Встреча на далёких островах

Борис Аксюзов
 




­"Утро"
          Скульптура Александра Ефимова

За спиной Глебова прощально прогудел старый пароход, отреставрированный специально для туристов, но он даже не обернулся: путешествие продолжалось, незнакомая земля встречала его влажным теплом и незнакомым запахом приморских улиц и площадей.
«Вот тебе и зима  южного полушария!», - подумал Глебов, ощущая, как ворот его рубашки становится мокрым.
Страна называлась Новой Зеландией, город – Таурангой.
Седой таксист высунулся из окошка допотопной машины ядовито-жёлтого цвета и крикнул по-английски:
- Сэр, вам нужен отель? Если вам нужен плохой отель, то он прямо перед вами, а если хороший, то я довезу вас туда запять минут и всего за один доллар!
Улицы городка были пустынны и серы, но вдалеке, на пригорке виднелся зеленый лес, и Глебов спросил:
- А нет ли у вас загородных отелей, желательно, в лесу?
- Сколько угодно! – радостно воскликнул таксист. –Я могу отвезти вас туда, но тогда вы будете должны мне три доллара.
- Хорошо, - согласился Глебов.
Со скрипом распахнулась дверца, и он вместе с чемоданом полез в душный салон такси, так как водитель даже не удосужился выйти из машины и открыть багажник.
- Вы из Европы? – спросил он, трогаясь с места.
- Нет, из США, - ответил Глебов. – А, вообще-то, я – русский.
- О, у нас живет много русских! Вы приехали к кому-либо из них в гости?
- Нет, я – турист. Хочу отдохнуть у вас и осмотреть ваши достопримечательности.
- Вы сделали правильный выбор, - похвалил его таксист.– Но вы, вероятно, забыли, что сейчас у нас зима.
- Не верится, - ответил Глебов, чувствуя, как тёплые капли бегут по его спине.
Шофёр рассмеялся:
- Вы приехали покататься на лыжах, сэр? Тогда вы ошиблись адресом. Но в отеле есть туристическое бюро, где вам продадут путевку на наши альпийские трассы.
- У вас есть и такие?
- У нас есть всё, что надо туристам, - гордо ответил таксист.
  Пропетляв по тесным улицам, они выехали на лесную дорогу, ведущую вверх, и вскоре остановились у двухэтажного дома, увитого лианами.
Таксист высунулся в окно, посигналил и   закричал:
- Джуди, выходи! Я тебе клиента привез!
На балконе, почти нависшего над дорогой, появилась женщина в желтом халате и тоже крикнула:
- Привет, Майк! Пусть клиент заходит!
Глебов расплатился и вылез из машины. В лесу было прохладнее, по дороге, шурша желтыми листьями, пробегал ветерок. Хозяйка гостиницы встретила его на пороге. Она попыталась отобрать у него чемодан, но Глебов с улыбкой отвел ее руку:
- Не утруждайте себя, мэм. Я еще не так стар, как кажусь.
- Называйте меня мисс Джуди. Я еще не замужем, - ответила женщина, кокетничая.
- А меня зовите мистер Глебов.
- Вы русский?
- Как вы угадали? – удивился он.
- Недавно у меня жил художник по фамилии Ефимов. Он тоже русский, но живет у нас в Окленде. Он открыл мне секрет русских фамилий. Они почти все оканчиваются на «-ов» или на «-ин». Вы будете обедать? Обед у нас в шесть, так что вы можете заказать то, что вам нравится.
- Нет, спасибо. Я бы выпил стакан сока. Из какого-либо чисто новозеландского фрукта.
- Киви или фейхоа?
- Пожалуй, оба, так как я не пил не того, ни другого.
- Я принесу сок в номер. Но прежде давайте решим, где вы остановитесь: в коттедже или в этом здании. Я думаю, что в коттедже вам будет удобнее, там никто вас не будет беспокоить. И это не намного дороже.
- Я согласен.
- Прекрасно! Все формальности отложим на потом, прежде всего вам надо отдохнуть.
Она проводила его в небольшой деревянный домик с мезонином и верандой, стоявший напротив под большой сосной. В нём было две комнаты и ванная, из окна виднелось море и кусочек пустынного пляжа.
«Вот и сбылась твоя мечта, - подумал он, глядя на эту картину и ощутив себя вдруг молодым и свободным. – Ты в Новой Зеландии, о которой впервые узнал, прочитав в третьем классе «Пятнадцатилетнего капитана».

  Сергею Валентиновичу Глебову недавно исполнилось семьдесят. Десять лет тому назад его пригласили в Йельский университет прочитать курс лекций по русской литературе. Профессорский состав и студенты этого американского университета высоко оценили уровень его преподавания, и ему было предложено вести этот курс на постоянной основе. Каникулы он проводил дома, путешествуя по необъятным просторам России, но в прошлом году умерли его престарелые родители, ехать на родину после этого ему было невмоготу, и он и он решил отправиться в страну своей мечты…

  Раздался стук в дверь: мисс Джуди принесла сок. Поставив его на стол, она достала из кармана какой-то пёстрый буклет:
- Этот каталог своих работ подарил мне ваш соотечественник, очень талантливый человек. Я думаю, вам будет интересно посмотреть их.
Устроившись на веранде, где было солнечно, свежо и наполнено хвойным запахом, Глебов принялся пить сок, какого он никогда не пробовал, и знакомиться с творчеством художника и скульптора Александра Ефимова. Его работы ему понравились, в них была какая-то новизна и чисто русская оригинальность, хотя тематика была, в основном, новозеландская: моряки в зюйдвестках, яхтсмены, и просто мужчины и женщины, непохожие на россиян. Но неожиданно у него появилось ощущение, что он уже когда-то слышал эту фамилию, Ефимов, и она была связана именно с живописью. Причем, ему казалось, что он сам произносил эту фамилию очень часто. Глебов взглянул на портрет скульптора на обложке буклета и черты его лица тоже показались ему знакомыми.
«Мистика какая-то», - подумал он и отодвинул буклет от себя подальше. Но тот вдруг открылся на последней станице, где жирным шрифтом был напечатан адрес скульптора: 37, Tamariki Ave, Aukland, NZ.

  Когда утром мисс Джуди принесла ему завтрак, он спросил у неё, как можно доехать до Окленда.
- У нас ходит автобус, расписание которого я могу вам принести. Но я советую вам взять такси. Причем, обязательно такси Майкла. Он знает Окленд, как свои пять пальцев. Он покажет вам в нем всё, что вы хотите увидеть и будет прекрасным экскурсоводом. Вы не смотрите, что он такой невежливый и не выходит из машины, чтобы помочь пассажиру. Мало кто  знает, но я открою вам этот секрет: у него нет ног. Он служил в Иностранном легионе и был тяжело ранен где-то в Африке. У него большая семья и, чтобы прокормить её, он преодолел много трудностей и стал таксистом. Лучшим таксистом в нашем городе.
- Хорошо. Позвоните ему и скажите, что мы должны выехать завтра в шесть утра.

  До Окленда они добрались за три часа. Когда Глебов показал Майклу адрес Ефимова, тот сказал: - Это почти на окраине, но я знаю, как туда добраться, минуя пробки.
  Он остановил машину у зеленой изгороди, за которой не было видно никаких строений.
- Вы не ошиблись, Майкл? – спросил Глебов.
- Я никогда не ошибаюсь, сэр! – обиженно ответил таксист.- Откройте калитку, где висит почтовый ящик, и идите по дорожке, пока не упрётесь в двери дома.
Не пройдя и десяти шагов, Глебов понял, что он не ошибся: прямо у дорожки стояла полуобнаженная фигура девушки, глядящей в небо. Он застыл возле неё, любуясь совершенством её форм, и вдруг услышал:
- Сергей Валентинович, вы откуда?

И он узнал этот голос, и вспомнил…
После окончания университета, Глебова оставляли в аспирантуре, но в нём вдруг проснулся, как говорил поэт, «дух бродяжий», и он взял направление на остров Сахалин. Преподавал в небольшом городке на берегу Татарского пролива русский язык, литературу и еще английский, потому что вести его, кроме него было некому
Работа начиналась очень трудно, потому что перед самым началом учебного года сгорел флигель, в котором размещалась школьная библиотека. Не было ни учебников, ни текстов произведений, и ему пришлось читать вслух «Войну и мир» и диктовать биографические сведения о писателях. Все ученики прилежно слушали его и записывали в общие тетради всё, что он говорил.
Все, кроме одного… Русый мальчик в пёстрой ковбойке только делал вид, что пишет. На самом деле, он рисовал. И рисовал он с натуры, а натурой для была только одна девушка, сидящая за первой партой.
Эта девушка была красива и умна, и, как вскоре понял Глебов, она терпеть не могла юного художника, которого звали Саша Ефимов. А тот был влюблен в неё, как говорится, «по уши». Но молодой учитель был зорок зрением и, главное, не мог терпеть такого пренебрежения к предмету, который он преподавал. И он придумал прекрасный ход, который должен был втоптать в грязь ученика, посмевшего не любить великую русскую литературу. Глебов решил незаметно подойти к художнику сзади, забрать его рисунки и показать их классу, сказав: «А это, по мнению, Саши Ефимова, главная героиня романа «Война и мир»!
Но что-то остановило его в самый последний момент, когда он уже держал в руках кипу его рисунков и, листая их, видел там одно и то же прекрасное лицо. И он, не сказав ни слова, положил рисунки обратно на парту. А Саша, покраснев, тут же разорвал их на четыре части…

- Как называется эта скульптура? – спросил Глебов, не отвечая на вопрос человека, в котором сразу узнал своего бывшего ученика, хотя очень постаревшего и седого.
- «Утро», - ответил тот.
- Я так и подумал, - сказал Глебов. – А теперь расскажи мне о себе. Со мной всё просто; я приехал сюда туристом и случайно нашел здесь тебя.

- После школы я поступил в Академию художеств в Ленинграде, - рассказывал Саша.- Был там на хорошем счету, но на мою беду, наш выпуск совпал с годами, когда рушилась страна. Я зарабатывал гроши на рекламе, и моя семья жила впроголодь. Но открылись границы и, по совету моего учителя, который очень ценил мой талант, я уехал в Новую Зеландию. Здесь стал известным скульптором. Вот и всё.
- Ты, по-прежнему, немногословен, - улыбнулся Глебов.
- Да, теперь мой язык – это мои руки, моя речь – скульптуры, которые я создаю.
- Я рад, что твоя речь так прекрасна…
Ефимов покраснел, Точно так он смущался, когда его хвалили в школе.
Потом неожиданно спросил:
- А вы скучаете по Сахалину?
- Еще как! Был там недавно, в школу нашу заходил, а всё равно еще тянет… А ты?
- Мне побывать там труднее, чем вам: пограничная зона, а я – иностранно – подданный… Утешаюсь одним: родился на Острове и живу на островах…