Государство и маленькие люди

Лилия Гадель
Времена нынче сложные, рожают люди мало, хотя государство и всячески мотивирует, в силу своих возможностей, так сказать. Многодетным мамам полагаются определенные льготы и ежемесячные выплаты, большими деньгами это и с натяжкой назвать нельзя, но все-таки они дают шанс как-то выживать. Совсем недавно, 21 апреля, Президент России Владимир Путин ввел новые пособия на детей и строго велел их выплачивать. Буквально сейчас объявили, что Правительство РФ направит 46,6 млрд рублей на новые пособия для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности, и для родителей, в одиночку воспитывающих детей в возрасте от 8 до 17 лет.
Я пишу эту статью, чтобы задать всего лишь один вопрос, но без предыстории он не имеет смысла. Стараюсь быть беспристрастной, делюсь известными мне фактами так, как они были изложены героиней этого рассказа.

В нашей стране немного семей, у которых более пяти детей, а уж тех, кто воспитывает десятерых, и подавно. Я говорю сейчас о своих, кровных детях, хотя это не имеет значения, дети, в любом случае, это маленькие люди, которым до опеределенного возраста не выжить без помощи больших, взрослых людей.
В Набережных Челнах живет мать-одиночка Орлова Виктория Викторовна, у нее десять детей, восемь из них несовершеннолетние, младшему сыну 42-летней женщины 2,4 года. До недавнего времени, по словам матери семейства, вся семья ютилась в 19-метровой комнате общежития, и только благодаря стараниям и хождениям по инстанциям фонда «Радуга Добра» Виктории подарили нормальное жилье: две квартиры на одной площадке, 3-х и 4-х комнатную. В январе этого года семья получила заветные ключи, и теперь есть место для сна, учебы и творчества детей, есть место для нормальной жизни и развития.
Виктория не работает уже 11 лет, и причины объяснять не нужно, полноценной семьи у женщины не было, заботы о детях были полностью на ней. В прошлом она была поваром. До января 2021 года мать-одиночка получала все полагающиеся ей пособия, и общая сумма составляла около тридцати тысяч рублей. За последнюю девочку Виктории был выплачен материнский капитал, на него была куплена комната, а затем продана, чтобы выплатить многолетнюю задолженность по квартплате за муниципальную комнату в общежитии.

После того как государство подарило многодетной семье жилье, Викторию стали постепенно отключать от всех социальных выплат. С января этого года многодетная мать получала от 20 до 31000 рублей, сумма постепенно уменьшаясь. На данный момент семейство известили, что ему отказано во всех выплатах, кроме выплаты по многодетности (5000 рублей), а так же на одного ребенка от 3-х до 7 лет остается пособие около 5000 рублей, но это только до сентября. У Виктории трое детей в возрасте от трех до семи, и выплата на двоих из них не продлена (оказывается пособия оформляются на один год, а по истечении срока их надо продливать). Буквально на днях пришло извещение, что ей отказано в субсидиях на услуги ЖКХ.
Сейчас полученное Викторией жилье по всем статьям вписано как доход, и семья больше не считается малообеспеченной. Виктория обошла все возможные инстанции и кабинеты  доступных ей уровней, но ей везде было отказано, и ее просили не приходить как минимум до апреля 2022 года.

Вместо государственной помощи матери предлагают пойти работать, продать одну квартиру, сдать муниципальную комнату, придумать что-нибудь. Работать она не отказывается, и сможет претендовать на вакансию кухонного работника, когда младший сын будет устроен в детсад. Зарплата на подобных вакансиях в Набережных Челнах 12-15 000 рублей. Квартплата за 4х-комнатную квартиру, где проживает мать семейства и 8 детей, составляет восемь с лишним тысяч, сейчас уже накопилось 19000 долга, т.к. выбирая между едой для детей и оплатой коммунальных услуг, выбор матери очевиден. Старшим детям 23 (дочь) и 25 (сын). Старшая дочь со своими детьми живет в «трешке» и оплачивает все расходы сама, зарплата сына 25000 рублей. У семьи есть крыша над головой, но такие расходы как еда, одежда, образование и, не дай Бог, кружки, как бы, видимо, не существуют.
Предвижу вопросы. Сын, конечно, по возможности, помогает матери финансово, но он не бизнесмен, совсем молодой парень, и сам еще не встал на ноги. Есть мужчина, который тоже не олигарх, и периодические две-три тысячи быстро улетучиваются на еду. Рожать Виктория больше не хочет, наверняка, и этот вопрос многим интересен.
Предвижу и стандартные комментарии: «чем думала, когда рожала; предохраняться не пробовала?, отец/отцы пусть помогают; спасение утопающих (дальше сами знаете); работать надо, а не на государство надеяться, сама рожала – сама корми», ну, и в том же духе.

Это лирика, дамы и господа, нет смысла терзать героиню истории, бестолковыми эмоциями проблему не решить. И, на минуточку, она одна увеличила население нашей страны на 10 здоровых, полноценных человек, как бы пафосно это ни звучало.  Я делюсь этой историей, потому что мне непонятно, что происходит.
Есть проблема: предварительно, как минимум год семь несовершеннолетних детей не получат от государства никаких денег. Матери отказано во всех соответствующих организациях. Им надо есть, пить, одеваться, учиться в школе, ездить в транспорте. У них есть просторное жилье, но жить в нем не на что. В июле Виктория получит 10000 рублей. На семью из девяти человек. Семью, в которой здоровая мать родила здоровых детей.

У меня лично один вопрос: государство подарило квартиры, чтобы маленькие люди там жили и выросли в нормальных взрослых граждан своей страны, или чтобы они там умерли с голоду? Т.е., по большому счету, государство хочет участвовать в жизни или смерти этих детей? Да, конечно, вопрос на эмоциях. И да, скорее всего, лицом государства в данном случае стали местные чиновники, а до федеральных Виктория не имеет возможности достучаться. Моя задача понять, как действовать семьям, попавшим в такую ситуацию? Это не первая такая история, которую я услышала с тех пор, как стала психологом-волонтером.
Приглашаю юристов, адвокатов, журналистов, ТВ и другие СМИ, ювенальные институты к разговору. Где прописано, что детей отлучают от социальных выплат, если у них появляются нормальные жилищные условия? Что говорит закон, если он есть для таких случаев?

Кстати, в Набережных Челнах есть еще одна семья, оказавшаяся в подобной ситуации: в семье воспитываются приемные дети, им тоже дали жилье и отказали в детских пособиях. Обе женщины готовы к разговору на любом уровне, все документы, письма, обращения и ответы на них имеются в наличии. Женщины близки к отчаянию, и, согласитесь, их можно понять.