Значение Идеала. Послания. Хазрат Инайят Хан

Ладомир Родумилов
Послание 1 Сентября 1925 года.

Мои благословенные мюриды,

В уме преданного приверженца часто возникает вопрос о Деле. Один человек думает: «Если бы вы знали Муршида лучше», или «Если бы вы понимали Послание более полно». Разве не достаточно для моих мюридов знать, что Муршид является слугой Господа и Человечества, чья привилегия — иметь таких искренних друзей как ты, которые стоят рядом с ним в его борьбе. И на вопрос о том, что же такое Послание, я хотел бы ответить, что это и не какие-то конкретные догмы, которые можно было бы назвать Посланием, и не определенные новые доктрины, которые бы были даны вам. Здесь нет проповеданных моральных принципов, чтобы можно было бы назвать их Посланием.

Послание нужно рассматривать со стороны двух аспектов. Первый аспект означает, что, не смотря на всю культуру и прогресс, человечество движется в обратном направлении, и недостатком является отсутствие истинного идеализма. Это тень идеала, которая притягивает человека к земле. Настоящий идеализм — это лестница, поднимаясь по которой, человек достигнет той цели, ради которой был создан этот мир. Если в форме преданности, в форме философии, в форме мистицизма что-либо было дано Посланием, то это те идеалы, которые облагораживают души, и заставляют душу осознать свое происхождение, которое является божественной аристократией. Человек без осознания этого благородного духа, который заключен в нем, остается бедным, несмотря на все богатства или положение, которыми он может обладать. 

Отсутствие покоя и мира, которое можно обнаружить в современном мире, и которое продолжается, несмотря на все предпринятые усилия, чтобы принести этот мир, показывает, чего именно не хватает и что отсутствует в человечестве. Совсем не обязательно, чтобы идеализм был непрактичным, что идеализм должен быть мечтательным, чтобы идеализм был воображаемым. Для одного это может иметь практический смысл, для другого — здравый смысл, другой может заниматься всеми необходимыми для мира делами и все же при этом быть идеалистом. Именно этот урок нужно выучить в наши дни. Чем больше мы знакомимся с жизнью тех многих людей, обладающих богатством и положением, с высоким рангом и могуществом, в итоге в конце испытаний мы обнаружим их настолько маленькими по отношению ко всему, чем они обладают; они наиболее ограниченные и с закрытыми глазами. 

Но тот, кто смотрит с открытыми глазами, замечает, что есть те, кто пребывает в мечтах, кто спит, и чьи фантазии ничего не стоят. Никто из тех, кто видел человеческую природу с помощью рентгеновского снимка своего сердца, не будет отрицать тот факт, что во многих людях сегодня присутствует дух, которому не позволяют вполне развиться. И это дух идеализма, тот дух, который помогает человеку двигаться вверх, подняться, способствует человеку проявить в нем  божественное благородство… Если Суфийское Послание принимает форму эзотерической школы, то через все эти формы оно должно дать одно и то же: предоставить человечеству лестницу, по которой оно поднимется вверх. 

Вы можете задаться вопросом: «А как я могу определить, что такое идеализм»? Идеал — это нечто, что человек держит перед своими глазами, то чего нелегко достигнуть, к чему трудно прикоснуться, но то, что человек может все время лицезреть, и держит перед собой и в один прекрасный день попытается достичь. Человек, обладающий идеалом, имеет естественные чувства, его воображение изящно, у него возвышенные мысли, его действия прекрасны, его атмосфера притягивающая. Этот идеал делает жизнь стоящей того, чтобы ее проживать. Если все, что может предоставить земля, уже есть у человека, но нет идеала, человек вскоре устанет от всего этого.

Несомненно, это поддерживает человека в жизни, когда он думает: «У меня нет денег», или: «У меня нет могущества» или: « Мне еще чего-то не хватает». И когда он ждет, во время его ожидания он либо прилагает усилия или старается изо всех сил, чтобы добиться этого, и это заставляет его жить и коротать время. Но если он погрузится глубже в тайну жизни, то он обнаружит, что даже те вещи, которых человек не добился, даже если бы они были в его распоряжении, даже тогда он не был бы удовлетворен. Есть только один способ жить достойно, и это то, когда есть кто-то, с кем он может считаться, есть что-то чего он надеется достичь или приобрести. И таким образом, продвигаясь от одной вещи к другой, человек приближается к Божественному престолу, к тому идеалу, которого стоило достичь, единственный идеал, который имеет смысл.

Знак жизни — это энтузиазм, признаком жизни является сильное стремление, символом жизни является надежда. И если человек не достиг одного из перечисленного, то жизнь не стоит того, чтобы жить. Только надежда осуществить что-то никчемное, делает жизнь никудышной. То, что преходящее делает жизнь смертной. Стремление к тому, что плотно, делает человека глупым. Стремление к высшему облагораживает душу, производя из нее все хорошие качества, которые принадлежат человеку. Возьмем, к примеру, двух человек. У одного есть все в жизни, чтобы сделать его счастливым, но у него нет перед собой идеала. У другого нет ничего в жизни, что бы сделало его счастливым, но зато у него есть идеал. Именно этот человек живет, а другой мертв, несмотря на все, что имеет. Это показывает, что есть часть человеческого бытия, - назовите ее духом, которая остается неудовлетворенной всем тем, чего человек достиг за свою жизнь. Дух, который является глубочайшим уровнем человеческого бытия, может быть удовлетворен только стремлением к идеалу. 

При всем прогрессе, которого достигает человечество, забывая об идеализме, оно продемонстрирует на каждом шагу по направлению к прогрессу большой недостаток, и ничто не сможет стать заменой этому недостатку. Если и есть что-то, что может заполнить эту брешь, что может перекинуть мост между человеком и Богом, то это — идеал. Оптимизм приходит естественно, когда присутствует идеал. Пессимизм исчезает, если есть место для идеала. Новая надежда дает ростки и приносит новую жизнь, когда есть идеал. А когда есть надежда, сила воли развивается естественным образом. Не существует надежды без сильного желания, а для желания нужна воля. Вся жизнь человека изменится, как только он загорелся идеалом. Нет более великого идеала, чем посредством служения человечеству на Божественном пути, на пути Истины. 

Именно идеал объединяет всех нас в Суфийском Движении, и в работе ради Послания. Это тот идеал, который мы должны воплотить в жизнь. Если бы не было этого идеала, то не было бы и необходимости в продвижении Движения. Человек мог бы заниматься своими практиками, мог бы сидеть в одиночестве, мог бы пытаться развиваться. Меня всегда забавляло, когда кто-то заявлял: «Я был бы очень рад оказать услугу Делу, как только достигну духовности». Это значит, что в ответ на духовное блаженство, человек будет служить Делу.

Это хорошая сделка. В действительности именно через служение мы поднимаемся выше, и через служение мы достигаем того блаженства, которого всегда стремились достичь. Нет необходимости ждать того момента, когда мы станем духовными. Для чего нужна духовность? Самое простое значение того, что такое духовность — это иметь дух внутри нас, мы им обладаем. Другое значение того, что означает быть духовным — это подняться до совершенства. Достичь этого можно посредством забывания своего собственного духовного прогресса, и совершая то служение, которое ты можешь предложить для других, это естественно сделает тебя духовным. 

Человек, который ждет и говорит: «Я совершу поступки тогда, когда я стану духовным, и однажды став духовным я буду творить чудеса», это все равно, что заявить: «я буду щедрым, когда прибудет мой корабль». Но кто может знать, когда придет этот корабль? Кто знает, когда он станет духовным. Духовности невозможно достичь разговорами: «Я буду духовным однажды».

Человек должен начать делать все возможное для других; именно так можно достичь духовности. Это не достигается размышлением о том, что человек будет духовным, но именно забыв об этом, человек достигнет этой стадии. Для человека нет повода беспокоиться о том, чтобы быть духовным, духовность — это его естественное состояние. Неестественно не быть духовным. Как дух может не быть духовным? Человек — это его тело, или он — это его душа. Человек — это его душа. И он естественно духовен с самого начала. Он просто забыл об этом. Я встречал много людей беспокоящихся об этом, хотя они на самом деле не понимали, о чем действительно они переживают. Чего они стремятся достичь? Без сомнения, там, где есть идеал, душа естественным образом поднимается. Чем более величественен идеал, тем больше сила. Чем выше идеал, тем выше поднимется душа. Человек, имеющий прекрасный идеал Бога перед собой, всегда стремится к совершенству. Ему не нужно беспокоиться и тревожиться об этом. Нужно просто держать всегда перед собой идеал, и он вознесет вас. Именно это возвышение называется освобождением.

Да благословит вас Господь.

Перевод: Садананда Брамхачари