Киев. Институт благородных девиц. Начальницы

Влад Каганов
Внутренним управлением и наблюдением за воспитанницами занималась НАЧАЛЬНИЦА ИНСТИТУТА. Она следила за порядком в учебном заведении, внешним видом и поведением девушек, обеспечиваланадлежащие бытовые условия и заботилась «о нравственном образовании и безукоризненном поведении».
        В подчинении начальницы были КЛАССНЫЕ ДАМЫ, которые обязаны неотлучно находиться при воспитанницах.

         Непосредственно руководил учебной частью ИНСПЕКТОР КЛАССОВ, который подчинялся Председателю совета. В его обязанности входили: надзор за расписанием уроков, выполнением учителями образовательных программ и контроль успеваемости воспитанниц; обеспечение материальной базы учебного процесса.

НАЧАЛЬНИЦЫ ИНСТИТУТА

         С 1838 по 1851 год- основательница и первая начальница Института - супруга тамбовского(1811-1813), а затем казанского губернатора (1821-1822) действительного статского советника Петра Андреевича Нилова (1771 (1868?) –1839) - ПРАСКОВЬЯ МИХАЙЛОВНА НИЛОВА (урожд. БАКУНИНА;1775-1853).
          Прасковья Нилова была родственницей(двоюродная сестра его жены) поэта Гавриила Романовича Державина(1743-1816). Г.Р.Державин посвятил ей стихотворение «Параше»(1798).
         Была она знакома и с молодым тогда поэтом Константином Николаевичем Батюшковым(1787- 1855), который был частым гостем Ниловых, во время их проживания в Петербурге, и очень ценил их общество и «всегда почитал Прасковью Михайловну как редкую женщину», которую, отличалась прекрасным пением, играла на арфе, а также писала стихи.
          По воспоминаниям современников, Прасковья Михайловна была женщиной высокого ума и необыкновенной доброты, всеми любимая и уважаемая. Принимая девочек в Институт она старалась подарить каждой теплоту и внимание и находила для этого верное средство в своей одаренной истинно материнской душе. Интерес детей она ставила выше всего и не на словах, а на деле, и дети любили ее от души.
          Величайшим наказанием для детей было, если начальница за совершенный кем-либо из девиц в течение дня проступок, лишала ее права проститься с нею и поцеловать ей руку.
        28-го октября, день именин Прасковьи Михайловны, для её воспитаниц был одним из самых дорогих праздников: к этому дню, не смотря на все трудности тогдашнего сообщения и часто на дальность расстояния, обыкновенно съезжалось поздравить ее по несколько десятков бывших её воспитанниц, начиная с самых первых выпусков.
          «Несмотря на несколько патриархально-барское «наружное образование», на ее простодушную, как будто грубую ворчливость, – писал о ней Виталий Шульгин, – дети чутьем угадывали, какое неисчерпаемое богатство любви и желания им добра заключается за этой несколько жесткой оболочкою. Они от души её любили, и не найдется между её воспитанниками ни одной, которая бы свято не чтила её памяти. Для людей, поверхностно её знавших, она была иногда тяжела барскими приемами, но стоило узнать её ближе, чтобы под этими приемами старой барыни XVII века открыть самую симпатичную, добрую, исполненную редкого здравого смысла натуру. Интересы детей она ставила выше всего, и не на словах, а на деле: сладко и много говорить не умела, сладоречивых не жаловала. <…> Ею-то и положено было прочное основание чистому нравственному направлению воспитания в Киевском институте».
   
          В 1851- 1871 годы начальница института - вдова генерал-майора Платона Ивановича Голубцова(1796-1840)- ЕКАТЕРИНА ДМИТРЕВНА ГОЛУБЦОВА (урожд. графиня ТОЛСТАЯ; 1805 - 1871).
           Е.Д. Голубцова принадлежала по роду и образованию к высшему кругу общества Александровской эпохи. По воспитанию она не была призвана к той трудной обязанности, которую исполняла 20 лет.
           «Не школа, но горький жизненный опыт,- пишет о ней инспектор института Михаил Моисеевич Захарченко,- приготовил эту женщину к вполне достойному выполнению обязанностей воспитательницы. Систематического образования она не получила, и никогда притязаний на всезнайство не объявляла; но за то у неё было сердце, истинно любящее, материнское сердце, которое заменяло ей подчас недостатоки. Не из книг почерпала она такт и умение человечно обращаться с детьми и со всеми, начиная от первого лица в городе до последнего институтского сторожа, а из своего испытанного горем жизни и полного уважения и симпатии к человеческой личности сердца; не высоким титулом, на который имела право по отцу и по мужу, старалась поддержать авторитет начальницы между подчиненными, не ласкательными прозвищами старалась приобрести любовь детей, но истинно человечным, исполненным внушительного и вместе кроткого достоинства, равным со всеми обращением. Ставя сама всегда свою благородную личность на последнем плане, она заставляла всех, имевших с нею дело, выдвигать ее на первый план и с глубоким уважением преклоняться пред нею. Ни тени заискивания популярности между родителями и сослуживцами— а между тем эта женщина умела приобрести истинное уважение всех родителей, и своею личностью успела сосредоточить в Институте все лучшие воспитательные и образовательные силы и университета, и всех других учебных заведений Киева».
          «Во главе нашего заведения,- пишет в воспоминаниях бывшая воспитанница института Мария Воропанова,- стояла в то время одна из гуманнейших личностей — Голубцова, крайне мягкая, деликатная, добрая и гуманная; она была всегда ровна, обходительна со всеми, сдержанна.Наша начальница была женщина типичного французского воспитания; она не говорила свободно по-русски; письма по-русски писала под ее диктовку пепиньерка, и надо было постоянно замечать chеre maman, что так не выражаются по-русски. Самые простые слова она коверкала и вместо «теперь» говорила «топерича». Доброта, сердечность и заботливость начальницы были действительно трогательны и заставляли забыть сухость и холодность классных дам.».
        К числу заслуг Е. Д. Голубцовой следует отнести еще и то, что она умела находить горячо преданных делу воспитания и разумных сотрудниц, из которых некоторые позднее стали руководить различными женскими учебными заведениями.

        С января по октябрь 1871 года - начальница института - вдова статскаго советника ВАРВАРА ВАСИЛЬЕВНА ШВИДКОВСКАЯ.
          Вот что рассказывал о ней писатель, педагог, издатель, переводчик и общественный деятель Виктор Петрович Острогорский (1840-1902): «Бывшая начальница Киевского института - В.В. Швидковская - женщина редкого образования и ума. Окончив курс в Петербурге, в одном из первоклассных женских институтов, сама дополнила свое образование, владея превосходно французским, немецким и английским языкам. Женщина умная, видная собой,представительная, она умела привлекать к себе людей. Она сделала свой пансион, который помещался на Невском, между Литейной и Надеждинской, по духу и серьезности научных требований, одним из лучших в столице. Поставив себе задачей воспитать не барышень для салона и женихов, а образованных русских девушек, она была требовательна и к себе, отдавая заведению всё своё время, и к учителям, и к учащимся, которые, не смотря на её строгость, очень её любили. Она удостоилась высокого  покровительства своему пансиону великой княгини Александры Иосифовны.
           Когда в конце 1870 года она узнала о предложении возглавить Институт в Киеве, то просила меня пройти с ней в общих чертах курс словесности, ознакомить её с методикой и учебниками и наметить для библиотеки книги. И эта женщина, сама лет восемь ведшая успешно большой пансион, два месяца училась у меня и некоторых других учителей, только для того, чтобы достойно занять этот новый, в её глазах столь ответственный пост. С какими надеждами ехала она- исправить,оживить большой рассадник женского образования на юге России!
          Однако, на первых же порах она столкнулась с не менее самолюбивым инспектором института, известным историком Виталием Шульгиным. Вышли какие-то недоразумения, взаимные препирательства и Варвара Васильевна вскоре должна была оставить заведение. Энергия этой интересной личности, именно призванной к административно-педагогической деятельности, требовавшей простора и свободы инициативы, сломалась.
       В начале восьмидесятых я узнал, что она поселилась в монастыре, носит монашескую одежду, но живет не на покое, а обучая детей.»

        В 1871-1883 годы начальница института - АДЕЛАИДА АЛЕКСЕЕВНА РОДЗЯНКО (урожд. ЗУБОВА ;1830-1893).
         Дочь действительного статского советника Алексея Александровича Зубова.
        В 1857 году в Петербурге вышла замуж за Олонецкого вице-губернатора, действительного статского советника Николая Васильевича Родзянко (1817-1871).
          С марта 1867 по октябрь 1871 года Н.В.Родзянко - Томский губернатор. Аделаида Алексеевна жила с ним в Пскове и Томбове, где состояла председательницей дамского отделения губернского комитета попечительного общества о тюрьмах.
        Позже приехала с мужем в Украину в имение в Полтавской губернии, а после смерти мужа заняла должность начальницы Киевского института
        Ещё в юности девушка стала писательницей. Под псевдонимом «А. Тальцева» она сначала переводила и переделывала с французского водевили и комедии, некоторые из которых в 1851-1855 годы с большим успехом ставились на сцене Александринского и Михайловского театров в Петербурге. Позднее Зубова создала роман «Сельцо Михайловское-Прыскухино», несколько повестей, рассказы «Пять дней в уездном городе, рассказ молодого человека», «Елена» (в стихах) и другие. Её сочинений появились на страницах журналов «Пантеон» и «Сын Отечества».
        Свои педагогические взгляды изложила в 1872 году в книге «Взгляд на общие обязанности в деле воспитания детей»
       Уже в первые три года, после вступления в должность, «довела это заведение, находившееся в состоянии не вполне удовлетворительном, до отличного во всех отношениях порядка»
          По воспоминаниям современников, А.А.Родзянко была замечательно добрая, симпатичная и благородная женщина; она сближалась с родителями учениц, а в тех случаях, когда находила возможным, приглашала и местное общество в заведение.
          Родители и общество ценили это в начальнице, и в короткое время она успела заслужить полное их доверие, выразившееся в том, что число воспитанниц стало быстро возрастать, и ко времени её выхода из Института чуть ли не удвоилось: вместо 158 оно достигло почти  300, и каждое место бралась буквально с боя.
          Но особенно трогательным было её отношение у девочкам: она была истинною матерью институток, и те ее иначе и не называли, как «maman».
          «С раннего утра до поздней ночи,- пишет о ней Михаил Моисеевич Захарченко,-  она жила среди детей: самым усердным образом посещала классы во время уроков, не пропускала ни одного обеда, ни одного завтрака: дортуары и больница посещались ею по несколько раз в сутки. Все знают, какое теплое, по истине материнское участие она принимала в больных: буквально по целым ночам она проводила у постели болеющей, и сколько слез пролила она, и как мучилась она муками болеющих!
       Вникая в малейшие подробности быта детей, она не оставляла без внимания их материальной обстановки: она часто даже на собственный счет покупала для детей вещи.
        Относясь с брезгливостью ко всякой неправде и хищению, она показывала пример редкого в наше время уважения к казенной собственности, нередко отказываясь даже от того, что ей следовало по закону.
         Система обращения её с детьми была в высшей степени гуманна; она всегда следовала словам апостола: «Отцы, не раздражайте чад ваших, но воспитывайте их в научении Господнем». Она именно воспитывала с любовью и для любви. Её любовь напутствовала детей и при их выходе из Института.
         Обладая обширными познаниями в отечественнной литературы, А.А. Родзянко любила часто сама читать вслух воспитанницам классические произведения, используя для этого, обыкновенно, часы, когда по той или другой причине кто-либо из преподавателей пропускал урок.Излюбленным разделом литературы у неё была драма».
       После ухода с должности жила в Киеве, где и умерла в феврале 1893 года.
   
        С 1883 года начальница института- вдова надворного советника ЛИДИЯ КАРЛОВНА ЭРНСТ(урожденная КОНРАДИ; 1825-1905)
        Происходила из семьи лютеранского пастора из саратовской немецкой колонии Карла Фридриха Георга Конради (1794-1857)
         Обучалась в Петербурге в Александровском Смольном институте. Вышла замуж за саратовского дворянина, управляющего бумажной фабрикой в Ропше (под Петербургом), надворного советника (с 1846 г.) Ивана Филипповича Эрнста (1784-1871).
          Л.К.Эрнст на протяжении многих лет служила начальницей институтов благородных девиц: в 1856 -1871 годы - Мариинского института в Саратове; в 1872- 1883 годы- Мариинского Донского института в Новочеркасске. По отзывам в общесте- была умной и ученой; с ней дружил духовный писатель, философ, доктор богословия- архиепископ Никанор (в миру Александр Иванович Бровкович; 1826-1890), ректор ( с 1858 года) Саратовской духовной семинарии.

В 1892 - 1903 годы начальница  института - вдова графа Григория Ивановича Коновницына (1846-?)- графиня МАРИЯ АКИНФИЕВНА КОНОВНИЦЫНА (урожденная СУКОВНИНА;1856-1941).
        У Коновницыной были сын Григорий Иванович Коновницын(1846-1941)— товарищ прокурора Киевского окружного суда; и дочь- Мария Григорьевна Коновницына (в браке Шидловская; 1856-1940).
         В 1887–1892 годы была главной надзирательницей Рязанской Мариинской женской гимназии, а в 1903 году М.А. Коновицыну назначили начальницей Александровского института в Санкт-Петербурге.
         «Графиня Коновницына была живая, энергичная, с добрым лицом, отзывчивым сердцем. Она душу полагала в дело, ей порученное.»,- писал о ней художник  Михаил Васильевич Нестеров.

ПОМОЩНИЦЫ НАЧАЛЬНИЦЫ ИНСТИТУТА

С 1841 по 1851 год - графиня ЕКАТЕРИНА ЯКОВЛЕВНА ДЕЛЯГАРДИ, которая в 1838-1839 году занимала в институте должность классной дамы.

С января 1888 года МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА БАРТОЛОМЕЙ, которая в 1884-1888 годы занимала в институте должность классной дамы.

ИНСПЕКТОРЫ КЛАССОВ ИНСТИТУТА

В 1838 – 1844 годы - инспектор классов- тайный советник АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕТРОВ (1803 -1887).
         Родился в семье директора училищ Киевской губернии Григория Андреевича Петрова(1763-1835).
         После окончания Воронежской гимназии, поступил в Харьковский университет, сначала на юридический факультет, а затем на этико-филологическое отделение философского факультета.
         После окончания университета со степенью кандидата - получил назначение на преподавание законоведения в Киевской Первой гимназии.
         Одновременно занимал должность чиновника особых поручений при попечителе Киевского учебного округа (с 8 октября 1833 г.), а потом — синдика университета (с 31 января 1834 г.).
         В 1835 году - назначен директором училищ Киевской губернии; а после отставки его отца Г.А.Петрова- 1 января 1836 года - директором 1-ой гимназии. При создании Второй гимназии - некоторое время исполнял и в ней должность директора.
         В 1844-1852 годы - директор Одесского Ришельевского лицея и, одновременно, в 1844-1846 годы - попечитель Одесского учебного округа, в 1846—1853 годы - помощник попечителя.
         В 1853 году вышел в отставку, но уже  в июле 1860 года снова поступил на службу - цензором в Московский цензурный комитет, а в 1865 года - назначен председателем С.-Петербургского цензурного комитета. К сожалению, на этой должности А.Г. Петров несмотря на полученное им широкое философское образование, нисколько не отличался от самого обыкновенного цензора.
        Выпускник Первой гимназии художник Николай Николаевич Ге: «Он был человек среднего роста, с большой головой, покрытой черными волосами; добрые и умные глаза, большая нижняя губа, как у античных голов, бросались в глаза. Говорил он по-русски, прибавляя «-с» к концу слов, говорил громко и приятно; был он человек простой и добрый; мы его любили и уважали.
        Часто приходил он к нам в пансион не как начальник, а всегда за делом: приносил или новую книгу, или особенное какое-нибудь известие, новое в науке или в искусстве, или что-либо относящееся к явлениям общественным. Часто он приходил к кому-нибудь одному из учеников, желая ему сделать что-нибудь полезное. У нас любили музыку. Много учеников из поляков отлично играли на фортепиано. Часто меня заставал Александр Григорьевич слушающим хорошую игру. Он на цыпочках подходил ко мне, подсаживался и слушал сам и никогда не оскорблял меня замечанием, почему я не занимаюсь уроками. Он знал, что и это дорого, и это образовывает человека. В гимназии, входя в класс, он всегда имел с собою что-нибудь, чтобы предложить ученику: или ножик, или карандаш, или резинку. Во всех классах он встречал своих друзей по любви к образованию. Он дарил шахматы, книги, рисунки, диксионеры (словари), все, что может служить развитию.»

          В 1844 - 1849 годы - инспектор классов - юрист и историк, профессор, декан юридического факультета и ректор (1862-1865) Киевского университета НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ ИВАНИШЕВ(1811-1874)
         Родился в Киеве, в семье священника Дмитрия Александровича, который служил в Киевском Успенском соборе, a затем - законоучителем в 1-й Киевской губернской гимназии.
          Учился в Киевском духовном училище (1820). В 1829 году окончил Киевскую духовную семинарию, а в 1836 г. — философско-юридическое отделение Главного педагогического института в Петербурге. В 1836-1838 гг. продолжил юридическое образование в Берлине и Праге под руководством Ф. К. фон Савиньи, где изучал славянские древности, слушал лекции Ф. Палацкого, П. П. Шафарика, И. Юнгмана, В. Ганки и других. Занимался палеографией, изучал древнерусское право.
         В конце 1838 г., после возвращения из заграницы, назначен адъюнктом юридического факультета в Киевском университете. С 1839 г. возглавлял в нем кафедру законов государственного благоустройства и благочиния.
         В 1840 году после защиты докторской диссертации, становится профессором Киевского университета по кафедре законов государственного благоустройства. В 1849—1861 годах - декан юридического факультета. С марта 1862 по 5 февраля 1865 года - ректор университета. В 1864 году получил звание заслуженного профессора.
         В 1865 г. выехал в Варшаву для работы в комиссии по подготовке судебной реформы в Царстве Польском, а в 1866 г. - назначен председателем этой комиссии. Зимой 1867 г. подал в отставку и занялся научной деятельностью.
         В эти годы (1865-1867) работал также в Люблине, Берлине, Париже с целью изучения судебной практики. Тогда же был членом юридической комиссии в Варшаве и настаивал на введении в Польше судебных уставов Российской империи.
          Более 20-лет Иванишев занимался активной деятельностью в Киевской археографической комиссии, изыскивал способы для лучшего сохранения письменных памятников, был душой издательской деятельности комиссии и совершил ряд замечательных раскопок; принимал участие в создании в 1852 году Центрального архива при Киевском университете.
          Благодаря стараниям инспектора классов Н.Д.Иванишева с первых лет существования женского учебного заведения между институтом и университетом возникло тесное сотрудничество, давшее ему целую плеяду выдающихся преподавателей.

         В 1849 - 1871 годы - инспектор классов, в котором с 1846 года преподавал историю - историк,  действительный статский советник (1862) ВИТАЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ШУЛЬГИН(1822-1878)
       Отец политика, государственного деятеля и публициста Василия Витальевич Шульгина(1878–1976).
       Родился в Калуге в семье чиновника Якова Игнатьевича Шульгина. Вскоре семья переехала в Нежин, где Виталий и провёл детство.
       В 1838 году окончил с серебряной медалью Киевскую 1-ю гимназию. В 1838 году поступил на философский факультет Киевского университета, который окончил в 1841 году и был награждён золотой медалью за сочинение «О рыцарстве».
        В 1841 году начал службу учителем истории в Киевской 2-й гимназии.
       В августе 1849 года выдержал магистерский экзамен в Киевском университете  и  был избран адъюнктом по кафедре всеобщей истории. В течение 13 лет читал лекции по разным отделам древней, средней и новой истории, занимаясь с особенной любовью новой историей. В 1850—1859 годах состоял также секретарем историко-филологического факультета, а в 1857 году был вызван в Санкт-Петербург для участия в совещаниях учебного комитета по исправлению изданных, в виде опыта, учебных планов.
         И в институте, и в университете Шульгин пользовался огромной популярностью, так как обладал блестящим талантом лектора-художника и проводил либерально-гуманные взгляды. «Аудитория сливалась с лектором, переживала вместе с ним изображаемую историческую эпоху» (из воспоминаний профессора А.В.Романовича-Словатинского). Шульгин был избран экстра-ординарным профессором и занял самостоятельную кафедру, однако так и не получил степени доктора. Причиной тому стали семейные обстоятельства (смерть, в сравнительно короткий промежуток времени, матери, отца, брата и его жены) и усилившиеся мигрени, вследствие чего 25 апреля 1863 года он оставил университет.
         Через некоторое время Шульгин предпринял ряд публичных лекций по новейшей истории, имевших в Киеве большой успех и возбудивших вопрос о его возвращении в университет. Университетский совет решил поднести Шульгину докторский диплом, дававший возможность снова занять профессорскую кафедру, но историко-филологический факультет опротестовал постановление совета, и Шульгин вернул поднесённый ему диплом в министерство. Московский университет дважды приглашал Шульгина, но он не хотел расставаться с Киевом. В конце своей профессуры Шульгин положил начало исторической семинарии в Киевском университете.
         Шульгин был гласным(депутатом) Киевской городской думы, членом совета городского взаимного кредита, участником местных благотворительных обществ.
          Кроме диссертации, Шульгин напечатал ряд учебников, которые имели для своего времени большое значение: ничего подобного в русской педагогической литературе до тех пор не было. «Как можно менее голых чисел и безличных имен и как можно более живых людей» - в этом Шульгин видел основу исторического преподавания. В его учебниках преимущество дано культурной истории перед внешними событиями. В текст внесены места из разных исторических сочинений, как русских, так и иностранных; книги снабжены библиографическими указателями. Написаны книги языком резким, неспокойным, но колоритно, не без погони за эффектной фразой. Их можно считать родоначальниками современных лучших учебников истории.
 
         В 1871-1878 годы - инспектор классов - филолог, педагог, издатель, тайный советник(с 1894) ИВАН ПЕТРОВИЧ ХРУЩОВ(1841-1904)
         Из старинного дворянского рода Хрущовых. Сын отставного поручика лейб-гвардии Измайловского полка, а затем Юрьево-Повольского уездного судьи Костромской губернии Петра Ивановича Хрущова (1803—1850) и Федосьи Михайловны Татариновой (?—1871).
           Учился сначала в Московском университете, затем в Петербургском(вып. 1862). Был старшим учителем русской словесности в Олонецкой гимназии; в 1864 году переведен в Новгородскую гимназию.
          В 1865 году  командирован на 2 года за границу; по возвращении в 1868 году защитил магистерскую диссертацию по истории русской литературы и вновь командирован за границу: в Штутгарте читал курс истории русской словесности королеве вюртембергской, великой княжне Вере Константиновне и герцогу Лейхтенбергскому.
          В 1870-1878 годы- доцент на кафедре русской словесности Киевского университета. Был первым секретарём исторического Общества Нестора- Летописца.
          В 1878 году переведён в Санкт-Петербург, на службу в ведомстве Императрицы Марии; с 1879 года был причислен также к Министерству народного просвещения, командирован для занятий в распоряжение попечителя Петербургского учебного округа и назначен членом постоянной комиссии для ведения дела народных чтений в Санкт-Петербурге.
           В 1881-1882 годы - чиновник особых поручений при министре почт и телеграфов, а затем чиновник особых поручений при министре внутренних дел по делам почтового ведомства; со 2 апреля 1882 года - чиновник особых поручений V-го класса при министре народного просвещения.17 февраля 1888 года назначен также членом основного отдела Учёного комитета Министерства народного просвещения; с 1890 года- член Совета министра народного просвещения.
        В 1896—1899 годах был попечителем Харьковского учебного округа.
         И. П. Хрущов положил начало в Институте «литературно-музыкальным вечерам», на которых воспитанницами исполнялись хоровые и музыкальные пьесы и декламировались на всех трех языках отдельные стихотворения, а также оставил в институте по себе память еще и тем, что, благодаря его стараниям, было приобретено значительное количество различных учебных пособий и в 1872 году положено начало особой детской библиотеки.
       Награжден орденами: Св. Станислава 1-й ст., Св. Анны 1-й ст., Св. Владимира 2-й ст.

В 1878 - 1887 годы - инспектор классов - педагог, действительный статский советник- ВАСИЛИЙ ЛУКИЧ РАФАЛЬСКИЙ(1839-1887)
          Высшее образование получил сперва в главном педагогическом институте, а потом, по закрытии его, в Петербургском университете, где в 1861 году окончил курс со степенью кандидата историко-филологического факультета. Двадцать пять лет прослужил в разных учебных заведениях, преподавая русскую словесность, историю, географию, педагогику и 20 лет заведывал учебною частью в Мариинском Донском институте, а с 1878 г.- в Киевском.
          Некоторое время по приглашению войскового наказного атамана редактировал неофициальную часть «Донских Областных Ведомостей».
         Во время управления Киевским цензурным ведомством В.Л.Рафальский принял на себя исполнение цензорских обязанностей в Киеве. По убеждениям вполне русский человек, он вместе с тем, как человек просвещенный и образованный, ясно сознавал, какое значение в наше время имеет печатное слово. Как цензор, он давал киевской печати простор и свободу в области научных исследований, не препятствовал разъяснению путем историческим и критическим прошедшего и настоящего, отживших и существующих форм общественной и политической жихни, но ревниво охранял религию и нравственные правила.

          С августа 1887 года- инспектор классов, а с 1878 года- преподаватель русского языка, словесности и педагогики, член Совета института- педагог, титулярный советник (с 1912 г.)МИХАИЛ МОИСЕЕВИЧ ЗАХАРЧЕНКО(1852-1929).
        Родился в семье офицера. В 1854 году окончил историко-филологический факультет Киевского университета.
         Был преподавателем русского языка, библиотекарем фундаментальной библиотеки, старшим надзирателем общей ученической квартиры, членом Хозяйственного комитета Киевской 2-й гимназии.
         С 1896 года- инспектор классов Петербургского Александровского института. С 1901 года- чиновник особых поручений по учебной части при главноуправляющем С.Е.И.В. канцелярией.
          Автор работ: «Киев. Теперь и прежде», «История Киевского института благородных девиц: 1838-1888 г.»( Киев, 1889) и «Исторический очерк педагогических классов С.-Петербургского Александровского института 1848-1898 г.»