Реинкарнация души и духа проходит отдельно?

Сергей Латинов
Противоречивые мнения о реинкарнации могут быть не такими противоречивыми, если рассматривать этот вопрос с точки зрения трихотомической теории.
Суть трихотомической теории заключается в том, что человек состоит из тела, души и духа.
Есть также дихотомическая теория, которая признаёт в человеке только две природы: тело и душу. Но дихотомическая теория не может дать объяснений по многим процессам в жизни человека, в его сознании и мышлении.
В то время как трихотомическая теория (утверждающая, что человек состоит из тела, души и духа) способна открывать понимание по широкому диапазону явлений, включая, к примеру, даже такой известный факт, как раздвоение личности у Елены Блаватской.

И так приведём некоторые размышления по теме реинкарнации, исходя из трихотомической теории.

Во-первых, отметим, что в сложившейся христианской традиции имеет место отрицание реинкарнации.
Хотя в таком случае, к примеру, непонятно, каким образом тогда понимать следующие слова из Евангелия от Матфея:
- "Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе." (Мф. 17:10,12,13)
Также обратим внимание на то, что христианство призывает к такому духовному усилию, которое способствует поэтапному духовному восхождению души к Богу. Достижение наивысшего уровня (приобщение к Богу) в результате такого духовного восхождения называется обожением.
И тут (в отношении такой христианской трактовки) возникает вопрос – а в состоянии ли человек в течение только одной своей жизни подняться духовно до такого наивысочайшего уровня, достижение которого принято именовать в христианстве "обожением"?
Вполне возможно, что такое является вполне достижимым и даже вполне естественным.
Но всё-таки есть некоторые сомнения, что в действительности такое реально достижимо в течение одной жизни.

Во-вторых, вспомним, что в ряде других религий (например, в индуизме и буддизме) утверждается, что по итогам жизни человека его душа может получить воплощение не только в теле человека, но и в теле животного. В тело животного душа воплощается, если человек в течение своей жизни поступал отвратительным образом.
Правда, можно встретить уточнения, что при таком воплощении в тело животного душа человека входит не полностью, а только той своей частью, которая при жизни человека проявила себя недолжным образом (т.е., скажем так, "функционировала с дефектами", не позволившими душе в целом совершить необходимый очередной шаг восхождения).

Третьим аспектом, на который обратим внимание, является то, что можно встретить утверждения об отсутствии души у животных или об отсутствии души у растений. Либо, как минимум, можно встретить сомнения в наличии души у животных и растений.
Но наряду с такими мнениями встречаются в религиозной литературе и мнения о том, что у животных и растений душа существует.

Т.е. диапазон мнений по отмеченным темам имеет место быть.

А теперь вспомним некоторые результаты, полученные (выявленные, обобщенные, констатированные) наукой.
1. Вспомним, как прирастало в ходе истории Земли на протяжении сотен миллионов лет разнообразие биологических видов, а также сложность и диапазон возможностей представителей этих видов. Т.е. тут можно заметить, что сложность морфологии и поведения животных (в ходе так называемой эволюции) возрастала многократно. Можно, наверное, даже сказать, что на порядки.
2. Вспомним также о том, какие стадии сменяют друг друга при формировании тела младенца в чреве матери. Так вот эмбрион поэтапно проходит ряд стадий, на которых его тело в той или иной степени напоминает морфологию организмов с более ранних этапов эволюции, чем стадия приматов или человека.

На следующем этапе вспомним, что ранее было достигнуто (отмеченное в предыдущих статьях) понимание о том, что душа по своим функциям (в живом организме) идентична компьютерным операционным системам (Windows, UNIX, Android) в IT-устройствах.
Исходя из этого, обращая внимание на поэтапное восходящее "эволюционное" (усложняющееся) изменение эмбриона, отметим для себя, что для каждой из стадий биологических видов должна была соответствовать определённая сложность души как "операционной системы".
Отметим также и такие аспекты.
Во-первых, душа (как "операционная система") каждого организма является уже изначально (при рождении) действующей операционно-логической системой с четко структурированной и функционально полноценной "файловой" и операционной иерархией. Т.е. все необходимые операции "записи", "перезаписи", разархивации и исполнения файлов происходят в установленном регламентном порядке и без сбоев. Вся система отлично функционирует. И уровень её функционирования настолько высок, что сложнейшую работу этой системы практически, по большому счёту, не замечают, словно всё это (функционирующее в различных биоорганизмах на протяжении сотен миллионов лет) так и должно работать только таким совершеннейшим образом само собой, по определению.

И вот если мы видим по ископаемым останкам животных или по сменяющимся стадиям в формировании эмбриона процесс восходящего совершенства и усложнения морфологии живых организмов в ходе эволюции, то мы должны вслед за таким осознанием сразу же понимать, что параллельно с этим процессов шёл подобным образом и процесс совершенствования, усложнения, настройки и отладки души как "операционной системы" организма.
Т.е. между уровнем души современного примата, с одной стороны, и "ископаемого" аммонита, с другой стороны, огромный (в сотни миллионов продолжительностью) исторический путь эволюции души как дееспособной "операционной системы".
Можно ли (в надежде оспорить рассматриваемое рассуждение) попытаться утверждать, что у древних кораллов, моллюсков или гекодонтов не было (управляющей их действиями и происходящими в них процессами) операционной системы?
Нет, глядя на их жизнь, нельзя. Так как всё в жизни этих организмов подчинено управлению единой системой, специализированный и адаптированной самым наивысшим образом для выполнения данных функций.
Ну, а если такое утверждение (об отсутствии "операционной системы" у живых организмов самой различной эволюционной стадии) безосновательно, то, соответственно, абсолютно нет никаких оснований для утверждений о том, что у живых организмов нет души. Так как программно-логическая система, управляющая (как операционная система Windows в компьютере) всем диапазоном процессов в организме и состоящая из различных микропрограмм и программных модулей естественного происхождения, это и есть душа.
Дух человека, говоря современными IT-терминами, "инсталлируется" поверх души. Таким же образом, как различные прикладные компьютерные программы инсталлируются на Windows, iOS, Linux и т.д.

В то же время мы должны понимать, что дух человека не может быть "инсталлирован" на души более низшего уровня, чем душа человека. Т.е. на душу, способную функционировать без проблем в теле бурундука, крокодила или краба, дух человека невозможно "инсталлировать". Подобным образом невозможно инсталлировать, к примеру, программу AutoCAD на кнопочный телефон или на калькулятор.
Однако не будем упускать из внимания, что поверх одной души могут быть (в результате различных обстоятельств) "инсталлироваться" два или даже более духов. В таком случае в человеке словно живёт два человека или более, которые периодически "перехватывают управление" речью и т.п.

Т.е. получается, что "жесткой" и безальтернативной привязки одного духа человека к одной душе не существует.
В связи с чем можно высказать следующее предположение.
Вполне возможно, что души, развиваясь и усложняясь поэтапно в ходе эволюционного процесса животного мира, переходят из одного тела (того или иного животного) в другое, более совершенное, в результате достигая уровня человека. На этом уровне души в ходе череды следующих реинкарнаций могут и далее совершать своё восходящее движение, устремлённое к уровню святых, к Богу (обожение). Либо, достигнув уровня человека, души на том или ином шаге могут скатиться обратно на тот или иной низший уровень, на котором они, став в той или иной степени примитивными (по сравнению с уровнем души человека) не могут вселиться в ходе очередной реинкарнации в тело человека. Поэтому они становятся душами какого-либо животного (в зависимости от того, насколько они оказались подвержены примитивизации).

Далее перспективы такой (примитивизированной) души будут зависеть от того, как они будут функционировать в течение своей очередной жизни в теле "заселённого" ими животного. Либо смогут опять начать восхождение, совершенствование. Либо будут опускаться на ещё более низкие уровни.
Такое предположение можно изобразить в виде гипотетической схемы, размещённой в начале статьи.
На данной схеме показано, что поверх одной души в разных её реинкарнациях могут "инсталлироваться" разные человеческие духи. Так в одном случае таким "инсталлированным" духом является дух R, в другом случае – дух Z.
Конечно, нет оснований утверждать, что данная схема безупречно точна. Необходимо дальнейшее уточнение, дополнение и, возможно, в каких-то аспектах исправление данной схемы. Но на данной схеме представлен (вроде бы в какой-то мере близко к действительности) предположительно возможный принцип процесса реинкарнаций души и духа. Процесса, который похоже происходит (для души и духа) на протяжении многих реинкарнаций раздельно, т.е. не привязано безальтернативно друг к другу.

Данная схема, на моё предположение, неплохо (для начального варианта) отображает представления о реинкарнации, излагаемые в индуизме и буддизме. Также она даёт предположительное объяснение того, почему в христианстве иногда утверждается, что у животных нет души. Вполне возможно, что в таких утверждениях на самом деле подразумевалась не душа, а дух человека. А ввиду не совсем четкой терминологии по данному вопросу (вспомним о полемике в христианстве между трихотомической и дихотомической теориями) пока не сложилось точного понимания такой подтемы.
В завершение хотелось бы отметить, что данный текст это не утверждение, а возникшее предположение, которым решил поделиться с теми, кому данная тема интересна, и кто в той или иной мере размышляет над данной темой, исследует информацию по этому направлению и пытается найти ответы на те или иные возникающие по данной и близким темам вопросы.
.
Если при чтении статьи возникло непонимание некоторых моментов, то предлагается к прочтению статья, в которой более подробно рассказывается о принципе нематериального бытия Бога и духов. Дело в том, что, как оказалось, в форме нематериального бытия Бога нет ничего невозможного и необъяснимого с точки зрения современной науки. Просто эти знания, это понимание в ходе многовековой истории по ряду причин было утеряно.
- "Что забыли о Боге наука и религия"
http://proza.ru/2020/07/23/718
.