дорогами ушедших хуторов

Александр Дробноход
    Свою судьбу имеют не только  люди, но и деревни, посёлки, хутора.  Как и люди, они рождаются, взрослеют и, к сожалению, порой умирают.  А ведь там жили и трудились люди, пелись песни, играли гармони, бубенцами звенели свадьбы, сенокосы и ярмарки пёстро украшали сельское приволье. Больно осознавать: деревни стояли века, их защищали от врага, за них дрались, в них жили, любили, рожали детей.   А уходят они в полном молчании...



     Человеку, по сути своей, свойственно менять  места проживания. Меняя,человек питал, тешил себя надеждой на более лучшую жизнь.  Для сельских   людей общение с землей - дело привычное. Наша страна была богата хуторами,деревнями, селами,связанными с сельским хозяйством. Вся их жизнь была пропитана воздухом, с запахом полыни, пырея, чабреца да солнца, а земля – их кормилица. Это ими была обжита длинная полоса, здесь под рокот старинной были, принимали они гостей, мед варили из тростника да арбузов, подруг любили, и дружить  учили детей.

     Эти люди славились трудолюбием и уважением к земле. Так случилось, в 1925г под ветрами раскинулась степная сторона, хутор Садовый –заветная мечта.  Первыми поселенцами были  жители Воронежской области, которые группами в  15 семей отправлялись на поиски лучшей  земли, а главное лучшей жизни. Селились по берегам реки Егорлык. Земля, по мнению старожилов, оказалась богатой черноземом. Перед ними расстилалась бескрайняя степь. Под дующими ветрами, степь, как море, с накатывающими друг  на друга волнами седого ковыля, с огромными колониями железняка, сухоцвета, воронцов,тюльпанов.

      Вот в этой красоте обитали зайцы, лисы, дрофы,куропатки, суслики. К тому же  сколько было рыбы в реке, сама природа позаботилась, что бы человек не пропал с голоду. С голоду в этих местах может умереть только ленивый.

  Вот на такую землю прибыли из Воронежской области семья Батлуковых, Иван Захарович и Феодосия Петровна с пятью детьми: Федор,Дарья, Вера,Александр,Илья и семья Климентенко, прибывшая на корове, запряженной в  телеге из Украины. Это Тихон Гаврилович и Прасковья Ивановна с девятью детьми:Илья, Дмитрий, Михаил,Анастасия, Наталья, Родион, Иван, Павел и Ульяна.
 
  Будучи взрослыми, Дмитрий  Тихонович занимал пост министра легкой промышленности, подал прошение в правительство с разрешением использования земель южных районов России для заселения беженцев, искателей лучшей жизни. Разрешение было получено, в результате чего  в 1925 году образовался хутор Садовый.

 Первыми переселенцами были семья Климентенко, построили хату изготовленную  из самана, где то метров 400 от реки. Являясь отличными хозяевами, Тихон Гаврилович и Прасковья Ивановна разметили сад, который позже славился на всю округу. Обработанная земля, за их любовь,  отдавала все, чтобы семья не испытывала голода.

   Семья же Батлуковых облюбовали место постройки  ближе к реке. Как и все, Батлуковы заложили сад. Дети во всех семьях отличались трудолюбием, любовью к земле, на которой живут, лелеют ее, служат ей и только ей.  В семьях дети росли, а вместе с ними росли и проблемы, вызванные капризами природы.
 
   Подобрался в хуторе Садовом  народ веселый, добрый, с чувством юмора. В праздники народ выходил на поляну, где на столы выставлялись самые лучшие угощения и отдельно почетный стул для гармониста. А гармонистом, весельчаком и шутником был  сын  Ивана Захаровича Илья. Кроме застолья организовывали игры, конкурсы на лучшую частушку.  Все были нарядно одеты, девушки в лучших платьях с газовыми косынками, парни  любо-дорого посмотреть: сапоги с сжатыми в гармошку голенищами, до блеска  смазанными ваксой.  Ну, а  на фуражку особо разбитные « для форсу» прикалывали розу, девчата не сводили с них глаз. Это был настоящий праздник души и тела.

   Каждый вечер можно было слышать звонкие песни,  «а там за перекатом  эхо отзовется, полетят на реке Егорлык эге-ге-гей, а из души напевно музыка польется, хутор Садовый- нет его милей». На этих гулянках знакомились молодые  люди, предлагали дружбу. Не исключением были и  фигуранты рассказа, взрослеющие дети семей Батлуковых и Клементенко. Частенько отец  Батлуков Иван  Захарович говорил своему сыну Саньке -« мол, пора, сынок и взрослеть, присмотреться к выбору невесты». Санька из-за своей чрезмерной стеснительности, от сказанного отцом  то бледнел, то краснел, опуская взгляд в землю. В коллективе он весельчак и балагур, а вот, чтобы вести разговор с девушкой, не хватало духу и смелости. Да к тому же, он всегда считал себя некрасивым. Но он забыл русскую поговорку « с лица воды не пить»,  человек должен быть богат душой, добротой, отдающим  тепло сердца другим. Вот эти главные черты его характера, он как раз не брал в расчет, да к тому же он трудяга, ответственный, внимателен к людям  пожилого возраста.  Все эти качества заметила молодая  красивая девушка, приехавшая из Воронежа – Мария Климова. Старалась быть поближе к Саньке. Подходила к нему с разговором, но он этого не замечал. Потому что считал- она для него не пара, уж больно  красивая.

    На одном из вечеров, за ужином отец и мать перебрали всех девчат хутора, он всех отвергал. Остановился на статной, но не так уж и красивой, стеснительной девушке из семьи Клементенко – Ульяне. После беседы, Санька к удивлению родителей, охотно согласился даже на сватовство.

   Ульяна на  то время считалась более взрослой  среди девчат, было ей 20 лет. Под стать Саньке, очень стеснялась из-за ямочек на лице от перенесенной оспы. Но была доброй, отзывчивой, трудолюбивой, чистоплотной.  На семейном совет родители Саньки решились на сватовство. Родители, сват со свашкой и сам  герой этого события  прибыли  вечером к дому Климентенко. Погода соответствовала событию. Было тихо, не считая легкого дуновения ветерка, освежающего воздух. Сверчки исполняли свою мелодию, придавая праздничное настроение.

  Сват постучал в калитку, на стук отозвалась дворняжка.  Вскоре появилась  на пороге хозяйка Прасковья Ивановна.
- Можно зайти во двор,- хором просили сваты.
 Санька волновался, как никогда. То и дело поправляя свой чуб. Сердце его стучало , как молот кузнеца. Саньке казалось, что этот стук слышат все, от чего  ему становилось от этого неловко.
- Какими судьбами вас занесло в столь поздний час?- задала вопрос хозяйка, хотя она сразу поняла причину  появления.
- На то есть причина!- ответил сват, а чтобы долго не рассуждать, то скажу прямо, нам надо поговорить о сватовстве. Дай  Бог может, и сладимся, - с комом в горле выдавил сват.
-Милости просим, гости дорогие!- пригласила хозяйка, а сама крикнула в сторону,- Отец, встречай гостей!
   Тихон Гаврилович от неожиданности онемел, но справившись с волнением, своим  хрипловатым голосом сказал, вернее прошептал:
-Заходите,- торопливо встал с лавки, а ноги не шли, сделались ватными.  Поздоровавшись,хозяин жестом руки  пригласил  сватов в дом.

    По старому обычаю уважаемых людей сажали в « красный угол», то есть в угол, где висела икона,где нельзя соврать, слукавить, именно там вели  все важные разговоры.А тут такой случай-сватовство дочери, что может быть важней! Если  разговор шел в нужном русле,  гостей  приглашали  за стол. Хозяйка забегалась, накрывая на стол, чем Бог послал. А Тихон Гаврилович метнулся в чулан. А вернулся с бутылью самогона, поставил на стол. После первой, пошли разговоры  на веселой ноте.
  Тихон Гаврилович встал, окинул  взглядом всех присутствующих, еле произнес  «мы не возражаем». Слезы потекли по щетинистой щеке.
- Простите вы меня, ведь первое сватовство в моем доме. Меня конечно волнует, а согласна ли  дочь Ульяна?
- А кто их спрашивает- сказал сват.
- Нет сваток, так не гоже, надо спросить ее согласие, а потом  делать заключительное решение. Хочу. Чтобы моя дочка сделала  сама свой выбор, чтобы потом не было лишних разговоров в сторону родителей. Тихон вышел из-за стола, спокойно подошел к двери,постучал:
- Дочка, Ульянушка, поди к нам!

  Скрипнула дверь, медленно открылась. А в проеме двери показалась  статная девушка, в  розовом в цветочек приталенном платье,облегающим ее тело, подчеркивая фигуру.
- Здравствуйте!- Ульяна, опустив свои красивые глаза, поклонилась гостям.
Начало было обещающим. Сватьям этот момент очень понравился. Отец предложил сесть за стол, объявив ей суть появления  гостей в их доме,лицо Ульяны зардело.
- Ну как, сынок, невеста, нравится?- спросил отец невесты.
Осмелев,Санька ответил уверенно-«конечно нравится!»
- А тебе, доченька, как жених?
- Нравится- ответила Ульяна.
   На том и порешили.

  Вскоре состоялась свадьба. Санька привел в родительский дом Ульяну, у которой со временем, куда и делась ее стеснительность. Вела себя уверенно, будто и жила она здесь. Чувствовала родителей, Санька понимала с полуслова, с  одного взгляда, за что  Иван Захарович и Феодосия Петровна  любили ее. вместе со всеми перенесла Ульяна  и страшные годы голодовки.
   В 1935году у стариков появилась на божий свет внучка Валентина, затем Нина. Но как черт из табакерки появилась страшная беда. 1941год- страшная война, опустошившая  хутор от мужского населения. Остались на селе одни старики, женщины и дети. Со временем все чаще и чаще приходили похоронки.

   Ушел на фронт и Санька, оставив жену в положении.Уже без него в 1942году на свет появилась Шурочка.
   Участвуя в одном из боев за Украину, Санька был серьезно ранен. В этом бою наши спешно  отступали, оставшихся на поле боя раненых немцы забрали в плен. Так Санька был доставлен в одно из Украинских сел,загнали их в баз для скота. Саньку уложили на солому. Солнце,  ветер, дождь  - все было их. Едой для них была брошенная свекла или картофель, кто что схватит, тем и сыт. Вместе с Санькой был Николай Корнеев из под Курска, а так же Санькин брат Илья. Как могли помогали друг другу.

   Немцы еженедельно привозили женщин из соседнего села на работу. Одной из них понравился Батлуков Илья -  влюбилась с первого взгляда и поставила перед собой цель- освободить его. Планов было много, но они не дали результата. Но один, казалось бы простой,  оказался результативный. Собрав несколько бутылей самогона, Мария сумела договориться с охранником. Так она увезла Илью и Николая Корнеева, которые продолжили службу после долгих разбирательств.

   А Саньке еще долго пришлось поваляться в  мокрой соломе,голодным, истощенным, к тому же раненным. Не дождавшись чтобы Санька сам смог передвигаться, Мария снова взялась за дело,как и других выкупила его за самогон.Отвезла его в ближайший госпиталь,где он пробыл до конца войны. Его, больного, заработавшего в лагере простудные заболевания,привезли домой на телеге. Под руки принесли в дом, ноги сами не шли. Уложили на топчан, накрытый матрасом. Санька еле слышно прошептал « слава Богу, я  дома!» из глаз его покатилась слеза. Дети стояли рядом, смотрели на отца, стараясь коснуться его руки. Валя же еле сдерживала слезы, вытирая их носовым платочком. Нина принесла покрывало, чтобы укрыть отца. Ну и малышка Шурочка не осталась в стороне. Своей пухленькой ручонкой потянулась к лицу, по примеру старшей сестры,чтобы вытереть слезу, но со словами: «папочка, не плачь, мы с тобой и не куда от тебя не уйдем!» От таких слов тело его задрожало от рыданий. Он собравшись с силами, как мог обнял детишек, прижал к себе. Дети каждый целовал, успокаивал его. Шурочка,  вытирая слезу, коснулась его небритой щеки, отдернув ручонку, сопровождая словами: « ой, папочка, какие у тебя пелья колючие!» Отец улыбнулся и впервые назвал Шурочку цветочком. Старики занимались приготовлением целебных напитков, примочек по старинным рецептам. Иван Захарович пристально смотрел на сына,изучая его. Лицо  было  неузнаваемым, худое,кожа да кости.Глаза запали, как у покойника. «Ничего, сынок,- говорил Иван Захарович, - вытащим тебя, вырвем  из лап смерти. Целебные настои помогли и Санька вскоре пошел на поправку, щеки порозовели, ноги начали выполнять свою работу. Он был окружен заботой родителей, жены и детей от мала до велика. Особенно его любила маленькая  Шурочка. Которую он постоянно называл Цветочком. А она   приносила ему полевые цветы.

-Папа, посмотли какие я тебе налвала цветы. Я очень, очень тебя люблю! А ты меня любишь?- спрашивала она, гладя на отца своими  черными глазками
- Как же тебя не любить, - с улыбкой   обнимал малышку, долго целовал, не отпуская ее. а она и не  пыталась освободиться из его объятий, видно было - это ей очень нравилось. Валя и Нина, те постарше больше заботились о его здоровье.
  Жена Ульяна была рада тому, что муж идет на поправку.вскоре он начал ходить, помогать по хозяйству. А позже Василий Иванович Иванча, бригадир тракторной бригады, взял его к себе на работу трактористом. Где он видел в нем настоящего труженика хуторской земли.  Любовался, с какой ответственностью Санька выполнял  порученное дело.  Всегда улыбающийся приходил на работу. Да, по жизни  он был такой, строгий в работе- а в жизни сама доброта, которая так и выплескивалась из души.

  В тот день погода испортилась. Ветер собрал на небосклоне черные тучи,подул холодный ветер, гремел  гром, сверкала молния. Где то к девяти часам пошел дождь. В это время по улице  хутора Садовый проезжала  цыганская кибитка. Промокшие цыган с цыганкой и пятеро их детей, просили почти в каждом дворе убежище,но…   Никто! Никто не соглашался их приютить, зная их воровскую привычку.  Александр Иванович, выслушав их просьбу, молча открыл  ворота. Заехали, распрягли лошадей, сами укрылись в сарае, угол которого был  завален соломой, на веревках развесили мокрую одежду, ну Александр Иванович пожелав  доброй ночи,спокойно ушел в дом. Когда сообщил жене , та была в шоке. "Ты подумал, что ты сделал?- сетовала на мужа Ульяна. -Ведь это  воровское племя, встанем утром, а в сарае ни единой  курочки!"
- Милая не беспокойся, хоть одну, а на развод оставят!- успокаивал жену.
  Ночь прошла спокойно. Дождь утих. Цыгане, собрав свои вещи, поблагодарив хозяев, срочно покинули двор. Ульяна сразу же побежала проверить все ли на месте. Но оказалось, что все волнения были напрасны.Не только ничего не украли, но и оставили в благодарность пару ягнят, да тройку поросят в уголочке, гусь гордо вышагивал по сараю в своих красных сапогах. Ахнула Ульяна:"Что это, откуда?" Побежала в дом к мужу с радостной улыбкой: "Ой, какой ты молодец! До света хозяйством обзавелся!" Тот ни сном, ни духом, поднял удивленный взгляд и бегом в сарай....Оказалось в благодарность за приют цыгане пошарили по катухам соседей и решили от них не убудет.
 
      Вот была потеха, с извинениями пошел Александр Иванович по соседям раздавать кому поросенка, кому ягненка.
В тот день Александр Иванович рановато явился на работу,увидев его молодые  трактористы хором произнесли: « О, явился наш новоиспеченный цыганский барон!»
- Нет тут ничего смешного! Они такие же люди, только ведут кочевой образ жизни. Только после появления бригадира  смех и шутки утихли.
С их легкой руки прилипло прозвище к Александру Ивановичу. Но он не обижался, а даже сам посмеивался над случившимся.

   Давая наряд трактористам , Василий Иванович каждый раз говорил одни и те же напутственный слова: « вверенную вам работу вы должны делать с душой, при том один раз, чтобы потом не переделывать!»
 А Александр Иванович Батлуков отвечал ему: «Да ,помним, помним Иванович», а сам то больной, израненный,но всегда добродушный, с улыбкой покидал  бригадный домик.

     В воспитании детей в семье он был строг, он не мог иначе,так как сам то был образцом для подражания. Вскоре в семье Батлуковых прибавилась дочь Тоня и сын Алеша. Жена Ульяна была надежной опорой для мужа. Делилась, советовалась во всем. Помогала мужу преодолевать жизненные трудности. Но жизнь свое берет,  внося коррективы,забирая силы,здоровье.

  Да, годы, проведенные в плену, оставили неизгладимый след. Вскоре заболел основательно. Очень сильно  беспокоило сердце,  настал момент, когда оно не справилось. Так на 64 году Александр Иванович покинул этот мир, оставив память о себе, как  человек с большой буквы. Жена же Ульяна Тихоновна,  еще долго жила рядом с дочерью Шурой. Всегда была под  присмотром, вниманием и заботой ее детей и внуков Сани  и Коли.

  Так в 1980 году закончилась история жизни семей Батлуковых и  Климентенко и всех жителей 70 дворов в этом хуторе:  Воробьевых, Лохматовых, Антоненко, Федотовых,Бабкиных, Кружилиных,Сельчуковых, Евсеевых,Руцких, Бацура,Калиберда,Цаплиных,Ромас, Красиловых и других…   эти люди покинули  обжитые места красивейшего хутора Садовый, утопающего в зелени, с ухоженными дворами, хутора, имеющего свою школу. Первыми учителями были Василий Павлович и  Нина Алексеевна Поручаевы. Заведующий МТФ- Бацура, заведующий птичней- Мацуца  Д.Д, бригадир тракторной бригады Иванча  Василий Иванович. Хутор имел свой клуб, заведующим был Руцкой  Алексей, в клубе крутили кино под руководством киномеханика  Шемет Анатолия Ивановича. Было в хуторе электричество и радио.

 Стоит хуторочек заброшенный,зарос весь крапивой глухой, ведь здесь когда –то играла гармошка, были свадьбы, трудился народ. Остались одни бугорки, да память о людях живших в этих домах. Еще помнят их доброту, честность, трудолюбие. Не об этом мечтали старики – первые переселенцы. Они и не думали, что родной хутор Садовый уснет  когда - то вечным сном. А мечтали они, что жизнь будет краше с каждым божьим днем.

     Каждый год, в первое воскресенье августа, бывшие жители хутора Садовый приезжают сюда со всех концов страны со своими детьми, внуками, правнуками, чтобы познакомить их с местом, где проживали их предки - основатели хутора.  Приезжают сюда, чтобы отметить день села, поклониться родным холмикам, отдать дань памяти и уважения  павшим и живым . Чтобы навсегда запомнили и передали грядущим поколениям  память о  «малой Родине».

     Собираются на берегу реки Егорлык, где звучит музыка, песни, смех и покажется на минуту, что хутор жив. Живы тысячи таких же хуторов и деревень России, которые исчезли с  лица земли,  но не исчезли из памяти людской…



       Деревеньки малые России,   Исчезаете с лица Земли.
       Сколько счастья людям приносили!   Сколько дать еще бы вы смогли!( Л.А.Старцева)





   На фото: встреча  односельчан на месте  хутора Садовый

    Дробноход А.Я.     с. Лопанка