Треугольники-птицы - оригами войны

Молодые Голоса Студия
      Начиная с первых дней Великой Отечественной войны, когда большую часть мужского населения призвали в ряды Советской Армии, единственной связующей ниточкой между фронтом и тылом стала почтовая связь.
     Срочная мобилизация не давала возможности даже попрощаться с родными перед отправкой на фронт. Поэтому с 22 июня 1941 года почта стала бесплатной, но заготовок для писем нужно было очень много, а их не хватало, так как каждая семья хотела держать связь с фронтом. Тогда люди и придумали письма-треугольники.
Как же его складывали? Лист бумаги прямоугольной формы сгибали по диагонали, получали треугольник, действие повторяли. Оставшуюся полоску письма вставляли внутрь. Сверху, на любом месте, писали либо адрес, либо номер полевой почты и фамилию получателя. Марка была не нужна, письмо не заклеивалось и проверялось в обязательном порядке, чтобы бойцы случайно не написали о расположении частей или имена командиров. Слова, не понравившиеся цензуре, замазывались чёрной краской. Затем ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
     Фронтовые письма – это не только уникальный, самый правдивый исторический документ Великой Отечественной Войны, но и свидетельство величия духа. Обращённые к любимым, детям, матерям, строчки из этих писем создают величественный образ солдата, воина, народа. На мой взгляд, никакие научные трактаты не способны с такой глубинной, бесхитростной искренностью, объективностью ответить на вопрос: «Почему же мы победили в этой самой страшной в истории человечества войне?». Я считаю, что здесь есть заслуга писем, ведь именно они, эти треугольнички, только пришедшие из дома на фронт, так сильно поднимали дух солдат, что те с гордостью и бесстрашием шли защищать свою Родину.
     В районном музее нашей станицы есть небольшая экспозиция, посвященная работе почты в годы Великой Отечественной войны. Там  хранятся чудом уцелевшие экземпляры  газет того времени, и несколько фронтовых писем-треугольников наших земляков-староминчан. О некоторых из них я бы хотела рассказать подробнее. Два брата: Василий Семенович Белозор и Трофим Максимович Сеник – погибли в боях. Полученные от них письма пополнили музейный фонд, составив мемориальный архив семьи дарительницы Панасенко (Белозор) Клавдии Семеновны, их родной сестры.
Первый фронтовой треугольник от 12 февраля 1943 года Василия Семеновича Белозора пришёл в Староминской станичный Совет. В нём он просил сообщить ему в воинскую часть о судьбе его родных, не отвечающих на его письма. О себе он рассказывал, что служит в звании лейтенанта, имеет два ранения, награжден орденом Красного Знамени, после второго ранения направлен в город Шахризяб Бухарской области Узбекской ССР для подготовки кадров для фронта. Письмо имеет штамп военной цензуры города Бухары.
     Второй фронтовой треугольник В. С. Белозора был адресован родителям в Староминскую (ул.Новодеревяновская, 37) от 23 марта 1943 года. Письмо отправлено из воинской части № 275 города Шахризяб. Это письмо тоже осталось без ответа, потому что станица только что освободили от фашистской нечисти, и работу почты еще не наладили. Письмо наполнено верой в победу над врагом, надеждой на счастливую мирную жизнь. На оборотной стороне треугольника – характерный лозунг, написанный рукой отправителя: «Смерть немецким оккупантам!»
     Третий фронтовой треугольник с фронта (полевая почта № 02861 «М») отцу Семену Самсоновичу Белозору от сына Василия. Датировано письмо 25 мая 1943 года. Сын вернулся в свою часть и воюет неподалеку от родного дома – «там, где цветут сады, запах которых перемешан с запахом горелого пороха». Сын недоумевает, почему родители не отвечают на его многочисленные письма, не догадываясь или просто не зная, что Кубань полгода находилась под пятой оккупантов. Это последнее его письмо родным: спустя три дня Василий получит смертельное ранение в бою, и все его письма к родителям поступят домой разом с «похоронкой». Убитая горем мать найдет в себе силы сохранить письма от сына и, умирая, передаст их дочери, родной сестре Василия Семеновича, от которой спустя 64 года они поступят в музей. Вместе с извещением о его гибели. В извещении сообщается, что командир взвода лейтенант Белозор Василий Семенович, уроженец станицы Староминской, в бою за Родину, верный присяге, проявил геройство и мужество, был ранен и доставлен с поля боя в медсанбат, где, не приходя в сознание, умер от ран 28 мая 1943 года. Похоронен на восточной стороне 2-го участка села Артемовка Печенегского района Харьковской области.
     А вот второй брат, Трофим Максимович Сеник, за время войны успел написать единственное письмо. Оно адресовано матери и отчиму, которого он звал отцом. Датировано письмо 7 июля 1941 года.  Идет третья неделя войны, но война его еще не задела ни единой царапиной, и письмо его изобилует мирными бытовыми подробностями. Интересуется, как обстоят дела с продуктами, хвалится, что сам ни в чем нужды не имеет. «Похоронки» на него в семье не получали, но мама сердцем чувствовала, что погиб он уже в первом своем бою. Ходили слухи, что случилось это во время одного из авианалетов немцев, когда наши солдаты помогали мирным гражданам эвакуировать скот.  От кого пошли эти слухи, сказать сегодня никто не может.
     По этой музейной экспозиции можно убедиться, насколько важны были письма-треугольники в годы войны. Они помогали бойцам, поднимали их. Когда кому-то приходило письмо, то радовались все, зачитывали его вслух, строчки заучивали наизусть. То же самое делали и дома. Люди, получившие треугольник, ходили по соседям, чтобы показать его и в очередной раз убедиться в том, что с их родными всё в порядке.
     Почта работала и под обстрелами, и в холод, и в голод. Труд военных почтальонов был в прямом смысле нелёгким: ведь общий вес, который они переносили на себе, равнялся весу пулемёта. Появление почтальона на улице и ждали, и боялись одновременно, ведь весточки с фронта были не всегда хорошими, часто – трагическими.
     Пожелтевшие, высохшие от времени, спустя восемь десятилетий со дня начала войны, письма-треугольники и сегодня, кажется, пахнут порохом, надеждой, потрясающей нежностью, любовью и верой в победу и встречу с родными.

Анна Кононенко, 17 лет
Студия «Молодые голоса»