От стада к обществу очищенное от полемики и дорабо

Сергей Алексеевич Бобров
Любые новые субстанции (материальные объекты) могут возникать только в результате столкновений (объединения) субстанций их образующих, если в результате этого формируется устойчивое в данной окружающей среде соединение. В результате же гибели, субстанции распадаются на их составляющие, субстанции уже существовавшие в их составе. А зарождаются новые субстанции всегда во вполне определённой среде, в среде более крупной субстанции и, соответственно, под действием её законов функционирования. В дальнейшем вновь образовавшиеся субстанции могут развиваться в направлении повышения своей устойчивости в условиях окружающей среды, непрерывно совершенствуя и усложняя свою структуру (природе вообще присуща тенденция к усложнению), либо гибнуть (разлагаться на более мелкие). Но если мы хотим понять природу, сущность развивающейся субстанции, то необходимо понять, что вообще привело к её возникновению, из чего и каким образом она возникла, поскольку возникает она в среде более крупной субстанции и, соответственно, в рамках всех действующих в её среде законов, включая и законы её функционирования. И человек, и общество здесь не могут быть исключениями.
С позиции материализма, человек является продуктом эволюционного развития определённой ветви высокоразвитых животных. Но человек всегда существовал и существует только как существо общественное. При этом, вопрос, что первично, кто кого породил, человек общество или наоборот, пожалуй, похож на вопрос о первичности яйца или курицы, т.е. становление и того, и другого, безусловно, происходило одновременно в процессе эволюции конкретного организма. Но если становление человека и общества происходило одновременно, то встаёт вопрос об общем и частном, поскольку общее является средой обитания частностей, подстраивание под условия которой и определяет направленность их развития. И в данном случае общество, безусловно, является общим по отношению к человеку, как его составляющей (частности). Поэтому, стоит присмотреться к тому как возникло это общее (общество). А если общество и человек зарождались одновременно, то общество не могло возникнуть путём объединения людей, поскольку пока не было его, не было и людей. Остаётся только один возможный вариант - общество представляет собой только определённый этап развития ранее уже существовавшей субстанции и такой субстанцией может быть только стадо (или нечто подобное) определённого вида высокоразвитых животных. А вот само стадо образовывалось уже именно как новая субстанция, непосредственно объединением отдельных животных, как элементов (частностей той среды) в которой стадо и образовывалось. И сформировалось стадо (безотносительно механизма формирования), как новая субстанция, именно потому, что оно в целом оказалось более приспособлено к существованию в данной окружающей среде, чем совокупность такого же количества особей, но живущих по отдельности.
Зоопсихологи утверждают, что наиболее развитыми, как правило, оказываются те животные, которые склонны к существованию в сообществах, и чем более сложна и активна их социальная жизнь, тем более мощным интеллектуальным потенциалом они обладают. Обитая во вполне конкретных природных условиях, условиях окружающей их среды, подстраиваясь под эти условия, стадо развивает коммуникацию между составляющими его особями.
Слово, это звук или жест имеющий вполне определённое значение. Речь состоит из слов, которые могут обозначаться звуками или жестами (например, у глухонемых). И такая речь присуща не только сообществу людей. А мышление возникает тогда, когда у животного нет готового (на основе инстинктов, рефлексов) решения по выходу из сложившейся ситуации. Мышление имеют и не стадные животные (живущие автономно), но речь, которой, как уже доказано, обладают не только люди, но и многие животные, принципиально может иметь место только при обмене информацией, т.е. между отдельными особями, а потому и развивается лучше у стадных животных (речь – акт двусторонний). Именно стадо, как среда обитания отдельных особей более эффективно обеспечивает такие условия. Речь, не являясь основой возникновения мышления, но создаёт условия для его более интенсивного развития. Таким образом, стадные животные развиваются динамичнее, а уровень развития отдельных приматов, по некоторым исследованиям, может достигать уровня трёхлетнего ребёнка.
Становясь самостоятельной субстанцией, стадо уже в целом начинает подстраиваться под условия окружающей среды и формировать среду обитания (стадного) для особей его составляющих. Таким образом, образование стада есть этап качественного изменения в развитии конкретного вида животных. В дальнейшем, животные развиваются уже в среде стада, как частное в общем, а сформированные инстинкты выживания вида, формируют и приоритет интересов стада над интересами конкретных особей.
Чем больше проблем животного решаются коллективно (стадом), тем больше его зависимость от стада, тем обширнее его общение с остальными членами стада, тем более развитыми становится язык общения, способствующий и развитию мышления. Стадо становится во всё большей и большей степени средой обитания животного (частью среды его обитания в целом). Стадо становится неким целым со своими внутренними законами, в рамках которого только и может существовать данный вид животных, подчиняясь законам стада. Таким образом, объединение животных в стадо, вызванное природно-историческими условиями (включая и физиологические особенности особей), по своей сути, есть начало формирования в мире (среде) живых организмов (животных) новой, самостоятельно развивающейся субстанции, как некого целого, частями которого становятся особи данного стада. Организация животных в стада являлось новой формой их приспособления к условиям окружающей среды, способом более полного удовлетворения своих потребностей. Но подчинение законам стада и более тесное и постоянное общение особей стада создают и более благоприятные условия для развития мышления, что в конечном счёте и привело к созданию орудий труда, а затем и созданию орудиями труда орудий труда. Создать орудия труда можно просто превратив в него природный объект, используя как орудия труда, например, палку или камень (это могут и некоторые животные). Но начало создания орудиями труда новых орудий труда, это уже начало развития производительных сил общества, т.е. это уже качественно совершенно иной этап развития сообщества живых организмов, этап превращения этого сообщества из стада в общество, а особей, его составляющих из животных в человека. Создание орудиями труда новых орудий труда стало очередной, принципиально новой формой, приспособления живых организмов к условиям окружающей среды, одновременно создав и условия для ускоренного развития мышления (интеллекта) в процессе их создания и использования.
Таким образом, стадо постепенно превращалось в общество, превращая особей, его составляющих (как его частностей) из животных в людей. И как целое развивалось именно стадо, поскольку вне условий стада, без тех возможностей, которое оно обеспечивает своим членам, способности к созданию орудий труда сформироваться у них принципиально не могло бы. Начало создания орудий труда орудиями труда, это объективный процесс развития стада, этап его качественного преобразования (переход количества в качество). Животное не изменяет окружающей среды, существует в том, что есть. Животное само меняется, подстраиваясь всем своим организмом под условия окружающей среды. Стадо тоже только подстраивается под внешний мир совершенствуя свою внутреннюю организацию. Но научившись орудиями труда создавать новые орудия труда и, таким образом, начиная не только физиологически, и организационной структурой стада, подстраиваться под внешний мир, но и внешний мир подстраивать под себя, стадо превращается в общество, а животное в человека. Этот качественный скачок (переход количества в качество в процессе развития стада), переход от стада к обществу, созданием и расширением практики использования создаваемых орудий труда, порождает и новые потребности в развитии мышления и речи. При этом, использование орудий труда, по результату их использования, изначально становится общественным. До изобретения орудий труда стадо располагало только своими членами и формой организации. После начала создания орудий труда орудиями труда оно стало располагать ещё и ими. Таким образом, можно констатировать, что общество без орудий труда, это ещё не общество, это стадо.
Чем более развитым становилось общество, тем в большей мере его члены (люди) удовлетворяли свои потребности через него, а не напрямую используя дары природы. То есть, общество, как целое, всё больше и больше становилось для его членов основной средой обитания, в которой они как организмы (как открытые термодинамические системы) осуществляют необходимый им обмен энергией и материей. Члены общества всё больше и больше необходимого для их существования начинают получать не напрямую от природы, а опосредованно обществом (как части любого живого организма от организма в целом). И получают они это путём использования обществом создаваемых им ими орудий труда. Лишение общества орудий труда его тут же превратит снова в стадо.
Не существует общества без орудий труда, их наличие, собственно, и отличает общество от стада. Но до сих пор почему-то принято считать обществом только сообщество людей, а всё ими созданное только некой искусственной природой. Если же исходить из принципа субстанциональности природы, то общество, это самостоятельная саморазвивающаяся субстанция и как таковая, она не может состоять только из людей, поскольку степень её развития определяется именно развитием её производительных сил (влекущих за собой всё остальное). То есть, общество, это не только люди, это единый организм, включающий все составляющие необходимые для его жизнедеятельности, т.е. включая и всё созданное людьми за всё время его существования. Только рассматривая общество как единый организм, как саморазвивающуюся субстанцию, обладающую всеми необходимыми элементами для своего функционирования и развития, можно понять и его суть, и место человека в нём. Даже самого человека, из новорождённого ребёнка, как животного, создаёт (рождает) именно общество, как клеточку своего организма всей совокупностью своих составляющих, окружающих его (его бытием) в процессе становления его человеком.
Чтобы осмысленно воздействовать на процесс развития любого организма, необходимо знать этот организм в целом, понимать принципы (законы) его функционирования, как некого целого. Любая саморазвивающаяся субстанция (организм, открытая термодинамическая система) развивается на основе противоречия между своими потребностями и возможностями их удовлетворения, путём подстраивания своего внутреннего содержания под условия окружающей среды с целью обеспечения возможности более полного удовлетворения своих потребностей, и общество в этом не исключение. Общество существовало и развивалось, как минимум сотни тысяч лет без всяких попыток человека управлять процессом его развития. Если же мы хотим воздействовать на процессы, происходящие в обществе, направляя их по тому или иному пути, исходя из наших интересов, то мы должны и понять общество в целом, как систему, как цельный саморазвивающийся организм, понять возможности и пределы управления этими процессами, поскольку только так можно рассчитывать на результат близкий к желаемому.