Резонанс в Общественной палате РФ

Лилия Гадель
Приняла участие в резонансном мероприятии: круглом столе «Формирование гражданской идентичности молодежи в России и за рубежом», организованном общественной палатой РФ.

Тема идентичности сейчас приобрела большое значение, общество активно меняется, время ставит беспрецедентные вызовы как отдельному человеку, так и различным сообществам, организациям и государствам Если говорить просто, то это свойство человека можно определить как «Много "Я"»: социальная, гражданская, политическая, религиозная, гендерная, этническая, профессиональная, и др. Именно гражданская идентичность более всего влияет на остальные.
Во встрече приняли участие представители религиозных и общественных организаций России и других стран, представители православия, ислама, иудаизма, протестантов и буддистов.  Круглый стол возглавил Зорин Владимир Юрьевич, председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Модераторами стали иеромонах Григорий (Матрусов), председатель экспертного совета при патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром и Мельников Сергей Алексеевич, председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС).

Лейтмотивом круглого стола стала фраза: религиозная идентичность не должна нас разъединять, а гражданская идентичность должна объединять.

Вступительная речь организаторов и модераторов задала тон дискуссии. К чему мы принадлежим и как это осознаем? Каковы факторы формирует идентичность, что это? Каковы жизненные приоритеты и ценности у человека, обладающего гражданской и духовной идентичностью, как мы их осознаем? Личность формируется по следующим критериям:  семья, род, народ, нация и вера (духовная составляющая), при  этом, не каждый человек развивается во всех трех направлениях. В зависимости от традиций более активным компонентом может быть только один из трех. Молодежь сегодня выходит за общепринятые и привычные рамки, возможно, еще и потому, что рамки размываются на  всех уровнях.

Сергей Алексеевич Мельников поделился тревогой за то, что происходит во многих странах, как нарушаются права верующих, появляются совершенно неприемлемая демонстрация неуважения к традиционным ценностям. Это эфтаназия, однополые браки, трансгендерные диалоги и другие вещи, которые прямо противоречат и мировоззрению верующего человека, и любого человека-носителя европейской культуры, которая была общей до последних десятилетий. Похоже, это связано со сменой культурного кода Европейской цивилизации, мы наблюдаем эрозию духовных понятий, более того, этот процесс поддерживается на на уровне государств. Когда мы говорим о воспитании детей, воспитании гражданина конкретного государства, важно понимать, что эта нравственная основа и базис европейской цивилизации существенно меняется. Все это значит, что новые поколения будут базироваться на других духовно-нравственных понятиях и культурных традиций, это большой вызов.

В России ситуация в этом смысле более благополучно, и наш опыт может быть чрезвычайно востребован. Те рекомендации, которые мы вынесем, и РАРС, как организация, ведущая активную международную деятельность, готова взять на себя миссию донести информацию, консолидированные рекомендации и опыт до международных структур, в том числе правозащитных (Комитету ООН по правам человека, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и др. Структуры, которые являются нашими союзниками). 
Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кипшидзе Вахтанг Владимирович отметил, что вопрос об идентичности перестал иметь узко-национальное значение. Остро кристаллизуется вопрос семейных ценностей, по этому водоразделу сейчас проходит граница цивилизационных ценностей. Утверждая подходы к формированию идентичности, важно учитывать, что это свойство человека формировалась соответственно отношению к семейным ценностям. В данное время идентичность, связанная с ценностями, потеряла связь с национальной и гражданской идентичностью. По мнению Кипшидзе, компромисс между теми, кто считает семьей союз мужчины и женщины и теми, кто допускает любые сочетания вариантов, невозможен. Современная тенденция расширяет рамки для определения совпадающих идентичностей. Например, есть несколько американских семей, решивших переехать в Россию не потому что им нравится наша экономика или политика, а именно потому что они не в состоянии защитить своих детей от пропаганды альтернативных гендерных ценностей, точнее, квази-ценностей. Принимая такое решение, она идентифицируют себя не только с Российской Федерацией, а с традиционной системой семейных ценностей, что является важным фактором международных, меж-цивилизационных отношений. Причем этот процесс не имеет возрастных рамок.

Валентина Дмитриевна Лаза, профессор, член экспертного совета, доктор философских наук Кафедры мировой культуры Института гуманитарных и прикладных наук МГЛУ, заострила внимание на важности роли образования для привития детям традиционных ценностей. Она так же отметила, что если православное религиозное образование устояло в советское время, то Исламу в этом плане не повезло. Сформировались различные противоречивые течения, их столкновения приводят к деформации. В 2002 году было принято развивать исламское образование в России, и на сегодняшний день в программе государственной поддержки участвуют семь исламских вузов и восемь государственных. При этом в Минюсте зарегистрировано 76 исламских учебных заведений.
Главной проблемой Лаза назвала кадровый голод и необходимость приглашать преподавателей из-за рубежа. Например, основной преподавательский состав Булгарской исламской академии - из Иордании, Египта и др. стран, и преподают они на арабском языке. А это уже иная культурная и религиозная традиция, от учителя к ученику переходят не только академические знания, но и многие аспекты мировоззрения, которое формировалось в другом государстве. Восприятие себя частью российской мусульманской уммы требует передачи навыка формирования дружественных отношений, культурных ценностей, присущих именно нам как многонациональной стране. Да, Коран написан на арабском, но при преподавании коранических дисциплин важно обращать внимание на контекстное толкование, соответствующее российской идентичности и культурному пространству. Поэтому целесообразно организовать мобильные кафедры для обучения собственных кадров.

Хуртаев Кантемир Исхакович, председатель общероссийского общественного движения «Всероссийский межнациональный союз молодежи» и Андрей Борисович Ефимов, доктор физико-математических наук и руководитель кафедры миссиологии ПСТГУ, поделились результатами анкетирования и других исследований, которые были проведены в последнее время среди населения разных возрастов, особенно, среди молодого поколения. Анализ диагностики состояния молодежи Республики Татарстан,  Астраханской и Ярославской областей, Московского региона в вопросах идентичности вызвал тревогу и обеспокоенность. Мало того, что большее колиство респондентов живут в неполных семьях, напрашивается неутешительный вывод: русская семья не умеет воспитывать своих детей. Эта проблема требует большого внимания. Раньше, по мнению аналитиков, ценности формировало именно русское население. Утешительным результатом исследований стало то, что по опросам выяснилось, что межнациональной и межрелигиозной проблемы нет. Тем не менее, оказалось, что у русских детей нет ни патриотизма, ни гордости за свою страну. Нет стремления изучать русскую культуру, среди молодежи царствует нигилизм, у большинства отсутствует культура отношения к старшим, учителям, к труду, к защите государства. Оказалось, что российская школа воспитанием этих качеств не занимается. Как итог, воспитания нет ни в школе, ни в семье. Вывод организаторов исследования: молодежь находится в кризисном состоянии, и это чревато разрушением нашей страны в будущем. Более 40% школьников не считают Россию своей родиной, своей страной, понятно, что у нерусских граждан этот процент еще больше, наблюдается этническая индифферентность ко всему, что является гордостью нашего народа. При этом у верующих русских людей ситуация намного лучше. Таким образом, идентичность не может быть сформирована вне системы ценностей.

Агапова Елена Александровна, заместитель председателя императорского православного палестинского общества, отметила слабое участие молодежи в духовной жизни и необходимость привлечения представителей молодежи к дискуссиям на важные государственные темы. Она поддержала идею муфтия духовного собрания мусульман  России Альбира хазрата Крганова о создании молодежного совета при межрелигиозном совете России.
Иеромонах отец Григорий уточнил, что в данный момент, по благословению Патриарха создан молодежный дискуссионный клуб из двух компонентов: молодежный отдел Московской городской епархии и молодежный совет Духовного управления мусульман  России. Эта площадка уже есть и действует, и если создавать новую структуру, то было бы правильно их конструктивно совместить.

Мчедлова Мария Мирановна, руководитель центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН, заведующая кафедрой сравнительной политологии РУДН, доктор политических наук, член РАРС, отметила, что с 2014 года увеличивается лояльность государству со стороны именно верующих людей. Она подчеркнула, что большинство проблем, обозначенных на данном заседании и с которыми наша страна столкнулась в этом веке связаны с образованием. Образование в нашей стране было уничтожено, потому что был сделан переход из категории общественного блага в сферу образовательных услуг. Советское же образование было общественным благом. Что касается исламского образования, то в Болгуре, например, преподает шейх Зейтун – арабо-центрированный человек, противопоставляющий арабский мир остальному. Несколько лет назад молодежь выделяла лидером мнений доктора Рошаля, в недавнем времени Папу Римского Франциска, а сейчас никого.

Остроту дискуссии добавило выступление Романа Анатольевича Силантьева, руководителя Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, зав.лабораторией деструктологии МГЛУ. В противовес предыдущим спикерам он сказал, что сегодняшняя молодежь намного лучше советской. В качестве доводов были приведены странные увлечения, молодежная преступность, молодежь тяготела на запад, советскую власть воспринимали «как движение любителей плоской Земли». Что касается идеологии и патриотизма, то можно посмотреть, сколько самолетов на восток и запад  угнали специально обученные люди, советские летчики, и сколько у американцев, у нас получился целый авиаполк. А в 1991 году никто особо не побжал защищать советскую власть.  По мнению Силантьева, в советской школе ничего заимствовать не надо, сегодняшнее образование гораздо лучше и продолжает оптимизироваться. С чего мы взяли, что школа должна воспитывать? Конечно, когда появилось много неполных семей и мать постоянно пропадала на работе, ребенок воспитывался на улице и в школе. У нормальных людей и тогда, и сейчас, воспитание происходит в семьях, а школа дает знания. «Лучше никакого воспитания не иметь, чем иметь советское» -  заметил Силантьев. «Сейчас слушают Бузову и Моргенштерна, раньше Пугачеву слушали, а чем она лучше Бузовой, я большой разницы не вижу». Конкурс в военные вузы и стремление работать в росгвардии является хорошим знаком того, что у нас прекрасно мотивированные вооруженные силы. Раньше давали взятки, чтобы в армию не идти, а сейчас дают взятки, чтобы служить, как, например, в Дагестане.
Происходящее в Америке считается либеральной повесткой, а это левацкая повестка, которую мы переживали несколько десятилетий назад. В молодой советской республике не только аборты разрешили, но и гомосексуализм легализовали, массово пропагандировалась идея промискуитета. Также и синдром отмены появился именно у нас: сегодня Сталин великий вождь, а завтра мы его выкидываем из Мавзолея, все переименовываем обратно, памятники сносим. Очень похоже на происходящее в Америке. Наркомами НКВД при Сталине были гомосексуалист и педофил, в чем они сами признались, а советский суд подтвердил. Все ли было хорошо, стоит ли туда возвращаться? Эта левацкая повестка благополучно перешла на Запад, и мы видим, что там происходит. Идея раскулачить богатых и раздать все будным, одним народам извиняться перед другими – у нас русские перед всеми извинялись. Потом стали репрессировать и переселять другие народы.

Проблема нашей сегодняшней гражданской идентичности в том, что советский период плохо вылезает в стройную систему Российской Федерации, нам практически нечего заимствовать из советского периода, но и выкинуть мы его не можем, пока живы люди, там жившие и обучавшиеся. И эта проблема неразрешима, поэтому никакой единой идеологии у нас быть не может, у нас улицы названы именами террористов, убивших огромное количество людей под знаменем мировой революции.
Сейчас у нас первый период, когда нет идолопоклонства перед западом, в том числе и у молодежи. Неприятным будущим для нашей молодежи могут стать вот эти новые марксисты и террористы не религиозного характера. В заключении своей речи, спикер подчеркнул, что субкультура Колумбайна, которая на данный момент наиболее опасна для нашей безопасности, тоже не религиозная, и с ней надо что-то делать.

В круглом столе участвовал ректор Заокского адвентистского университета Протасевич Борис Геннадьевич. Как представитель протестантов России он отметил, что тема воспитания патриотизма стала одной из наиболее сложных и непопулярных, особенно среди молодежи. Что такое патриотиз, что должно быть положено в основу патриотизма: любовь к родине и своему народу или национальная и религиозная принадлежность? Раньше протестанты воспринимались как пережиток запада. На примере опыта своего учебного заведения Протасевич предложил позицию, которая может примирить многие вещи, как в сознании самих протестантов, так и в сознании общества. Прежде всего, следует говорить о многообразии проявлений патриотизма, субъектами которого являются люди и образуемые ими группы. Каждая социальная (религиозная) группа привносит свои специфические представления и оттенки в содержание патриотизма. Патриотизм это единство двух составляющих – национального и интернационального. Для протестанта патриотизм – это не абстрактное понятие, это любовь к соотечественнику, который нуждается в конкретной помощи и оказание этой помощи. Это, прежде всего, акцент на волонтерской деятельности, как экологической - как любовь к своей родине, так и реальная помощь людям. В православии патриотизма вне Христа не имеет смысла и опасен,  не имеет перспектив и носит условный характер, т.к. если патриотизм не подчинен высшему чувству любви к Богу, он неизбежно превратится в греховную страсть.

Кашаф Шамиль Равильевич, научный сотрудник Института Востоковедения РАН, член общественного совета ФСИН России считает, что важные светские образовательные институты остались за бортом духовного образования. Если раньше министерство образования при разработке образовательных программ приглашались и представители светской науки, и исламские духовные деятели. После того, как государство пошло навстречу исламским институтам и практически вывело объем финансирования, и предполагалось, что светские вузов будут получать если не государственный образовательный заказ, то как минимум, социальный. Почему их не интересует, что как можно сделать, чтобы усилить их образовательную базу? Никто из, например, давно работающих исламских образовательных учреждений за два года не обратился в наши институты за консультацией. Сейчас как никогда важно создать кластер из исламских вузов, медресе и светских институтов, это было базовой площадкой для подготовки собственных кадров для образовательных и религиозных учреждений в России. В 2013 году называла  и возрождения престижа духовных учреждений. Получается, что высококвалифицированные институты оказались на периферии исламского образования, не являются консультантами и научными руководителями ни у одного магистранта или докторанта Болгарской исламской академии или других исламских вузов. О качестве их выпускников можно судить по их выступлениям за последние год-полтора в прессе Татарстана. Наши исламские лидеры должны стать лидерами мнений для исламской молодежи, стать для них авторитетами.

Багдалов Марат Мунирович, председатель МРОМ «Наследие Ислама» Духовного собрания мусульман России, определил сегодняшнее состояние отношений России и Запада как ментальную войну. Цель этой войны, чтобы общество деградировало и сокращалось до управляемой биомассы, забыло свои традиции и ценности, устои и нормы. Это война за изменение мировоззрение, носит поколенческий характер, ее последствия не на поверхности, проявляются через поколение. Например, сегодняшних пенсионеров не пугает, что их внуков растят бесполыми существами, а вед эти пенсионеры в 60-70-х годах активно участвовали в движении хиппи с наркотиками и беспорядочными половыми связями, называя это свободной любовью. Людей отучают от критического мнения, лишая здорового самосознания. Мода, тренды и смешение понятий погружают общество в хаос, белое становится черным, а черное белым. Стирается понятие морали, скромность и благородство называют глупостью, все понятия переворачиваются с ног на голову. Марат хазрат задал вопросы, на которые никто не дает ответы: почему нам транслируют извращения, почему лицом экономического форума становится придурковатый мальчик, которого назвали «женщиной года», почему это не критикуется? Похоже, мы проигрываем эту войну. Нас травят дьявольским оружием, которое называется аморальностью и безнравственностью. Разве не наши деды являются нам примером защиты интересов своего народа?  Ничто так не объединяло нас как общий враг, в войну воевали наши предки все вместе. Сегодня, по мнению хазрата, гражданскую идентичность можно сформировать только через осознание необходимости противостояния этой войне. В жилах нашего народа есть дух непринятия чужой воли и  чуждого влияния, важно разбудить наш народ от плена страстей, в который уже частично  попало наше общество. Первостепенную роль в сложном процессе противостояния ментальной войне должны играть именно религиозные организации.

Кормухин Андрей Борисович, руководитель общественного движения «Сорок сороков», сделал небольшой экскурс в историю Он напомнил, что современные воротилы с Уол-стрит – это потомки новой элиты, которая образовалась в 19 веке и была создана на ограблении колоний и на освоении новых земель. Для них не существовало понятия национальное государство, которое зиждется на вере, семейных ценностях. Их главное понятие – новый мировой порядок, считали себя новыми хозяевами мира, обладателями новых богатств. Сегодня столкнулись две идеологии: одна основана на культурных и семейных ценностях, и вторая не привязана ни к национальности, ни к вере, ни к семье. Поэтому их первый удар – по национальной идентичности и безопасности, семье, вере. У нас в начале 20 века для своих целей они избрали пролетариат, оторванный от семьи, веры и духовных ценностей, им было легко навязать, что они хозяева мира. На сегодня все изменилось, вместо «пролетарии всех стран, объединяйтесь!» мы видим «ЛГБТ всех стран, объединяйтесь!», устанавливается новые ЛГБТ рейх. Правительство глобалистов, завоевывая национальные государства, как первый маркер насаждают гей-парады и лоббирование законов о признании однополых браков.
Нашей стране важно понимать, что пассионарность русского народа уничтожалось с момента прихода к власти большевиков. Семья потеряла мощную воспитательную роль. Вся система образования, культуры и информационное пространство запада давно воспитывает потребителей, а не защитников семьи и отечества. Все это касается и России.  Прежде, чем говорить о идентичности молодежи, надо определиться с идентичностью взрослого населения

Все перечисленные вызовы требуют незамедлительного серьезного анализа и, по возможности, ответа. Вот несколько тезисов.
Утверждая определенные подходы к формированию нашей гражданской идентичности здесь в России, мы, учитывая иформационное общество, мы открываем территорию для объединения людей, которые выбирают схожее мировоззрение.
На сегодняшний день необходимо взаимодействие и сотрудничество в более активной фазе двух опорных традиционных религий, чтобы стать лидерами мнений для молодежи. В наших условиях необходимо внедрение курса, направленного на формирование гражданской идентичности, найти консолидирующие, объединяющие механизмы.
Поддерживать молодежные проекты, и особенно те, которые направлены на формирование идентичности.
Возродить народную дипломатию, налаживать межрелигиозные и межнациональные связи на уровне больших историй о военных подвигах итому подобного.
Проверить современные учебники на наличие пропаганды шаманизма и колдовства.
Говорить в СМИ и в школе о духовной чистоте на языке, понятном молодежи.
Разработать такую стратегию взаимодействия, в которой будут с равной степенью уважения учтены важные идеологические принципы различных религиозных конфессий, культур и историивсех народов и национальностей.
Наше культурное пространство формировалось много столетий и является миром-посредником, в котором и возможен диалог. Мы живем в уникальной модели межкультурного и межконфессионального сосуществования, надо искать механизмы ее развития и усиления.

Как сказал один из участников круглого стола: самым важным вопросом должен стать не «Гордитесь ли своей страной?», а «Счастливы ли вы жить в России?», потому что в основе счастья лежат те важные принципы, которые транслируются через наши духовные ценности.