Фреска Джотто Поцелуй Иуды

Владислав Плеханов
    (На странице Википедии "Поцелуй Иуды" фреску можно рассмотреть с увеличением)

 Фреска Джотто «Поцелуй Иуды»

                Предисловие

Об этой фреске Джотто очень хорошо рассказала Паола Волкова в цикле передач "Мост над бездной" (Джотто "Поцелуй Иуды"). Она есть на Youtube. Мне хотелось только добавить к этому вдохновенному описанию несколько своих наблюдений и размышлений об этом произведении.

         1. "И тьма не объяла его"

Вначале о символике изображённой сцены. Обратите внимание на эту мрачную чёрную тучу из шлемов стражников, неожиданно возникшую на заднем плане и  сгустившуюся около головы Христа. Из неё высоко вверх торчат «дреколья» палки, копья, алебарды, которые тревожно колышатся на фоне тёмно-синего ночного неба.

Джотто очень выразительно показывает как эта зловещая чёрная туча, ощетинившаяся пиками и символизирующая «власть тьмы»*, начинает захватывать Христа  рукой Иуды и его жёлтым плащём, чтобы как водоворот затянуть Его в себя. Ещё один слуга первосященика бросается из-за спины к Иисусу, чтобы окончательно замкнуть оставшийся маленький проём, через который ещё виден краешек  плеча и спины  Господа. Ему пытается помешать апостол Пётр, который резко бросается и отсекает ухо дерзкому слуге. Это происходит так стремительно, что слуга ещё не успел почувствовать боль. То есть фреска запечатлела мельчайшую долю секунды, миг.

Однако этот миг, в котором чёрная воронка тьмы хочет поглотить Христа, символически разрастается до целых тысячелетий. В этой застывшей паузе мы видим как Великая Римская империя, а затем другие царства и эпохи, используя предательство в среде самих христиан,  столетиями боролись с Христом, пытаясь уничтожить Его. Однако точно так же как на фреске Джотто «и свет во тьме светит и тьма не объяла его.» Антихристианский водоворот никак не может окончательно сомкнуться вокруг Господа. Так Джотто пытается утвердить в нас неколебимую христианскую надежду, и оптимизм веры даже в самые трагические моменты жизни, когда зло казалось бы уже готово праздновать свою победу.

       2. Духовная красота учения Христова и неспособность понять его

Итак, на фреске перед нами разворачивается  потрясающее драматическое действие, символизирующее не только конкретное евангельское событие, но и всю историю христианства.   Фокусом этого действия являются две фигуры, точнее два лица, Иисуса и Иуды. Между ними всего лишь несколько дюймов. Иуда тянется ко Христу снизу вверх, чтобы поцеловать его. Его губы уже вытянулись в поцелуе. (Тайную  цель поцелуя - указать Христа его врагам - выражает человек, похожий на первосвященника, за спиной Иуды пальцем указывающего на Христа, а так же два лица, которые мы видим в узком промежутке  между профилем  Христа и Иуды. Они наблюдают за тем, кого поцелует Иуда.)

Благодаря такой фокуссировке всей сцены на двух лицах символический драматизм её  заостряется духовным психологизмом, глубину которого  выражает контакт  глаз Учителя и его предателя.  Это принципиальное новшество, которое привнёс в живопись  Джотто. В уродливом лице Иуды с его глубоко запавшей переносицей и в его взгляде иcподлобья  застыла трагическая неспособность понять и вместить в себя  духовную красоту учения Христова, а в лице и твёрдом взгляде Христа – красота этого учения, которая  выражена в невозмутимом спокойствии и непоколебимом мужестве перед лицом предстоящих страданий и смерти на кресте во имя любви. Последующие за этим событием страсти Христовы мы  видим на других фресках капеллы.

         3. Предупреждение о грозящей опасности предательства

Хотя художник осознаёт неотвратимость того, что сейчас произойдёт, он словно  хочет остановить это мгновение, не дать ему совершиться. Почему?  Думаю, что он делает это  не только ради выражения максимального драматического напряжения. В этом необычном решении угадывается также немое обращение Джотто  к своим современникам и к последующим поколениям: «Братья во Христе, ещё есть мгновение всем нам одуматься и не предавать Христа подобно Иуде.  Вся наша короткая жизнь и вся история человечества  – является этим судьбоносным мгновением. Братья, не станем предателями Господа! Не будем поколением иуд.»

Поэтому художник заставляет одного из героев во всю силу трубить в рог из слоновой кости, чтобы тем самым предупредить своих современников и нас об опасности и остановить перед непоправимым шагом. Два факела, обрамляющие рог и наклонившиеся в сторону Иисуса и Иуды из второй толпы уточняют смысл предупреждения.** Этот намёк в виде трубящего рога и горящих в ночи факелов  раскрывается во всей своей грозной полноте и силе в сцене Страшного Суда на одной из стен этой капеллы***, где предатель оказывается в пасти сатаны, а огни факелов превращаются в языки адского пламени.


-------------------------------
* «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22:53).

** А тем кто в них не верит, легче будет если их будет пожирать  бессмертная совесть, или если их бессмертную совесть  будут бичевать  лучи божественной любви? 
 
*** Капелла дель Арена





Ведь никто до Джотто не изображал эту сцену за многовение до предательского поцелуя.