Философские вопросы. Часть 30

Татьяна Химич
1. Может ли Бог не знать, что Он Бог?

• Бог о Себе знает всё – Он всеведущий.

Бог вечный, совершенный и всеведущий (знает всё и обо всём) Абсолют. Поэтому невозможно, чтобы Он не знал что-либо.
Если человек разумный (творение Всевышнего) знает и осознаёт себя человеком, тем более Высший Разум знает о Своей Божественности.
Если бы Создатель не осознавал Свою Божественность, как бы Он сотворил Мироздание, какой силой? Откуда человек узнал бы о Боге? Всевышний непостижим ни для одного творения – о Своём существовании, природе и свойствах Сам Бог открыл людям. Как при этом Он мог не осознавать Себя?

Пресвятая Троица неизменяем с течением времени – Он существует вне времени и создал его. Совершенно невозможно, чтобы в какой-либо момент Бог не считал Себя Богом – это противоречит неизменяемости Бога и принципу Высшего Разума (всеведению). Невозможно, чтобы Он взял и вдруг что-то понял или узнал, чего не понимал, – Он всё знает всегда.
Бог всегда был, есть и будет и всегда знает, что Он Бог.


2. Бог – это любовь. А любовь – это Бог?

• Свойство не равно его обладателю.

«Бог есть Любовь» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна 4:8).
Но любовь – не есть Бог! Любовь – это свойство. Одно из свойств Бога, как Благость, Разум, Вечность, Нетварность, Совершенство. Свойство – не является сущностью Бога. Свойство не равно его обладателю. «Любовь есть не Сущность Божества, а действие благодати Святого Духа» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 100).

К тому же, любовь сама по себе не обладает свойствами Абсолюта. Богу присущи и Божественные свойства. И если допустить, что любовь – есть Бог, тогда любовь должна иметь и качества Бога: Высший Разум, вездеприсутствие, всеведение, абсолютность и должна быть ЛИЧНОСТЬЮ. Любовь -  не есть Бог. Ничто и никто не являются Богом, кроме Самого Бога.


3. Наша жизнь – реальность или сон Бога?

• Здесь и сейчас на протяжении жизни каждый созидает свою собственную вечность.

Бог не нуждается в отдыхе и сне, Он совершенный Дух и не знает болезни, усталости, дискомфорта. У Него не бывает снов. Сон – есть некая иллюзия, порождаемая мозгом, – то, что в действительности не происходит или не существует. А в Боге нет ни капли лжи и неправды, над Ним не довлеют никакие иллюзии, Он бесстрастен абсолютно, поэтому сон Бога невозможен.

Жизнь человека – реальность, не симуляция, не чей-то сон. Здесь и сейчас на протяжении жизни каждый созидает свою собственную вечность.


4. Конца и предела нет ни в чём, нигде?

• Жизнь, вечность, время, духовность, материя, люди, Ангелы – всё в Мироздании – имеет некий предел. Беспределен только Бог.

Всё, кроме вечного, бесконечного Бога, когда-либо было сотворено Им, а потому уже имеет предел – точку отсчёта. Материя имеет свой предел существования, потому как ей свойственно разрушаться со временем. Но и в своём строении материя ограничена физическим веществом.
Более того, у всего сотворённого, даже у духа и души, есть своё вещественное ограничение в сравнении с совершенно Бестелесным Духом-Богом. «Бестелесным и невещественным называется Ангел только по сравнению с нами, ибо в сравнении с Богом единым, несравненным всё оказывается грубым и вещественным; одно Божество всецело невещественно и бестелесно», – пишет святой Иоанн Дамаскин. И в сравнении с Всевышним «духовность Ангелов, как тварных существ, безусловно, ограниченна и конечна» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 179-180).


5. Какого пола Бог, Ангелы, Вселенная, Мироздание?

• Чтобы иметь пол, нужно быть живым и обладать телом.

Бог не имеет пола, Он бестелесный Дух. К тому же половое разделение указывало бы на некое несовершенство Бога (свойства какого-то пола были бы представлены, значит, есть и другой пол – не проявленный в полноте). Если у Бога есть пол, тогда необходимо существование равных Ему Богов, но с другим полом. Но Бог Один – и половое деление не имеет никакого смысла в бытии Божества.

Ангелы задуманы и сотворены Вышним, как бесполые, бестелесные духи, такими они и являются.

Вселенная – по сути, неживой материальный объект. Неживой объект не может иметь пол, он Вселенной ни к чему: у неё нет разума, сознания и личности, чтобы осознать свой пол, она не размножается.

Мироздание – не является конкретным объектом или субъектом, чтобы иметь пол. Мироздание – есть вся совокупность Божественных творений.


6. Может ли Бог прожить жизнь человека, чтобы понять, какого быть человеком?

• Бог ни в чём не имеет нужды.

Для того чтобы Бог знал, какого быть человеком, Ему совершенно не обязательно им становится. Бог – всеведущ, поэтому знает всё и обо всём ещё до сотворения мира, ведь Он – вне времени и создал всё.
Не зря Создателя называют «Сердцеведцем», Он знает человека, как никто другой. Творец задумал и создал каждого из людей и, конечно же, понимает, каково быть человеком и каково быть бабочкой, например.

Самое интересное, что Бог не только может прожить человеческую жизнь, но и прожил её 2000 лет назад. Бог-Христос воплотился на земле, как Человек, став новым Адамом – вернув нам возможность приобщаться Богу и быть с Ним.


7. Может ли жизнь человека превзойти его воображение?

• Жизнь человека превосходит его воображение всегда.

Человеческая жизнь не ограничена краткой земной жизнью, которая, кстати, тоже часто преподносит сюрпризы. Она продолжается в вечности. Никто из людей не способен вообразить вечность в целом, во всём многообразии. Мы о ней мало что знаем, но вечность совершенно точно будет впереди, и что она нам принесёт, зависит от того, как мы проживём земную жизнь.
Вечность всегда превосходит воображение. Даже ад невыразимо страшнее, чем принято его описывать. Это не котлы и не черти, и не дискотека. Там нет привилегированных мест. Ад настолько страшен, что там не хотят находиться даже бесы, они – на Земле бесчинствуют.
Вечность, ожидающая праведника, неописуема: «Не видел того глаз, не
слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии» (Библия. Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам 2:9-10)


8. Счастье – это цель или процесс?

• Счастье – цель и процесс.

Пресвятая Троица сотворил человека для счастья и любви, для вечного блаженства. Но мы извратили свою природу, совершая грехи. И вечное счастье перестало быть неотъемлемым свойством людей и стало целью. Перед каждым из нас обозначена цель – снова стать сыном Божиим и разделить блаженство и любовь со своим Небесным Отцом, праведниками и ангелами. Так, счастье – это цель.

Счастье – процесс постижения Божественных чудес. Счастье, по сути, – длящаяся, непрекращающаяся радость. Она не подвержена колебаниям, переменам, настроению и даже обстоятельствам. Радость – дар Божий любящему, благодарному сердцу, очищенному от главных источников несчастья – страстей.
 
Жизнь похожа на вереницу чудес: счастливый идёт своим уникальным путём, любое событие – неслучайно и учит любви. Бог даёт всё необходимое и намного больше, только удержи, не возвращайся во зло, в прошлое! Чудо – любое действие Божие. Всё даёт Господь ради нашего счастья и спасения!


9. Почему после мщения не наступает удовлетворение?

• Месть «обещает» ложное счастье.

Месть не приносит радости, поскольку она «обещает» ложное удовлетворение, которого не может быть. Месть, по существу своему, – зло. А зло не способно порождать доброе, поскольку лишено благодати Божией – источника благ. Обиженному или завистнику кажется, что отмстив, он обретёт покой и восстановит справедливость, но в реальности месть – несправедлива и кроме зла ничего не приносит.

Простишь – и обретёшь душевный мир и покой от Бога. Отомстишь – поселишь в своём сердце ещё большую ненависть, ведь отныне зло властвует над тобой и ведёт к погибели. У такого несчастного гордость и ненависть искажают восприятие, и даже за косой взгляд (которого и не было) «обидчик» повинен смерти или страшным прижизненным мукам. Но мститель часто не понимает, что, в первую очередь, уничтожает свою собственную душу и своё возможное счастье.


10. Справедлива ли месть?

• Любая месть несправедлива.

Справедливость гласит: «Око за око, зуб за зуб». Месть не может быть справедливой, поскольку она совершается под действием смертельных страстей (ненависти, зависти, гнева, обиды, гордости, тщеславия, сребролюбия, уныния, праздности, блуда, пьянства), а потому помрачает восприятие. И обидчик лишается не зуба, а жизни за то, что счастливый просто.

Ни один мститель не может знать всех обстоятельств, внутренних чувств, желаний, мотивов, жизни объекта мести и, конечно, ему неведом Божественный Промысел, касающихся обоих. Потому любая месть несправедлива.

«Справедливость есть настроенность души воздать за всё по достоинству, а достичь этого трудно, потому что одни, по недостатку разумения, не могут понять, как воздать каждому должное, а другие, обладаемые человеческими страстями, нарушают справедливость»,– пишет святитель Василий Великий.

Бог пришёл на землю и заповедал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Библия. Евангелие от Марка 12:29-31).
Месть – нарушение заповеди любви. Месть – противна любви, а ведь «Бог есть Любовь» (Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна 4:8).




«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)