Детство

Татьяна Флоря Нгуита
      Д Е Т С Т В О

     (ВОСПОМИНАНИЯ)

   Говорят,  что  дети,  обычно,  -  помнят  себя  где-то, наверное, все-таки,    начиная   лет   с  двух  - трех,  не  знаю,  все  может  быть...
    Первые мои детские воспоминания  - почему-то  связаны  с  белой, большой,  лохматой  собакой,  она  явно  - была  выше  меня  и  я  все  время  пыталась  влезть  ей  на  спину, -  я это  отчетливо  помню, -  как  хваталась за  ее  пушистую, длинную  шерсть,  а  она  -  умным  и  очень  добрым  взглядом  смотрела  на  меня,  и  все  мне  прощала...
     Это  уже  я  сейчас  понимаю,  что   наверняка, -  бедной  псине  было  мучительно  больно  и  странно  от  такого  моего  поведения,  но  она  терпеливо  сносила  все  мучения...  У  меня  даже  где-то  сохранилось   несколько  фотографий  с  той  поры,  я    во  дворе  у  окна,  надо  мной  виноградная  беседка,  а   справа  от  меня  -  большой,  черно -  белый,  беспородный  пес, а  мне  -  лет  пять,  наверное, я  -  в капоре, в  свитре  и   в   передничке -  с  кружевной   белой   окантовкой...  Пес,  -  внешне,   скорее всего  помесь  с  московской  сторожевой  и  белым водолазом,  с  широким  лбом,   на  высоких,  сильных   ногах,  пушистый, добрый...  Моя  правая  рука  -  на  его  спине,  а  он    гордый   и   красивый,  - так  доверчиво  и  спокойно  смотрит  в  камеру,  слегка  прищурившись  на  солнце,  -  как  будто  улыбается...
 Потом  уже  мама  рассказала  мне,  что  его  звали -  Мака,  и  он,  -еще  до  моего  рождения  появился  в  нашем   доме,   и   его   давно  кто-то  подкинул  под  нашу   калитку   совсем  крошечным   и   беспомощным  щеночком...  Его  сначала   и  называли  -  просто  Мальчиком, он   был без  имени, все  время  пытались  его  кому-то  отдать,  а  он - приходил  опять,  и  когда  калитку  открывали, -  он,  как  всегда,  снова  сидел  на  улице, -   у  наших  ворот...  А  потом  -  он  постарел  и  к  нему  все  уже  привыкли, и   он  -  остался  жить   у  нас,   а   уже   потом  -  родилась  я,  и  он  -  стал  моей  нянькой, моей  игрушкой, - живой  и очень  доброй..
И  потом  я  помню  - тот  страшный  день,  -  когда  он,  Мака,  в  нашем коридоре, в  нашей, прихожей,-  как  говаривала  мама, он -  натыкался  на  стены, -  не  видя, ослепнув, - носом,  головой  -   ударяясь  о  двери  кухни  и  я  видела  в  стекляное окно  нашей  кухни, -   как  он  страдает,  пытаясь  найти  выход  во  двор, -   я  плакала  и  кричала,  а  меня  все к  нему  -   не  пускали, а  я  не  понимала  -  почему?!  А  уже потом -   мне  сказали, что  Мака  -  умер,   и  только  спустя  годы   -   объяснили,   что  его  отравили  соседи,  - дали  ему  иголку   или   яд, -  и   он  поначалу -  ослеп,   а   уже  под  утро  -  умер...
  Они  его  и  решились  убить, чтобы  он  не  лаял -  по  ночам, когда  к  ним  приходили  такие  же  пьяницы, как  и  они сами...
 Мне  тогда  было  -  лет  шесть, -  наверное,  но  я   помню  ту  ночь,  как  будто  -  это  было  вчера...
   А   вскоре,  почти   сразу  после  смерти  Маки    -   на  пороге  нашего  дома,  в   прихожей   -  появился  этот   маленький,  злой  и капризный  мальчик,  он  -  был  в  черной  шапке  и  шарфике,  который  закрывал   его  рот,   а    когда  с  него  сняли  шарфик  и  открыли  его  рот,  - то  он  сразу  закричал,  и  упав  на  спину  прямо  в  коридоре,  - зло задрыгал  ногами...
  Я  испугалась  и  удивилась,  такого   я   и  запомнила  его - ребенком,-  своего  приемного  брата  Леню,  Леонтия,  -   сына  отчима от  первого  брака,  когда  он  впервые,  вместе  со  своим  отцом  -  вторым  мужем  моей  матери,   -  Дедиком  Александром  Васильевичем, -   появился в нашем  доме.
   С  того   самого   момента   -  кончилась   моя  спокойная   и  такая  мне понятная, привычная  и  размеренная  жизнь,  - и   вот  уже  этого  Леню  моя  мама  куда-то  уводила  по  утрам,  а  я  оставалась  в  доме  одна,  и  бродила  по  комнатам,  так  как  мама,  уходя,  -  закрывала  дверь -  на  замок,  и  я   могла  только  смотреть  в   два   окна   -   из    большой   комнаты  во  двор,  -  на  калитку   и   ждать,  когда  она   -  откроется,  и   моя  мама  придет,  наконец-то,  -  одна,  оставив,  Слава  Богу,   где-то  этого  несносного  мальчишку,  -  вредного,  крикливого  и  чужого...  Лене  -  было  тогда   всего   три  года,  он  был  на  три  года  младше  меня  и  он  ходил  в  детский  сад,  а  я  -  нет...
  Еще  через  два  года  -  родился  Валера,  и  у  меня  -  стало  уже  их  -  двое,  моих  мучителей... Я  воспринимала  -  это  белесое, худое, несчастное  создание,  -  своего  второго  братца,  -  всегда  плачущего, вертлявого и  весьма  изворотливого  еще  с  детства,  всегда  такого  шустрого и визгливого,  испуганного   и  вечно   битого   своим  подленьким, злым  старшеньким  братцем   -    как   еще   одно, ненужное, глупое  и  вовсе  бесполезное  во   всем  своем  существовании,  -  горе  на  мою  голову...
   Мама,  часто  уходя  из  дому  -  в  суете  и  поиске  пропитания, теперь  уже  для  своих -  троих   деток, всегда   оставляла  меня  -  за   старшую,  и   я -  теперь  должна  была   отвечать   пред   нею   и   отчимом   -    уже   не  только  за  себя,  но  и   за  все  весьма  ловкие  и тупые  проделки   - этих   двух " веселых  братцев," которые  почти   всегда  себе  находили  -  очередной  повод  подраться, разбить  друг  другу  носы  или  походя,  вроде  совсем  случайно,  -  разбить  посуду  или  уничтожить   то, что  я  не  всегда  успевала  спасти...
            Так  тогда нелепо погиб   -   мамин  любимый  фаянсовый  слон, -  резко упавший  с  комода   в   бывшей   бабушкиной  комнате,  которая  теперь, -  после  смерти  бабушки,  - стала  нашей  детской, -  в  которой  мы, все  втроем,  -  спали...   
 Там  -  стояли  три  наших  кроватки,   и   в   той  же  спальне,  -   у  окна  была  моя  кровать,  а   на   окне  -  мои   игрушки,  -    многочисленность   которых  постепенно  таяла  на  моих  глазах,   это  мой  братец,  ушлый и   быстрый  мой  новый  братец  -  Ленчик,  -   ловко  отрывал    у    моих   кукол  их   руки,  ноги  и  головы,  -  и делал  это  гораздо  быстрее,  чем  моя  бедная   мама   -   успевала  восполнять  потери...
  Мама,  уже  с  годами,  потом,  -  часто   рассказывала  мне  о  том, что  бабушка,  еще  -  будучи  живой,  за   полгода  до  появления  в  нашем  доме  Ленчика  и  отчима,  -  часто  ей   говорила ,  что   сводить  детей  -  нельзя,  что  к  добру  это   не  приведет,  и   недолюбливала  Ленчика, - только  один  раз  его   и   увидев  -  в  городе  вместе  с  отчимом, - еще    тогда,   когда   мама   только   встречалась  с  ним,  -  и   пожалев  его,  -  вдовца,-  оставшегося  после  смерти  жены  -  Раисы,  которая  умерла  в  родах,   - пожалев   его,  одинокого  и  несчастного   с  ребенком   на  руках   и  согласилась   -   выйти   за   него   замуж...
    Бабушка    и    умерла -то    -   только   из - за    этого    опрометчивого  маминого  решения,  -  скоропостижно   и   сразу  же  -  после  того,  как  мама   сделала  это...
  У  нее  в  шестьдесят  лет  -   случился  инсульт,   -  я   помню,    как  я  -  стояла  у  комода  в  спальне,  а  рядом  с  комодом -  стоял  огромный  темно-коричневый  шкаф,  -  полированный  и   блестящий,  я  -  видела  бабушку  -  в  отражении  этого  шкафа,   так  как   мне  -  было  страшно  слышать,  как  она  хрипло  дышит,  громко  и    сипло    храпит,  -   и    я   очень  боялась  смотреть  на  нее  -  и   повернуться   к  ней  -  лицом,  и  стояла,  испуганно  отвернувшись... А  до  этого  -  двое  мужчин  к  нам  в  дом  ее заносили  со  двора,  она  -  там  упала, было  холодно  и  выл    ветер,  мама  рассказывала  мне  потом,  что  бабушке  стало  плохо  -  той  ночью,-  после  их  скандала,  был  конец  марта,  она  -  вышла   во  двор  и  упала  на  огороде,  и  лежала  там  до  утра,  а  мама  утром  ей  хотела  рассказать  сон,  -   она  проснулась  на  рассвете, ей приснилась   свадьба  и  столы  -  буквой - "П",  она  пошла  -  рассказать  свой  сон, а  бабушки   в  ее  спальне  и   комнате   -  не  оказалось...   Инсульт  был  -  обширный,  это  был   начало  -  1963  года,   лечить  тогда   не  умели,  -  ставили  какие-то  пиявки, спускали  кровь  в  миску, -  и моя  бабушка -  умерла...  Я  помню  -  какая  она  была,  чрезвычайно  круглая, мягкая,  с  неслышной  походкой,  всегда  что-то  шьющая,  вяжущая,  ее  руки -  в  муке,  колдующие  на  кухне  над  тестом,  мы  -  вдвоем,  она -  поет  или  читает  мне  или   что-то  веселое   мне  рассказывает, очень  тепло, по-доброму  прижав   меня   к  себе...
   Она  умерла  -  весной,  а  осенью  в  1963  году  -  я  пошла  в  школу  уже  на  другой  фамилии,  так  как  отчим  -  меня   удочерил,  - а  моя  мама  так  боялась  за  меня,  -  и   так  спешила  выйти  замуж,  так  как  я  -   все  свои  годы  росла  совсем   без  отца,  а  вот  в   школу  должна  была   пойти  не  безотцовщиной,  -    а  девочкой  из  полной  семьи,  -  пусть  и  нелепо,  неосознанно  и  спешно  -  созданной,  но  из   семьи, -  в  которой  были:  и  отец,  и  -  мать...
    В  школе  -  мне  было  сложно,  я  -  не  зная,  что  такое  детский  сад  и   "чудные законы"  коллектива,    -    старалась    поначалу,  -  как  только  могла, -  быть   в  стороне  от  толпы,  -  мне   вполне   хватало  и  на  дому теперь   всем -  " делиться  с  ближними",  то  есть   со   своими  "милыми,  новоявленными  братцами", -  всем  тем,  что  я  там  имела,  вернее  всем  тем,  что  я   уже  никогда  не   могла  бы   иметь   в  своем  личном  пользовании,  как  раньше! Даже  спальня,  которая  раньше   -  была  только  моей, - где   всегда  мной  были  хранимы  -  мои  пестрые  коробки  с  игрушками,  мои  добрые  и  красивые  куклы и  белый  мой,  зеленоглазый, с милыми, прекрасными,
 сверкающими  и  почти что - прозрачными, ярко-зелеными  глазами  -  пуговицами,  мой   огромный,  плюшевый " Кот  в  сапогах",  -  которого моя  мама  привезла  мне  из самого  Ленинграда (Питера), с  белым,   длинным,  мягким  и  пушистым  хвостом, -  в  красных,  очень высоких, с отворотами,  плюшевых  сапожках,  в  красной широкополой  шляпе  с   ярким  пером   и  с  очень  пышными,  красивыми, нежными,  проволочными  белыми  усами,  в ярко- красной,  плюшевой  накидке  и   с  дивной,  серебристой,  блестящей  саблей  в  огромных  лапах,  -  он,  этот   мой  любимец,  мой  любимый  кот, - " был  повергнут   наземь   и   смят"  -  моими    "новыми  братцами",  -  сброшен  с  комода  на  пол   и  весь  в  грязь  истоптан  их вечно  грязными  ботинками  -  тем  осенним,  холодным  и дождливым  вечером,  - когда  я  мирно  и  старательно ,  -  ни  о  чем  плохом   даже   и    не  подозревая,  - готовила  свои  уроки  рядом  с  мамой  -  в  нашей  кухне, а  мама  спешно  подогревала  еду вечно  голодным  братцам  и  отчиму, стараясь не  вмешиваться  в  тот  шум,  что доносился  из  детской,  и  все  это  для  того,  -   "чтобы  детки   смогли   поиграть  в  детской - после  прогулки  с  папой  на  свежем  воздухе!!"
  Отчим  -  всегда  делал  вид, что  все  хорошо  и  что его  -  все  устраивает,  он  -  никогда  не  вмешивался,  вообще,  в  процесс  воспитания,  а  за  всем  происходящим  -  тихо наблюдал как бы   -  исподволь,  издалека,  -   например, с  другой половины  детской, - просто  сидя  у  экрана  телевизора  или  читая, как  всегда,  -  свою  вечную  газету...
  Я  видела,  что  это  -  его  напускное  спокойствие  -  только  маска, - а  на  самом  деле, он  - всегда очень внимательно  наблюдает  за  моими  действиями   и   поступками, следит  за  всеми   моими   словами  и   что  он   почти что  всегда   - старательно  ищет уязвимые   моменты, - то  есть, -  мои   просчеты или  слабые  места   и   мои  ошибки,  и  докладывая  потом  о  них  моей   матери,   -  очень  настойчиво   пытается  ей  доказать,  что  я  -  хуже,  чем  эти  его  сынки,  он   -   спорит с  ней  и  глядя  на  меня  с  ненавистью  и  интересом, -  как  же  я  буду  себя  вести, -  то  ли  -  плакать  от  очередной  обиды,  то ли   -  опять  тихо и  терпеливо  сносить его унижения, -  он упорно  следит   за  мной   из-под  своих  кустистых густых бровей, удивляясь  моей  стойкости  и  моему терпению...    
  Я - уже привычно, почти  всегда  - ощущала  на  себе серый, стальной и холодный  его  взгляд  и  так  и  жила  под  постоянным  прицелом   его  четко  нацеленных  на  меня, проницательных, холодно-пепельных, а иногда, - даже насмешливых, слегка  зеленоватых,  прищуренных,  хитрющих,  как  бы,  -  змеиных  глаз....
    Только  потом,  когда  я  выросла,  то  узнала,  что  он  родился  - в  год  Змеи,  в  1929  году,   и  что  именно  - такое  его  поведение,  - а  именно, -  поиск  сплетен, тихий  шантаж, недоверие,  насмешки,  веселый  и  злой  кураж   в   жизни,  -  почти   что   всегда   соответствует  людям,   рожденным  под   этим  знаком  гороскопа,  то есть  в  год Змеи.  Я   и  потом  -   и  не  раз  в  жизни  убеждалась   в  этом.....  Таковы  уж  -  все представители  этого  зодиакального знака....
        Я, -  уже  почти что прожив  жизнь,  не  удивляюсь теперь  и  тому,  что  в  нашем  классном  коллективе,   во  времена еще моего обучения   -    в  школе,  -  все  десять  долгих   лет  -   существовала тогда  у  нас и  такая   сложная   система  иерархии,  - какая   могла  быть  и  тогда  и  вообще,  только  среди -  высших  приматов,  - да   ведь  мы  и  были  -  все Обезьяны, - в  основном, 1956  года, некоторые только  -  1955  или  1957  годов, -   представить  это  страшно,  - даже  сейчас,  -  целых   четыре  класса,  - и  по  сорок  человек  в  каждом,    -  и  все  Обезьяны!! ВОТ  ЭТО  ВАМ  -   БЫЛ, Я  СКАЖУ, -  ЗООПАРК!!!!
  Суровая ШКОЛА - Жизни!!)) Существовала  даже  -  и   прямая  система  угнетения  слабых!!  В каждом  из  наших  четырех  классов  -  был тогда свой  вожак,  были  - его  приближенные,  но  всего-то  - их  было  пять-шесть    человек, и  было по человек  10  -  тупых  исполнителей  наказаний, -  для  всей  остальной  толпы!!!
 Тогда - эта непререкаемая  и уважаемая  всеми,- Каста власти, и даже некоторыми учителями, - раболепствующими   и  всячески  поддерживающими  ее  авторитет - у  остальной  толпы - рабов,  - властвующая  рабовладельческая  кучка  -  называлась многими  учителями  -  костяком  класса!!!  Теперь,  после  того, как  я  много  лет  проработала  сначала  в  пионерлагерях  - еще  при  том  времени, а  потом в музыкальном  училище учителем  и  учителем   в  школе,  а  потом, -  уже  после   университета,  - тогда  уже  имея  классическое  образование  и  научную  степень  Магистра  филологических  наук, - много проработав  воспитателем  в  ОПБ -1,среди детей-сирот, потом - преподавателем в ПТУ и Высшей  школе,- и я уже могла реально  осознавать  всю  ту  серьезность  и   реальную  угрозу  -  весьма  и  вполне даже   возможного  острого конфликта   -     между  учеником   и  учителем,  воспитуемым  и  воспитателем,  студентом  и  неопытным преподавателем!!  Это  -  очень и очень даже возможная  угроза!! Хотя многие сейчас  еще - не  придают  этому  должного  внимания,  самоуверенно  надеясь,  что  им  ничто  не  угрожает  и  эта  проблема  отцов  и  детей,  этот  конфликт  -  их  никогда  в  жизни  не  коснется, а  зря!
   Сейчас,  в  нашем  взрывоопасном  обществе,  скором  -  на  быструю  расправу,  совсем  не  как  в  те,  былые  времена,  когда   наша  первая учительница, -  Ксения  Петровна   Шевергина, - вполне себе спокойно могла  в школе  тихо  читать  Стендаля " Красное  и  Черное"  - на  уроке  письма  или чистописания, совсем  не  боясь,  что  кто-то  из  ее  милых учеников  - запустит  в  нее  чернильницей  с  густыми,  фиолетовыми,  настоящими канцелярскими  чернилами, - вот так, -  очень просто,  - достанет  из  мешочка,  в  котором  ее  принес - бережно  и  -  метнет  в  свою  любимую учительницу!!
 Ведь раньше  -  ученик,  трепетно  боясь,  что  нечаянно  прольет, - старательно нес свою  чернильницу  в  школу, гордо одевал перед  уроком - сшитые  дома  мамой  нарукавники, приготавливал  деревянную  ручку  с  пером, которое  вот только  что  тихонько достал  из  деревянного  пенала  с  тонкой,  легко  отодвигающейся,  -  как в  сказочном,  волшебном  ящичке,  -  вбок, - крышечкой,  наденет  блестящее  перышко  на  свою  деревянную  ручку  с  железным  блестящим   наконечником  со  специальным, узким зазором  для  перышка,  -  макнет  перышко   аккуратненько  в  чернильницу,  которая  в  специальном  округлом  отверстии  -  посередине  парты  стоит,  и  выведет, - старательно  списывая  с  доски,  -  первое  слово  вслед  за  учительницей,  стараясь  написать   точь  в  точь,  как это делает - она!!!
А  потом, он,  этот   маленький  первоклассник, а  вот  вы  себе  только  сейчас представьте это: он  вдруг возьмет,  и  размахнувшись  получше,  -  бросит  эту чернильницу  в  свою первую  и  любимую - учительницу, - если  та  ему,  -  ну, как  бы, - совершенно  случайно  - не  то замечание  и  не так  сделает, или же  не то  слово, -  или  не так,  не как  ему  бы  хотелось  услышать, - случайно скажет!!!
  КАК БЫ  ЭТО  -  ТОГДА  ВЫГЛЯДЕЛО,  СКАЖИТЕ  МНЕ,   МОИ  ДОРОГИЕ  ЧИТАТЕЛИ???!!!
  Этого  -  нельзя  было  себе,  вообще,  -  даже  и  представить  -   в   самом  страшном  сне  -  такое  никому  и  никогда  бы  и   не   снилось,  к   учителям  тогда все относились просто,  как  к небожителям,  их - слушали  со вниманием,  с  уважением,  с  тихим  удивлением,  с  радостью,  со  счастьем  в  глазах  от  их  присутствия,  с  открытыми  ртами,  бережно  улавливая  каждое  их  слово   и  прислушиваясь  даже  к  их  шепоту, -   боялись  дышать  в  их  присутствии!!!
   Трудно  даже  думать  о  том,  что  может  быть  лет  через  десять  или  двадцать,  я  -  думаю,  что  учителя  -  как  единица  общества, -  вообще,  перестанут   существовать  в  природе, у  нас  впереди  -   общество   изгоев,  которое  самое  себя  перестанет   переносить   и   терпеть,  -   обучение в нем    будет  сугубо  индивидуальное, в  тесном   и     узком пространстве,   -   ученик -компьютер!!
   Грамота  станет  только  виртуальной,   -  умение  писать  на  бумаге - скоро  станет   никому  ненужным,   книги  уже  умирают  -  медленной,  но  мучительной  смертью,  их  -  почти  перестали  читать,  все  -  есть  на  компе!!!  Такова, увы, -  наша  действительность,  ведь  прогресс  -  и  вправду  вещь  неумолимая  и  неминуемая, к этому  мы  идем семимильными  шагами  и  недолог уж, поверьте. - наш  путь!!!