Лагерь в колхозе ОСО

Валентин Котюх
       В годы войны, на территории села Семидесятное Хохольского района Воронежской области , фашисты устроили три лагеря для военнопленных и жителей придонских сел.

Лагерь в колхозе «ОСО» находился в овраге недалеко от дома Николая Егоровича Недобежкина.

Ему было тогда 10 лет. Фашисты огородили овраг колючей проволокой. Пленных было много. В отвесных стенах оврага, они вынуждены были выдалбливать ниши, чтобы спать.

    Ночью им запрещалось даже шевелится. На любое движение в лагере мадьяры реагировали очередью. Часто так убивали солдат, а один раз погиб односельчанин, которого захватчики арестовали.

Попытка побега каралась смертью. Однажды бежало три человека. Двух враги настигли и казнили.

Кормили людей протухшей кониной и свеклой. Пленные голодали. Мальчишки с огородов бросали солдатам картошку, свеклу. За это мадьяры били плеткой.

Каждый день водили расстреливать людей к другому оврагу. Их ставили на край, сраженные пулей, люди падали в овраг. Трупы присыпали землей полицаи или пленные. На следующий день этот «слоеный пирог» из убитых людей пополнялся новым коржом.
Осенью в лагере, он увидел, двух красивых женщин. Они были в военной форме. Фашисты их били, пытали. Водили расстреливать, но они молчали.

Второй раз их вывели к огороду бабки Омельянихи и там убили. Уже в 70-е годы, он узнал, из публикаций в «Коммуне» Льва Суслова, что это были наши разведчицы Анастасия Таркова и Ирина Степанова.

При освобождении села погибло много наших. Около 300 человек.
Им пришлось наступать по глубокому снегу. Враги их видели, как на ладони. Батарея, которая стояла у них в саду стреляла по нашим солдатам, а из ветряной мельницы строчил пулемет.

Первыми в село вошли разведчики. Все в маскировочных белых халатах.
Сейчас наша улица названа в честь разведчицы Аси Тарковой.