Три портрета генералов Тучковых кисти И. Клюквина

Владимир Варнек
1. Клюквин И.А. Портрет генерал-лейтенанта Н.А. Тучкова 1-го.Х.м.? 1836. ГИМ.[1, 2].
2. Клюквин И.А. Портрет генерал-майора П.А. Тучкова 3-го. Х.м. ? 1836.  ГИМ. [1, 2].
3. Клюквин И.А. Портрет генерал-майора А.А. Тучкова 4-го.  Х.м. 68х56,5. 1836.  ГИМ. [1].

Рассказывая в своей основополагающей статье о портретах Александра Алексеевича Тучкова 4- го,  историк-искусствовед Т.А. Селинова упомянула в ней и  портреты его старших братьев, участников Отечественной войны 1812 г.,  Николая Алексеевича (Тучкова 1-го) и  Павла Алексеевича (Тучкова  3-гого).  При этом все три портрета  были представлены на «Выставке 1812 года», организованной  в связи со столетней годовщиной Отечественной войны  1812 года в залах Исторического музея в Москве, и являлись копиями с оригиналов [1].

Оригиналы портретов, по мнению Селиновой Татьяны Андреевны, «находились в семьях Тучковых, и кто-то из них, скорее всего, это были члены семьи Павла Алексеевича, заказали для себя копии. <…>. Когда же формировался Музей 1812 года (сформировать который не удалось – ВВ), копии трех портретов Тучковых были подарены Историческому музею:  в каталоге выставки, изданном в 1913 году, значится «Дар А.П. Тучкова»»[1].

Автор публикации [1] считает, что все три портрета-копии работы И.А. Клюквина были созданы во второй половине XIX века, однако еще в предыдущей миниатюре [3] я не согласился с этим мнением, считая, что выполнены они были намного раньше, и ниже приведу дополнительные аргументы этому. Именно эти датировки, «вычисленные» автором миниатюры (см. ниже), указаны в названиях портретов, приложенных к миниатюре (1836 год). Что касается размеров данных портретов, поступивших в ГИМ, то Селиновой Т.А. они были указаны только для портрета Тучкова 4-го.

Осознавая, что «концы» всех трех портретов, приложенных к настоящей миниатюре, идут к художнику Клюквину Ивану Абрамовичу (1818 – 1868), написавшему данные копии, попытался найти «эксклюзивную» информацию о художнике. Приступив к поискам, был поражен тем необычайно большим числом интернетовских документов, в которых упоминается имя Клюквина, учитывая его скромный единый художественный рейтинг 4В [4]. При этом даже беглое ознакомление с найденными документами позволило понять, что он представлен в интернете, прежде всего, не как художник-живописец, а как литограф, причем биография его весьма неординарна. 

Приведу ниже  фрагменты одной любопытной публикации о молодом талантливом «самородке» из глубинки, найденной в интернете на сайте небольшого городка Торопца Тверской области, в котором родился Иван Клюквин, и принадлежащей перу член-корреспондента Русского генеалогического общества Н. Калюзина:

«Составители справочной литературы, посвященной городу Торопцу, озвучили достаточно много незаурядных личностей. Тем не менее, никому из них до сих пор не удалось вырвать, из забвения уроженца этого города,  классного художника  Ивана Абрамовича Клюквина. <…>. По достоинству его заслуги перед Отечеством были оценены с большим опозданием - 79 лет спустя после его смерти, когда корреспондент орденоносного журнала «Огонек» (1947, № 29, с.7) опубликовал статью о талантливом мастере литографского дела и о его шедеврах.

Оказывается, что торопецкий Иван Клюквин - чуть ли не основоположник сложного способа печати с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок, и такой способ воспроизведения линейных элементов он освоил в совершенстве.

Далее мы узнаем, что первым его учителем был родной отец Абрам Клюквин, который знал толк в изобразительном искусстве и щедро делился своим опытом со всеми, кто был неравнодушен к живописи. Наследие Клюквина-старшего огромное. Но сохранились лишь одна его работа «Портрет неизвестного с письмом», да копии с древних икон, которые находятся в Псковском объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.Творческое наследие Клюквина-сына не менее весомо и более сохранно. Картина его «За самоваром» - достояние областной картинной галереи в Твери. Но путь в литографию у него не был усыпан розами.

Как сын крепостного отца он не мог обучаться на стационаре государственных учреждений. Только дворянское достоинство обеспечивало поступление в вуз. Но Клюквину повезло. Его год рождения 1818-й почти совпал с учреждением в Петербурге «Общества поощрения художников» во главе с дворянами-меценатами. По-видимому, они были осведомлены о способностях Ивана Клюквина. Иначе, вряд ли бы он стал ПОЖИЗНЕННЫМ пенсионером этого Общества и был вхож в Императорскую академию художества !    

Классный художник (1840) и пенсионер ОПХ с 1835 года не подвел своих спонсоров. За сравнительно короткую жизнь Иван Клюквин отлитографировал более двух десятков художественных произведений, исполненных его соплеменниками. При выполнении этих правительственных заказов местом для реализации их были залы Зимнего Дворца, а также Литературный музей, Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина.

Умер Иван Абрамович Клюквин в 1868 году в возрасте пятидесяти лет. Похоронен он в Петербурге. Отец художника скончался годом раньше в Торопце, в возрасте 90 лет. 
Н. Калюзин, член-кор.  Русского генеалогического общества.  Сайт ticshen.narod.ru» [5].   

Помимо этого, в Псковском биографическом словаре  нашлась небольшая, но весьма важная для настоящей миниатюры биография И.А. Клюквина, содержащая ценную информацию о выполненных им портретах:

«Клюквин Иван Абрамович (1818, Торопец – 1868, СПб) – живописец, литограф. Учился у отца. С 1834 г. – вольноприходящий  ученик С.-Петербургской АХ.  С 1835 г. находился под покровительством Общества поощрения художеств (ОПХ). В 1836 – 1837 гг. экспонировал на академических выставках три портрета маслом и три портрета-миниатюры. В 1840 г.  получил звание неклассного художника. Исполнил по оригиналам Дж. Доу рисунки для 6-ти томного издания «Военная галерея 1812 г.» (1845 – 1849. Оригиналы хранятся в ГРМ) и  20 литографий к роману А. Фурмана «А.Д. Меньшиков» (1847)» [6].   

Убежден в том, что упомянутые в биографической заметке три портрета, написанные маслом, это и есть приложенные к миниатюре ранние живописные портреты братьев Тучковых.  Основано это убеждение на том, что поиски в интернете каких-то других живописных портретов Клюквина ничего не дали. Кроме  того, эти поиски показали, что практически все свои усилия художник направил на создание литографий, причем выполнять наряду с этим живописные работы он был, скорее всего, не в состоянии. 

Далее, можно утверждать, что коль скоро все три портрета экспонировались на выставках в 1836 – 1837 гг., то датой их исполнения с большой вероятностью является 1836 год, и даже 1835 год вызывает сомнения, т.к. в этом году вольноприходящему ученику Академии было всего лишь 17 лет. 

Обращу внимание еще на то, что в указанные годы с ОПХ активно сотрудничал А.Г. Варнек [7], и я думаю, что он, несомненно, покровительствовал способному ученику АХ, и оказывал ему, скорее всего, и помощь в выполнении портретов.  Портреты же эти, как видно, выполнены неплохо и благодаря яркости и насыщенности красок выглядят довольно эффектно.

Но если вопрос с датировками портретов, можно сказать, завершен, то другие вопросы к данным портретам-копиям имеются, и касаются они мундиров и орденов на груди портретируемых генералов Николая Алексеевича Тучкова и Павла Алексеевича Тучкова. Напомню, что подобный вопрос (о мотивах Дж. Доу  написать на портрете однобортный мундир и серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте) возникал и для портрета погибшего «досрочно» Александра Алексеевича Тучкова,и решение внести эти изменения были утверждены Александром I. 

Как же поступил в аналогичном случае  художник Иван Клюквин, выполняя портреты братьев Тучкова четвертого?  Попробуем разобраться с данным вопросом по очереди, и начнем с портрета Тучкова первого, родившегося   и  погибшего от ран, полученных на Бородинском поле. Что касается мундира, то молодой художник не мог, видимо, позволить себе «заменить» на портрете двухбортный мундир образца 1808 года на однобортный мундир образца 1817 года. Серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте он также не заменил.

Но такие изменения были осуществлены на портрете кисти Дж. Доу, находящемся в галерее Зимнего дворца и выполненного, как легко догадаться, с того же портрета-оригинала работы неизвестного художника, с которого писал впоследствии  портрет и Клюквин.  Правда, Дж. Доу  изобразил более  возмужалое лицо у модели, чем на портрете Клюквина, и поместил генерала на фоне тяжелых зеленых портьер. Что же касается орденов на груди Н.А. Тучкова  двух схожих портретов, то здесь нужно  разобраться, т.к. на первый взгляд нет соответствия двух наград на обоих портретах.

Как сообщается на сайте [2] и в Википедии,  Н.А. Тучков имел до своей гибели на Бородинском поле  пять наград, названных ниже.
Орден Святого Георгия 4 степени (09.11.1794);
Орден Святого Георгия 3 степени (26.07.1807);
Орден Святого Владимира 2 степени (1807);
Прусский орден Красного орла (1807);
Орден Святого Александра Невского (11.11.1808).

Изучение орденов на портретах Клюквина и Дж. Доу показало, что все они на том и другом портрете имеются, хотя и расположены по разному, а их сопоставлению «мешает» Орденская лента на более раннем портрете.  Небольшие и непринципиальные различия имеются также в мундирах и эполетах, связанные с тем, что на портрете Клюквина Н.А. Тучков изображен в мундире генерал-майора, а на портрете Дж. Доу в мундире генерал-лейтенанта, звание которого было присвоено Тучкову Н.А. (16.04.1765 – 30.10.1812)       13 сентября 1812 г. незадолго до его смерти.

Тучков Павел Алексеевич был ранен на Бородинском поле, но остался жив. Поэтому Дж. Доу при написании его портрета воспользовался его другим  портретом-оригиналом, на котором Тучков третий выглядит намного старше, чем на портрете работы Клюквина. Поэтому и сопоставлять данные портреты никакого смысла нет.

Изображен П.А. Тучков на портрете Клюквина в однобортном мундире 1817 г. с тремя орденами – Орденом Святого Иоанна Иерусалимского от 03.08.1800 г.,  Орденом Святой Анны 1-й степени от 10.04.1808 г., Орденом Святого Георгия 4 класса, а также с серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте.

Любопытно, что Тучков 3-й продемонстрировал свою независимость, оставив на груди Орден Святого Иоанна Иерусалимского, который в армейской среде перестали носить после смерти императора Павла I, с именем которого было связано появление в России данного ордена. Еще можно отметить, что на груди Павла Тучкова отсутствует орден Св. Владимира 2-й степени, которым генерал был удостоен  07.11.1831 г. Объяснить это можно тем, что на портрете-оригинале, с которого Клюквин снял свою копию, такого ордена еще не было.

На этом ограничимся обсуждением мундиров и орденов на портретах генералов Тучковых работы Клюквина и переключимся на главный вопрос, касающийся  нынешнего местонахождения  данных портретов, имен авторов портретов-оригиналов, с которых Клюквин выполнял свои копии и дат выполнения этих оригиналов. 

Селинова Т.А., рассказывая в своей статье 34-летней давности сообщила, что они поступили в Государственный исторический музей, находящийся на Красной площади в Москве, в канун выставки, посвященной 100-летию Бородинского сражения, проходящей в 1913 году [1].  Не прилагая больших усилий, установил с помощью интернета, что портреты и сейчас находятся в собрании ГИМа.  Далее отыскал следующую информацию о всех трех портретах кисти И.А. Клюквина.   

Портрет генерал-лейтенанта Тучкова Николая Алексеевича (1765 – 1812)  проходит в ГИМе с инвентарным номером ГИМ 59745/ И1 – 798, считается подлинником. Представляет собою копию с оригинала известного французского художника Монье Жана Лорана (1743 – 1808), проработавшего в Академии художеств с 1802 по 1808 гг. Год написания портрета оригинала и его местонахождение найти не удалось.

Портрет генерал-майора Тучкова Павла Алексеевича  (1775 – 1858) имеет в ГИМе идентификационный номер 59745 И 1 - 793; размеры же его не удалось найти. Но удалось найти довольно интересную информацию о портрете-оригинале, с которого Иваном Клюквиным был списан данный портрет. Выполнен портрет-оригинал был в 1820 году самим В.А. Тропининым, и находится он в настоящее время в собрании музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, имеет инвентарный номер Ж – 495.  А в графе «Происхождение» в Описании портрета сообщается: «Дар мэра Москвы Ю.М. Лужкова»!

Любопытно было сопоставить картинки портретов Тучкова 3-го, оригинала кисти В.А. Тропинина и копии кисти И.А. Клюквина. На портрете Тропинина генерал выглядит более реалистично, с усталым и несколько расплывшимся лицом. Клюквин же явно омолодил его лицо и сделал его не таким полным. Датировка портрета-оригинала (1820 г.) позволила объяснить отсутствие на портрете-копии, выполненном в 1836 г. отсутствие ордена Святого Владимира 2-й степени, которым П.А. Тучков был награжден 7 ноября 1831 года.

Третий портрет-копия с изображением генерал-майора А.А. Тучкова кисти И.А. Клюквина, приложенный к миниатюре, по-прежнему находится в собрании ГИМа с тем же инвентарным номером ИI 265 -59745/1, который был указан в публикации Т.А. Селиновой 34-летней давности [1]. В Описании сообщается, что находится данный портрет в экспозиции музея Отечественной войны 1812 года на 2 этаже ГИМа. Вот только непонятно, какие же истинные размеры данного портрета. В описании указаны размеры 42х33 , а в статье Т.А. Селиновой приведены размеры 68х56,5.  А еще в Описании портрета указана датировка - середина XIX века, которую автор миниатюры предлагает подправить и указать 1836 год.

Что касается портрета-оригинала А.А. Тучкова кисти А.Г. Варнека, с которого 18-летний художник выполнил свою копию, то находится он в собрании музея-заповедника «Бородинское поле» в экспозиции данного музея и воспроизведен в красочном альбоме издательства «Белый город» [8].

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Селинова Т.А. Неизвестные прижизненные портреты участника Отечественной войны 1812 года А.А. Тучкова. Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1985. М. Наука. 1987. С. 264 – 269. 
2. Сайт «Наполеон и революция». Биография с портретом в конце  заметки.
3. Владимир Варнек. Три портрета-копии генерала А.А. Тучкова . проза.ру от 23.06.2021.
4. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.
5. Иван Клюквин ticshen@yandex.ru
6.  Псковский биографический словарь. Под общ. ред. В. Н. Лещикова. Псков, ПГПИ, 2002 .
7. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
8. В. Анфилатов и Т. Громова.  Альбом по искусству. Музей-заповедник «Бородинское поле». Белый город. 2007. С. 34.

26.06.2021.