Семья Джеронимо попадает в плен

Юрий Дым 61
На фото: Geronimo’s wife Zi-yeh and son Fenton ca 1886. (Photograph Courtesy National Archives)
                Жена Джеронимо Зи-Йе и сын Фентон, 1886г.


С картинками здесь: https://vk.com/club87908871



             Август 1885. Семья Джеронимо попадает в плен.

               https://www.facebook.com/wmichaelbooks


 


После побега Джеронимо из форта Апач 17 мая 1885 года, генерал Крук понял, что ему придется изменить стратегию, которую он использовал в 1883 году, чтобы вернуть апачей-чирикауа обратно в резервацию Сан-Карлос, из мексиканских отрогов Сьерра-Мадре.

После того, как газеты обвинили его в многочисленных смертях среди гражданского населения из-за набегов апачей, его первоочередной задачей было не дать апачам пересечь мексикано-американскую границу и совершить набеги на города, ранчо и шахты. Вместо того, чтобы взять большую колонну разведчиков в лагере апачей у истоков Рио-Бависпе и сопровождать апачей обратно в Сан-Карлос в качестве друзей, он остался к северу от границы, чтобы руководить пограничными операциями, которые позволят удержать апачей в Мексике, пока два капитана, Эммет Кроуфорд и Вирт Дэвис вели колонны скаутов, чтобы отслеживать и разрушать  все попадающиеся на их пути лагеря, пока апачи не будут готовы к  полной сдаче.

Скаут апачей Чато,  первый сержант разведчиков-чирикауа  в форте Апач, стал главным советником Крука по выслеживанию мятежных апачей в Мексике, и оказал большую помощь армии во время последнего побега Джеронимо. В связке с капитаном Кроуфордом, чья колонна пересекла границу 11 июня, Чато угадал (правильно), где  именно люди вождя Чиуауа расположатся  лагерем к северу от мексиканской деревни Опуто.

Он повел Кроуфорда вниз по восточной стороне Сьерра-Мадре в Чиуауа, затем через горы, чтобы подойти к Опуто с юга, полагая  что апачи будут ожидать, что солдаты спустятся по реке Бависпе с севера,  и будут держать свои дозоры в основном в этом направлении. Чато возглавил атаку на лагерь Чиуауа примерно в пятнадцати милях к северу от Опуто, в середине утра 23 июня. Они захватили все запасы лагеря и пятнадцать женщин и детей, спрятанных в пещере, но сам Чиуауа, семь мужчин, четыре мальчика и три женщины и ребенка смогли сбежать. Капитан Кроуфорд послал лейтенанта Ханну с десятью солдатами и десятью разведчиками для сопровождения заключенных людей из лагеря Чиуауа обратно в форт Боуи.
 

Доставить пленников  именно в форт Боуи, а не обратно в форт Апач, приказал лично генерал Крук, который правильно ожидал, что воины, потерявшие членов своих семей, попытаются забрать их обратно,  предположив при этом, что они были возвращены на место их первоначальных  лагерей. Никто, кроме разведчиков со стороны апачей не знал, что за пленными пристально наблюдают в  форте Боуи, а не в форте Апач. После нападения на лагерь Чиуауа колонна Кроуфорда направилась на юго-восток, в сторону Рио-Арос.

Капитану Дэвису пришлось ждать в форте Боуи, пока лейтенант Гейтвуд привезет своих разведчиков после того, как он вернулся после прочесывания гор Нью-Мексико в бесплодных поисках апачей. Не найдя апачей в Нью-Мексико, Гейтвуд вернулся в форт Боуи, оставил своих разведчиков под командованием капитана Дэвиса,  и продолжил свой путь в форт Апач. Дэвис пересек границу 11 июля, и к 20 июля достиг ручья Уэпари - примерно на полпути между Опуто и Уачинера. Колонна не встретила на своем пути следов пребывания ни Кроуфорда, ни враждебных апачей.

 

Скаут Байлас.


В начале июля апачи без людей Чиуауа и под предводительством Найче, Мангаса и Джеронимо совершали набеги на города вдоль реки Рио-Сонора под  Ариспе. Капитан Леонардо Гомес во главе 150 мексиканских национальных гвардейцев пошел по тропе апачей 10 июля, а на следующий день последовал по ней к их базовому лагерю у вершины горы  Кармен.  Джеронимо и Мангас знали, что мексиканцы приближаются, и решили разбиться на три группы. 
 

Бриттон Дэвис.

Джеронимо повел большинство женщин и детей на северо-восток;  Мангас повел  вторую группу на восток;  Найче с группой из тридцати пяти человек отправился на север, надеясь найти Чиуауа примерно через неделю. Гомес решил последовать за группой Джеронимо, направляясь к горам Пурика, в двенадцати милях к юго-западу от Турикачи. 16 июля командование Гомеса обнаружило, что апачи покинули свой лагерь и направились на восток к горам Пинито, что  к западу от Рио-Бависпе. Там они встретили Мангаса, который привел лошадей и крупный рогатый скот. При исчерпании запасов и с усталыми солдатами, Гомес прекратил преследование, чтобы отдохнуть и перебраться в Кучуте. Он сообщил о том, что он узнал, префекту Моктесумы, который разослал предупреждения об апачах в этом районе  по всем  селениям  вдоль западного рукава Рио-Бависпе.

 

Скауты-апачи лейтенанта Гейтвуда.

Поздно вечером 20 июля верховой почтальон из Моктесумы въехал в лагерь капитана Дэвиса на ручье Уэпари и сообщил ему, что апачи ушли на север, в горы Терас. Посоветовавшись со своими разведчиками, Дэвис решил уйти на рассвете в надежде застать врасплох апачей, приближающихся с юга. Они ехали весь день - одиннадцать часов - и разбили лагерь в шести милях к северу от Опуто, на Рио-Бависпе. В тот вечер мексиканцы из Опуто пришли в лагерь и сказали, что они обнаружили  тропу апачей, ведущую в горы Ла-Хольа (Ла-Хойя), в южной части гор Эль-Тигре, разделяющих восточные и западные ветви Рио-Бависпе. Горы Ла-Хольа были излюбленным местом стоянок апачей  из групп чоконен и недни. Один из мексиканцев предложил Дэвису показать след. Дэвис послал скаутов-апачей  Байласа, Кули и еще четырех человек, вместе с мексиканцем. Дэвис сказал Байласу, что если он найдет лагерь, то отправит назад двух скаутов с докладом, а остальные войска и разведчики будут подняты, чтобы окружить этот район.

Мексиканец повел  следопытов в каньон так далеко, как  только они смогли пройти. Он пожал руку Байласу и сказал ему, что если они увидят чирикауа, то они убьют их всех - плохих индейцев - и затем исчезнут. Байлас казалось  точно знал, куда ведет след, и он и его разведчики легко шли по нему. Байлас показал другим скаутам, как спускаться в каньон «на спине, используя руки и ноги, положив винтовку на живот и грудь». Они увидели двух апачей верхом на лошадях, которые ехали им навстречу и остановились, чтобы собрать плоды кактуса опунции. Они крикнули  скаутам, что их люди видели их, поэтому им не следует прятаться, и еще что им не нравится в Мексике, и они хотят вернуться обратно в  резервацию Сан-Карлос.  Это была обычная уловка, чтобы заставить скаутов показать себя, чтобы они могли стать уверенной мишенью для стрелков, и скауты это хорошо понимали. К полудню один из скаутов в бинокль увидел воинов на гребне самой высокой горы. Байлас знал, что лагерь должен быть поблизости, и послал двух скаутов за капитаном Дэвисом.

Дэвис переместил свой лагерь обратно вниз по реке, чтобы быть ближе к Опуто после ухода Байласа, и скаут нашел капитана только к восьми часам вечера.   Команда выехала в полночь, и поднялась на десять миль вверх по Рио-Бависпе, где  и отдыхала на рассвете.  Апачи находились примерно в десяти милях к северо-востоку. В тот же день Дэвис послал своих девяносто шесть скаутов (включая шестнадцать чирикауа) на встречу с Байласом. В 19.00 вечера  Дэвис пешком повел своих (кавалерийских) солдат, чтобы присоединиться к скаутам-апачам. На следующее утро, еще  до рассвета,  враждебный  лагерь был окружен. Когда взошло солнце и люди Дэвиса приготовились атаковать, они более отчетливо рассмотрели лагерь, но он оказался заброшен. Спустя годы стало известно, что старая женщина с  личной магической Силой предупредила Джеронимо, что если они не уйдут той ночью, то начнутся  крупные неприятности. Джеронимо не поверил ей, но остальные поверили. К тому времени, как Дэвис начал свой марш, чтобы присоединиться к Байласу, группа поднялась на вершину горы над лагерем, чтобы посмотреть, что происходит. То, что они увидели, сделало Джеронимо верующим  в чужую магию,и заставило его немедленно переехать в другое место.
 

Чарлз Гейтвуд.


Капитан Дэвис и его офицеры перегруппировались. Дэвис попросил знахаря апача-скаута провести особую церемонию, чтобы узнать где находится лагерь Джеронимо. Только один разведчик, Гуш-и-гуу (Gush-i-guu), согласился использовать свою Силу таким образом. После долгого пения и игры на барабанах он подробно описал куда пошли чирикауа, и наконец  сказал, что они были в лагере недалеко от Бугатсека. Второго августа один из офицеров Дэвиса, лейтенант Дэй, и начальник разведчиков  Робертс,  с 86 скаутами отыскали след Джеронимо. Утром 7 августа Байлас и пятнадцать следопытов нашли лагерь Джеронимо на южной оконечности Бугатсека, недалеко от того места где разведчики атаковали лагерь Чато в 1883 году. При окружении лагеря, мул привязанный к кусту возле викиапа  начал кричать и бегать, предупредив  тем самым чирикауа об опасности. Байласу пришлось начать атаку  еще до того, как все разведчики  прибыли на место.

Были убиты две женщины и тринадцатилетний мальчик, которому рикошетом от камня попало в глаз. При первых же залпах Джеронимо подобрал своего сына Фентона,  и побежал из лагеря сквозь яростный рой летящих пуль. Скауты из западных апачей и чирикауа пытались сбить его с ног. Некоторые полагали, что они попали в  него, когда он убежал в кусты, потому что в конце концов он оставил  Фентона,  чтобы легче было бежать дальше.

 

Сьерра-Мадре.








 

Несколько человек ушли из лагеря еще до атаки,  все они либо охотились, либо совершали набеги. Другим, кто сбежал, пришлось прыгать с высокого обрыва в безопасное место. В плен попали пятнадцать женщин и детей. Среди них были две жены Джеронимо, Зи-йе и Ше-га, а также дети и жены Перико (брат Джеронимо), Беш (тесть Найче), Дакейя (Dahkeya - зять Джеронимо, который только что женился на его дочери Дон-сай), и Мангас, женой которого была Уэра - превосходный производитель  алкогольного тисвина, которая  постоянно твердила  Джеронимо о том, что лейтенант Дэвис планирует посадить его и Мангаса на гауптвахту. Красивая дочь-подросток Джеронимо Дон-сай была ранена вместе с двумя другими плененными. Лейтенант Дэй был единственным англичанином в этом бою.

Атака рассеяла  группу  Джеронимо. Мангас и его небольшая группа направились к старой цитадели  вождя Ху в Гуайнопа,  и держались отдельно от остальных, пока он не сдался в Нью-Мексико 19 октября 1886 года, через шесть недель после капитуляции Джеронимо. Джеронимо и Нана,  примерно  с сорока своими людьми, направились на юго-восток, в сторону  мексиканского штата Чиуауа.