Giallo

Григорий Аванесов
"Giallo" - итальянский термин, обозначающий детективы и триллеры. Слово "giallo" в переводе с итальянского означает желтый. Этот термин происходит от серии дешевых детективных и криминальных романов в мягкой обложке с желтыми обложками, которые были популярны в Италии.

Лучшие джалло: (http://proza.ru/2022/10/21/373 )
«Шесть женщин для убийцы» (1964) Марио Бавы,
«Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» (1970) Лучано Эрколи,
«Странный порок госпожи Уорд» (1971) Серджо Мартино,
«Хвост скорпиона» (1971) Серджо Мартино,
«Кровавый залив» (1971) Марио Бавы,
«Ирис в крови» (1972) Джулиано Карнимэо


Это особый стиль итальянского кинопроизводства, который сочетает в себе триллер, ужасы, фантастику, насилие, эротизм.

На итальянском языке "giallo" - это широкий термин, который можно перевести как «криминальный роман», включая любой литературный жанр, связанный с криминалом и детективом, со всеми его поджанрами, такими как криминальная фантастика, детектив, детективное убийство или триллер-ужастик.

Жанр активно развивался в середине-конце 1960-х годов, достиг пика популярности в 1970-х годах. «Джалло» продолжали сниматься на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Хотя "Giallo" ослабли в 1990-е годы, несколько фильмов сделали в 2000-е годы. Одельные фильмы продолжают создаваться и сейчас.

Серии фильмов состояли почти исключительно из итальянских переводов детективных романов британских и американских писателей. Среди них были Агата Кристи, Эллери Куин, Эдгар Уоллес, Эд МакБейн, Рекс Стаут, Эдгар Аллан По и Раймонд Чендлер.

В контексте кино для итальянской аудитории термин «джалло» стал обозначать любой вид детективного убийства или триллера ужасов, независимо от его национального происхождения. Фильмы "джалло" стали в крупным культурным феноменом.

В английском языке мира, итальянские "Giallo фильмы" иногда называют "Спагетти триллеров".

Писатель Микель Дж. Ковен утверждает, что джалли отражает двойственное отношение к социальным потрясениям современности, принесенным итальянской культуре в 1960-е годы.

Джиалли часто ассоциируются с сильной технической кинематографией и стильной графикой. "Джалли" часто использует сильно стилизованные и сюрреалистические цветовые решения.

Первым романом "джалло", адаптированном к фильму, был роман Джеймса М. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды».

Первым «настоящим» фильмом "джалло" считается «Девушка, которая слишком много знала» (1963). Название отсылает к классическому произведению Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал» (1934).

Структура фильма «Девушка, которая слишком много знала» послужила основным шаблоном для многих последующих джалли.

Фильм «Кровь и черные кружева» (1964) представил ряд образов, которые стали символами жанра.

В англоязычных кинематографических кругах термин "giallo" постепенно стал синонимом тяжелого и стилизованного визуального элемента. К началу 70-х жанр "джалло" распространился в Испании.

Режиссеры "Giallo":
Дарио Арджентои, Марио Бава, Фульчи, Лензи, Маргерити, Серджио Мартино, Паоло Кавара, Армандо Криспино, Руджеро Деодато и сын Бавы Ламберто Бава.

"Три источника и пять составных частей джалло"
Юрий Язовских http://proza.ru/2022/10/21/373