Вичугские прототипы Бесприданницы. Часть 2

Иван Еропкин-Нарышкин
__________ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Кроме смутных показаний Н.П. Смирнова, других подтверждений, что в пьесе отражено конкретное уголовное преступление пока нет. И исследователями не представлено ни одного подходящего уголовного дела, которое случилось бы в Кинешемском уезде в тот период. Таким образом, нельзя исключать, что никакого уголовного дела не было, а убийство Ларисы – это творческая фантазия Островского.

Сейчас можно только с уверенностью сказать, что первоначальный замысел «Бесприданницы» вообще никак не связан с уголовным преступлением.

В 1886 году, после смерти Островского, собралась группа друзей и почитателей драматурга. На этой встрече был филолог Илья Шляпкин, который затем в своём дневнике кратко записал содержание разговоров.

Вот запись о первоначальном сюжете «Бесприданницы» со слов актёра Модеста Писарева: «На Волге старуха с 3 дочерьми. 2 разухабистые, и лошадьми править, и на охоту. Мать их очень любит, и им приданое. Младшая тихая, задумчивая, бесприданница. Два человека влюблены. Один деревенский житель, домосед, веселиться, так веселиться, всё удаётся у него. Читает "апостола", ходит на охоту. Другой нахватался верхушек, но пустой. Живёт в Питере, летом в деревне, фразёр. Девушка в него влюбилась, драма».

Как видно, задумка «Бесприданницы» основана не на каком-то уголовном деле, а скорее на сказочном сюжете про трёх сыновей, переделанный на трёх сестер.

Как раз незадолго до этой задумки Островский написал свою весеннюю сказку «Снегурочка», которую его друг драматург А.А. Потехин считал вершиной творчества Островского. Но мастером «мужицких драм» был как раз Потехин, а Островский больше писал о купцах. Поэтому первоначальный «мужицкий» сюжет у Островского не пошёл…

Но вскоре в жизни Островскому подвернулся очень интересный случай про бесприданницу… Но об этом чуть позже, а сначала перейдём к прототипам Кнурова, Вожеватова и Паратова.