Не Варнек ли написал портрет М. М. Тучковой?

Владимир Варнек
1. Неизвестный художник. Портрет  М.М. Тучковой (игуменьи Марии)  ГИМ. 1840-е.  [1].
2. Варнек А.Г. Портрет  неизвестной. Х.м. 102,5х81. Ок 1817-1819. С.102. Государственный Эрмитаж [2].
3. Варнек А.Г. Портрет неизвестной в красной шали (Портрет Бутовской). Х.м. 89,5х75. 1810-е. Государственный Русский музей. [3].

В художественном альбоме «Музей-заповедник «Бородинское поле»» воспроизведены рядом два портрета с изображениями генерал-майора А.А. Тучкова 4-го, погибшего в Бородинском сражении, и его вдовы Маргариты Михайловны, ставшей впоследствии игуменьей Марией [4].

Подписи к портретам сообщают, что первый из названных портретов был выполнен художником А.Г. Варнеком, а второй является работой неизвестного художника начала 1900-х, написавшего свой портрет в 1900-е гг. с  портрета-оригинала неизвестного художника, выполненного в 1840-е гг. и находящегося в собрании Государственного исторического музея. Вот что сообщает о данном портрете автор статьи в интернете И.В. Кондрашкина: 

«Портрет настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря Марии (М.М. Тучковой), урожденной Нарышкиной. 1840-е.

Игуменья Мария, в миру Тучкова Маргарита Михайловна, изображена в чёрном монашеском одеянии с большим наперсным крестом. Рука её покоится на постаменте или колонне, которая традиционно является символом стойкости духа в испытаниях и тяготах земных. Рядом веточки плетущегося плюща, который в эмблематике символизирует упорство в устремлениях, свойственное и самой Маргарите Михайловне. Фоном портрета являются тёмные и густые ветви вечнозеленой ели — символа жизни вечной после смерти земной. На этом фоне лицо игуменьи в аскетическом облачении сразу приковывает к себе внимание. Его не назовёшь красивым, но оно хранит следы былой «прекрасной Маргариты», выдаёт сильную личность, способную на самопожертвование. Во взгляде больших, печальных глаз и безграничная тоска, и смирение, и мольба, и доброта. Вся эта сложная гамма чувств мастерски передана талантливым неизвестным художником первой половины XIX века» [1].

Готовя свои предыдущие миниатюры о портретах генералов Тучковых [5-8], я не раз присматривался к портретам игуменьи Марии Тучковой, воспроизведенным в [1,4]. Заинтересовали меня, прежде всего, руки игуменьи, прислонившейся к постаменту,  расположенные очень естественно, словно ей захотелось отдохнуть после длинной дороги.

Стал вспоминать, что примерно так же естественно выглядят руки женщин на некоторых портретах кисти А.Г. Варнека, в частности, на портретах неизвестной из собрания Государственного Эрмитажа, Бутковской  и княгини Долгоруковой (ГРМ), поэтессы А.П. Буниной (Литературный музей), княгини Е.Б. Куракиной (Орловский музей изобразительных искусств), сестер Мартос (ГТГ).

Чтобы продемонстрировать, что в галерею названных портретов вписывается и портрет игуменьи Марии (ГИМ), приложил его вместе с двумя другими женскими портретами работы А.Г. Варнека к настоящей миниатюре.

У художника выработалась своя манера изображения женских рук на портретах. Одна из рук лежит обычно на подлокотнике кресла с кистью, свободно висящей пальцами вниз, а другая может охватывать первую в области предплечья, либо располагаться на коленях. Кроме того, художник часто льстил женщинам, продлевая немного тень между пальцами к косточкам, и это создавало ощущение удлиненных пальцев. Иногда он писал перекрещенные кисти рук, как это сделано на портрете игуменьи. 
В одном из отзывов на портрет А.Г. Варнека, представленный на академической выставке 1820 года, художественный критик писал, что запечатленного художником человека можно узнать даже по рукам и заканчивал фразу словами: « Такое сходство! Такая верность»!

Зная манеру изображения художником рук на портретах, я и высказал свою версию в самом названии миниатюры: «Не Варнек ли написал портрет М.М. Тучковой» (в самом начале 1840-х)?  И, быть может, на эту версию обратит внимание опытный историк-искусствовед, и найдет аргументы «за» или «против».

Мне и самому захотелось прояснить данный вопрос. И чтобы обсуждать его дальше, было бы неплохо понять, а могли ли однажды, в начале 1840-х,  художник и игуменья повстречаться друг с другом в Петербурге, где художник проживал в это время недалеко от Академии художеств, в доме 22 на третьей линии Василеостровского острова [9] ?  С этой целью стал искать факты из биографии М.М. Тучковой, относящиеся к  указанному периоду времени.  В результате удалось найти их.
Соответствующий фрагмент из Википедии привожу ниже:

«Ссылка брата Михаила, декабриста, в Сибирь, смерть отца, в 1825 году, и сына сразили Тучкову. Она переселилась навсегда в свою сторожку на Бородинском поле. О своей жизни в это время она писала подруге: «День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы - ночь, вот вся жизнь. <…>».

Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему народу, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. Она отдалась главному делу всей последующей жизни - устройству нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова приняла малый постриг под именем инокини Мелании.  Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению стала Спасо-Бородинским общежительным монастырём 2-го класса в 1839 году.

Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году император Николай I посетил монастырь и келию Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила, и  В 1840  ГОДУ вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницей супруги наследника, Марии Александровны, с которой она вела переписку до своей смерти.

Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года. На следующий день Мария стала игуменией Спасо-Бородинского монастыря».

Один аргумент тому, что М.М. Тучкова могла, в принципе, повстречаться с художником Варнеком  в Петербурге у в 1840-ом году у нас имеется. Но этого мало, и нам нужно найти еще один аргумент, что портрет ее он написал, поскольку в последний период своей жизни (ум. 19 марта в 10 часов утра [10]) художник, выполнявший в свои лучшие годы до 15 портретов в год, лишь дописывал, в основном, свои неоконченные работы. 

Вот что написал о встрече с художником в 1839 году художественный критик П.П. Каменский, посетивший мастерскую А.Г. Варнека и создавшего под его диктовку список произведений, которые он выполнил примерно за период 30-ти лет: 

«Множество портретов, начатых и неоконченных, представились глазам нашим, когда мы вошли в мастерскую г. Варнека; но и в этих началах видно уже самое естественное расположение, необыкновенная мягкость кисти и верно уловленное сходство.

Ни в одном произведении г. Варнека ни настоящей, ни прошлой эпохи его художественной деятельности не видно рабского подражания классическим портретистам, если можно так выразиться;но везде резко высказывается глубокое знание этих великих образцов, которых изучение иногда наводит других на ложный подражательный путь, окончившийся искажением того, что есть прекрасного в прекрасном, и сохранение одних только недостатков, нечуждых и самым совершеннейшим произведениям: в нем это изучение было лишь необходимою гранью его самобытности, а самобытность состояла в соблюдении приличного и натурального при точной верности природе, ловимой живою, мягкою, теплою кистью» [11].

То, что художнику за оставшееся отпущенное ему время удалось завершить ряд незавершенных работ, свидетельствует, прежде всего, Список его произведений, приведенный в монографии В.С. Турчина. Из него видно, что после 1839 года А.Г. Варнек завершил портреты Смирновой-Россет, графа Томаша Потоцкого из Иркутского художественного музея, гравера Н.И. Уткина, два женских портрета из собрания Челябинской картинной галереи и выполнил портреты генерал-лейтенанта Хатова  и Лопухина.

Это дает основание предположить, что художник вполне мог относительно быстро выполнить особенно важный заказ на портрет, исходивший от вдовы генерала А.А. Тучкова.  В любом случае было бы интересно узнать какие-либо факты об истории бытования данного портрета. Наверняка и в ГИМе, в собрании которого данный портрет находится,  сохранились факты, касающиеся его поступления в музей. 

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Кондрашкина И.В. Что скрыто в символике портрета игуменьи Марии. Blog. Mediashm.ru>? p=
2. Гудыменко Ю.Ю. Русская живопись XIX века. Каталог коллекции ГЭ. СПб. 2017. Портреты А.Г. Варнека.
3.  Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 111.
 4. В. Анфилатов и Т. Громова.  Альбом по искусству. Музей-заповедник «Бородинское поле». Белый город. 2007. С. 34. 
5. Владимир Варнек. Ранние портреты генерала А. А. Тучкова - миниатюры, 19.06.2021 1
6. Владимир Варнек. Три портрета-копии генерала А. А. Тучкова - миниатюры, 23.06.2021
7. Владимир Варнек. Три портрета генералов Тучковых кисти И. Клюквина - миниатюры, 26.06.2021 
8. Владимир Варнек. К атрибуции портрета генерала Тучкова-4-го.миниатюры, 27.06.2021
9. Никитенко Г.Ю., Соболь Д.В. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. СПб.: «Белое и Черное», 1999. С. 175.
10. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782-1843. М. Искусство, 1985.
11. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.

29.06.2021.