Сгонять в Москву и даже вернуться

Семён Вексельман
СГОНЯТЬ В МОСКВУ И ДАЖЕ ВЕРНУТЬСЯ
(КВЕСТ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ)

                Мне в Париж по делу! Срочно!
                М. М. Жванецкий.

     Бывает, не думаешь, не гадаешь, а приходиться совершать действия, не очень-то тебе свойственные. Вот точно так произошло на этот раз. Я абсолютно не собирался никуда двигаться, планировал работу на две недели вперёд, но жена поставила меня перед фактом: ''Ты летишь в Москву на юбилей Сергея Ивановича''.

     Старшего-младшего брата Вали я очень уважаю. Как, впрочем, и остальных её братьев: старшего-старшего и старшего-среднего. И сестёр её старших-всяких тоже уважаю, да - и её саму, младшую изо всех братьев и сестёр! Поэтому поездка на юбилей сама по себе не вызвала бы моего удивления. Но то, что командирован  я буду в единственном числе, оказалось для меня полной неожиданностью. Я знал, что Вале в ближайшее время нельзя летать, а поскольку других реальных возможностей перемещаться за границу из нашей страны не существует, то и не думал, что мы куда-нибудь отправимся этим летом. Ан, нет, недооценил я (в очередной раз) способностей к действию моей любимой супруги. Никак нельзя было пропустить такое важное мероприятие, обязательно нужно было почтить родственников вниманием!
 
     Оказалось, что билет туда и обратно для меня уже заказан, вылет через пять дней. Свою часть задуманного Валя выполнила, оставалось теперь мне уладить вопросы с работой. Работы у меня было две, так что улаживать пришлось в двух местах. В обоих, кстати, сделать это оказалось совсем непросто, но куда же мне было деваться?!

     Всё развивалось совсем неплохо, но беда пришла, откуда могли бы и ждать! В моём российском загранпаспорте циферки его годности выглядели не очень хорошо. Если честно, очень плохо они выглядели: уже два месяца, как паспорт был просрочен. Этот недобрый знак просто обязан был быть воспринят нами как сигнал ''стоп''. Но, почему-то (ха, ясно почему!) воспринят не был! Используя свои надёжные связи, жена заказала мне срочную очередь в консульство, и на следующий день я уже сидел перед окошком, за которым вполне милая женщина принимала соотечественников, очень соскучившихся по советской бюрократии. Именно - по советской, ведь соскучиться по бюрократии вообще, нам здесь никак не суждено.

     - У-у… как тут у Вас… - довольно тоскливым тоном сказала мне эта сотрудница консульской службы Российской Федерации на земле Обетованной. - Ваш паспорт недействителен. Вам нужен новый.

     - Может, достаточно просто продлить этот? - изображая наивность, но вполне искренне поинтересовался я. Ведь не далее, как год назад, когда мы с папой собирались в Москву, я обнаружил, что его ''даркон'' (израильский загранпаспорт) уже лет восемь как закончился. Пришлось корочку отправлять по почте в министерство внутренних дел, уплатив какую-то символическую таксу (для пенсионеров у нас большие скидки на такие услуги), и через шесть дней по почте же нам прислали продлённый на пять лет тот же самый документ.

     Наивность моя была не просто сокрушена, а жестоко наказана. Из уст уже не такой миловидной дамочки я услыхал нешуточные обвинения в свой адрес: видите ли, я не просто прошляпил срок годности паспорта, а совершил настоящее преступление! Это не может не повлечь… и просто так мне не сойдёт… На резонную просьбу о выдаче нового паспорта взамен просроченного, мне пришлось узнать, что это так просто не делается, и в первую очередь я должен подтвердить своё российское гражданство! Слегка обалдев, я тупо апеллировал к тому самому паспорту, выданному несколько лет назад ими же прямо здесь мне, гражданину России.

     Это надо же было выставить себя таким идиотом!

     - Просроченный паспорт ничего не может подтвердить, он же уже НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН!! - продиктовала тётя стеклянным голосом, в котором, впрочем, явственно слышались металлические нотки.

     Чёрт его знает почему, но я не очень нервничал, хотя, должен был уже впасть, как минимум, в полу транс. Я пытался найти решение и очень старался привлечь к этому занятию даму, сидящую за стеклом. Судя по дальнейшим событиям, в её планы это никак  не входило. Она была бы очень рада, если бы я прямо сейчас встал и удалился, не мешая ей с приятностью провести остаток дня. А я не уходил, а всё чего-то спрашивал и даже предлагал! Ничего ей не оставалось, как встать со стула самой и пойти в недра их красивого особнячка, дабы покопаться в картотеке, где на меня, конечно, досье имелось внушительное, впрочем, как и на всех остальных граждан РФ, постоянно проживающих в ''акватории'' подведомственной этому консульскому отделу.

     Ждал я недолго. Она пришла, уселась на свой удобный стульчик и весьма раздражённо меня проинформировала о том, что нет у них на меня никакой(!) информации, уточнив, что за просроченный паспорт я буду санкционирован, а кроме того, должен представить чёткие доказательства того, что являюсь гражданином РФ. И только тогда будет начато оформление нового паспорта. Сроки оформления от двух до четырёх месяцев.

     - Какие доказательства я могу предоставить, кроме предыдущего паспорта? - вопрошал я. Начиная очередной виток неформального нашего общения.

     - Где вы восстанавливали гражданство? - спросила, наконец, она нечто конкретное.

     - А я его никогда не утрачивал, с чего мне было его восстанавливать?

     - Я имею в виду, где меняли советское гражданство на новое российское? В Русе? - бесцветной интонации её можно было позавидовать. Я и позавидовал, но тут же про себя отметил, что изучила она мои документы таки внимательно, и заявить, что у них на меня ничего не имеется, было верхом наглости!

     - Нет, не в Русе, а генконсульстве в Софии. Но потом через пять лет паспорт менял действительно в Русе, с ним и прибыл сюда, встал на учёт, а затем менял его у вас опять же, по истечении срока, уже на биометрический, который теперь тоже закончился. Вы же это все прекрасно знаете, а говорите, что на меня ничего нет.

     - Ничего я не знаю. Чтобы подтвердить Ваше гражданство надо будет сделать запрос в Русе. Когда они подтвердят, мы начнём оформлять.

     Мои мозги работали в двух направлениях. Кроме поддержания пока ещё вполне миролюбивого диалога с этой неприятельской агентшей, я обдумывал, как в русенском консульстве, где я не появлялся уже лет пятнадцать, смогут нарыть то, чего нет у этих ''защитников моих интересов на чужбине'', где я все последние годы почти регулярно пополнял казну оплатой всяческих весьма неслабых тарифов. И тут в моей голове  щёлкнуло:
     - А, может быть, наличие внутреннего паспорта послужит доказательством моего гражданства?

     - А у Вас есть внутренний паспорт?! - брови непрошибаемой дамы явно оказались несколько выше предназначенного им места.

     - Ксерокопия есть. Сам паспорт хранится в Москве. Не думал, что он может мне понадобиться за границей, поэтому предпочитал его не таскать туда-сюда. Вы же по данным с ксерокопии можете проверить?

    - Она у Вас с собой? Можно посмотреть?

     Я выдал ей ценный листочек и остался ждать, так как мадам снова не поленилась исчезнуть. Но, когда она вернулась, ничем порадовать меня не могла. Её начальник, поглядевший в мою качественную ксерокопию, сказал, что это мне сейчас никак не поможет. Запрос в органы, конечно, сделать можно, но и это занимает до двух месяцев… Так что мне надо выбирать: в Русе или в Москву им обращаться.

     Я не стал заморачиваться на этом сложном выборе, а просто заявил, чтобы она вернула мне мой паспорт, с которым я вылечу в Москву и там, на месте разберусь с заменой.

     - Ну, это на Ваш риск. Я не знаю, как отнесутся на границе. Только сначала оплатите штраф за просрочку! - Всё, как обычно, свелось к банальным деньгам.

     - А, если я заплачу штраф, не будет ли это неким основанием считать, что я здесь не совсем посторонний для России? Ведь не можете вы штрафовать всех подряд, а - только российских граждан?

     - Мы Вам выдадим квитанцию об уплате, - тётя парировала пенальти, не дрогнув ни одним мускулом почти одеревеневшего лица.

     - Но там будет указано, что это плата произведена в связи с оформлением нового паспорта? - пытался я продолжить атаку.

     Теперь в лице этой служащей позитивному имиджу России за рубежом, одеревенело всё, в том числе и губы. Ни звука более оттуда не последовало.

     Оплатив в другом окошке сумасшедшую сумму и получив настоящую филькину грамоту: без печати, без подписи, размноженную на принтере писульку, я отправился домой. Не очень представляя себе, что меня ждёт впереди, я старался не думать о плохом. Билет у меня есть, ''даркон'' - в полном порядке, значит, вылететь я могу запросто. А там видно будет.

     В здании аэропорта имени Бен-Гуриона как всегда царило спокойствие. Лёгкая кондиционированная прохлада настраивала на благодушный лад, и я спокойно ожидал своей очереди к окошку регистрации полёта.
 
     Девушка за стойкой, взяла в руки мой билет и ''даркон'', взглянула на них и сразу же попросила предъявить российский паспорт. Едва открыв его, она сообщила мне, что он просрочен. Я вывесил на физиономии подобие грустной улыбки и сказал со вздохом, что уже знаю и намерен разбираться с этим вопросом на своей первой родине. Никаких дискуссий у нас не возникло, я сдал багаж, получил посадочный талон и отправился дальше, разумеется, не пропустив магазины дьюти-фри.

     В зале ожидания посадки я обратил внимание на знакомое лицо мужчины, который расположился в кресле и углубился в работу на своём ноутбуке. Это был известный наш тележурналист Дмитрий Дубов, который изображал сильную занятость явно, чтобы к нему не лезли с разговорами, узнавшие его соотечественники. Помнится, я тогда подумал, что такая встреча должна бы что-то означать. ''Видимо, это - к добру'', - решил я про себя, понаблюдав немного за ним, потом отвлёкся на что-то, уже и не помню, на что, а вскоре подошло время посадки.

     В Шереметьево на паспортном контроле меня таки тормознули. В очередной раз я услышал ''новость'' о просроченном паспорте, ответил на показавшийся мне странным  вопрос: ''Вы на сколько дней прилетели?'', а затем проследовал по просьбе девушки в пограничной форме в какую-то комнату в дальнем конце зала. Там мне было предложено сесть и подождать. Помещение выглядело тоскливо, ибо было казённым в худшем смысле этого слова. Три соединённых между собой стула у стены, рядом стол с подкосившейся ножкой и потёртым канцелярским креслом, узкий шкаф в углу и три двери в оставшихся углах комнаты, причём все три с электронными замками. Через одну из них мы как раз зашли из коридора, в другую удалилась девушка-пограничница, а куда вела третья, я мог гадать сколько угодно, времени у меня явно впереди было много.

     Посидев минут пять, повертев головой, я попытался представить себе, что будет дальше. А было дальше следующее: открылась та самая дверь, которая и ожидалась, и из неё вышли две девушки; одну (пониже ростом) я уже знал. Она молча проследовала к двери, ведущей в коридор, слегка развернув плечо, прикоснулась правым грудным карманом к датчику замка и выскользнула в открывшийся проход. Вторая девушка была в форме внутренних войск, с погонами лейтенанта. Она вежливо обратилась ко мне по имени отчеству и сообщила то, что мне пока не было известно:
     - Срок действия Вашего заграничного паспорта давно закончился. С таким паспортом Вы не можете пересечь государственную границу. А его использование является административным правонарушением.

     - Что же теперь делать? Мне крайне необходимо попасть в Москву. Я поэтому и полетел, не дожидаясь, пока мне заменят паспорт в консульстве. Они мне сказали, что это занимает несколько месяцев. Я там заплатил штраф за просроченный паспорт, но ведь я не перестал от этого быть гражданином России?! Что же, меня теперь не пустят домой? - На самом деле, эту речь я обдумал заранее, ещё перед вылетом, предполагая всякие осложнения. Даже более того, у меня было заготовлено и продолжение: мол, если я не могу въехать, как гражданин Российской Федерации, то тогда я желал бы пересечь границу в качестве израильтянина, на что не требуется виза, а израильский загранпаспорт у меня в порядке, я по нему вылетал всего четыре часа назад. Но до такого развития событий не дошло, да и не факт, что это было верным ходом.
 
     - Конечно, мы Вас пустим, если Вы сами не передумаете и не решите вернуться в Израиль. Но сначала нам придётся удостовериться в том, что Вы действительно являетесь гражданином России.

     Эту песенку я уже слышал и точно знал, что требуется для подтверждения:
     - Конечно, являюсь, вот копия моего внутреннего паспорта!
     - Это хорошо, но копия - не документ. Где оригинал-то?
     - Дома, здесь, в Москве.
     - Прекрасно. Может ли кто-нибудь его подвезти, чтобы мы могли Вас оформить побыстрее?

     - Нет, к сожалению, никто не может. Родственники у меня пожилые, я не могу их гонять по три часа в один конец. А если бы паспорт у меня был в Свердловске, вы тоже попросили бы его подвезти? - я несколько обнаглел, но вроде не слишком.

     - Ну, хорошо, мы проверим по этим данным, просто это занимает время. Сейчас уже ночь.

     Я и сам знал, что уже ночь, но не понимал, как это может помешать работе компьютеров. Однако я промолчал, предоставив возможность государственным органам выполнять свою работу. Девушка взяла копию паспорта, повертела её, разглядывая, а затем обратилась ко мне:
     - Я передам это на проверку, а мы пока должны будем оформить протокол заседания и составить акт об административном взыскании.

     - Вы о штрафе говорите? - уточнил я. - А какое заседание? Когда оно должно состояться?

     - Ну, это формальности. Вы просто подождите. Мы заполним анкету, я подпишу у  начальства, и Вы тоже должны будете подписать. Вы понимаете? - в её голосе мне слышались вполне сочувственные нотки, или мне очень хотелось их слышать?

     Интересно, что наша беседа не виделась мне такой уж абсурдной в силу того, что процесс шёл очень чётко, любезно и в конце даже брезжил какой-то отблеск рассвета. Нет, конечно, я абсолютно точно знал, что всё это было игрой в одни ворота. На поле, кроме игроков,  присутствовал даже судья, но правила игры были таковы, что выиграть мог только один, заранее известный участник, а другой всегда проигрывал. Даже ничья была бы не в мою пользу! Девушка-лейтенант вышла, ещё раз попросив меня подождать, как будто у меня была альтернатива. Я обратил внимание, как ей пришлось слегка согнуть колени, чтобы правая грудь оказалась на уровне электронного замка, и отметил про себя, как здорово у них тут всё продуманно.

     Оставшись один, я набрал Валин номер и, стараясь говорить спокойно, объяснил создавшуюся ситуацию. Во всей этой истории меня по-настоящему волновало то, что я явно не успею вернуться на обе свои работы, и чёрт его знает, чем это чревато. Валя ответила, что всё поняла, чтобы я не волновался, потому, что ничего они мне не сделают, имея в виду российские власти. Она добавила, что свяжется с одним знакомым в Москве, который поможет сделать новый паспорт. Тут разговор мы закончили, потому что вернулась служащая, села к столу и разложила перед собой пачку листов с анкетой. Она стала задавать мне вопросы, поначалу стандартные, а затем очень странные. Зачем-то им потребовался мой израильский адрес и место работы тоже с почтовым адресом, хотя было абсолютно ясно, что проверять эту информацию они не будут никогда. Заполнив страниц 5-6, девушка дала меня подписать анкету.

     Потом лейтенант снова вышла, и пока я её ждал, через комнату, в которой я сидел, туда-сюда прошли несколько молодых парней и девушек, в форме и в погонах разного достоинства. Разумеется, все они в соответствии со своим ростом прижимали правый нагрудный карман гимнастёрки к датчикам на дверях, приседая для этого,  или приподнимаясь на мысочках. Я наблюдал за этой гимнастикой и раздумывал, по сколько же раз в день им приходится заниматься такими упражнениями?
 
     Но вот, наконец, вернулась моя знакомая, снова подсела к столу, разложила листы на две кучки и одну передала мне для ознакомления. Но сначала она успокоила меня, сообщив, что данные моего паспорта оказались истинными. Проверка гражданства заняла полчаса даже в ночное время. Интересно, сколько бы времени потребовалось чиновникам из консульства на ту же процедуру, если бы только они захотели её осуществить?!

     Я начал читать бумаги, с удивлением обнаружив, что держу в руках ''Протокол судебного заседания''! Оказывается, только что надо мной был произведён молниеносный суд, признавший меня виновным в административном преступлении, предусмотренном… Разбираться во всех подробностях этого запутанного дела я был не в состоянии, однако, успел прочесть, что суд отмечает моё полное раскаяние в содеянном и, учитывая, что правонарушение совершено мною впервые, суд принимает это как смягчающее обстоятельство. Далее я быстренько нашёл сумму штрафа, к которой меня приговорили председатель, его заместитель и секретарь суда. (Тройка - стало быть, вполне себе в традициях.) Кстати, о действиях защиты обвиняемого и наличия таковой вообще там не говорилось ни слова. Две тысячи рублей мне не показались такой уж баснословной суммой; даже в консульстве я заплатил в три раза больше. Возможно, суд и это учёл, но проверять свою догадку мне не хотелось. И, уж, разумеется, никаких возражений я предъявлять никому не собирался. Если честно, не возникло у меня никаких возражений, смирился я со своей судьбой и принял приговор достойно, даже с облегчением.

     Главное было ясно: деньги в закрома родины текут рекой изо всех мыслимых и немыслимых источников. Да не оскудеют родники твои, матушка-Россия!
 
     Я подписал приговор в нескольких местах, получив разъяснение, что заплатить штраф могу и должен в любом банке или отделении УФМС в течение трёх суток! Девушка проверила мои подписи, отдала мне один экземпляр протокола, отодвинула свои листы в сторону и как-то особенно посмотрела мне в глаза. Я воспользовался этой паузой и задал ей вопрос, который мучил меня последний час:
     - Скажите, пожалуйста, вот я оплачу штраф, а через три дня, когда буду возвращаться, меня не остановят опять?

     - Вы даже не думайте к нам снова соваться с этим паспортом! - с ухмылкой ответила она. - Конечно, остановят. Только это будет уже рецидив! Таким штрафом не отделаетесь.

     Я чуть не съехал со стула, только сейчас осознав, что ''первый тайм мы уже отыграли…'', но впереди - ещё один, а может и дополнительное время! Про серию пенальти в тот момент я даже не вспомнил.

     - Но как же можно дважды наказывать за одно и то же?! Даже трижды, я же уже заплатил штраф в консульстве!!! Ведь невозможно сделать новый паспорт за три дня, а вернуться мне надо? - Голос мой видимо был очень растерянным, но её ответ меня не вдохновил:
     - Не за три, а за два дня. Ведь завтра - День России, праздник, ничего не работает.

     Да, праздничек выпал вовремя, а главное - в тему!!

     - А, может, есть какой-то ускоренный тариф, срочный? - спросил я в надежде, что она меня обнадёжит.

     - Да откуда же я знаю, мы же тут все невыездные, я никогда не оформляла, - ответила девушка ровным голосом, но глаза опустила.

     Тут пришла пора удивляться мне, хотя в этот момент мне было не до вхождения в трудное положение российских военнослужащих пограничной полиции, или, как там называлось их подразделение… Я заскучал, и девушка это поняла, сочувствуя очень явно. Она облокотилась на стол, подперев подбородок кулачком, перевела взгляд в сторону и на несколько секунд задумалась. Было в ней нечто приятельское, располагающее, несмотря на все действия, которые она произвела в последние полтора часа совсем не в мою пользу. Я поймал себя на мысли, что вот-вот и она мне предложит чайку, или чего покрепче.

     - Вы можете мне объяснить, почему окончание срока действия загранпаспорта вообще является правонарушением? Разве у нас в стране каждый обязан иметь действующий загранпаспорт? Ведь, он нужен человеку, только, если тот собрался куда-то ехать. А потом, может ему лет двадцать никуда не надо будет. И, вот, когда опять потребуется, и человек придёт продлить, тут окажется, что он - преступник! Что же, надо постоянно его продлевать, платить большие деньги, даже если тебе это вообще не нужно?! - Долгий мой монолог она выслушала спокойно, слегка улыбнулась, пожала плечами и не стала ничего возражать. Потом посмотрела на меня пристально, и сказала:
     - Вы можете попробовать выехать в сопредельное государство, для которого не нужен загранпаспорт, а оттуда вылететь по Вашему израильскому. У нас такой режим с Беларусью, Украиной и Грузией.

     - А там при покупке билета у меня российский загранпаспорт не попросят?

     - Я не уверена, но вроде бы не должны. Только, на Украину, наверное, не стоит. - Лейтенант погранслужбы Российской Федерации вслух искала не самые законные выходы из сложившейся ситуации, проявляя явную заботу о немолодом еврейском мужчине, создавшем себе проблемы с алогичными законами их общей родины.
 
     - Спасибо Вам за идею, я подумаю. Если сделать паспорт быстро не удастся, возможно, придётся идти таким путём. - Мне уже давно надо было спешить, вроде бы больше меня ничего не задерживало в гостеприимных стенах шереметьевской погранслужбы, но я почему-то не мог первым начать прощаться. Хорошо, что она всё же выпрямилась на стуле, встала, оправляя форму и сказала, что я могу быть свободен. Я тоже поднялся, оглядываясь, не забыл ли чего на стуле, и тут она протянула мне руку для рукопожатия, сказав негромко, но искренне:
     - Удачи вам, Семён Аркадьевич.

     Мне бы хотелось в этом своём повествовании подробно рассказать, как здорово меня встретили родственники, какая чудесная июньская погода стояла в Москве, как прекрасно мы отметили юбилей Сергея Ивановича, как мы гуляли по городу, ходили по музеям, жарили шашлыки после сауны на даче, как я встречался с друзьями-одноклассниками и ещё про много всего весёлого, чего происходит с человеком в отпуске, но… Я не стану всего этого описывать, потому что хоть все перечисленные мною события и произошли, находился я под жутким напряжением и настоящего удовольствия от отдыха на своей родине не получил.
 
     Утром после ночи в аэропорту наступил праздник - День России. Ничего определённого предпринять в праздничный день было нельзя, но именно на это число выпадал юбилей моего уважаемого родственника. Поэтому праздник во всех смыслах состоялся, включая банкет в отличном корейском ресторане. Правда, банкет был назначен на обеденное время, а перед этим я созвонился с человеком, которого моя жена ангажировала решением наших проблем. Назовём его Вадимом, тем более, что оно так и было на самом деле. Этот товарищ (из бывших сотрудников внутренних  органов) уже давно промышлял улаживанием всяческих подобных вопросов за определённую (им) мзду, и не раз на деле доказывал состоятельность своего уникального бизнеса. Даже в выходной день он не погнушался общением со мной, выяснением всех подробностей и разработкой оперативного плана действий. Беседы с ним меня слегка обнадёжили, поскольку его милицейский лексикон однозначно указывал на то, что мужик в теме!
 
     Вадим говорил делово, кратко и достаточно примитивно, разнообразных слов не подбирал, но с ударениями и падежами у него был порядок.  Он сказал, что вечером пришлёт мне анкету на получение загранпаспорта, которую я должен буду заполнить и вернуть ему для проверки до восьми часов утра! После редактирования анкеты, он скажет, куда её отнести, какую госпошлину оплатить и сколько будет стоить вся операция. А так же обещал дать номер телефона контактного лица, с которым мне предстоит дальнейшее общение. Мне это не очень понравилось, поскольку такая конспирация расширяла число участников, задействованных в операции и, следовательно, влекла за собой увеличение расходов. Но спорить я не мог, поэтому принялся выполнять полученные инструкции с максимальной точностью.

     Анкета пришла мне на мэйл через несколько минут после нашего разговора. Заполняя её я снова удивился, наткнувшись на те же самые вопросы об адресах проживания и работы за границей. Но теперь мне справиться с этой бюрократической задачкой было проще, все данные были под рукой, и я быстро всё заполнил и отправил обратно. А точно в тот момент, когда нам с родственниками надо было выходить из дома, пришло новое письмо от моего куратора, с исправлениями в данных, которые необходимо было внести, для улучшения имиджа просителя, то есть - меня! Я набрал мобильный Вадима и попросил извинения за то, что не смогу этого быстро сделать. Ведь прибыл я в Москву именно на юбилей, и вместо него не могу заниматься даже таким срочным делом. Я пообещал, что перепишу анкету вечером, или ночью и отправлю ему до восьми часов, как было условлено в первом приказе. Вадима мой рапорт вполне устроил, он даже пожелал мне приятно отметить наш семейный праздник.

     Ближе к полуночи, когда мы вернулись из ресторана, я изучил исправления, внесенные в мою анкету спецом по подделыванию личных данных и всего прочего. Ничего существенного, однако, там подделано не было. Лишь дата поступления на работу была исправлена, уж не знаю почему. Я откорректировал формуляр и скинул его обратно Вадиму на почту. Утром, ровно в восемь раздался звонок.

     - Концепция изменилась, - отрапортовал мой шеф, даже не здороваясь, -  сейчас я Вам вышлю новую исправленную анкету. Вы проверьте всё, что касается паспортных данных, а остальное оставьте так, как я вписал. Распечатайте её, подпишите и в 10 часов ровно будьте в УФМС по адресу…

     Адрес я здесь не пишу, но не потому, что боюсь выдать страшную тайну, а просто уже не помню его. Но помню, что прибыть мне надлежало в самый центр, а не в какой-нибудь периферийный район города, как я сначала подумал. Там я должен буду подождать в сквере, справа от входа в здание, где ко мне подойдёт человек по имени Кирилл. Как он меня узнает, даже не оговаривалось. Видимо, методы узнавания у профи были отработаны надёжно, а мне знать о них не следовало. В нашем разговоре, наконец, была озвучена сумма сделки, что, если честно, меня очень волновало всё это время. Ведь заранее было ясно, что речь идёт о серьёзных деньгах, которые просто так не валялись у меня по карманам. В качестве оплаты за услугу была назначена такса в сорок тысяч рублей. Собственно, чего-то подобного я и ожидал, поэтому сражён наповал не был.

     Я поспешил добить эту злополучную анкету. Читая внимательно каждое слово, я убедился, что фальсификация данных на этот раз достигла своего апогея: теперь в анкете не осталось ничего истинного, кроме моего имени, даты рождения и данных обоих паспортов: внутреннего и устаревшего заграничного. Место моего постоянного проживания сместилось из Израиля в Россию, благо прописка у меня имелась, а место работы было указано в каком-то подмосковном реабилитационном центре для ветеранов афганской и чеченских кампаний. Интересно, что от моей истинной деятельности в Хайфе это почти не отличалось. Не сильно заморачивались авторы моей фальшивой биографии, а может, это было простым совпадением. Распечатав и подписав анкету, я поспешил к месту встречи с агентом товарища Вадима.
 
     Кирилл подошёл ко мне сразу, как только я занял стратегическую позицию в центре небольшой площадки между скамеечками и кустами в указанном мне скверике. Он оказался симпатичным мужиком лет тридцати, мощного телосложения, с негромким приятным голосом. Проверив ещё раз анкету, он вручил мне квитанцию об уплате госпошлины в размере двух тысяч рублей, кои я передал ему тут же вместе с отдельным конвертом. Деньги он пересчитывать не стал, а сразу же делово дал мне наставления о том, куда идти и инструкции, что говорить, а главное, чего не говорить при общении с паспортисткой. В ответ на мой вопрос, сколько займёт весь процесс оформления, он сказал, что стандартный их срок до пяти рабочих дней. Если что-то пойдёт не так, деньги мне возвратят за вычетом некоторой незначительной суммы, которая в любом случае будет потрачена на выполнение особых действий. Теперь мне надлежит пойти в здание, подняться на второй этаж и просто подать документы на оформление заграничного паспорта в комнате такой-то... Как только документы будут у меня приняты, я сразу должен буду позвонить Вадиму, предварительно покинув здание УФМС.

     Я действовал чётко и размеренно, хотя внутри ощущал напряжение. Ну, не умею, не привык я к таким делам. И хотя мне не раз было сказано и Валей, и Вадимом, что всё будет сделано без обмана, да и сам я понимал, что взятки идут не на нарушение закона, а скорее, на его удобное применение, всё равно, я был не спокоен. Хорошо, что охрана пропустила меня внутрь сразу, поверив (?), что мне назначено, а у комнаты, в которую меня направил Кирилл, сидела лишь пара человек, да и то, один из них просто ждал посетителя, который находился внутри. Очередь моя подошла довольно скоро.

     Женщина, работавшая в кабинете, сразу расположила меня к себе, заставив мгновенно успокоиться и войти в образ обычного москвича, решившего съездить в отпуск к тёплому морю. Крупная, румяная, с мягким московским говором она напоминала скорее повариху или приёмщицу белья в прачечной. Этому способствовала и розовая вязаная кофта, застёгнутая на две нижние пуговицы, которая обтягивала её округлую фигуру, и её манера двигаться плавно, огибая столы, расположенные как-то хаотично. Усадив меня напротив, она перелистала мои бумаги, внимательно исследовала платёжную квитанцию и уточнила написание моего имени и фамилии на латинице. Наша беседа меня окончательно привела в чувство, я вдруг понял, что всё идёт по плану, без криминала и подлога, а то, что ей придётся заняться оформлением моего паспорта в обход целого ящика с анкетами, принятыми за последний месяц, не моё дело! Думаю, ей достанется шоколадка за такую небольшую услугу кому-то из её коллег, сидящих в соседних кабинетах. Пятнадцать минут я провёл в обществе этой милейшей женщины, и мы расстались с дружелюбными улыбками и пожеланиями.

     Я вышел на улицу и почему-то отправился не к метро, а обратно в известный мне скверик, откуда отзвонил начальству. Выслушав недовольство Вадима тем, что ожидание затянулось (оказывается, у кабинета не должно было быть никакой очереди!), я узнал, что дальше за дело примутся нужные люди, а мне остаётся ждать звонка от связного. 

     Вот в эти самые дни, когда я уже ничем не мог повлиять на ход истории, я и постарался отдохнуть. Однако меня напрягала пара предстоящих неудобных разговоров с работодателями, которые рассчитывали на моё завтрашнее присутствие на обычном месте. Я же всё ещё не имел представления, когда там появлюсь. Правда Валя уже договорилась с тур агентом, чтобы та поменяла мне билет. На новую дату вылета я и ориентировался, не будучи, однако, уверенным ни в чём. С мамой детишек, которых я ''нянчил'', мне пришлось говорить напрямую. Рассказ мой даже вызвал у неё сочувствие, так что здесь всё было улажено довольно легко. А руководителю группы, в которой я работал с инвалидами, объяснение я написал в ватсапе, избегая реального общения. Поставил, так сказать, перед фактом, и умыл руки. В конце концов, для того и есть у меня начальство, чтобы решать возникающие вопросы.

     Два дня после того, как я пропихнул документы в УФМС, прошли спокойно. До вылета оставались ещё два с половиной дня, так что я решил начать волноваться не раньше, чем за 36 часов до этого момента. С задержкой моего возвращения к работе вроде было улажено, эксцессов не ожидалось, если, конечно, моё возвращение не затянулось бы ещё больше. Но тут мне позвонил Вадим и сообщил, что паспорт готов. Уже через два часа после этого звонка я входил в знакомую дверь. А ещё через десять минут вышел оттуда с новенькой совершенно законной и такой для меня ценной корочкой! Должен сказать, что этому загранпаспорту изо всех, которые у меня были в жизни, я радовался больше всего! А было их до этого момента не меньше десятка, казалось бы, давно пора  привыкнуть.

     Радость, которая меня наполняла, к сожалению, не могла полностью подавить чувство тревоги о том, как пройдёт предъявление этого документа в аэропорту. Ещё сутки свободной жизни у меня не получалась не думать об этом.

     Девушка в кабинке на пограничном контроле ничем не отличалась от тех, с которыми мне пришлось общаться неделю назад. Спокойно, даже несколько небрежно, она перелистала странички, дышащего типографской краской, краснокожего документа, подсунула его под какой-то сканирующий прибор, затем резко поставила штамп и подала его мне с едва обозначенной в краешках губ дежурной улыбкой.

     Вернувшись домой я с удивлением и улыбкой узнал, что мои приключения в далёкой Москве переживались не только близкими родственниками, но и моими подопечными. Томер, старший из троих детей в семье, в которой я работал уже лет десять, подготовил для меня небольшую видео-презентацию. Оказалось, что пока я преодолевал препоны на своей географической родине, он здесь, в Хайфе сходил на квест под названием ''Съездить в Россию и вернуться домой''. Эта акция предполагала прохождение иностранцем, попадающим в руки российских пограничников, а затем - полицейских, семи кругов ада, включая непростые беседы с представителями власти, имеющие целью доказать, что он не шпион! Куча фотографий, где Томер общается с людьми в фуражках и погонах, решётки, наручники и прочий антураж на снимках выглядели впечатляюще и очень правдоподобно!

     А последним бонусом к этой не такой уж весёлой истории стал звонок из консульства России, который раздался примерно через два месяца после моего возвращения. Напористый мужской голос сообщил мне, что на их запрос в консульский отдел города Русе в Республике Болгарии был получен официальный ответ, в котором не содержится подтверждения о том, что я являюсь гражданином Российской Федерации. Поэтому, для улаживания вопросов с моим гражданством и паспортом я должен записаться на приём и явиться к ним в удобное для меня время.
 
     Говоря простым языком, содранных с меня денег им оказалось недостаточно, чтобы, не потратив ни копейки, проверить наличие у меня гражданства там, где это надо было проверить, и они решили подоить клиента ещё. А что? Ведь не зря же они  морозят себе уши, годами не видят фруктов, пашут день и ночь за мизерную МИДовскую зарплату, сидя в этой ''Богом забытой стране''!      
    
                20-26.06.2021. Хайфа.