Об именах. Константин Фролов-Крымский

Александр Ерошкин
 

В свои школьные годы прилежанием и высокими оценками я не отличался. Я дважды участвовал в городском пионерском слёте и один раз в городском слёте отличников, но не делегатом. Делегаты должны учиться на пятёрки. Я пел для делегатов, но в зал, где сидели отличники,  меня не пускали.

Я много слышал и читал о пионерских республиках «Артек» и «Орлёнок», знал и пел их гимны, смотрел в кинохрониках, читал в газетах, видел в кино. Но до восьмого класса не знал, что из Кыштыма туда тоже направляли лучших пионеров за хорошую учёбу. А в восьмом классе на уроке литературы учительница зачитала моё сочинение «По дороге в школу и домой» и моего одноклассника, побывавшего в «Артеке». Вот из этого сочинения я и понял, что артековцы – это не те,  кого поощрили за отличную учёбу, а те, кто должен стать активистом пионерского, комсомольского и коммунистического движения.

Когда я учился в Магнитогорском пединституте, мне предлагали поучаствовать в конкурсе для поездки вожатым в «Артек», но к тому времени я уже записался в стройотряд. Я знал несколько человек, которые и в стройотряд не попали, и конкурс не прошли.

После института я работал в школе, уже на второй год меня избрали секретарём учительской комсомольской организации. Я не стесняюсь своего прошлого и участия в общественных организациях, которые возвышали человека, помогали ему становиться личностью. Как-то мне сообщили, что на город пришла одна путёвка в «Артек». «Меня пошлите,» - пошутил я, и мне уточнили, что путёвка для семиклассника, лучше мальчика. «Могу и двух, и трёх подготовить». В общем, путёвка досталась парню из моего класса. Решали коллективно. Не подвёл. Вернулся с желанием работать. Закончил школу, пединститут, стал директором одной из школ, возглавил лицей в Пермском крае, получил приглашение в Москву, но поехал туда, похоже, на смотрины и заразился в пути. Первый ковидный год он не пересилил.

А что это я вдруг об «Артеке» и артековцах заговорил? Да о своих фантазиях вспомнил. После госпереворота на Украине в феврале 2014 года резко увеличилась антироссийская тематика в Германии и Евросоюзе. Я был уверен, что это ненадолго, что будут суды типа Нюрнбергского и зло будет наказано. У меня тогда в семье случилось горе, заболела жена, и я вынужден был возле неё проводить много времени, я надеялся, что с помощью усиленных каждодневных тренировок и операции удастся побороть недуг. Политические сводки тоже не радовали.

И вот в это время на сайте стихи.ру я встретил советы европейцам  от Константина Фролова-Крымского «Не будите русского медведя!» Вот они.

Милые заморские соседи,
Сытые, вальяжные, как боги,
Не будите русского медведя.
Пусть он мирно спит в своей берлоге.

Не мешайте царствовать и править,
Есть и пить, покуда сердце бьётся.
Вы себе не можете представить,
Чем для вас всё это обернётся!

Вы уже не раз его пинали,
Унижали, посыпали пылью,
На берёзе русской распинали,
Жгли огнём и в омуте топили.

И когда уверенность в победе
Доводила вас до сладкой дрожи,
Рык утробный русского медведя
Раздавался вдруг у вас в прихожей.

Что ж вам, братцы, дома не сидится?
Так и тянет, прилетев на запах,
Щедрую российскую землицу
Взять и отобрать у косолапых!

Сколько лет мыслишкою лукавой
Ваши переполнены газеты,
Мол, "какое мы имеем право
На одну шестую часть планеты!?"

Мы сюда пришли по божьей воле,
Честь свою ничем не замарали.
И не вам судить о нашей доле!
Мы своё богатство не украли.

Наши нерушимые основы –
Паруса, полозья да подковы,
Беринги, Хабаровы, Дежнёвы,
Ермаки, Поярковы, Зайковы.

Дамы, господа, синьоры, леди,
За черту ступая ненароком,
Не дразните русского медведя:
Ваше баловство вам выйдет боком.

Вы его обманете стократно,
В кабаке обчистите до нитки,
Ведь у вас любая милость – платна,
Ваши боги – золотые слитки.

Ваше кредо – разделяй и властвуй,
Ваша правда – это правда Силы.
Вы привыкли восседать над паствой,
Неугодных одарив могилой.

А вот русский в каждом видит брата,
Не приемля скаредность и лживость.
Для него всего важнее – Правда,
А всего дороже – Справедливость.

Потому со дна любого пекла,
Где никто другой не сможет выжить,
Русский вдруг поднимется из пепла,
Из трясины и дорожной жижи.

Выветрит угар кровавой битвы,
В чистом роднике омоет очи,
Пред иконою прочтёт молитвы...
И придёт к вам в дом однажды ночью.

Весь пропахший порохом и кровью,
Поведя вокруг усталым взором,
Он замрёт у вас над изголовьем
И в глаза посмотрит вам с укором.

И пока вы свет не погасили,
Спросит он, былое подытожив:
-Ты зачем пришёл ко мне в Россию?
Или я тебе чего-то должен?

Вы поймёте, что пришла расплата.
Но платить, как оказалось, нечем.
Русский бы простил, наверно, брата.
Только ж вы не брат ему, а нечисть.

И душонку, сжавшуюся в плоти,
Теребя под хмурым взглядом гостя,
Вы тысячекратно проклянёте
Глупую идею «Дранг нах Остен».

Жаждущие новых территорий
Для бейсбола, регби или гольфа,
Почитайте парочку историй
Про Наполеона и Адольфа.

Поумерьте пыл парадной меди!
Отвечать за глупости  - придётся!
Не будите русского медведя.
Может быть, тогда и обойдётся.
              23.10   25.10.2014

Эти стихи позднее я не раз слышал в исполнении актёра Александра Михайлова. На Ютубе много стихов и песен Константина Фролова-Крымского. Я прочитал множество стихов поэта-патриота, и мне подумалось, что он не только живёт в Крыму, но и по характеру артековец. В какой-то момент мне даже представилось, что это тот Алька из повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика», он только вырос и пришёл в наш мир, чтобы защитить его от хищников, собравшихся снова на охоту против русского мира.

Буквально на днях мне случайно попалось на стихи.ру стихотворение живущего в США земляка-уральца Павла Кожевникова «Вере и Косте Фроловым. Экспромт», запись от   20.06.2021 22:00.

По Артеку идут два седых человека,
Не идут, а летят словно два голубка,
Вспоминают они гОды прошлого века,
И Артека костры, и виньетки дымка.
 
Два сердечка летят, как две птицы по жизни,
К ним не липнет совсем современный бедлам ,
Посвящают себя Вера с Костей Отчизне
Ну а трудности все, как всегда, - пополам.


Оказывается, я не ошибся, отнеся Константина Фролова к артековцам. Он работал в «Артеке» вожатым, там и познакомился с будущей женой Верой. Из разных источников в интернете я надёргал сведений о поэте. Препарировать стихи я не люблю, мне кажется важнее указать на отдельные слова, строчки,  факты, а каждый сам додумает, что к чему.

Несколько лет имя Фролова-Крымского у меня среди избранных авторов на сайтах стихи.ру и проза.ру, это чтобы  одним кликом выходить на его странички и не пропустить самого интересного. Сейчас опубликовано около 250 стихов и песен.  Себя он представил ярко:

Поэт, музыкант, актер театра и кино, видеооператор, сценарист, летчик-спортсмен, парапланерист, радиолюбитель-коротковолновик, путешественник...
Жизнь одна, она проходит быстро, хочется успеть как можно больше узнать, почувствовать, пережить, увидеть...
...Я брожу по земле и гитарой звеню,
В ваши души стихами стучусь без подвоха.
И планиде скитальческой не изменю
До последней струны, до последнего вздоха.
А когда даже крепко заваренный чай
Не спасет от безмолвья гитару-подружку,
Моя новая песнь соскользнет невзначай
Одинокой слезой со щеки на подушку.

С ним лично я не встречался, но я чувствую в нём очень порядочного человека. А в наше время это редкость.  Он знаком с очень многими известными людьми и об этом можно узнать из его стихов памяти. Василий Лановой, Андрей Мягков, Виталий Богданов, Александр Бобров, другие, каждому из них сказаны свои, выстраданные строки, от души.

Очень хорошо отзывается о Константине актёр Александр Михайлов.

А сам он в одном из опросов сказал, что друзьями его в разные времена были Андрей Ростоцкий, Михаил Иванович Пуговкин, Василий Лановой, космонавт Юрий Лончаков. Сейчас это Александр Михайлов, но есть  такие люди, как менее известные, но необычайно интересные и порядочные люди, дружбой с которыми он  гордится.
 
Родился он  4 января 1956 года в городке Урджар, в восточном Казахстане, Семипалатинская область, в прошлом это была станица Карабулакская, основанная сибирскими казаками. Детство и юность прошли в   Новохоперске  Воронежской области, на родине отца, там  окончил среднюю школу и музыкальную школу по классу фортепиано.  Потом учился  в  Воронежском педуниверситете на историка, работал директором восьмилетней школы.

В 1983 году переехал в Крым, работал худруком домов культуры в Раздольненском и Сакском районах.
В 1989 году его пригласили  в Крымскую Госфилармонию, в группу Юрия Богатикова, а в  1996  - в Крымский Академический  Русский  театр им. Горького, г.Симферополь.
В 1998 году уже сам  основал дуэтный театр «Улыбка Пьеро», выступают на пару с  женой,  актрисой Верой  Петровской.

Писал песни, романсы и снимался в художественных фильмах российских режиссёров: А.Ростоцкого, («Мужская компания», «Моя граница»,) Н.Бондарчук, ( «Одна любовь души моей») И.Талпы, («Сармат») В.Панина, («Залив Страстей»), С.Тарасова («Ностальгия по будущему») и др.
12 –серийный фильм «Сармат» (режиссёр И.Талпа), титры озвучены  песней  К.Фролова.

В интервью Петру Кожевникову Константин высказывался по поводу современной литературы, музыки, в целом культуры. Несколько мыслей оттуда.

Не буду категоричным, но  мне кажется, что наша отечественная классика отодвинута на задний план. Народ что-то читает, это видно. Но, в основном, это детективы и прочая одноразовая ерунда. Я как-то пытался читать современную литературу наших популярных писателей, но быстро бросил. Я уже не говорю о массе орфографических ошибок и опечаток, но сам куцый язык, масса заимствованных слов, имеющих аналоги в русском языке, низость интересов главных героев – всё это не вызывает желания продолжать общение. Меня, в первую очередь, интересуют книги, связанные с историей – и моей страны, и всемирной. Делать обобщающие выводы я не буду. Но то, что нынешняя молодёжь практически не знает, что такое эпистолярный жанр, – это отчётливо видно в интернете. Безграмотные всхлипы и вопли, плюс смайлики – это вместо вразумительной оценки чего-либо, поздравления и пожелания друзьям и близким. Грустно всё это.


Что касается музыки. В юности я был индивидуалистом. Я не сходил с ума от рока, от популярных ансамблей типа «Битлз», «Роллинг Стоунз» и т.д. Мне нравились – Рафаэль, Джо Дассен, Демис Руссос, Шарль Азнавур, Хулио Иглесиас, АББА. Современные виды «западного искусства» я не принимаю. Оно рассчитано только на инстинктивные движения тела и мозга. Низкие частоты и ритм – для молодёжи, пожалуй, больше ничего не нужно. Им некогда думать, а иногда и нечем. Мы – славяне, иногда это пишется как слОвяне, от СЛОВА. Для нас всегда было важно в первую очередь содержание песни, а не мелодия или ритм. Мы всегда вслушивались в песню, а не тупо двигали бёдрами и другими частями тела. В настоящее время в России идёт наступление на отечественную культуру. Оно цинично, безжалостно и агрессивно. На русских конкурсах песни участники поют на АНГЛИЙСКОМ языке! Какая республика или народ в России говорят на этом языке? У нас свыше 180-ти национальностей, народов и этносов. В школах преподают на 70-ти языках! На СЕМИДЕСЯТИ!! Так пойте на этих языках! Нет. Идёт культурная агрессия с Запада. Это печальный факт.


Я невероятно благодарен своим родителям, они наградили меня многими способностями, которые я в течение жизни развиваю в себе. Я не говорю о нормальном здоровье, за что отдельная благодарность матери и отцу. Не курю, к алкоголю отношение спокойное – только по поводу и в меру. Занимаюсь спортом с малолетства. Мой отец всегда был для меня примером. Многое из того, что он делал, мне так и не удалось достичь. Но стреляю я прилично из многих видов оружия – от пистолета до спортивного лука и охотничьего ружья. Вожу практически любой вид транспорта вплоть до самолёта. Да и вертолётом приходилось управлять. Самое главное, что я взял у родителей – ничего не бояться и браться за любое дело. С детства меня увлекала астрономия и радиотехника. Я своими руками собрал телескоп, когда учился ещё в 5-м классе. В это же время я собирал радиоприёмники в мыльницах. И они работали, хотя у нас была зона неуверенного приёма.
Уже будучи директором школы, я получил радиолюбительский позывной и начал работать в эфире. Особенно мне нравилось работать морзянкой с дальними корреспондентами. У меня есть множество связей со всеми континентами - вплоть до Антарктиды, а также с многочисленными островами, яхтами и кораблями. А также связь с МКС, когда там летал мой друг, лётчик-космонавт Юрий Лончаков, тоже радиолюбитель. Своими руками я собрал с десяток сложных радиостанций 1-й категории. Некоторые из них работают до сих пор.
Кроме этого, у меня есть моторчик, как у известного Карлсона. Это ранец с мотором и пропеллером, который надевается на плечи, к нему цепляется параплан – и вот вам готов маленький летательный аппарат. Называется – парамотор. Наверняка,  что-то забыл. Но это не суть важно.


Пётр Кожевников повторил вопрос от школьника из России: «Твой жизненный принцип»?


Я часто напоминаю своим собеседникам и оппонентам слова Александра Невского: «Бейся там, где стоишь!» То есть, делай, что должно. Если каждый будет качественно исполнять свои обязанности, то всё будет хорошо. Ты сапожник? Делай сапоги так, чтобы они не промокали и чтобы подошва не отваливалась. Поэт? Пиши так, чтобы у людей мурашки бегали по спине и слёзы радости и соучастия навёртывались на глаза. Сейчас нам навязывают «западный взгляд на вещи». То есть, если ты благополучен, значит всё хорошо. А на остальное наплевать. Но это путь в никуда. При СССР была песня, в которой были такие слова: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» Именно поэтому наши деды победили в Великой Отечественной. Нашей молодёжи пытаются внушить шкурный взгляд на бытие. И это меня очень тревожит. А начинают с того, что перевирают и сокращают историю. Многие выпускники не могут ответить на простейшие вопросы – Кто такой Гагарин? Когда была Сталинградская битва? И т.д.


И несколько слов об отношениях с режиссером и актёром Андреем Ростоцким, как вы подружились?


В 1980 году мы посмотрели фильм «Эскадрон гусар летучих». Я был потрясён фильмом и ролью Андрея. В этот же вечер написал песню. Но прошло почти 9 лет, прежде чем мы встретились и я спел ему эту песню. С Андреем было покончено. Он расплакался, слушая эту песню. Мы обменялись адресами, и с тех пор 13 с половиной лет я останавливался в Москве только у него. Было написано почти три десятка песен для его фильмов и сценариев. К великому сожалению, в 90-е осуществить эти проекты было невозможно. Поэтому, большинство сценариев так и не стало фильмами. Потом были съёмки фильма «Моя граница». Во время этих съёмок Андрей трагически погиб, сорвавшись со скалы. Но песни и фильмы Андрея живут до сих пор.


Было ли что-то мистическое в его неожиданной смерти?


Было. У Андрея был довольно узкий круг близких друзей. И вот незадолго до гибели в этот круг вошёл ещё один персонаж, который уговорил Андрея… сменить веру. То есть, он стал убеждать его, что христианство – это не наша, славянская вера, а пришлая, чужая. А наша исконная вера – это язычество. И убедил. Андрей снял крест. И вот накануне Пасхи, в ночь с 4 на 5 мая 2002 года члены съёмочной группы предложили отметить этот праздник. Андрей сказал, что это не его праздник, но группа может отметить, если желает. Через несколько минут после этого он стал открывать кетчуп… и пролил его на себя. Он сам сказал, что это плохая примета, и что в группе будут потери. Что потом и произошло буквально через несколько часов.


Конечно, самое главное у Фролова-Крымского – это его стихи.
Поверьте, это классика. Будь моя воля, я бы включил с десяток его стихов в программы средней школы. Ведь так уже было, когда самые свежие произведения входили в школьные курсы. Я такое время захватил. Не только вспомнил, но и представил, как проведу этот урок. Сначала бы прочитал целиком, потом ответил бы на вопросы сам или кто-то из учеников. Лучше, если одни ученики задают вопросы, а другие отвечают. Отметили бы самые яркие строчки, озвучили бы самые интересные рифмы, вспомнили бы названные в стихах имена и заслуги этих людей. Открывая урок, я бы сказал, что мне очень хочется, чтобы к концу урока все вы знали наизусть это стихотворение и не стеснялись бы его читать другим, поскольку оно несёт заряд справедливости, которой сегодня так не хватает.

«Мы русские»
Константин Фролов-Крымский
                "Мы русские - какой восторг!"
                А.В.Суворов

Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: "Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей."

Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.

Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов  Пушкин
Не тяготился русскостью своей.

Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.

И не мирясь с мировоззреньем узким,
Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским               
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.

Любой из них достоин восхищенья,
Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленья
За Русь грузинский князь Багратион.

Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?

Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?

Не стоит головой стучать о стенку
И в бешенстве слюною брызгать зря!
"Мы - русские!" - так говорил Шевченко.
Внимательней читайте кобзаря.

В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев,
Кулибин, Ломоносов и Попов.

Их имена остались на скрижалях
Как подлинной истории азы.
И среди них как столп - старик Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.

Они идут – то слуги, то мессии, -
Неся свой крест согбенно на плечах,
Как нёс его во имя всей России
Потомок турка адмирал Колчак.

Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот - русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы - о матушке, о ней.

Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто.
                18.11.2012