1. Портрет Александра Тучкова работы Людвига Гуттенбрунна [1,2] после двух поворотов изображения.
2. Варнек А.Г. Портрет А.А. Тучкова 4-го. Х.м. 67х54. 1813. Музей-заповедник «Бородинское поле» [3].
Авторы красочного альбома «Военная галерея Зимнего дворца» написали в нем, что портрет генерал-майора Тучкова Александра Алексеевича (1777 – 1812), выполненный английским живописцем Дж. Доу является одним из наиболее запоминающихся портретов в галерее [4]. Можно думать, что лестных слов заслуживает также и портрет-оригинал кисти Александра Варнека из собрания музея-заповедника «Бородинское поле» [3], с которого Дж. Доу выполнил свой портрет.
Однако, несмотря на то, что со времени написания данного портрета прошло более 200 лет, некоторые загадки его написания и истории бытования не разгаданы до сих пор. Определенные шаги в этом направлении были сделаны историком-искусствоведом Селиновой Т.А. написавшей 34 года тому назад обстоятельную статью о прижизненных портретах А.А. Тучкова [5]. Однако, читая эту статью с позиций сегодняшнего времени, отмечаешь в ней определенные противоречия.
Так автор статьи, приводя в ней информацию о гравированном портрете генерала работы А. Ухтомского, указывает подпись: «Пис. А. Варник. 1813. Грав: А. Ухтомский», а позже пишет, что «Портрет Тучкова мог быть выполнен не ранее 1810 г. и не позднее 1812 г. Возможно, Варнек написал портрет Тучкова в 1810 г., вскоре после возвращения из-за границы и получения академического звания <…>».
О том, что Татьяна Андреевна при написании названной статьи была уверена в своей трактовке, свидетельствует само ее название «Неизвестные ПРИЖИЗНЕННЫЕ портреты участника Отечественной войны 1812 года А.А. Тучкова». Из него, а также из дальнейшего текста статьи следует, что ПРИЖИЗНЕННЫМИ она называет ДВА ПОРТРЕТА Тучкова. Ими являются портрет неизвестного художника в гражданской одежде 1800-х, хранящийся в ГИМе, и его портрет в генеральском мундире, поступивший в 1945 году в музей-заповедник «Бородинское поле», который ею же был атрибутирован в 1987 году как произведение А.Г. Варнека [3].
В своей предыдущей миниатюре [2] я установил, что портрет молодого Тучкова, хранящийся в ГИМе (первый его прижизненный портрет), выполнил в 1800 году находившийся в те годы в России австрийский художник Людвиг Гуттенбрунн (1750 – 1819). Что касается второго портрета, то мне не удалось найти аргументов, в пользу того, что он был выполнен в самом начале 1810-х и что его можно считать прижизненным портретом, как считала в 1987 году автор публикации [5] .
Более того, нашлись серьезные аргументы тому, что ни в 1810-ом, ни в 1811 гг. Александр Варнек не мог выполнить данного портрета, поскольку в подробных списках 20-ти портретов, выполненных им в эти годы, опубликованных сравнительно недавно в изданном Сборнике ежегодных академических отчетов [6] , портрета А.А Тучкова нет!
В результате, в указанной миниатюре [2] мне ничего другого не оставалось, как заключить, что Александр Варнек выполнил портрет Александра Тучкова не с натуры, а используя для этого в качестве портрета-оригинала его единственный прижизненный портрет работы Людвига Гуттенбрунна. С целью доказательства этой своей гипотезы обратил внимание на то, что черты лица модели на портрете Варнека весьма схожи с чертами лица молодого Тучкова. Одинаковыми являются также степень поворота головы и направление взгляда портретируемого.
Но продолжая сопоставлять изображения модели на двух портретах после опубликования миниатюры [2], пришел к заключению, что все эти элементы сходства трудно воспринимать читателю, т.к. голова модели на первом портрете повернута на три четверти вправо, а на втором портрете - на три четверти влево. Кроме того, сама фигура на первом портрете расположена вертикально, а на втором – художник расположил ее более динамично и придал ей некоторый наклон вперед.
В результате появилось намерение создать подкорректированный вариант первого изображения, сделав соответствующие повороты фигуры портретируемого. В настоящей миниатюре решил познакомить читателей со своим экспериментом, который, как мне думается, является дополнительным аргументом того, что портрет генерала Тучкова 4-го, находящийся в экспозиции музея-панорамы «Бородинское поле» не является портретом, выполненным художником с натуры. При этом лицо генерала было списано Варнеком с портрета австрийского художника Людвига Гуттенбрунна.
Считаю, что более правильно было бы называть это произведение не портретом, а картиной, выполненной художником в 1813 году, когда А.А. Тучкова уже не было в живых. Но следует ли так поступать, должны решать специалисты - искусствоведы, а не любители портретной живописи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Тучков 4-й Александр Алексеевич (1777 – 1812). Сайт «Наполеон и революция». См. изображение А.А. Тучкова в конце биографической заметки, представленной на сайт 11 декабря 2009 года. Указано, что автором приложенного к заметке раннего портрета 23-х летнего Тучкова является австрийский художник Людвиг Гуттенбрунн (1750 – 1819).
2. Владимир Варнек. Ранние портреты генерала А.А. Тучкова. Проза.ру от 19.06.2021.
3. В. Анфилатов и др. Альбом по искусству. Музей-заповедник «Бородинское поле». Белый город. 2007. С. 34.
4. Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Военная галерея Зимнего дворца. - Л.: Искусство, 1981.
5. Селинова Т.А. Неизвестные прижизненные портреты участника Отечественной войны 1812 года А.А. Тучкова. Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1985. М. Наука. 1987. С. 264 – 269.
6. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
27.06.2021.