Баба Яга. Зарисовка

Лидия Львовна Васильева
Маленькая, худенькая, с хитроватым прищуром небольших глаз, она сразу напомнила мне сказочную бабу Ягу. В дом не пригласила, сели напротив друг друга в прихожей на лавки. Речь ее текла плавно, но уральский говор сквозил во всем: в диалектных словечках, которые присущи только нам, уральцам, в том, как мягко произносит окончания глаголов на -ться, умение тараторить, то есть говорить быстро, произношение числительных «сем, восем». Я слушала ее, не пытаясь вставить слово, о чем-то спросить, потому что понимала, ей, почему-то, сейчас важно рассказать о себе.

«В начале перестройки я заболела, дотянула до того, что увезли на скорой, время шло, но оклематься я не могла, может потому что смирилась, согласилась с тем, что хватит, пожила, пора и честь знать? Значит, век мой такой короткий. Лежу в реанимации, под капельницами, в обе руки умудрились воткнуть. Открываю глаза, а в ногах у меня стоит отец, а по правую руку от него дед мой. Их давно уже в живых нет, а надо же, явились. Знать, за мной пришли. Я отца-то и спрашиваю:

- Что, батя, пора собираться?

Он рта открыть не успел, дед включился:

- Ты куда собралась? У тебя шестеро детей, восемнадцать внуков. Время тяжелое, кто им помогать будет? Давай вставай, домой топай, как Степан-то там справляется с хозяйством, ты об этом подумала? Собралась она, вишь ты. Не твое еще время, поживи чуток.

И исчезли. Я капельницы отключила, иголки выдернула, халат накинула. Заходит медсестра, как увидела меня на ногах, переполошилась, ко мне бросилась:

- Вы почему встали, кто Вам разрешил капельницу отключать, ложитесь сейчас же на место.

Я ее рукой в сторону отвела и потопала. На улице уже осень. А у меня ни копейки, в автобус не сунешься. Так и шла сначала по городу, а потом до своей деревни в больничной рубашке и в халате. Людей не видела, одна была только мысль «ты должна дойти, ради детей, внуков должна».

Годы прошли. Ты дом мой видела? Кирпичный, 3 этажа. На подворье 2 коровы, поросенок, куры, гуси. За домом 30 соток. И все сами заработали. Муж со скотиной возится. Я с огородом и таких, как ты, встречаю, о себе рассказываю. Детям помогла, внуков подняла. В общем, наказ деда выполнила. Но помирать еще не собираюсь, мало мне еще годков, семьдесят пятый пошел».

Баба Яга замолчала. Всю дорогу, возвращаясь от нее, я думала о ней, ее удивительном рассказе. Она инженер по образованию, всю жизнь отработала на заводе в Нижнем Тагиле, после выхода на пенсию взяла ответственность на себя, уехала на родину, пережила перестройку, встала на ноги, ни на что не жалуется, радуется жизни, уму-разуму других учит.
Баба Яга  (га - это движение). Значение имени "Я двигаюсь к тебе, чтобы понять и помочь". Яга - ведунья - это значение, заложенное изначально в имени. Из нее сделали страшилку.