Мацуо Басё. Аки-но кадзэ. Фото из японского интернета.
;;;
;;;;;
;;;
Исияма-но иси ёри сироси аки-но кадзэ
Ещё светлей, чем камни храма,
Хребтов и склонов Исияма
Холодной осени ветра -
Они белее, чем гора!
Один из хайку, ставящих читателя, скажем без преувеличения, в тупик. Буддийский храм Натадэра в Комацу в окрестностях горы Исияма современной префектуры Исикава имеет более чем 1300 летнюю историю и действительно выложен у основания серо-белыми гранитными камнями, а горные склоны Исияма в оголённых местах выглядят почти белыми и сплошь испещрены глубокими пещерными ходами. Совсем рядом с Исияма находятся также «Белая гора» «Сираяма» и храм «Сираямадэра». Прибывающие сюда паломники совершают моление не только в храмах, но и у самих гор Исияма и Сираяма так как считают их святыми местами. Но в чём заключается логика или смысл слов хайку Басё о том, что ветра осени ещё «белее», чем камни храма и склоны горы Исияма?
Ответ на самом деле прост и объясняется увлечением поэта буддизмом, даосизмом и философией фен-шуй. Согласно древнекитайской теории пяти элементов, составляющих основу существования, всё в нашем мире связано с деревом, огнём, землёй, золотом и водой. Басё, став фанатичным буддистом, придерживался принципа «гогё», и это отражено во многих его хайку.
Буддийская концепция «Гогё-сисо» все явления на свете делит на пять элементов - дерево, огонь, золото, вода, земля. С пятью элементами сочетаются и свои цвета. Дерево-зелёный, огонь-красный, земля – жёлтый, золото – белый, вода – чёрный. На небе китайцы признавали пять планет, поэтому и названия их включали два иероглифа – один - элемент «гогё», а второй - «звезда». Сама теория расписана до мелочей и не во всём логично объяснима, но по сезонам дерево означало весну, огонь – лето, золото – осень, вода – зиму, а земля соответствовала 18-ти последним дням каждого сезона. Именно поэтому цвет осени – белый, а зимы – чёрный. То, что лето «красное», а весна «зелёная», вполне соответствует здравому смыслу, но «белая осень» и «чёрная зима» выходят за грани понимания не отягощённого религиозной философией человека.
Древние китайцы отождествляли с белым цветом не только золото и осень. Холодный осенний ветер они называли «белым ветром» и писали это слово иероглифами «белый» и «ветер».
В Японии «сироаки» или «хакусю» тоже стали общепринятыми в поэзии японского средневековья. Более того, если в словаре мы откроем сочетание «хакусю» (белый+осень), то без объяснения найдём только один вариант – «осень», а иероглиф «белый» вообще остается без перевода.
На пять элементов поделены периоды жизни человека, его настроения и вкусы. Можно углубляться в тему до мелочей, если интересоваться философией и принципами буддизма, но одно ясно – для Басё осень была «белой», и чем она холоднее, тем белее!