Книга, которая меня разозлила

Олег Аникиенко
       Одна из книг, разозлившая меня и даже обидевшая мой литературный вкус, - «Парфюмер» П. Зюскинда. Швейцарского  писателя,  ко времени когда мне попалась его книга,  причисляли к лику современных «звезд» слова.  А его роман, соответственно,  к  бестселлерам. 
      «Книга, - читаем на обложке, - переведена на 33 языка, вышла миллионным тиражом и продолжает шествие  по миру.  Жуткая и красивая история  убийцы с лучшим носом Франции 18 века.  Жизнь и смерть монстра, имеющего нечеловеческое обоняние, позволяющее перевернуть общество…»
      Уже лишь  реклама оттолкнула бы меня купить такую книгу. Но мне ее, затертую десятком рук, дали в поезде скоротать время поездки.
      Начало романа впечатлило. И сюжет, и мастерство писателя, когда я просто «увидел» в своем восприятии парижский  рынок тех времен и  торговку рыбой, родившую под прилавком ублюдка, из-за которого ее и казнят.  От странного младенца без детского запаха отказывается кормилица. Мелькнула первая настороженность, уж не подсунули ли мне очередную демоническую попсу.
    А подозреваемый в чертовщине  ребенок рос  и как мог приспосабливался к жутким условиям. Лишь бы выжить! И ждал своего часа словно клещ, живущий долгое время  каплей крови.
    Как терпел и мужал этот нюхач,  читать было занимательно. Все же  нравятся мне необычные люди со своим, пусть странным, внутренним миром. Герой, терзаемый рабским трудом в кожевенной мастерской,  даже вызывал сочувствие.   
     Любопытно было следить за охотой  юного Гренуя на запахи Парижа.  В своих прогулках по дворам города  подросток, таясь, накапливал в свою память  океан человеческих ароматов и вони.  Затем  расщеплял пойманные им запахи на составляющие.  Гонялся за незнакомыми запахами, ловил их со страстью и терпением рыбака, собирая в себе. Корзины с овощами, бочонки, мешки с пряностями, ящики с гвоздями, прилавки, заваленные мясом, тканями и посудой. Запахи цветов и всяких смесей. То была жизнь людей…
    Как вдруг, на прогулке, он улавливает аромат, лишивший его покоя. Выследив источник запаха, Гренуй обнаруживает спящую юную деву, от тела которой исходит чудный флюид.   Он понимает, если не овладеет этим запахом, жизнь его лишится смысла.  Казалось бы, кто мешает нанюхаться, запомнить и уйти.
     Но… чудовище убивает спящую, задушив ее. Зачем? Ведь он лишает себя ощущения чувствовать реальный запах. Аромат девушки теперь остается лишь в памяти. Как и другие запахи в его копилке. Поступок лишенный логики, авторский произвол, когда писатель отходит  от  правды жизни  и пишет, удовлетворяя  низкий вкус толпы ради  популярности. 
     После этого жестокого и бессмысленного, на мой взгляд, убийства, читать роман мне расхотелось. По инерции решил просмотреть еще две – три главки. Но повествование вновь захватило, появились новые персонажи. 
    Предо мной предстал старый парфюмер Бальдини, бесталанный, но опытный ремесленник, отвергающий новые веяния брюзга,  коммерсант, чей бизнес катился к закату.  Отставший от своего времени, презирающий дух познания и новаторства,  старик был нарисован писателем с иронией  и сочувствием. Подобный типаж узнаваем  и характерен для любого исторического времени.
     Постаревший парфюмер безуспешно пытается понять состав духов, созданных конкурентом. Зависть и восхищение, злоба и нечистые помыслы...  В образе Бальдини – жизнь человеческая, оттого читать интересно.  Появление клеща Гренуя в доме  парфюмера выводит роман на новый виток. А то, как уродец доказывает свой талант, - сильнейшая сцена, читаемая с волнением на одном дыхании.  Эта глава схожа с отдельным  рассказом  о скрытых  способностях человека…
      Дальше читается уже не столь интересно, потому что ожидаемо.  С помощью ученика Бальдини разбогател, а Гренуй набирается опыта парфюмера, изготовляя порошки и эссенции, то есть умению вырывать суть, душу вещей, жизненный сок из трав и цветов. 
    И – опять произвол,  – потерпев неудачу в  перегонке твердых веществ, Гренуй тяжело заболевает. Ужасные гнойные язвы по всему телу, состояние без сил и памяти,  смерть близка… И – внезапное выздоровление! После этого Гренуй уходит от старика  странствовать. А Бальдини, со всем своим нажитым богатством, без видимых причин гибнет. Его дом падает с моста в реку. Спрашивается, зачем автору убивать старика?  Чтобы дальше нагнетать ужастики?  Показать, что все, кто входил в контакт с этим дьяволом, должны погибнуть?
      Так заканчивает первая часть романа. Забегая вперед, скажу, она самая интересная. Там - жизнь и люди.  Дальше все хуже, все попсовей.  Но читатель уже на крючке.  Гренуй отправляется в неизвестность, а  мое любопытство зовет познать,  что еще натворит этот  злодей в своих поисках.
      Книга, словно захватывающие качели, бросает то в реализм с мастерским описанием Парижа тех времен, то в нагнетаемый хоррор, взятый из новейшего времени. Заглотивший наживку читатель углубляется в роман. 

     И  - вновь -  неожиданный поворот. Вместо того, чтобы идти к людям и совершенствовать свое мастерство, Гренуй поднимается на гору – вулкан и забивается там  в пещеру, где и проводит в спячке семь лет.  Непостижимо! Клещ питается крысами и дохлыми летучими мышами, лакает воду со скал.  Как труп он лежит в каменном склепе, почти не дыша в своей внутренней империи. И в своей ненависти к людям он -  счастлив.  Обнюхивая себя, он не может обнаружить никакого запаха… И это его тревожит. 
      Надо сказать, читать уже становится скучно и начинаешь быстрей просматривать странички. В конце своего  заточения Гренуй решает создать запах, покоряющий людей. То есть, воздействующий на подсознание гипнотически. Он желает стать богом ароматов. И заставить людей полюбить его, Великого Гренуя! Поэтому, спускается с горы.
     Дальше  в романе уже не встретишь интересных персонажей, ярких характеров. Все  скомкано и малоинтересно.  Встречаются какой-то чудаковатый маркиз, какие-то люди… Гренуй начинает эксперименты с человеческими запахами. И устраивается в маленьком городке подмастерьем.
      Здесь, усыпив бдительность хозяев, он начинает  опыты с человеческими запахами. Начинает с живых существ, кошек и собак, убивая их и закатывая в расплавленный жир. Цель – поймать суть живой жизни,  пахучую субстанцию, благоухающую душу существа. Он обматывает тряпками животных и людей, подставляет фляжки под сидения…
      Но ему нужны люди, внушающие к себе любовь. И Гренуй начинает убивать молодых девушек. Выслеживает их, бьет их колотушкой по затылку,  снимает платье и стрижет волосы. Это ему нужно для опытов. Здесь я бросаю книгу. На кого она рассчитана? Таких фильмов полно настрогали попсовые режиссеры…
     В конце своей поездки я, все же, быстро долистываю книгу.   Оказывается, чудовище уже убило 24 молодых девушек! Ну, маньяк! Зачем-то они идут за ним в поле к своей смерти. Ведь уже вся округа вопит от страха! Все предупреждены.   Как он, урод, может увлечь за собой девушку?  У него еще нет колдовского запаха. Для этой цели он и убивает.
     В какой -то момент убийцу ловят, и в его логове находят платья и  волосы  жертв. В сохранности. Тут уж совсем непонятно. Ведь он убивал, чтобы создать Величайший колдовской аромат, магические духи, чтобы все люди ему поклонялись и обожали как бога.  А для этого нужно было переработать добычу в химическую жидкость. То есть испортить «материал».
      Но автор уже не думает о правдоподобии. Его заносит в дешевые фантазии.   Лишь бы эффектней закончить! Оказывается, флакон духов составлен, и Гренуй как-то проносит его в тюрьму. Не обыскали?  Он обливается ими,  благополучно покидая тюрьму. Из-за запаха его все боготворят, а отец убитой девушки  умоляет  его стать свои сыном.
      На последних страничках романа  Гренуй еще раз обливается духами среди толпы на рынке. На том самом, где он родился под прилавком с рыбой. Теперь  от него пахнет немыслимо прекрасно. Как от ангела божьего. С ума сошедшие от такого запаха люди набрасываются на Гренуя, рвут его, режут на куски и кости и полностью поедают.   Но, повторю, я уже не читал это, а краем глаза скользил по тексту. Затем бросил книгу в урну.
      Я был  одурачен  и потому зол.  Первый раз  до конца пролистал попсовое чтиво. И все потому, что роман был  хорошо начат. Меня поманили, как ребенка и вместо конфеты подсунули муляж.
     Замечал, раздражение вызывает не явная подделка под литературу. А книга, несущая след таланта и предавшая его.   На мой взгляд, автор, сам обладая хорошим обонянием, решил разработать знакомую тему. Написал рассказ, затем переделал его в повесть. Ну а потом, повинуясь  дьяволу зависти, дописал впопыхах роман. Желая прославиться и разбогатеть.  Сдался этой гидре попсы, которая ломает и талантливых творцов. А жаль.