Серл

Наунет
Серл пишет: «Глубочайшей причиной боязни сознания служит то, что сознание обладает этой, в сущности, ужасающей чертой – субъективностью. Материалисты не желают принимать эту черту, ибо они убеждены, что допущение существования субъективного сознания могло бы оказаться несовместимым с понятием того, каким должен быть мир» Таким образом, с точки зрения философа, сознание имеет биологическую природу. Сознание появилось как результат нейропсихологической работы мозговых структур. Потому сознание как процесс можно отождествить с такими процессами, как пищеварение, размножение клеток или фотосинтез. Но в результате эволюции сознание получило преимущества: со временем у него появилось больше возможностей для развавтор говорит о невозможности противопоставления ментального и физического, это разрывает сознание на части. Вся реальность не может быть объективна, ее отдельная, пусть и небольшая часть субъективна, и этот факт нужно принять как данность. Он называет онтологию сознания «онтологией от первого лица» [1, С. 40]: любая реальность в сознании конкретного человека окрашивается индивидуальными красками. Убегать от субъективности бессмысленно, она была, есть и будет в сознании. Именно онтология «от первого лица» несет в себе высказывания, личный опыт индивида, его интерпретацию происходящих событий.

Высказывания, несущие знания, всегда происходят от третьего лица. Мы наблюдаем это, когда ссылаемся на автора, которому принадлежит то или иное знание. «Третье лицо» объективно, оно не перемежается с первым.

Примечательно, что, по мнению философа, первое лицо, напротив, может нести в себе частицы второго и третьего лиц. Субъективная часть сознания интерпретирует неопровержимые знания и использует их на основе своего личного опыта.Не осталось без критики и когнитивное направление исследования психических процессов [1, гл. IX]. Автор подвергает сомнению аналогию между работой мозга и машиной, говоря о том, что самое большое заблуждение когнитивизма – утверждение о том, что мозг и компьютер функционируют одинаково. Ошибочно считать, что, по аналогии с умной машиной, мозг получает, обрабатывает и хранит информацию. Серл утверждает, что «мозг не осуществляет никакой переработки информации» [1, С. 209]. Не существует бессознательного и информационных психических процессов, эти процессы стоит отнести к нейрофизиологии, проявления которой существуют в головном мозге совместно с сознанием. Именно через призму сознания пропускается информационный поток и бессознательное поведение, они не являются внутренними процессами, а поступают извне и заставляют работать нейронные связи и сознание.

Итак, мы видим противоречивость и критичность, которыми наполнена книга «Открывая сознание заново». Она вызывает массу споров и рассуждений, а потому интересна как пища для размышлений и пересмотра многих философских положений с

Свойства сознания в интерпретации автора
В VI главе автор рассуждает о свойствах, присущих сознанию. В частности он дает краткую характеристикуИсточник: ития креативности,Источник: Сознание не может существовать без активности мозга. Автор говорит об эмерджентности, называет сознание высшим, наиболее совершенным свойством мозга, которое, впрочем, напрямую связывает с мозговыми процессами. Так, Серл подходит к тому, что сознание есть тождество биологического (материального) и ментального компонентов.

Связь знания и бытия- Серл отвергает бессознательное. Его он не считает отдельной субстанцией, но сводит его к нейрофизиологии или сознанию. Все эти свойства сознания автор относит к онтологии, они субъективны, а потому различны у каждого индивида. Он не рассуждает о производных сознания  Серл отвергает бессознательное. Его он не считает отдельной субстанцией, но сводит его к нейрофизиологии или сознанию. Все эти свойства сознания автор относит к онтологии, они субъективны, а потому различны у каждого индивида. Он не рассуждает о производных сознания Не осталось без критики и когнитивное направление исследования психических процессов [1, гл. IX]. Автор подвергает сомнению аналогию между работой мозга и машиной, говоря о том, что самое большое заблуждение когнитивизма – утверждение о том, что мозг и компьютер функционируют одинаково. Ошибочно считать, что, по аналогии с умной машиной, мозг получает, обрабатывает и хранит информацию. Серл утверждает, что «мозг не осуществляет никакой переработки информации»