Воспоминания о доме моделей

Яна Линдаева
          Давным-давно, еще при социализме, в славном городе Химки на улице Гоголя был не менее славный Дом моделей. Он занимал весь первый этаж жилого дома
     Это был не простой Дом моделей, а головное предприятие аналогичных домов моделей и ателье по всей Московской области.
     Пока наш дом моделей финансировался государством, это было весьма преуспевающее и состоятельное предприятие. Оно имело свой демонстрационный зал с большим подиумом и небольшим магазином, в котором продавались те модели, что уже не представляли интереса для демонстрации, но очень нравились обычным людям. Там были цеха: швейный, трикотажный, меховой, обувной. Был штат художников-модельеров, возглавляемый главным художником; штат конструкторов-закройщиков, которые по эскизам делали лекала моделей одежды; множество рабочих - швей, трикотажниц, скорняков, обувщиков и даже штат манекенщиц! Тогда это называлось "демонстратор одежды". Все мы создавали высокую моду пред-а-порте для советских граждан. Я говорю "мы", потому что я тоже служила некоторое короткое время в Доме моделей. Манекенщицей. Все остальные работали, а манекенщицы именно служили, как актеры в театре. Штат манекенщиц был неоднородным. В нем была группа 175 - четыре манекенки ростом 175 см, примерно одного размера - 43, 44, 45 и 46. Еще ее называли "театр". Я тоже входила в эту группу вместе с Галей, Кристиной и Лекой. Кроме того, присутствовали стандартная манекенщица 48 размера Нана, манекенщица для «моды полным» Лариса и возрастная манекенщица Маргарита. Лариса вовсе не была полной в прямом смысле этого слова. Просто красивая стройная крупная блондинка, с чудесным мягким и доброжелательным характером под стать внешности. А Маргарита - это песня!  Тогда ее возраст хорошо превышал шестьдесят лет, но элегантность, грация, шарм этой седовласой женщины с пучком "бабуся" на голове срывал каждый раз колоссальные овации! Мужчины-манекенщики были приглашенными, они в штате не состояли, и менялись от раза к разу.
     Очень часто Дом моделей выезжал для обмена опытом в разные города Московской области, где проводили тематические показы. После чего другие дома моды и ателье внедряли в производство индпошива для населения модели, созданные нашим славным коллективом.
     У Дома моделей даже транспорт свой имелся - старенький автобус ПАЗ. Водил его приятный человек, спокойный и бесконфликтный, который тоже состоял в штате Дома моделей и иногда выступал в качестве манекенщика. Очень не любил, но не отказывал.
     Одежду шили разную. От шуб и тяжелых зимних пальто до воздушных вечерних платьев и пляжных пижам. Какие это были замечательные вещи! Строгие офисные костюмы; игривые коктельные платья с короткими юбочками; платья и костюмы "сафари"; легкие летние модели, словно экзотические бабочки; элегантные мужские костюмы, достойные плеча генерального секретаря КПСС; вальяжные и уютные брюки и джемперы для отдыха; красивые пальто, жакеты, куртки, комплекты для любого сезона!
     И вот, погрузив в ПАЗик вороха всей этой одежды, собрав в шляпные картонки шляпы, бижутерию и аксессуары. уложив обувь, -  пара художников, пара конструкторов, стайка манекенок с приглашенными манекенщиками и заведующая магазином ехали на показ в какую-нибудь отдаленную часть Московской области. Приезжали замерзшие, и от дальней дороги, как нахохлившиеся воробьи. Но заходили в свои гримуборные и расцветали, словно диковинные цветы. "Наша красота уэ нас в сумках!" - любила повторять Лека.
    
     Самым колоритным персонажем, на мой взгляд, была у нас Лека Миронова, полное ее имя Леокадия (сама она предпочитала, чтобы ее называли Ледия) Борисовна - первая манекенщица Славы Зайцева, советская Одри Хёпберн. Хотя, Лёка не жаловала это сравнение, считая, что каждый должен быть индивидуален. С Вячеславом Зайцевым они проработали вместе больше 10 лет. Сначала на швейной фабрике в Бабушкине, а после успешных показов их обоих пригласили в Дом моделей на Кузнецком мосту. Лёка лично знакома со многими модельерами с мировыми именами… Конечно, про нее можно прочесть в интернете, там масса идентичных статей… Но мне посчастливилось лично общаться и работать с этой неординарной личностью.
     Высокая, красивая какой-то необычной и экстравагантной красотой, чрезвычайно стильная и утонченная… Я поначалу даже оробела… Но Лека оказалась добрым и очень отзывчивым человеком. Она сразу приняла меня, как члена коллектива, категорически запретив называть ее на «вы», хотя я моложе более, чем на 20 лет и на целую жизнь.
Я попала в Дом моделей случайно, можно сказать, с улицы, и понятия не имела, как и что надо делать. Меня взяли за фигуру 90-60-90, фотогеничную внешность и нахальство. Примерили несколько моделей, обрадовались результатом и зачислили в штат на полставки. А на следующий день выпустили на "язык", так на модельном жаргоне называется подиум. Словом, попала я, как кур в ощип, и, если бы не Лека, имела бы очень бледный вид.
     Она цыкнула на коллег, смотревших на меня, дилетантку, с кривой усмешечкой, подправила мой несовершенный макияж, показала несколько выигрышных движений, подбодрила и выпустила в дебютный выход. Я ходила по подиуму на деревянных ногах, с прилепленной к лицу, жалкой улыбкой, и каждый раз видела в кулисе ее восторженное лицо и поднятые вверх большие пальцы рук, которыми она потрясала над головой, ободряя меня. Я осознавала, что вряд ли достойна такой высокой оценки, но участие, похвала и просто само присутствие Леки придавали мне уверенности, не давая смутиться и оскандалиться. Она поддерживала и ободряла не только меня, всех, у кого выдался трудный момент. На выезде она делилась с нами бутербродами и яблоками, с удовольствием пила чай из единственной посуды - крышечки термоса, рассказывая уморительные байки из модельного бизнеса.
     Работа в Доме моделей не только сплошной праздник. Это еще и ежедневные рутинные многочасовые примерки, подгонки, доделки… Они выматывают. Лека своим лишь присутствием превращала всю эту тягомотину в приятный и увлекательный процесс. Я любила "примеряться" одновременно с ней. Она щебетала, рассказывала какие-нибудь истории и обязательно вносила в модель неожиданные смелые штрихи, отчего та начинала играть новыми красками. Лека, отнюдь, не являлась гламурной пустышкой, характер ее сильный и эмоциональный проявлялся во всем. Она могла быть резкой и ядовитой, но природное очарование и харизма сглаживали всякое негативное впечатление. Ну, невозможно на нее обижаться!
     Высокий профессионализм, большой опыт и уникальный талант делали Леку незаменимой, универсальной моделью на любом показе. Она с одинаковым успехом демонстрировала любую одежду. Даже в строгом мужском костюме она смотрелась не хуже, чем в роскошном вечернем платье или в короткой подростковой юбочке. Наденет пиджак, брюки, повяжет галстук, заломит залихватски шляпу, и то, что на подиуме не мужчина, выдавали лишь тонкие высокие шпильки!
    
     Дом моделей просуществовал до 1992 года, а потом сгинул в пучине политических событий, охвативших страну. Очень жаль, что пропал такой громадный пласт культуры, самобытное, аутентичное предприятие, и возрождать его сейчас уже некому.
     Предприятие «Московский Областной Дом Моделей», расположенное в Химках, в принципе, существует и сейчас, но там, увы, лишь студия ногтевого сервиса.