Каббала для начинающих

Гарри Цыганов
Последний раз мы с Гришей виделись… господи, когда же?.. или поздней осенью, или ранней весной. Кажется, в феврале... В общем, последний раз мы с ним напились, посетив публичное выступление Михаэля Лайтмана на тему: “Каббала. Тайное Учение”. Поверьте, ничего нелепее, чем публичное шоу на тему тайного учения, трудно себе представить.

Началось с того, что в какой-то ночной программе Дмитрий Дибров со своей вечной блудливой улыбочкой поведал:

-Известно, что каббала является тайным учением. Именно её закрытость и послужила поводом для возникновения множества легенд… – Дима честно отрабатывал свой хлеб, рассказав об уникальном учении и представив телезрителям еврейского гуру в белой бороде и чёрной тюбетейке на затылке. Веским аргументом в пользу каббалы стало то, что сама Мадонна активный приверженец этого учения. В заключении Дима сказал:

-Лайтман является крупнейшим практикующим каббалистом нашего времени. Такого-то числа господин Лайтман выступает во Дворце Молодежи. Он раскроет вам тайну самого закрытого учения во все времена! Вход – бесплатный.

Ага, – думаю, – сеанс Чёрной магии, с последующим разоблачением…

Позвонил Грише.

-Кто? Дибров? Этот хрен мамин тебе расскажет… Цыганов, с тобой вечно в какую-нибудь передрягу попадёшь.

Однако пойти согласился.

Очередь на практикующего каббалиста была, как в мавзолей к каббалисту, уже закончившему свою практику. Обожает наш народ халяву. Ему что райские кущи, что преисподняя, один чёрт – лишь бы денег не платить.

Когда пробились через кордоны охранников и ментов, первым делом зашли в буфет. По пути я купил книжку “Каббала для начинающих. Тайное учение”. (Если учение каббала рассматривать так, как её понял в своё время народ, а именно как кабалу, то все эти пропагандистские книжечки и публичные шоу носят двусмысленный характер).

-На хрена она тебе?

-Ты ничего не понимаешь. Мне интересны евреи как природное явление. Их, с одной стороны, ирреальность, с другой – проникновенность во все сферы человеческой деятельности. Вот нет вроде никого, а проблемы возникают. Я про них когда-нибудь роман напишу. Очень мне интересно понять, есть ли они на самом деле, или это потустороннее явление… тела есть, но тела как бы астральные.

-Ну-ну…

Взяли выпить: я – пива, Гриша – коньяку.

Гриша выпил, стал читать стихи. Обстановка располагала к задушевной беседе и лирике – в буфете никого. Однако я заёрзал.

-Пропустим самое интересное… (Вот она – притягательность кабалы!)

…Огромный зал был набит до отказа. Охрана уже никого не пускала. Кто-то из охранников сказал, что ещё есть места на балконе. Поднялись на второй этаж.

Там пожилая женщина-контролер преградила нам путь: “Мест нет”. Она с грустью посмотрела на нас.

-Господи, мальчики, вам-то, зачем это нужно?

-Мы журналисты-уфологи, – соврал я, – ведём расследование о влиянии потусторонних явлений на русскую культуру.

Она по достоинству оценила мой бойкий ответ, а также невероятный Гришин прикид – на нём были надеты широченные оранжевые штаны из искусственной замши.

-Хорошо, вон там, на самом верху есть несколько мест.

Нам достались самые “выгодные” в плане обзора места. Мы, как двуглавый орёл, взлетели на вершину скалы и принялись гордо осматривать человеческое море под нами…

На сцену вышел практикующий каббалист. Он казался махоньким муравьём с высоты наших мест. Гриша по своему обыкновению стал зарисовывать происходящее. Я уткнулся носом в купленную книгу.

Когда я посмотрел на Гришино творчество, – невольно хмыкнул. Гриша старательно изобразил всё: людское море – напряжённые затылки, уходящие в перспективу, сцену и… крохотную фигурку оратора. Он точно “схватил” позу главного каббалиста, в бороде и чёрной шапочке на темени. Я же “озвучил” рисунок, прочитав первое, что привлекло внимание в книжке:

-Условия разглашения тайны каббалы. Существуют три причины сокрытия каббалы: “Нет необходимости”; “Невозможно”; “Личная тайна Создателя”. Гриша, ё моё! этот прыщ разглашает личную тайну Создателя!..

Гриша затрясся в беззвучном рыдании. Потом всхлипнул и зашёлся уже в таком безудержном смехе, что я не в силах был сопротивляться, – захохотал во всю мощь своих прокуренных легких.

…из зала мы выскочили, как ошпаренные.

-В буфет! – Гриша, всё ещё давясь смехом, двинул в буфет. Настрой у него был решительный.
“Не кончится это добром”, – подумал я, следуя за оранжевыми штанами как за знаменем.

Надо сказать, несмотря на свою видимую нелепость – этакий очкарик Паганель в оранжевых штанах, – Гриша был человеком со вкусом. Я имею в виду вкус в самом глубоком его понимании. Он разбирался в живописи, литературе, музыке, философии; знал и понимал людей. Он удивительно точно оценивал человеческие слабости. При этом был романтиком и обладал великим даром прощения. И ещё. Сквозь его бессвязное бормотание можно было расслышать удивительно трезвые вещи.
Он был на редкость образованным человеком энциклопедических знаний, знал несколько языков. Учил хинди. Из рабочей семьи (мать всю жизнь проработала на кирпичном заводе, и воспитала его одна) он с легкостью покорил столицу: с первого раза поступил и с блеском окончил МГИМО. Не имея связей, дипломатом не стал. Работал журналистом, дизайнером. Поступил во ВГИК, на режиссерский факультет.
Всё, за что бы он ни брался, – делал талантливо, умно и виртуозно легко.

Второй акт нашего “дикого русского пьянства” проходил в кабачке “Китайский летчик Джао Да”. В буфете после ста пятидесяти коньяка Гриша завёлся.

-Цыганов, я же тебя так ни разу и не угостил…

-Ну, да?..

Гриша был на редкость щедрым человеком. Поэтому постоянно норовил прикупить мне пива. Гриша, несмотря на наличие жены и двух детей, был порою при деньгах. Поэтому считал своим долгом поддерживать “одинокого нищего художника”. Я тогда, борясь со своими безобразными запоями, перешёл исключительно на щадящий напиток.

-Нет, я тебя по-настоящему так ни разу и не угостил.

По-настоящему у Гриши вышло так: не фильтрованное тёмное пиво рекой, прокуренный полуподвал кабака, сумасшедшая джаз-банда. После гремучей смеси коньяка с не фильтрованным пивом Гришу потянуло на женский пол.

-Хочу с твоей Алёнкой познакомиться. Не возражаешь?

Алёнка – проститутка. В результате нашей долгой дружбы работала со мной за полцены.

-Гриша, тут столько свободных баб… а с тебя она сдерёт по полной программе. Да ещё за такси заплатишь.

-Не важно! – пытаясь перекричать джаз-банду, поведал мне Гриша свою “сокровенную мечту”.
 
– Я хочу с ней просто так в кабаке посидеть.

Закончилось тем, что у Гришиного мобильника сели батарейки. Только маму Таню растревожили. Она так обрадовалась ночным клиентам. То есть, договориться, договорились, а адреса сказать не успели.

Вечер завершился глубокой ночью.

На следующий день, выехав на встречную полосу на, повороте к Рублевке, в меня воткнулся молодой балбес на “шестерке”. Сначала он перепугался, но, увидев мою помятую рожу, – затаился в надежде.

Надежда оказалась призрачной – гаишник “развел” нас обоих, поочередно беседуя в своей машине. За аварию малый мне заплатил, но гораздо меньшую сумму. То есть мент сначала “поимел” с моей помятой физиономии, пригрозив проверкой на наличие алкоголя в крови, потом – с малого, чтобы оценить ущерб по минимуму.

Короче, предчувствие меня не обмануло: разглашение тайного учения добром не закончилось.



Отрывок из романа «У Христа за пазухой»