Д Е Т С Т В О
(ВОСПОМИНАНИЯ)
Говорят, что дети, обычно, - помнят себя где-то, наверное, все-таки, начиная лет с двух - трех, не знаю, все может быть...
Первые мои детские воспоминания - почему-то связаны с белой, большой, лохматой собакой, она явно - была выше меня и я все время пыталась влезть ей на спину, - я это отчетливо помню, - как хваталась за ее пушистую, длинную шерсть, а она - умным и очень добрым взглядом смотрела на меня, и все мне прощала...
Это уже я сейчас понимаю, что наверняка, - бедной псине было мучительно больно и странно от такого моего поведения, но она терпеливо сносила все мучения... У меня даже где-то сохранилось несколько фотографий с той поры, я во дворе у окна, надо мной виноградная беседка, а справа от меня - большой, черно - белый, беспородный пес, а мне - лет пять, наверное, я - в капоре, в свитре и в передничке - с кружевной белой окантовкой... Пес, - внешне, скорее всего помесь с московской сторожевой и белым водолазом, с широким лбом, на высоких, сильных ногах, пушистый, добрый... Моя правая рука - на его спине, а он гордый и красивый, - так доверчиво и спокойно смотрит в камеру, слегка прищурившись на солнце, - как будто улыбается...
Потом уже мама рассказала мне, что его звали - Мака, и он, -еще до моего рождения появился в нашем доме, и его давно кто-то подкинул под нашу калитку совсем крошечным и беспомощным щеночком... Его сначала и называли - просто Мальчиком, он был без имени, все время пытались его кому-то отдать, а он - приходил опять, и когда калитку открывали, - он, как всегда, снова сидел на улице, - у наших ворот... А потом - он постарел и к нему все уже привыкли, и он - остался жить у нас, а уже потом - родилась я, и он - стал моей нянькой, моей игрушкой, - живой и очень доброй..
И потом я помню - тот страшный день, - когда он, Мака, в нашем коридоре, в нашей, прихожей,- как говаривала мама, он - натыкался на стены, - не видя, ослепнув, - носом, головой - ударяясь о двери кухни и я видела в стекляное окно нашей кухни, - как он страдает, пытаясь найти выход во двор, - я плакала и кричала, а меня все к нему - не пускали, а я не понимала - почему?! А уже потом - мне сказали, что Мака - умер, и только спустя годы - объяснили, что его отравили соседи, - дали ему иголку или яд, - и он поначалу - ослеп, а уже под утро - умер...
Они его и решились убить, чтобы он не лаял - по ночам, когда к ним приходили такие же пьяницы, как и они сами...
Мне тогда было - лет шесть, - наверное, но я помню ту ночь, как будто - это было вчера...
А вскоре, почти сразу после смерти Маки - на пороге нашего дома, в прихожей - появился этот маленький, злой и капризный мальчик, он - был в черной шапке и шарфике, который закрывал его рот, а когда с него сняли шарфик и открыли его рот, - то он сразу закричал, и упав на спину прямо в коридоре, - зло задрыгал ногами...
Я испугалась и удивилась, такого я и запомнила его - ребенком,- своего приемного брата Леню, Леонтия, - сына отчима от первого брака, когда он впервые, вместе со своим отцом - вторым мужем моей матери, - Дедиком Александром Васильевичем, - появился в нашем доме.
С того самого момента - кончилась моя спокойная и такая мне понятная, привычная и размеренная жизнь, - и вот уже этого Леню моя мама куда-то уводила по утрам, а я оставалась в доме одна, и бродила по комнатам, так как мама, уходя, - закрывала дверь - на замок, и я могла только смотреть в два окна - из большой комнаты во двор, - на калитку и ждать, когда она - откроется, и моя мама придет, наконец-то, - одна, оставив, Слава Богу, где-то этого несносного мальчишку, - вредного, крикливого и чужого... Лене - было тогда всего три года, он был на три года младше меня и он ходил в детский сад, а я - нет...
Еще через два года - родился Валера, и у меня - стало уже их - двое, моих мучителей... Я воспринимала - это белесое, худое, несчастное создание, - своего второго братца, - всегда плачущего, вертлявого и весьма изворотливого еще с детства, всегда такого шустрого и визгливого, испуганного и вечно битого своим подленьким, злым старшеньким братцем - как еще одно, ненужное, глупое и вовсе бесполезное во всем своем существовании, - горе на мою голову...
Мама, часто уходя из дому - в суете и поиске пропитания, теперь уже для своих - троих деток, всегда оставляла меня - за старшую, и я - теперь должна была отвечать пред нею и отчимом - уже не только за себя, но и за все весьма ловкие и тупые проделки - этих двух " веселых братцев," которые почти всегда себе находили - очередной повод подраться, разбить друг другу носы или походя, вроде совсем случайно, - разбить посуду или уничтожить то, что я не всегда успевала спасти...
Так тогда нелепо погиб - мамин любимый фаянсовый слон, - резко упавший с комода в бывшей бабушкиной комнате, которая теперь, - после смерти бабушки, - стала нашей детской, - в которой мы, все втроем, - спали...
Там - стояли три наших кроватки, и в той же спальне, - у окна была моя кровать, а на окне - мои игрушки, - многочисленность которых постепенно таяла на моих глазах, это мой братец, ушлый и быстрый мой новый братец - Ленчик, - ловко отрывал у моих кукол их руки, ноги и головы, - и делал это гораздо быстрее, чем моя бедная мама - успевала восполнять потери...
Мама, уже с годами, потом, - часто рассказывала мне о том, что бабушка, еще - будучи живой, за полгода до появления в нашем доме Ленчика и отчима, - часто ей говорила , что сводить детей - нельзя, что к добру это не приведет, и недолюбливала Ленчика, - только один раз его и увидев - в городе вместе с отчимом, - еще тогда, когда мама только встречалась с ним, - и пожалев его, - вдовца,- оставшегося после смерти жены - Раисы, которая умерла в родах, - пожалев его, одинокого и несчастного с ребенком на руках и согласилась - выйти за него замуж...
Бабушка и умерла -то - только из - за этого опрометчивого маминого решения, - скоропостижно и сразу же - после того, как мама сделала это...
У нее в шестьдесят лет - случился инсульт, - я помню, как я - стояла у комода в спальне, а рядом с комодом - стоял огромный темно-коричневый шкаф, - полированный и блестящий, я - видела бабушку - в отражении этого шкафа, так как мне - было страшно слышать, как она хрипло дышит, громко и сипло храпит, - и я очень боялась смотреть на нее - и повернуться к ней - лицом, и стояла, испуганно отвернувшись... А до этого - двое мужчин к нам в дом ее заносили со двора, она - там упала, было холодно и выл ветер, мама рассказывала мне потом, что бабушке стало плохо - той ночью,- после их скандала, был конец марта, она - вышла во двор и упала на огороде, и лежала там до утра, а мама утром ей хотела рассказать сон, - она проснулась на рассвете, ей приснилась свадьба и столы - буквой - "П", она пошла - рассказать свой сон, а бабушки в ее спальне и комнате - не оказалось... Инсульт был - обширный, это был начало - 1963 года, лечить тогда не умели, - ставили какие-то пиявки, спускали кровь в миску, - и моя бабушка - умерла... Я помню - какая она была, чрезвычайно круглая, мягкая, с неслышной походкой, всегда что-то шьющая, вяжущая, ее руки - в муке, колдующие на кухне над тестом, мы - вдвоем, она - поет или читает мне или что-то веселое мне рассказывает, очень тепло, по-доброму прижав меня к себе...
Она умерла - весной, а осенью в 1963 году - я пошла в школу уже на другой фамилии, так как отчим - меня удочерил, - а моя мама так боялась за меня, - и так спешила выйти замуж, так как я - все свои годы росла совсем без отца, а вот в школу должна была пойти не безотцовщиной, - а девочкой из полной семьи, - пусть и нелепо, неосознанно и спешно - созданной, но из семьи, - в которой были: и отец, и - мать...
В школе - мне было сложно, я - не зная, что такое детский сад и "чудные законы" коллектива, - старалась поначалу, - как только могла, - быть в стороне от толпы, - мне вполне хватало и на дому теперь всем - " делиться с ближними", то есть со своими "милыми, новоявленными братцами", - всем тем, что я там имела, вернее всем тем, что я уже никогда не могла бы иметь в своем личном пользовании, как раньше! Даже спальня, которая раньше - была только моей, - где всегда мной были хранимы - мои пестрые коробки с игрушками, мои добрые и красивые куклы и белый мой, зеленоглазый, с милыми, прекрасными,
сверкающими и почти что - прозрачными, ярко-зелеными глазами - пуговицами, мой огромный, плюшевый " Кот в сапогах", - которого моя мама привезла мне из самого Ленинграда (Питера), с белым, длинным, мягким и пушистым хвостом, - в красных, очень высоких, с отворотами, плюшевых сапожках, в красной широкополой шляпе с ярким пером и с очень пышными, красивыми, нежными, проволочными белыми усами, в ярко- красной, плюшевой накидке и с дивной, серебристой, блестящей саблей в огромных лапах, - он, этот мой любимец, мой любимый кот, - " был повергнут наземь и смят" - моими "новыми братцами", - сброшен с комода на пол и весь в грязь истоптан их вечно грязными ботинками - тем осенним, холодным и дождливым вечером, - когда я мирно и старательно , - ни о чем плохом даже и не подозревая, - готовила свои уроки рядом с мамой - в нашей кухне, а мама спешно подогревала еду вечно голодным братцам и отчиму, стараясь не вмешиваться в тот шум, что доносился из детской, и все это для того, - "чтобы детки смогли поиграть в детской - после прогулки с папой на свежем воздухе!!"
Отчим - всегда делал вид, что все хорошо и что его - все устраивает, он - никогда не вмешивался, вообще, в процесс воспитания, а за всем происходящим - тихо наблюдал как бы - исподволь, издалека, - например, с другой половины детской, - просто сидя у экрана телевизора или читая, как всегда, - свою вечную газету...
Я видела, что это - его напускное спокойствие - только маска, - а на самом деле, он - всегда очень внимательно наблюдает за моими действиями и поступками, следит за всеми моими словами и что он почти что всегда - старательно ищет уязвимые моменты, - то есть, - мои просчеты или слабые места и мои ошибки, и докладывая потом о них моей матери, - очень настойчиво пытается ей доказать, что я - хуже, чем эти его сынки, он - спорит с ней и глядя на меня с ненавистью и интересом, - как же я буду себя вести, - то ли - плакать от очередной обиды, то ли - опять тихо и терпеливо сносить его унижения, - он упорно следит за мной из-под своих кустистых густых бровей, удивляясь моей стойкости и моему терпению...
Я - уже привычно, почти всегда - ощущала на себе серый, стальной и холодный его взгляд и так и жила под постоянным прицелом его четко нацеленных на меня, проницательных, холодно-пепельных, а иногда, - даже насмешливых, слегка зеленоватых, прищуренных, хитрющих, как бы, - змеиных глаз....
Только потом, когда я выросла, то узнала, что он родился - в год Змеи, в 1929 году, и что именно - такое его поведение, - а именно, - поиск сплетен, тихий шантаж, недоверие, насмешки, веселый и злой кураж в жизни, - почти что всегда соответствует людям, рожденным под этим знаком гороскопа, то есть в год Змеи. Я и потом - и не раз в жизни убеждалась в этом..... Таковы уж - все представители этого зодиакального знака....
Я, - уже почти что прожив жизнь, не удивляюсь теперь и тому, что в нашем классном коллективе, во времена еще моего обучения - в школе, - все десять долгих лет - существовала тогда у нас и такая сложная система иерархии, - какая могла быть и тогда и вообще, только среди - высших приматов, - да ведь мы и были - все Обезьяны, - в основном, 1956 года, некоторые только - 1955 или 1957 годов, - представить это страшно, - даже сейчас, - целых четыре класса, - и по сорок человек в каждом, - и все Обезьяны!! ВОТ ЭТО ВАМ - БЫЛ, Я СКАЖУ, - ЗООПАРК!!!!
Суровая ШКОЛА - Жизни!!)) Существовала даже - и прямая система угнетения слабых!! В каждом из наших четырех классов - был тогда свой вожак, были - его приближенные, но всего-то - их было пять-шесть человек, и было по человек 10 - тупых исполнителей наказаний, - для всей остальной толпы!!!
Тогда - эта непререкаемая и уважаемая всеми,- Каста власти, и даже некоторыми учителями, - раболепствующими и всячески поддерживающими ее авторитет - у остальной толпы - рабов, - властвующая рабовладельческая кучка - называлась многими учителями - костяком класса!!! Теперь, после того, как я много лет проработала сначала в пионерлагерях - еще при том времени, а потом в музыкальном училище учителем и учителем в школе, а потом, - уже после университета, - тогда уже имея классическое образование и научную степень Магистра филологических наук, - много проработав воспитателем в ОПБ -1,среди детей-сирот, потом - преподавателем в ПТУ и Высшей школе,- и я уже могла реально осознавать всю ту серьезность и реальную угрозу - весьма и вполне даже возможного острого конфликта - между учеником и учителем, воспитуемым и воспитателем, студентом и неопытным преподавателем!! Это - очень и очень даже возможная угроза!! Хотя многие сейчас еще - не придают этому должного внимания, самоуверенно надеясь, что им ничто не угрожает и эта проблема отцов и детей, этот конфликт - их никогда в жизни не коснется, а зря!
Сейчас, в нашем взрывоопасном обществе, скором - на быструю расправу, совсем не как в те, былые времена, когда наша первая учительница, - Ксения Петровна Шевергина, - вполне себе спокойно могла в школе тихо читать Стендаля " Красное и Черное" - на уроке письма или чистописания, совсем не боясь, что кто-то из ее милых учеников - запустит в нее чернильницей с густыми, фиолетовыми, настоящими канцелярскими чернилами, - вот так, - очень просто, - достанет из мешочка, в котором ее принес - бережно и - метнет в свою любимую учительницу!!
Ведь раньше - ученик, трепетно боясь, что нечаянно прольет, - старательно нес свою чернильницу в школу, гордо одевал перед уроком - сшитые дома мамой нарукавники, приготавливал деревянную ручку с пером, которое вот только что тихонько достал из деревянного пенала с тонкой, легко отодвигающейся, - как в сказочном, волшебном ящичке, - вбок, - крышечкой, наденет блестящее перышко на свою деревянную ручку с железным блестящим наконечником со специальным, узким зазором для перышка, - макнет перышко аккуратненько в чернильницу, которая в специальном округлом отверстии - посередине парты стоит, и выведет, - старательно списывая с доски, - первое слово вслед за учительницей, стараясь написать точь в точь, как это делает - она!!!
А потом, он, этот маленький первоклассник, а вот вы себе только сейчас представьте это: он вдруг возьмет, и размахнувшись получше, - бросит эту чернильницу в свою первую и любимую - учительницу, - если та ему, - ну, как бы, - совершенно случайно - не то замечание и не так сделает, или же не то слово, - или не так, не как ему бы хотелось услышать, - случайно скажет!!!
КАК БЫ ЭТО - ТОГДА ВЫГЛЯДЕЛО, СКАЖИТЕ МНЕ, МОИ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ???!!!
Этого - нельзя было себе, вообще, - даже и представить - в самом страшном сне - такое никому и никогда бы и не снилось, к учителям тогда все относились просто, как к небожителям, их - слушали со вниманием, с уважением, с тихим удивлением, с радостью, со счастьем в глазах от их присутствия, с открытыми ртами, бережно улавливая каждое их слово и прислушиваясь даже к их шепоту, - боялись дышать в их присутствии!!!
Трудно даже думать о том, что может быть лет через десять или двадцать, я - думаю, что учителя - как единица общества, - вообще, перестанут существовать в природе, у нас впереди - общество изгоев, которое самое себя перестанет переносить и терпеть, - обучение в нем будет сугубо индивидуальное, в тесном и узком пространстве, - ученик -компьютер!!
Грамота станет только виртуальной, - умение писать на бумаге - скоро станет никому ненужным, книги уже умирают - медленной, но мучительной смертью, их - почти перестали читать, все - есть на компе!!! Такова, увы, - наша действительность, ведь прогресс - и вправду вещь неумолимая и неминуемая, к этому мы идем семимильными шагами и недолог уж, поверьте. - наш путь!!!