Концепция гармонии

Николай Кириленко
Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский ученый в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почетный ученый Европы, почетный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.


КОНЦЕПЦИЯ ГАРМОНИИ

Наука  на современном этапе своего развития приходит к пониманию того, что она рассматривает мир не в целом. Научное мышление, да и вообще человеческое мышление, двумерно, плоскостно.

Фундаментальным звеном мира является его структурность.

Структуры связаны с аккумуляцией энергии из физического вакуума, и чем ближе структура или форма к законам мировой гармонии, тем сильнее воздействие на окружающий пространственно-временной мир.

Таким образом, принцип гармонии оказывается мерой структурности всего сущего [1].

Если рассмотреть области мироздания с точки зрения соответствия их мировой гармонии, то можно поразиться их красотой.

Мерой гармонии является «золотое число» 1,618 («золотое сечение»). Оно проявляется в музыке, скульптуре, живописи, архитектуре, поэзии, алгебре, геометрии, кристаллографии, почвоведении, анатомии, биологии, эстетике, космическом пространстве и во многих других областях знаний. Живая материя и человек есть воплощение гармонии этого мира.

Природа подтверждает не только стремление материи придерживаться законов «золотой пропорции», но и объясняет естественные отклонения от них.

В последние годы для объяснения феномена «золотого сечения» выявлены различия в работе правого и левого полушарий головного мозга. Правое полушарие мозга отдает предпочтение «золотому сечению». Левое полушарие мозга отвергает «золотое сечение».

Неодинаковое субъективное восприятие людьми окружающего мира не дает объективных физиологических оснований для признания золотой пропорции единым эстетическим эталоном красоты.

«Золотое сечение» это не случайность, а проявление более общей, пока ещё не разгаданной закономерности, действующей как в микро-, так и в макромире.

В эволюционно-синергетическом подходе изначально заложен гуманизм как признание самоценности человеческой личности, как понимание диалога и сотрудничества (толерантности)  в качестве необходимых условий существования самого человека.

Это и означает интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний,  интеграцию двух культур.

В этом подходе человеку отводится центральное место, но он только часть природы.

Человечество планеты, если оно думает выжить, должно стать единым социальным «суперколлективом» с планетарным разумом.

Внешние силы (космические и земные)  оставляют на Земле следы своего влияния и эти следы прослеживаются как в нашей повседневности, так и в тысячелетних глобальных процессах.

Это приводит к взрыву пассионарности (пассион – страсть) по Л.И.Гумилеву в виде мутации за счет появления избытка  «биохимической энергии живого существа биосферы» [2].

Наибольшее количество индивидов располагает такой энергией в количестве, необходимой для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Эти гармонические индивиды общества работают, чтобы жить,  и больше никаких потребностей у них не возникает.

В обществе есть и некоторое количество людей с «экстремальной энергетикой».  Если пассионарности больше, чем требуется для спокойной жизни, человек – пассионарий живет, чтобы работать ради идеальной цели. Именно здесь и берет начало новый этногенез, появляются разные социальные идеалы комфорта, знаний, справедливости, завоеваний, победы и т.д.

Когда пассионарности у человека меньше, чем у гармонического человека, индивид живет, чтобы не работать, ориентируясь на потребление за счет других людей.

Соотношение разных типов людей в каждом этносе определяет пассионарную сущность уже на популяционном уровне.

 По Л.Н.Гумилёву изменения пассионарности в ходе этногенеза создают исторические события. Т.е. история пассионарности в конкретных этносах – это этническая доминанта и поэтому, считает Л.Н. Гумилев, говорить об истории всего человечества не имеет смысла. Так называемая всеобщая история есть лишь выражение механической совокупности знаний об истории различных, этносов.

Известный американский ученый А.Маслоу провел обширное исследование самоактуализирующихся личностей, которые составляют всего лишь 1 % от населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих свою человеческую сущность людей. В результате ему удалось выделить общие черты, присущие им:

1. Более адекватное восприятие действительности,   свободное    от влияния актуальных потребностей, предрассудков, стереотипов.

2. Постоянный интерес к неизведанному.

3. Принятие себя и других такими, какие они есть.

4. Отсутствие искусственных, форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

5. Простота и естественность.

6. Деловая   направленность,   соотнесение своей деятельности с универсальными ценностями.

7. Автономия и независимость от окружения.

8. Психологическая устойчивость.

9. Свежесть восприятия.

10. Дружба с другими самоактуализирующими личностями.

11. Устойчивые    внутренние    моральные нормы, нравственное поведение, чувство добра и зла, отсутствие враждебности в межличностных отношениях, ориентация на цели.

12. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

13. Творческий    подход     к деятельности независимо от вида деятельности.

14. Юмор в отношении к жизни в целом и к себе самому.

15. Неизменность поведения в угоду окружению, но в соответствии с мировой гармонией.

16. Склонность считать себя представителями человечества в целом, чем представителями только своей страны.

Человек, достигший самореализации личности, умеет управлять собой и своим духовным миром, в дальнейшем реализует себя уже для обеспечения гармонии мира, «сливаясь с природой», находясь в  «свободном полете».

В человечестве таится огромный резерв возможностей, которые до сих пор не используются. Профессор Налимов в своей книге «Прошлое в настоящем» говорит о потоках информации, окружающих нас в любое время, в любом месте, и возможности брать эту информацию непосредственно.

К.Э. Циолковский говорил:  «Материя в нашей Вселенной занимает ничтожно малый объем». Задача человека – понять энергетическое состояние окружающего мира, внутренних состояний человека и научиться управлять энергетическими и информационными потоками.

Однако все то, что расширяет поле человеческой воли, крайне опасно в неумелых и нечистых руках. Природа осторожно впускает подготовленного человека к тонким материям – основам мироздания.

Человек часто нарушает духовные законы природы, законы собственного совершенствования, законы справедливости по отношению к ближнему и др.

Нарушая законы Природы, человек нарушает гармонию, а за это полагается срок в  «тюрьме» больного тела или ссылка на «остров неудовлетворенности».

Основное предназначение человека – духовное самосовершенствование, раскрытие истинно космического могущества человека как творца мира, раскрытие предназначения земной цивилизации как частицы Вселенского Разума.

«Гармонически развитый человек» имеет четкое физическое подтверждение. У гармонически развитого человека все три энергетические оболочки – дух, душа и тело – одинаковы.

Гармоническому единству мира соответствует то, насколько человек раскрыл свое жизненное назначение, точнее, даже само движение к этому раскрытию ценится выше, чем статика наивысшего достижения. Только свободный духом человек может быть творцом. Это и приведет человечество к истинному здоровью тела и души. Для этого необходимо принимать испытания жизни и не совершать действия, противоречащие природе, и тогда сама гармония мира защитит человека.

Чем больше отдает человек, тем больше к нему возвращается, тем богаче становится его жизнь.

Гармонически   развитые люди встречаются редко. При этом не обязательно их энергетический потенциал огромен, главное, что духовная и душевная структуры находятся в гармонии с природой.  Такие люди всегда заметны, они излучают  какой-то внутренний свет.

Объединение всех под идеей гармонического развития мира на исповедимом пути космической эволюции – вот глобальная цель человечества.

Известный исследователь по аномальным явлениям Ю.А. Фомин отмечает, что современный человек является высшим, но не последним звеном эволюции жизни на Земле.  Сейчас он, как биологический вид, находится в кризисе, который завершится постепенным его вырождением. Кризис является следствием углубляющихся и обостряющихся противоречий между состоянием окружающей среды и возможностями и потребностями человека. Кроме того, усиливаются и внутренние противоречия, связанные с эволюционными изменениями отдельных личностей. Этот процесс ускоряет эволюцию и расслоение общества, что приводит к усилению непримиримых противоречий внутри общества и созданию взрывных ситуаций. Это в сочетании с внешними факторами (например, экологическими) приводит к нарушению внутреннего равновесия, как всего биологического вида, так и отдельных его составляющих.

В этих условиях, как замечает Ю.А. Фомин, уже началось формирование нового биологического вида, который, в конечном счете, вытеснит человека и займет его место на планете. Проведенный анализ позволил выявить основные свойства и качества формирующего вида. Важнейшим его свойством станет отказ от речевого контакта и переход к телепатическому, дистантному обмену видеообразами. При этом будет использоваться единое информационное поле всеми особями вида. Это позволит создать интеллектуально единое поле и избавиться от использования подавляющего числа технических средств, компенсирующих наше несовершенство. Формирование подобных феноменов уже началось и находит свое отражение в увеличении числа особей, в той или иной степени обладающих особыми качествами.

Поскольку на планете уже начался процесс формирования нового биологического вида, сопровождающийся неизбежным расслоением общества, глобальной задачей человечества является обеспечение всеми средствами ускорения этого процесса с сокращением возможных потерь, которые неизбежны при этом процессе. Это можно осуществить при условии понимания происходящего, а это возможно на базе новой мировоззренческой позиции.  Поэтому  человечество, прежде всего, должно разрабатывать и внедрять конкретные мероприятия, связанные с развитием у максимального большинства людей свойств и качеств, присущих представителям формирующегося биологического вида.

Выдающийся мыслитель К.Э. Циолковский отмечал, что человечество не будет вечно существовать в нынешней телесной, биологической форме. Через миллионы, миллиарды лет оно может перейти к существованию в виде энергетического поля, в виде лучистой энергии. Всемогущество и бессмертие – ценой отказа от телесности, личности, индивидуальности, «самости».

Четкого различия между научным и религиозным знанием не удается установить.  Одна из теорем австрийского логика и математика Курта Геделя (1906-1976 гг.), доказанная им в 30-х годах XX в., гласит: «В любом языке (наука – это язык)  существует истинное недоказуемое высказывание». Это известная теорема о неполноте любой содержательной аксиоматической системы, что фактически означает: такие истины, имея научное происхождение, должны быть отнесены к религии (вере), поскольку в науке не все доказывается, вводятся аксиомы.

С учетом сказанного и многовекового опыта человечества можно говорить лишь о направлениях деятельности по гармоническому развитию человека, человечества, учитывая многообразие факторов, сложность и неизученность процессов, влияющих на раскрытие данной проблемы.

Движение в сторону структуры и гармонии считается некоей вселенской  эволюцией Мира.

Поиск смысла жизни, гармонии,  «философского камня» остается до сих пор важнейшей, не полностью раскрытой проблемой земной человеческой цивилизации.

Список литературы

1. Дао. Гармония мира. – М., Харьков: ЭКСМО-Пресс, Фолио, 1999.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2003.

См. Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.