Да и баян стоил целых 132 руб.80 копеек – это была почти месячная заработная плата родителей в сумме! Правда, гармошку продали какому-то знакомому за хорошие деньги и частично компенсировали стоимость баяна.
И начались Валеркины «хождения по мукам» музыки! Музыкальной школы в их городке не было, учителя пения-аккордеониста сменил скрипач. И с ним стал заниматься Евгений Павлович - баянист из Клуба железнодорожников. Расстояние от его дома до Клуба было около двух км, и нужно было трижды в неделю тащить на себе баян, для которого мама специально сшила полотняный чехол. Автобусы в их городке не ходили, а улица не была заасфальтирована. В жару и в холод, в дождь и снег, утопая по щиколотку в грязи, худенький мальчишка волок на спине 8-килограмовый баян в Клуб, чтобы брать уроки игры. Конечно же, у преподавателя был и свой баян, но он требовал, чтобы ученик занимался на своём. Сам Евгений Павлович был, что называется, «баянистом от Бога». Невозможно было не заслушаться его виртуозной игрой. Почему-то Валерка запомнил кисти его рук с длинными и ровными пальцами, которые всегда мелко дрожали, и от которых исходил какой-то сладковато-приторный запах…
…И процесс обучения стартовал. Сначала всё было хорошо. Юный баянист освоил первые уроки музыкальной грамоты, аккорды, пальцовку. Разучил несколько известных песен, вариаций и этюдов различных композиторов в переложении для баяна. А потом наступил… облом!
Ах, мама! Зачем ты развивала у сына слух и музыкальную память? Евгений Павлович, набросав дрожащими руками в нотной тетради мелодию, проигрывал её. Дома, разбирая эту мелодию, он уже проигрывал её «на слух», по памяти, практически не заглядывая в ноты. Как результат – у Валерки возникали сложности, если приходилось разбирать незнакомую мелодию или этюд: необходимо было хотя бы раз услышать. И до сих пор его поражают пианисты, которые проигрывают незнакомую мелодию «с листа», у него так не получалось.
Появились сложности и с уроками: много раз Евгений Павлович или был занят с клубным хором, или же был в «поддатом» состоянии. Проторчав практически бесполезно часа полтора в Клубе, получив от преподавателя задание на повторение пройденного, парнишка тащился домой. И страшно завидовал мальчишкам, которые в хорошую летнюю погоду или гоняли мяч, или купались и рыбачили на ставке. Закончилось его обучение у Евгения Павловича самым невероятным образом: возвращаясь с одного из «уроков», он, поставив баян на лавочку возле какого-то дома, до темноты заигрался в футбол с мальчишками. А затем, совершенно забыв про баян, пришёл домой…Наверное, не стоит описывать состояние родителей, да и Валеркино тоже. Вместе, в темноте, пошли искать инструмент, но всё было бесполезно. И только к концу следующего дня баян нашёлся. Оказалось, что хозяин дома – старый дедушка - вечером занёс найденный на лавочке баян в комнату, и уснул. А так, как он был заядлым выпивохой, то, приняв «на грудь» с утра, и сам забыл про свою находку. Отцу пришлось «проставиться», чтобы забрать у деда баян. На том уроки игры на баяне прекратились. Теперь он сам, без всякого принуждения со стороны родителей, брал инструмент в руки, подбирал на слух новую, понравившуюся песню или мелодию. Прижавшись левым ухом к корпусу баяна, вслушивался в басы: ему нравилось их звучание.
- 3 -
В школе Валера продолжал петь как в составе хора, и как солист. Школьные вечера, смотры художественной самодеятельности городские и районные, где его коллектив всегда был если не победителем, то лауреатом. Не повлияла даже ломка голоса. И в десятом классе, с подачи друга и одноклассника-пианиста, на школьном вечере он исполнил песню Муслима Магомаева «Загадай желанье» ( «Смотри, какое небо звёздное…»).
…Какая студенческая вечеринка обходится без гитары? В общежитии Политеха проживало немало ребят, игравших на шестиструнке. Через год парень вполне освоил этот инструмент. В компаниях пел шлягеры известных исполнителей, подыгрывая себе на шестиструнке. Его песенный репертуар был значительным: песни Муслима Магомаева, Владимира Макарова, Вадима Мулермана, Валерия Ободзинского, Анатолия Королёва, Юрия Кукина, Евгения Клячкина, Рубашкина, Юрия Визбора, Олега Ухналёва, песни неизвестных авторов. Зачастую и он, и друзья знали только слова и мелодию. Но песни Владимира Высоцкого Валера не любил. Особенно, его «л-л-л…». В факультетском ансамбле играл на контрабасе и бас-гитаре. И уже через год после окончания ВУЗа стал лауреатом областного конкурса «Молодые голоса» как солист ВИА одного из НИИ, где он работал инженером – конструктором, за песни Юрия Антонова и Давида Тухманова. Тогда же его приглашали в знаменитый ВИА одной из шахт Донецка.
- Кто ставил вам голос? –поинтересовался руководитель ансамбля.
Да никто! Просто немного подражал исполнителям. А отказался по причине того, что со дня на день ожидал призыва в Советскую Армию, и через два месяца на его плечи легли лейтенантские погоны: был призван в кадры Вооружённых Сил СССР.
- 4 -
…Офицерские вечеринки тоже редко обходились без гитары. Друзья-сослуживцы практически были ровесниками Валерия, и , конечно же знали все песни, которые тот пел. И песни новых певцов и композиторов: Шуфутинского, Розенбаума, Слуцкого, Газманова, Кикабидзе, Градского, Шелега, Круга, и многих других. Так и «прослужила» вместе с ним его старенькая гитара, купленная ещё в студенческие годы, до увольнения подполковника Валерия Григорьевича в запас. Наверное, и сейчас она была бы с ним, если бы любимый внук, находясь в отроческом возрасте, не «приделал ей ноги»…Возможно, ещё бы пел, несмотря на крепко подсевший баритон…
Несколько лет назад Валерий приобрёл диск с записями замечательного исполнителя Олега Митяева, и услышал в его исполнении много песен из своего студенческого репертуара. Затем состоялось знакомство с творчеством Игоря Демарина. И снова знакомые песни, хотя исполнитель был на целых девять лет моложе! Записал Валерий на диск свои любимые песни, и иногда, под настроение, прослушивает их, вспоминая и студенческую молодость, и службу в Армии, и всю свою жизнь…
Что же касается баяна, то Валерий, отремонтировав его, определил на почётное место в своей комнате. Иногда извлекает баян из футляра, и наигрывает любимые мелодии. И жалеет, что с ним нет его любимой старенькой гитары-шестиструнки, без которой ему совершенно не поётся… Даже под баян…
Виталий АЛЕКСЕЕВ, 28 июня 2021г.